Сценарий праздника Осенины на Руси начальная школа



ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА МЕРОПРИЯТИЯ МБУ СОШ №50
учителей художественно-эстетического цикла.
Учителя:
Учитель музыки Киселева Е.Г. - высшая квалификационная категория;
Учитель музыки Гладких А.С. - первая квалификационная категория;
Учитель технологии Хасанова О.Д. -первая квалификационная категория;
Учитель технологии Свистунова Н.А.- первая квалификационная категория;
Учитель ИЗО Прижелудская Е.Н.- высшая квалификационная категория;
Дата проведения: 29.11.2016
Место проведения: актовый зал МБОУ СОШ №50.
Тема мероприятия: «Осенины на Руси».
Тип мероприятия: обобщение опыта учителей МО художественно-
эстетического цикла.

Цель мероприятия: пробудить интерес у детей к народным традициям; способствовать становлению культурной идентичности, укреплению национального чувства; побуждать детей к участию в традиционных народных праздниках.

Задачи мероприятия
1. Ознакомить учащихся с историей, традициями и обрядами народного праздника «Осенины на Руси».
2. Развивать познавательную и творческую активность детей, интерес к рукотворчеству.
3.Формировать представление о красоте труда, многообразии проявления декоративного искусства.
3.Воспитывать уважительное отношение к отечественным традициям, ценностям своего народа через осознание своей этнической и национальной принадлежности, содействовать сближению поколений.
Структура мероприятия
1.Встреча гостей;
2.Вступительная беседа о русском народном празднике «Осенины на Руси»;
3.Исполнение учащимися русских народных песен, хороводов;
4.Выставка декоративно - прикладного творчества, рисунков на тему «Осень золотая»;
5.Чаепитие у самовара;
6.Подведение итогов, обсуждение, рекомендации.
Методы обучения: игровой, метод беседы и диалога, метод моделирования художественного творческого процесса.
Образовательные технологии- информационно-коммуникативная технология.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
готовность и способность обучающихся к восприятию русской культуры, формирование мотивации к дальнейшему ее изучению, ценностно-смысловые установки и индивидуально-личностные позиции;
осознание своей этнической и национальной принадлежности на основе изучения лучших образцов фольклора;
повышение мотивации к учебно –творческому процессу.
Предметные результаты:
• знать и понимать роль народной музыки в жизни человека, формы
построения русских народных песен и наигрышей , виды
декоративно – прикладного искусства и практическое применение их
в повседневной жизни;
• уметь передавать характер музыки в музыкально-творческой
деятельности;
• формировать эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты:
Регулятивные:
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи
деятельности, поиска средств ее осуществления;
• освоение способов решения проблем творческого характера;

Познавательные:
• формирование знаний о русском народном творчестве ;
• освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
• формирование умения находить прекрасное в народном творчестве.
Коммуникативные:
• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
процессе музыкально- творческой деятельности.
Материально –техническая база: компьютер, мультимедийный проектор, музыкальные инструменты (ложки, бубны, трещотки).
Сценарий праздника «Осенины на Руси».
Праздник проводится в актовом зале МБОУ СОШ №50 г.Новосибирска.
Вступительная беседа о значении праздника во внеурочной деятельности учащихся.
Духовно –нравственное развитие и воспитание личности осуществляется через разные виды деятельности обучающихся: урочную, внеурочную и общественно –полезную. Мы предлагаем вашему вниманию мероприятие «Осенины на Руси», которое мы проводим среди учащихся начальной школы и среднего звена. Это лишь часть программы по духовно –нравственному воспитанию наших ребят. В прошлом году мы провели праздник «Святки», который прошел очень интересно и ярко, в традициях русских народных праздников. Разработки таких праздников можно использовать как классным руководителям, так и учителям –предметникам.
Все, что пришло к нам из глубины веков, мы называем народным творчеством. И очень важно с ранних лет научить детей постигать культуру своего народа, показать им дорогу в этот сказочный и добрый мир. Поэтому не случайно важным моментом в воспитательной работе школы становится целенаправленное возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, знакомство обучающихся с его фольклорным творчеством.
Ход праздника:
Хозяйка подметает на сцене, поправляет убранство избы на фоне русской музыки.
Хозяйка: В избе прибралась, пирогов напекла, можно и гостей дорогих встречать!
-Жду сегодня гостей, чтобы Осенины справить. Пришел этот праздник к нам из далекой старины. К этому времени весь урожай бывал уже собран и народ устраивал праздник. Ходили друг к другу в гости, пели песни, водили хороводы. (стук в дверь).
Вот и ко мне гости пожаловали! Слышу, слышу, заходите гости дорогие!
Под веселую р.н. мелодию приплясывая, заходят младшие девочки. Поднимаются на сцену и проходя мимо хозяйки кланяются в пояс. Садятся на скамейки.
Хозяйка: (с поклоном) Здравствуйте, гости дорогие! Рада видеть вас в своей горнице. Небогат на теплые дни русский календарь. За работой и хлопотами об урожае пройдет лето жаркое. Глядишь –и осень на пороге. В конце сентября, когда весь урожай собран в закрома, можно и повеселиться.
1 –я: А кто знает, как раньше назывался праздник урожая?
2-я: Оспожники;
3 –я: Осенины;
4 –я: Именины;
5 –я: Праздновали этот праздник целую неделю. Чем богаче собранный урожай, тем веселее праздник.
6 –я: Песни пели, хороводы водили, рукодельничали. (начинают вышивать).
Хоровод «Осень –рукодельница»
Хозяйка: Порадовали вы меня! А кто знает пословицы и поговорки про осень, про осенние месяцы?
7 –я: Холоден сентябрь, да сыт.
8 –я: Октябрь –капустник, пропах капустой.
9 –я: В октябре семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.
10 –я: Ноябрь –сентября внук, октября сын, зиме –родной батюшка.
11 –я: В ноябре мужик с телегой прощается, в сани забирается.
12 –я: Красна весна цветами, а осень –снопами.
13 –я: Осень идет, урожай с собой ведет.
14 –я: Осень в гости пришла,
Добра нам принесла.
В коробы –холста,
На гумно –зерна.
15 –я: Также лен- конопель,
Рожь, пшеницу, ячмень.
Хозяйка: Умницы –разумницы! Осенью дни становятся короче, раньше наступают сумерки. И в эти долгие осенние вечера приходит пора девичьих посиделок: кто шьет, кто вяжет, кто пряжу прядет.
1 –я: На Руси уж так ведется,
Что талантливый народ
Сам себе и швец, и жнец,
И на дудочке игрец.
Хозяйка: А кто знает поговорки о труде?
2 –я: Без дела жить –только небо коптить.
3 –я: Маленькое дело лучше большого безделья.
4 –я: Сделал дело –гуляй смело.
5 –я: Работа и мучит, и кормит, и учит.
6 –я: Работу выполняем –песню запеваем.
За дверью голоса. С песней «Калина» в зал входят девочки старших классов, поют и приплясывают перед сценой. Затем поднимаются на сцену.
Хозяйка: Здравствуйте гости званые, желанные! Прошу в избу. Красному гостю –красное место. (кланяется гостям).
Девочки рассаживаются на скамейки, начинают вышивать.
1 –я: Ой, хорошо, подруженьки. Наконец –то пора отдохнуть пришла. А то летом ни одного денечка нет свободного.
2 –я: Батюшка сено косит, а ты сгребай! Матушка серпом хлеб жнет, а ты снопы вяжи!
3 –я: Теперь все вечера наши будут. Давайте споем нашу любимую «Прялицу».

Р.н.песня «Позолоченая прялица».
4 –я: Как во тереме красна девица,
Мастерица –искусница,
В терему она рассиживала,
Шелком шила, ткала золотом.
5 –я: Под малиновым кусточком
Шелкова трава растет.
Под рябиновым кусточком
Наша Катя платье шьет.
6 –я (отвечает).
Иголка, иголка,
Ты тонка и колка.
Не коли мне пальчик,
Шей сарафанчик.
Беседа о вышивании.
Хозяйка: Ну, мои мастерицы –искусницы, покажите –ка ваше мастерство!
( смотрит, хвалит).
Хозяйка: А где же наши жнеюшки, молодые девушки?
1-я: Идут жнеюшки, идут,
Колоски в руках несут.
Под русскую народную песню все девочки заводят хоровод «В хороводе были мы»
1 –я девочка: Осень, ты осень, гости недель восемь,
С громами сильными, с дождями, с ливнями.
2 –я: Лей дождик с неба,
Больше будет хлеба!
( Одна девочка выносит на рушнике хлеб)
Вот он, хлебушек душистый,
С хрусткой корочкой витой.
Вот он теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой. ( Несет гостям).
Каравай мы вам подносим,
Поклоняясь, отведать просим.
Хозяйка:
Умелые руки не знают скуки.
Кто трудился от души,
Веселись теперь, пляши!
Песня «У нас нынче субботея» -в исполнении девочек старших классов.
Под веселый наигрыш входят добры молодцы –мальчики.
В руках балалайки.
Хозяйка: А вот и добры молодцы к нам пожаловали! Здравствуйте гости дорогие! (кланяется).
Мальчики хором: Здравствуй, хозяюшка!
Хозяйка: Давно вас поджидаем, праздник не начинаем!
1 –ый: Ехали мы мимо, да повернули до дыма.
2 –ой: Дома сидеть, ничего не высидеть.
3 –ий: Решили на людей посмотреть, да себя показать.
4 –ый:
Расступись, честной народ,
Не пыли, дорожка!
Добры молодцы идут
Погулять немножко!
Хозяйка: Проходите, гости дорогие! У меня для каждого .найдется и местечко и словечко.
4 –ый: Не беспокойся, хозяюшка, мы и дома не сидим, и в гостях не стоим.
Хозяйка: Ну, добры молодцы, чем гостей порадуете?
Мальчики исполняют частушки, подыгрывая на р.н.музыкальных инструментах.
1 –я:
Осень на Руси встречали песнями и играми.
Утром люди выходили к берегам озер, прудов.
Хлеб овсяный выносили, скот домашний им кормили,
Чтоб хороший был удой.
2 –я:
А затем -  пошло гулянье, веселись, честной народ!
В селах мед и пиво варят, дружно водят хоровод.
Так почтим обычай древний: круг широкий заведем –
И с душою, вдохновенно песню звонкую споем.
Исполняется песня «Осенины на Руси».
3 –я: Осенины, Осенины,
Звезды в праздничной выси,
Это русские картинки
Нашей жизни на Руси.
4 –я: Жизнь такая, не иная,
Это наша сторона.
Все, что было, вспоминая,
Пусть живет страна родная,
Все хором: Очень русская, земная, в мире лучшая страна!
Песня «Живи наша Русь и душа»
1мальчик:Обойди хоть всю планету,
Лучше русской пляски нету!
Русский перепляс с приглашением гостей праздника.
Хозяйка:
Вот так веселился народ в старину. 
На осенинах- супрятках посидели,
На веселых мастериц поглядели,
Где весело поется-
там и весело живется!
Коли сладко вам было у нас,
просим в гости другой раз.А мы к столу всех приглашаем,Пирогами угощаем!