Конспект открытого урока по литературному чтению на темуП. П. Бажов «Серебряное копытце


Учитель: Серебрякова Татьяна Алексеевна
ЦО Первая Европейская гимназия Петра Великого
Технологическая карта урока – по литературному чтению
по теме: «П. П. Бажов «Серебряное копытце» в рамках ФГОС
Класс: 4 класс
УМК " Школа России"
Предмет: литературное чтение
Учебник: «Литературное чтение»
4 класс, Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др., М «Просвещение» 2015
Тема урока: П. П. Бажов «Серебряное копытце
Цель:  обучать умению рассматривать характеры героев и их  взаимоотношения, замечать мотивы народных сказок в авторском тексте,

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства гордости за свою Родину.
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, принятые решения;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.
2. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:
Регулятивные:
- формирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,
-планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока
Познавательные:
- анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли,
- поиск необходимой информации в книге,
- умение ориентироваться в учебной и художественной книге,
- развивать умения учащихся составлять характеристику героев,
-умение составлять синквейн Коммуникативные:
-ответы на вопросы на основе художественного текста учебника
-осмысление правил взаимодействия в паре
Личностные:
-формирование системы нравственных отношений (любовь к природе, гордость за свою страну, красота человеческих отношений, уважение к старшим, ценность человеческой жизни,
-проявление интереса к чтению и изучению творчества П. П. Бажова
3. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
- развитие речи, мышления, воображения школьников
- развитие умения читать про себя, по ролям, инсценировать
- знать биографию писателя
Оборудование (создание информационной, подготовительной предметно-развивающей среды)
- «Литературное чтение» 4 класс, Л. Ф. Климанова, В.Г. Горецкий и др., М «Просвещение» 2015
-Интерактивная доска, компьютер;
-выставка книг по теме урока,
- костюмы для инсценировки
- Листки с тестами для КОД (контрольно-оценочной деятельности);
Организационный (1минута)
Цель:  Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу
Позвенел звонок, начинается урок.
На уроке не зевать думать, слышать, отвечать.
Речевая разминка (2 минуты)
Цель: Учить детей укреплять и стимулировать верхние дыхательные пути. (Гимнастика проводится стоя.)
А) Дыхательная гимнастика
На доске на листке написаны буквы, которые дети произносят сначала очень тихо, а потом усиливая звук - громко, и наоборот.
Игра «Горка»
аааааааа, ууууууу .
Учитель: Посмотрите на доску и произнесите гласные звуки, взбираясь на горку сначала очень тихо, а потом громче.
Б) Развитие артикуляционного аппарата и умение читать про себя.
Учитель: подойдите ко мне и выберете листочек с заданием.
Дети берут из рук учителя листок, на котором написано скороговорка с индивидуальным зданием.
Прочитай про себя, потом вслух медленно.
Прочитай про себя, потом с вопросительной интонацией
Прочитай про себя, потом с раздражением
Прочитай про себя, потом с радостью
Прочитай про себя, потом выразительно
Прочитай про себя, потом скороговоркой
В зимний холод всякий молод,
Всякий молод в зимний холод.
3. Проверка домашнего задания.(5 минут)
Цель: проверить знания о биографии писателя и содержания сказа
А) Учитель: С жизнью и творчеством, какого писателя мы знакомились на прошлом уроке? (Слайд №1)
(Мы знакомились с творчеством П.П.Бажова)
Показать портрет П.П.Бажова.
Учитель: - Где и в какой семье родился П.П.Бажов?
(Родился на Урале, в семье горнозаводского мастера.)
-Что привлекало Павла Петровича с детства?
(Его интересовали люди, работающие на горном заводе, местные предания, сказки и песни родного Урала.)
- Кто был Бажов по профессии?
(Школьный учитель, журналист, писатель)
-Чем занимался Бажов в свободное от работы время?
(Он бывал на заводах, в деревнях, расспрашивал стариков и записывал в тетрадь все, что они ему рассказывали- были и небылицы, подлинные истории народные предания, песни сложенные столетия назад, )-С какими людьми ему было интересно общаться? ( С простыми уральскими мастерами, которые лили сталь, делали оружие. Павла Петровича влекли душевная красота и достоинство трудового народа)
- Какие произведения Павла Петровича вы знаете?
(Малахитовая шкатулка, Хозяйка медной горы, Огневушка-поскакушка, Каменный цветок, Горный мастер, Две ящерки, Голубая змейка…)
Учитель: А какое произведение вы читали на прошлом уроке?
(Серебряное копытце) (Слайд №2)
Учитель: Можете назвать идею произведения? ( заранее спрогнозировать ответы: о доброте, о взаимопонимании, трудолюбии и т.д.)
Идея заключается в том, чтобы прочитав произведения Бажова Павла Петровича, каждый из нас стал добрее, мудрее, внимательнее друг к другу, чтобы захотелось беречь природу, которая нас окружает.
Учитель: А как вы хорошо читали, я проверю следующим способом. (Открываем учебник по закладке)
На слайде вы увидите иллюстрацию. Необходимо найти в тексте и зачитать отрывок, подходящий к слайду.
4.Актуализация знаний. Сообщение темы и постановка целей урока.
Поработаем в парах. Вы получаете один тест на двоих и обводите в кружок верный ответ.
ТЕСТ
1. Как звали отца Дарёнки?
 А) Григорий Б) Георгий В) Гаврила
 2. На какой ноге у козлика серебряное копытце?
 А) на левой передней Б) на правой передней В) на задней правой
 3.Кошка Мурёнка была…
 А) серой Б) белой В) бурой
 4.Сколько раз Серебряное копытце показывалось Дарёнке?
 А) 1 Б) 2 В) 3
 5. Там где стояла избушка Коковани люди давно находили камни. А большинство камней какого цвета?
 А) голубого Б) розового В) зелёного.
6.Как назывались камни- самоцветы, о которых рассказывается в сказе Бажова?
А) горный хрусталь Б) хризолит В) малахит
В) -Какое это произведение по жанру?
А) Сказка Б) Рассказ в) Сказ
-Что такое сказ? Определите тему урока.
Учитель: Как вы думаете, эти слова однокоренные? (да)
Докажите.
Что такое сказка? Вспомните признаки сказки.
. Набрасывает определение сказки на листке.
Вымысел, волшебные предметы, герои, троекратный повтор, добро побеждает зло.
Рассказ- повествование о случае, эпизод, реальные события, герои обычные люди.
А во сказе- элементы вымысла, главные герои – рабочий завода, сиротка,
Учитель включает интерактивную доску. Таким образом, распределите определение сказки, рассказа и сказа.
А сам П.П.Бажов говорил о сказе….(Слайд №
Сказка – вымысел, а сказ основан на реальных событиях. Сказы повествуют о событиях прошлого, настоящего, участником которых был сам рассказчик. Сказка – это фольклорное или литературное произведение с элементами вымысла и фантастики.
Сказка Сказ
Вымысел Описание реальных событий с элементами сказки, вымысла
Сказочные герои Жизнь и быт рабочих Урала
Сказочные предметы Главные герои – рабочие, мастера, добытчики.
Есть волшебные предметы.
Есть сказочные герои и события.
Рассказчик.
5. ФизминуткаКак интересно нам зимой! (показывают большим пальцем вверх)
На санках едем мы гурьбой, (имитируют катание на санках)
Потом в снежки мы поиграем, (имитируют лепку и бросание снежков)
Все дружно лыжи одеваем, («одевают» лыжи, «берут» палки, «едут»)
Потом все встали на коньки, (изображают катание на коньках)
Зимой веселые деньки! (показывают большим пальцем вверх)
Работа над характеристикой главных героев.
Учитель: Прекрасное и забавное время года- зима!
Может потому все чудеса зимой происходят…
Какое чудо произошло в сказе Бажова?
(Что из под ног серебряного копытца выскакивали камешки.)
1. Характеристика главных героев.
Почему оно произошло именно с Даренкой и Кокованей?
Давайте охарактеризуем героев по плану.
- Назовите главных героев сказки П.П. Бажова «Серебряное копытце»
- Почему Кокованя решил взять Даренку себе в дом?
(Чтобы веселее жилось).
-А Кокованя это его имя? Почему его так могли его назвать?
Учитель: Если исходить из этимологии, то слово "коко" в диалекте Вологодской области означает слово "крестный". Следовательно, у Бажова в сказке имелось в виду "коко Ваня" - крестный Ваня.
-Охарактеризуйте Кокованю.
Опишите героя по плану.
                                       План. ( каждого на листке)   
Семейное положение. (Одинокий)
Опишите его внешность. (Старик большой да бородатый)
Какой характер у героя? (Веселый, ласковый, добрый, трудолюбивый, любознательный, любит природу, ценит красоту)
Чем занимается герой? (Летом промывал пески, добывал золото, зимой охотился, мастер сказки сказывать)
Какие поступки совершает? (Добрые, например, взял сироту и ее кошку. Комил, поил, веселил, сказки сказывал, взял с собой на козлика посмотреть)
Как вы относитесь к герою? ( Суважением)
Учитель: Охарактеризуйте главную героиню. Как ее звали? Даренка – какое это имя? Даренка –мужественная, храбрая, а наша Даренка такая? Докажи.
Семейное положение. (Сирота)
Внешность (Маленькая, по шестому году, носишко пуговкой)
Характер (Любопытная, веселая, смелая, ласковая, трудолюбивая, любит природу, ценит красоту)
Чем занимается герой? ( В избе прибирается, похлебку да кашу варила, кукле платье шила, любит сказки слушать)
Какие поступки совершает? (Подобрала кошку брошенную, не побоялась остаться одна в балагане, не собирала камешки драгоценные, а лишь любовалась ими..)
Как вы относитесь к герою? ( Суважением)
Рефлексия.
Оцените свою работу на уроке Что было трдным? Чир легко удавалось выполнить?
Подведение итогов.
Синквейн Главный герой.
Домашнее задание.
Прочитать другие сказы П.П.Бажова. Книги можно взять на выставке.
Список используемой литературы:
Электронные источники информации:
www.wikipedia.ru
СD диск Русский язык 3 класс
Яндекс-картинки.