Мастер-класс Методические приемы организации деятельностного подхода в обучении


Мастер-класс
"Методические приемы организации деятельностного подхода в обучении» (слайд)

Автор: Романова Елена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ «Ягоднинская СОШ»
Верхнекетского района Томской области




Личностно - ориентированное обучение - это такой тип образовательного процесса, в котором целью образования является развитие личности ребёнка, его индивидуальности и неповторимости. Реализовать идею личностно- ориентированного обучения возможно через внедрение в учебно-образовательную деятельность форм и методов, основанных на реализации деятельностного подхода в обучении.
Деятельностный подход как раз ориентирует на формирование личности и ее способностей через активную деятельность самого обучающегося.
Сегодня я хочу предложить вашему вниманию мастер-класс на тему: “Методические приемы организации деятельностного подхода в обучении”.
Цели: (слайд) Знакомство с методическими приёмами организации деятельностного подхода.
Задачи (слайд)
Рассмотреть теоретические основы деятельностного подхода в обучении естественным наукам;
Показать значение деятельностного подхода обучении в повышении качества образования;
Показать на конкретных примерах, как учителя естественного цикла могут использовать деятельностный подход на практике.
Вступление. Когда вам, дорогие коллеги, что-то объясняют, как вы обычно говорите, если не очень поняли объяснение: «Повторите ещё раз? Дайте ещё раз посмотреть? Или дайте я сам попробую?»
(слайд)
Правы были мудрые китайцы, когда говорили: «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Именно деятельностный подход или метод помогает ребенку не получать знания в готовом виде, а добывать их самому в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Об этом методе писал ещё известный педагог А. Дистервег: “Сообразно ему следовало бы поступать не только в начальных школах, но во всех школах, даже в высших учебных заведениях. Этот метод уместен везде, где знание должно быть еще приобретено, то есть для всякого учащегося”. «Сведений науки не следует сообщать учащемуся готовыми, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, сам ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий»
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность.
Этапы занятия (слайд)
Остановимся поподробнее на каждом этапе. Но прежде, чем мы перейдем к занятию, я предлагаю вам разделиться на 2 группы. Для того чтобы настроиться на плодотворную работу, повторяйте, пожалуйста, вместе со мной.
Из глубокого колодца (руки “О”) Солнце медленно встает.(руки поднимаются над головой) Свет его на нас прольется (руки вытянуты перед собой ладошками вверх) Луч его нам улыбнется (руки параллельно вниз) Новый день оно начнет (руки вниз широко)
Структура уроков введения нового знания имеет следующий вид:
Мотивирование к учебной деятельности.
Начнем урок с загадки.  Вот свойство мое обязательное:  Склоняюсь я, как прилагательное.  На все вопросы его отвечаю.  Глагол по значению напоминаю.  (П. Чесноков.) - О чем эта загадка? (О причастии.)
Прочитайте, что зашифровано. (слайд) Впкрсирчеалситуине (два щелчка после ответа)
«Причастие». Именно с этой частью речи мы сегодня познакомимся на уроке.
Комментарий: Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:
1) актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности (“надо”); 2) создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность (“хочу”); 3) устанавливаются тематические рамки (“могу”).
Здесь происходит самоопределение в учебной деятельности учеником и осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действия. (слайд) (слайд) Причастие – это часть речи, причастная глаголу в образе  прилагательного.  В. Даль
 -  Это высказывание принадлежит Владимиру Ивановичу Далю, языковеду, писателю, этнографу
- Как понять смысл этого высказывания?
- Что значит «причастный»?        Заглянем в  толковый словарь (слайд)
Причастие было так названо потому, что оно по своим грамматическим свойствам "сопричастно" как имени прилагательному, так и глаголу.
Комментарий: На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Соответственно, данный этап предполагает:
1) актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение и знаковую фиксацию; 2) актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; 3) мотивацию к пробному учебному действию (“надо” - “могу” - “хочу”) и его самостоятельное осуществление; 4) фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.
3. Выявление места и причины затруднения. (слайд) (слайд) Найдите причастия. Редеет облаков летучая (!!!) гряда; Звезда печальная, вечерняя звезда, Твой луч осеребрил увядшие равнины, И дремлющий залив, и черных скал вершины; Люблю твой слабый свет в небесной вышине: Он думы разбудил, уснувшие во мне. (А.С.Пушкин)
Легко ли было найти причастия? Расскажите, как вы искали причастия?
Комментарий: На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:
1) восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение; 2) соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.
4. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство). (слайд)
Какая тема? Над чем будем работать?
Какую цель мы ставим для себя? (устранение затруднения)
Что для этого нужно узнать о причастии? Как это будем делать?
Что поможет ответить на эти вопросы?
Комментарий: На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.
5. Реализация построенного проекта. (слайд)
1 группа – даёт определение причастия, выявляя значение причастия.
2 группа – составляет алгоритм нахождения причастия.
Комментарий: На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (слайд)
- 1 представитель каждой группы отвечает.
- Вернёмся к заданию, которое было в начале урока. Попробуйте теперь найти причастия.
Комментарий: На данном этапе учащиеся в форме коммуникации фронтально, в группах, в парах решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (слайд)
Старая дорога заросшая кудрявой муравой уходила в бесконечную русскую даль. Они косили и пели, и весь берёзовый лес ещё не утративший густоты и свежести звучно откликался им. Чуть показавшееся сзади солнце озаряло осыпанные золотом вершины белоствольных берёз.
Комментарий: При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение. (слайд)
Найдите причастия:
Летучий, летящий; отсталый, отставший; сидячий, сидящий; висячий, висящий.
Получается ли у нас применить наши знания для этого задания?
Комментарий: Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Подберите существительное к данным словам, запишите словосочетания. Умение находить причастие пригодится при определении причастного оборота.
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. (слайд)
1) Что такое причастие? Трудно ли было искать причастие? В чём затруднение? Сможете найти самостоятельно? Можно ли говорить о том, что мы достигли поставленной цели урока? Оправдались наши ожидания или нет?
2) Определите свою работу по лестнице достижений.
Комментарий: На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

















13 SHAPE \* MERGEFORMAT 141513 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415