Опорные конспекты по информатике для СПО



























СОДЕРЖАНИЕ

13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc157708749" 14ТЕМА: «Информация, информационные процессы, представление информации, кодирование и измерение информации» 13 PAGEREF _Toc157708749 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc157708750" 14ТЕМА: Компьютер 13 PAGEREF _Toc157708750 \h 14121515
13 LINK \l "_Toc157708751" 14ТЕМА: Алгоритмы 13 PAGEREF _Toc157708751 \h 14191515
13 LINK \l "_Toc157708752" 14ТЕМА: Технология обработки текста и графики 13 PAGEREF _Toc157708752 \h 14231515
13 LINK \l "_Toc157708753" 14ТЕМА: Технология обработки числовой информации 13 PAGEREF _Toc157708753 \h 14291515
13 LINK \l "_Toc157708754" 14ТЕМА: Технология хранения, поиска и сортировки информации 13 PAGEREF _Toc157708754 \h 14311515
13 LINK \l "_Toc157708755" 14ТЕМА: Компьютерные коммуникации 13 PAGEREF _Toc157708755 \h 14351515
13 LINK \l "_Toc157708756" 14Список рекомендованной литературы 13 PAGEREF _Toc157708756 \h 14421515
15 ТЕМА: «Информация, информационные процессы, представление информации, кодирование и измерение информации»

Понятие информации (informatio разъяснение, осведомление, изложение) является одним из основных, ключевых понятий не только в информатике (в информологии области знаний, изучающей проявление информации, ее представление, измерение и т.д.), но и в математике, физике и др.
Информация это сведения, не известные до их получения, являющиеся объектом хранения, передачи и переработки.
Информация по отношению к окружающей среде (или к использующей ее среде) бывает трех типов: входная, выходная и внутренняя.
Входная информация (по отношению к окружающей среде) информация, которую система воспринимает от окружающей среды.
Выходная информация (по отношению к окружающей среде) информация, которую система выдает в окружающую среду.
Внутренняя, внутрисистемная информация (по отношению к системе) информация, которая хранится, перерабатывается, используется только внутри системы.
Пример. Человек воспринимает, обрабатывает входную информацию, например, данные о погоде на улице, формирует выходную реакцию ту или иную форму одежды. При этом используется внутренняя информация, например, генетически заложенная (или приобретенная) физиологическая информация о реакции, например, о «морозостойкости» человека.
Информация по изменчивости при ее актуализации бывает:
постоянная (не изменяемая никогда при ее актуализации);
переменная (изменяемая при актуализации);
смешанная условно-постоянная (или условно-переменная).
Основные свойства информации (и сообщений):
полнота (содержание всего необходимого для понимания информации);
актуальность (необходимость) и значимость (сведений, знаний);
ясность (выразительность сообщений на языке интерпретатора);
адекватность, точность, корректность (актуализации знаний);
интерпретируемость и понятность (интерпретатору информации);
достоверность (отображаемой сообщениями информации);
информативность, значимость (сообщений, отображающих информацию);
массовость (применимость ко всем проявлениям);
кодируемость и экономичность (кодирования, актуализации сообщений);
сжимаемость и компактность (сообщений);
защищенность и помехоустойчивость (актуализаций информации);
доступность (интерпретатору);
ценность (значимость при достаточном уровне подготовки потребителя).
Что можно делать с информацией:
создавать
принимать
комбинировать
хранить

передавать
копировать
обрабатывать
искать

воспринимать
формализовать
делить на части
измерять

использовать
распространять
упрощать
разрушать

запоминать
преобразовывать
собирать
и т. д.


Все эти процессы, связанные с определенными операциями над информацией, называются информационными процессами.
Если отвлечься от конкретного смыслового содержания информации и рассматривать сообщения информации как последовательности знаков, сигналов, то их можно представлять битами, а измерять в байтах, килобайтах, мегабайтах, гигабайтах, терабайтах и петабайтах.
Биты и байты используются также для измерения «емкости» (объема) памяти.
Скорость передачи (быстродействие) измеряется количеством передаваемых бит в секунду (например, 1000 бит/с).
БИТ наименьшая (элементарная) единица количества информации, соответствующая одному разряду двоичного кода. Один бит количество информации, содержащейся в сообщении с двумя возможными равновероятными исходами типа «да» «нет», что в двоичном коде равнозначно 10.
БАЙТ основная единица количества информации в компьютерной технике, соответствующая восьми разрядам двоичного кода: 1 байт = 8 бит.
За 1 байт принимается количество информации в сообщении об одном из 256 возможных равновероятных событий. То есть одному байту равна информация об одном из возможных 256 символов, которые могут быть использованы в ЭВМ для ввода, хранения и переработки информации. Байт записывается в памяти машины, читается и обрабатывается обычно как единое целое, т.е. имеет свойства логической и числовой неделимости.
Наряду с битами и байтами для измерения количества информации в двоичных сообщениях используются и более крупные единицы:
1 Кбайт (один килобайт) = 210 = 1024 байт;
1 Мбайт (один мегабайт) = 220 = 1024x1024 = = 1048576 байт;
1 Гбайт (один гигабайт) = 230 = 1024 Мбайт.
К единицам измерения многих физических величин мы привыкли, и нам не нужно пояснять, что такое один метр или одна секунда, а бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт много это или мало?
1 байт это количество информации об одном символе (букве, цифре, знаке). Если учесть, что одна страница школьного учебника, напечатанного через два интервала, содержит чуть меньше 50 строк, в каждой строке примерно 60 знаков (сюда входят и пробелы между словами), то количество информации (без учета ее смысла) в одной странице можно приближенно принять равным 2,5 Кбайт. Если учебник содержит 400 страниц, то его информационный объем будет равен 1 Мбайт. Если ОЗУ компьютера имеет емкость 64 Кбайт, то в нем можно разместить информацию объемом, который размещается на 26 машинописных страницах.
На одной кассете магнитной ленты можно записать около 120 страниц текста, на гибких дисках от 200 до 800 страниц текста.
В одном номере четырехстраничной газеты содержится информации приблизительно в 150 Кбайт. Если учесть, что газета выходит пять раз в неделю, а в году 52 недели, то информация годовой подписки такой газеты составит примерно 40 Мбайт.
Изобретение десятичной системы счисления относится к главным достижениям человеческой мысли (наряду с алфавитным письмом). Без нее вряд ли могла бы существовать, а тем более возникнуть современная техника.
Рассмотрим какое-нибудь число, например, 2358765. Каждая из цифр в данном числе несет двойную информацию: во-первых, свое собственное значение 2, 3, 5 и т.д., а во-вторых место (позицию), которое занимает в записи числа (т.е. разряд). Такие системы счисления называются позиционными.
Разобьем наше число на разряды: 5 в разряде единиц; 6 в разряде десятков; 7 в разряде сотен, т.е. наше число может выглядеть и так:
2x1000000 + 3x100000 + 5x10000 + 8x1000 + 7x100 + 6x10 + 5x1.
Занумеруем все разряды справа налево, причем привычный нам разряд единиц будем считать нулевым; тогда разряд десятков будет первым, сотен вторым, тысяч третьим и т.д. Такая нумерация весьма естественна, поскольку единица это 10°, десятки 101; сотни 102; тысячи 103 и т.д., т.е. расположение той или иной цифры в записи числа есть не что иное, как прямое указание, какой степенью 10 его можно заменить. А само значение цифры показывает, сколько раз надо взять 10 в заданной степени.
Таким образом, окончательно наше число запишется в следующем виде:
2х106 + 3х106 + 5х104 + 8х103 + 7х102 + 6х101 + 5x100.
Если число имеет дробную часть, то разложение добавляется суммой оснований 10 с отрицательными степенями. Например:
321,409 = 3х102 + 2x101+ 1x100 + + 4х10-1+ 0х10-2 + 9х10-3.
В десятичной системе счисления считал знаменитый французский ученый Блез Паскаль, создавший первую вычислительную машину. Свое механическое счетное колесо он сделал десятичным: в нем было десять зубьев. С тех пор в десятичной системе счет можно было осуществить не только вручную с помощью 10 пальцев, но и механически с помощью 10 зубьев колеса.
Затем та же десятичная система перешла в электромеханические счетные машины. В них был применен шаговый искатель с десятью позициями.
И первые ЭВМ пользовались все теми же десятью «пальцами» десятью триггерами. На десятичной системе счисления работала, например, американская машина «Эниак». Но для нее требовалось столько дорогого оборудования, что конструкторы стали искать способы сократить число триггеров.
В основу своих поисков инженеры и математики положили двоичную (двухпозиционную) природу элементов, «органов» вычислительной техники.
В какой бы форме ни представлялась подлежащая обработке информация, она в конечном счете должна быть переведена компьютером на язык, доступный для автоматической обработки. Язык компьютера это язык чисел, причем чисел не обычных (десятичных), а двоичных, алфавит которых состоит всего лишь из двух цифр 0 и 1. Двоичная система наиболее проста и удобна для автоматизации. Наличие в системе всего лишь двух символов упрощает их преобразование в электрические сигналы.
Символы двоичной системы 0 и 1 можно передавать и записывать с помощью электрического тока. Например, меняя продолжительность его протекания по цепи: коротко точка, длиннее тире, как в азбуке Морзе можно менять направление тока: плюс минус. А можно менять амплитуду: есть сигнал единица, нет сигнала ноль. Последний способ потому применяется в вычислительных машинах, что он надежен, а отсутствие или появление сигнала легко различается в устройствах машины.
И новые машины стали «считать» с помощью 0 и 1. При записи числа в различных системах счисления пользуются указателями оснований используемых систем. Это может быть справа внизу маленькая цифра или в конце буква латинского алфавита D, В, Н, О:
D (desimal) десятичный;
В (binary) двоичный;
Н (hexadcimal) шестнадцатеричный;
О (octal) восьмеричный.
Двоичная система, как и обычная десятичная, по своей структуре относится к позиционным системам счисления. Значение любого числа определяется не только его разрядностью, количеством позиций, но также «весовым» значением и алфавитом системы счисления. Весовое значение позиций зависит от основания системы (т.е. разряда):
Весовые значения разрядов и коды чисел
Примеры десятичных чисел

27
26
25
24
23
22
21
20
2-1
2-2
2-3


128
64
32
16
8
4
2
1
0,5
0,25
0,125







1
1
1



7





1
1
0
1



13



1
1
1
0
1
0



58



1
1
0
1
0
1,
0
1
1
53,375

1
1
1
1
1
1
1
1



255








0,
0
1
0
0,25

1
0
0
0
0
0
0
1



129

Для того чтобы перевести десятичное число в двоичное, достаточно знать структуру кода и весовые значения разрядов. Они возрастают справа налево в порядке возрастания номеров разрядов. Их легко запомнить: 1, 2, 4, 8, 16...
Пользуясь этой таблицей, нетрудно найти десятичный эквивалент любого двоичного числа разрядностью не более 8.
Десятичное число 7 представляется суммой трех весовых значений младших разрядов: 4, 2, 1.
7В= 4 + 2+1.
В соответствии с этим обозначаем единицы в правых трех разрядах: 7В = 111В. Во всех остальных разрядах (в этом примере впереди трех единиц) обозначаем нули, т.е. можно было записать: 7В = 00000111В. Это была бы эквивалентная запись (ноль всегда ноль!). Нетрудно убедиться, что число 13 в двоичной форме будет иметь вид 00001101.
Наибольшее десятичное число, которое можно представить 8-разрядным двоичным числом, 256, а 16-разрядным 65535 (соответственно 28 = 256, а 216 = 65536). Следовательно, максимальный объем памяти не может превышать 65536 байт.
Точно так же кодируются и дробные числа. Для этого важно учитывать, что весовые значения разрядов дробной части числа уменьшаются после запятой в следующем порядке: 0,5; 0,25; 0,125; и т.д. Так, дробному числу 7,125 соответствует двоичный код 00000111, 0010000.
Подобно прямому преобразованию чисел (от десятичных к двоичным) выполняется и обратное преобразование. Искомое десятичное число получается как сумма весовых значений единичных разрядов. Например: двоичное число 111010 представляется в десятичной форме по таблице как сумма весовых единиц разрядов:
1 1 1 0 1 0
32 + 16 + 8 + 0 + 2 + 0 = 58В.
Поскольку люди в научной и производственной практике пользуются десятичной системой счисления, то возникает задача поиска простых правил (а точнее алгоритмов) для перевода чисел из десятичной системы в двоичную:
1) разделить число на 2. Зафиксировать остаток (0 или 1) и частное;
2) если частное не равно 0, то разделить его на 2, и т.д. Если частное равно 0, то записать все полученные остатки, начиная с первого, слева направо.
Пример. Представить число 58D в двоичной системе счисления. Деление осуществляется столбиком так, как показано ниже.
Цифрами искомого числа, равного данному, являются все возникающие остатки. Появление в частном нуля означает конец процесса деления:

Остатки, начиная с последнего, выписанные слева направо, образуют искомое двоичное число: 58D= 111010B.
Все операции прямого и обратного преобразования чисел осуществляются компьютером автоматически с помощью специальных функциональных узлов, в частности, регистров, шифраторов и дешифраторов.
Одним из наиболее распространенных кодов является код ASCII (от англ. American standart code for information interchage американский стандартный, код для информационного обмена). В русском варианте этот код получил название АСКОИ алфавитный код обработки информации. Этот код (его версия КОИ-8) принят в качестве стандарта.
Каждый символ в этом коде представляется восьмиразрядным двоичным числом (байтом). Всего существует 256 разных последовательностей из 8 нулей и единиц, что позволяет закодировать 256 разных символов, например, большие и малые буквы русского и латинского алфавитов, цифры, знаки препинания и т.д. Соответствие байтов и символов задается с помощью таблицы, в которой для каждого кода указывается соответствующий символ. Вот фрагмент такой таблицы для кодировки КОИ-8:
Код Символ
Код Символ
Код Символ

00100000
00110000 0
01000000 @

00100001 !
00110001 1
01000001 А

00100010 “
00110010 2
01000010 В

00100011 #
00110011 3
01000011 С

00100100 $
00110100 4
0100010 D

00100101 %
00110101 5
01000101 Е

Коду 00100000 в этой таблице соответствует пробел пустой промежуток в один символ, который используется для отделения одного слова от другого.
Основной недостаток двоичных чисел высокая избыточность обрабатываемых чисел, громоздкость записи. Аппаратные средства ЭВМ накладывают известные ограничения на длину двоичных чисел. Вполне очевидно, что использование их для обработки или адресации становится невозможным. Особенно это проявляется при внешнем представлении числовой информации (вне ЭВМ). Поэтому в современных компьютерах помимо двоичной системы счисления применяют и другие, более компактные по длине чисел системы, в частности, восьмеричную.
В восьмеричной системе счисления числа записываются с помощью восьми цифр:
0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7.
Сама восьмерка (как и двойка в двоичной системе) записывается совокупностью цифр «один» и «ноль»
(10о, где буква О обозначает восьмеричную систему счисления).
Пример.
502о=5х82 + 0x81 + 2x80 = 5x64+0+2=320+2=322D.
Для замены десятичного целого числа на равное ему восьмеричное число используется алгоритм последовательного деления этого числа на 8.
Пример. Записать число 317 в восьмеричной системе счисления:

Итак, имеем: 317D=4750.
Рассмотрим правило замены двоичного числа на равное ему восьмеричное, обратившись к таблице, в которой каждой восьмеричной цифре поставлено в соответствие трехзначное двоичное число:
Восьмеричная цифра
Двоичное число
Восьмеричная цифра
Двоичное число

0
000
4
100

1
001
5
101

2
010
6
110

3
011
7
111

Удобство применения восьмеричной системы при работе с машинно-ориентированной информацией заключается в том, что переход от восьмеричной записи числа к двоичной осуществляется очень просто:
каждую цифру восьмеричной записи следует заменить ее двоичным представлением (соответствующей двоичной триадой, т.е. трехразрядным числом). Например:
1)4750= 100 111 101в;
4 7 5
2)317,403о = 011 001 111, 100 000 011В.
3 1 7 4 0 3
Достаточно прост и обратный переход от двоичного представления какого-либо числа к восьмеричному.
Для этого в двоичной записи числа нужно выделить триаду {влево и вправо от запятой) и заменить каждую триаду соответствующей восьмеричной цифрой. В случае необходимости неполные триады дополняются нулями. Например:
1) 1010110b = 001 010 110B=126D.
1 2 6
Назначение шестнадцатеричной системы счисления аналогично восьмеричной для компактной записи двоичных кодов чисел и команд. В этой системе счисления данные (например, содержимое ячеек памяти 8-разрядные двоичные числа) представляются уже в виде всего двухразрядных чисел, а адреса в виде максимум четырехразрядных.
Для записи чисел в этой системе необходимо шестнадцать различных символов, используемых как цифры. В качестве первых десяти шестнадцатеричных цифр используются те же, что и в десятичной системе. Для обозначения остальных шести цифр (в десятичной системе они соответствуют числам 10, 11, 12, 13, 14, 15) используются буквы латинского алфавита - А, В, С, D, E, F.
Переход от шестнадцатеричной системы к двоичной (и обратно) так же прост, как переход от восьмеричной к двоичной:
каждую шестнадцатеричную цифру нужно заменять соответствующей ей двоичной тетрадой. Неполные тетрады дополняются нулями. Разбивку производят для целой части числа справа налево, а дробной слева направо от запятой. Каждую из этих тетрад (групп) обозначают символом в соответствии с таблицей:
Десятичные цифры
Шестнадца-
теричная
запись
Двоичная запись
Десятичные цифры
Шестнадца-
теричная
запись
Двоичная запись

0
0
0000
8
8
1000

1
1
0001
9
9
1001

2
2
0010
10
А
1010

3
3
0011
11
В
1011

4
4
0100
12
С
1100

5
5
0101
13
D
1101

6
6.
0110
14
Е
1110

7
7
0111
15
F
1111

Примеры:
1) 15D=FH;
2)310=1x161 + 15x160= 1FH;
3) 167D= 10x161 +7x160= А7Н.
ТЕМА: Компьютер

Центральная часть современного компьютера содержит в себе практически все основные устройства системный блок, устройство ввода/вывода информации: монитор, клавиатуру и мышь. А также дополнительные внешние устройства: принтеры, сканеры, емкие внешние дисководы; и внутренние: модем, факсмодем и стример (для хранения данных на магнитной ленте).
Конструктивно каждая модель ПК имеет так называемый «базовый набор» внешних устройств, т.е. такой набор компонентов, дальнейшее уменьшение которого приведет к нецелесообразности использования компьютера для конкретной работы или даже полной бессмысленности работы с ним.
Различают также понятие обязательной конфигурации ПК, которая означает необходимый набор компонентов для работы с конкретным программным продуктом.
Процессор основная микросхема, выполняющая большинство математических и логических операций.
Микропроцессорный комплект (чипсет) набор микросхем, управляющих работой внутренних устройств компьютера и определяющих основные функциональные возможности материнской платы.
Шины наборы проводников, по которым происходит обмен сигналами между внутренними устройствами компьютера.
Оперативная память (RAMRandom Access Memory) оперативное запоминающее устройство, ОЗУ набор микросхем, предназначенных для временного хранения данных, когда компьютер включен.
Существует много различных типов оперативной памяти, но с точки зрения физического принципа действия различают динамическую память (DRAM) и статическую (SRAM).
ПЗУ (постоянное запоминающее устройство) микросхема, предназначенная для длительного хранения данных, в том числе и когда компьютер выключен.
Конструктивно процессор состоит из ячеек, похожих на ячейки оперативной памяти, но в этих ячейках данные могут не только храниться, но и изменяться. Внутренние ячейки процессора называют регистрами. В первую очередь от процессора будет зависеть, насколько «быстр» будет компьютер.
Каждое поколение процессоров отличается не просто скоростью, но еще и формой, внешним видом и самое главное внутренним устройством, архитектурой.
Тактовая частота является показателем скорости процессора, измеряется в мегагерцах (МГц), показывает, сколько операций способен выполнить процессор в течение секунды.
Создание новых поколений процессоров всего лишь средство реализовать эту более высокую тактовую частоту.
Но есть еще дополнительные параметры, определяющие скорость работы процессора, и находятся они в «архитектуре» процессора, в его внутреннем устройстве.
Кэш-память один из этих параметров. В эту память компьютер помещает все часто используемые данные, чтобы не «ходить» каждый раз к более медленной оперативной памяти и жесткому диску.
Жесткий диск основное устройство для долговременного хранения больших объемов данных и программ. К основным параметрам жестких дисков относятся емкость и производительность.
Для оперативного переноса небольших объемов информации используют так называемые гибкие магнитные диски (дискеты), которые вставляют в специальный накопитель дисковод. Основными параметрами гибких дисков являются: технологический размер (измеряется в дюймах), плотность записи (измеряется в кратных единицах) и полная емкость.
В 19941995 годах в базовую конфигурацию персональных компьютеров перестали включать дисководы гибких дисков диаметром 5,25 дюйма, но вместо них стандартной стала считаться установка дисковода CD-ROM, имеющего такие же внешние размеры. Цифровая запись на компакт-диске отличается от записи на магнитных дисках очень высокой плотностью, и стандартный компакт-диск может хранить примерно 650900 Мбайт данных.
Большие объемы данных характерны для мультимедийной информации (графика, музыка, видео), поэтому дисководы CD-ROM относят к аппаратным средствам мультимедиа. Программные продукты, распространяемые на лазерных дисках, называют мультимедийными изданиями.
Основным параметром дисководов CD-ROM является скорость чтения данных. Она измеряется в кратных долях. За единицу измерения принята скорость чтения в первых серийных образцах, составлявшая 150 Кбайт/с.
Совместно с монитором видеокарта образует видеоподсистему персонального компьютера. Видеокарта не всегда была компонентом ПК. На заре развития персональной вычислительной техники в общей области оперативной памяти существовала небольшая выделенная экранная область памяти, в которую процессор заносил данные, изображения. С переходом от черно-белых мониторов к цветным и с увеличением разрешения экрана (количества точек по вертикали и горизонтали) области видеопамяти стало недостаточно для хранения графических данных, а процессор перестал справляться с построением и обновлением изображения. Тогда и произошло выделение всех операций, связанных с управлением экраном, в отдельный блок, получивший название видеоадаптер. Видеоадаптер взял на себя функции видеоконтроллера, видеопроцессора и видеопамяти.
Звуковая карта явилась одним из наиболее поздних усовершенствований персонального компьютера. Она подключается к одному из слотов материнской платы в виде дочерней карты и выполняет вычислительные операции, связанные с обработкой звука, речи, музыки. Звук воспроизводится через внешние звуковые колонки, подключаемые к выходу звуковой карты. Специальный разъем позволяет отправить звуковой сигнал на внешний усилитель. Имеется также разъем для подключения микрофона, что позволяет записывать речь или музыку и сохранять их на жестком диске для последующей обработки и использования.
Персональный компьютер является универсальным устройством для обработки информации. Он может выполнять любые действия по обработке информации. Для этого необходимо составить для компьютера на понятном ему языке точную и подробную последовательность инструкций программу, как надо обрабатывать информацию.
Весь комплекс ПО делится на системные и пользовательские программы. Под системным (базовым) понимается ПО, включающее в себя операционные системы, сетевое ПО, сервисные программы, а также средства разработки программ (трансляторы, редакторы связей, отладчики и пр.).
Основные функции операционных систем (ОС) заключаются в управлении ресурсами (физическими и логическими) и процессами вычислительных систем. Физическими ресурсами являются оперативная память, процессор, монитор, печатающее устройство, магнитные и оптические диски. К логическим ресурсам можно отнести программы, файлы, события и т.д. Под процессом понимается некоторая последовательность действий, предписанная соответствующей программой и используемыми ею данными.
Системное программное обеспечение выполняет функции «организатора» всех частей ПК, а также подключенных к нему внешних устройств. Программы для пользователей служат для выполнения каких-либо конкретных задач во всех сферах человеческой деятельности.
Характерной особенностью большинства «классических» типов данных, с которыми традиционно работают люди, является определенная избыточность. Степень избыточности зависит от типа данных. Однако, когда речь заходит о хранении готовых документов или их передаче, то избыточность можно уменьшить, что дает эффект сжатия данных. Если методы сжатия информации применяют к готовым документам, то нередко термин сжатие данных подменяют термином архивация данных, а программные средства, выполняющие эти операции, называют архиваторами.
В зависимости от того, в каком объекте размешены данные, подвергаемые сжатию, различают:
уплотнение (архивацию) файлов;
уплотнение (архивацию) папок;
уплотнение дисков.
Уплотнение файлов применяют для уменьшения их размеров при подготовке к передаче по каналам электронных сетей или к транспортировке на внешнем носителе малой емкости, например, на гибком диске.
Уплотнение папок используют как средство архивации данных перед длительным хранением, в частности при резервном копировании.
Уплотнение дисков служит целям повышения эффективности использования их рабочего пространства и, как правило, применяется к дискам, имеющим недостаточ-. ную емкость.
Компьютерный вирус специально написанная небольшая по размерам программа, которая может «приписывать» себя к другим программам (т.е. «заражать» их), а также выполнять различные нежелательные действия на компьютере.
Программа, внутри которой находится вирус, называется зараженной. Когда такая программа начинает работу, то сначала управление получает вирус. Вирус находит и «заражает» другие программы, а также выполняет какие-нибудь вредные действия (например, портит файлы или таблицу размещения файлов (FAT) на диске, «засоряет» оперативную память и т.д.). Для маскировки вируса действия по заражению других программ и нанесению вреда могут выполняться не всегда, а скажем, при выполнении определенных условий. После того как вирус выполнит нужные ему действия, он передает управление той программе, в которой он находится, и она работает, как обычно. Тем самым внешне работа, зараженной программы выглядит так же, как и незараженной.
Многие разновидности вирусов устроены так, что при запуске зараженной программы вирус остается в памяти компьютера и время от времени заражает программы и выполняет нежелательные действия на компьютере. Раньше вирусы в основном поражали только исполняемые файлы (с расширениями, com и. ехе). Действительно, ведь вирус это программа, и она должна выполняться.
Необходимо применять специализированные программы для защиты от вирусов. Эти программы можно разделить на несколько видов:
Программы-детекторы позволяют обнаруживать файлы, зараженные одним из нескольких известных вирусов.
Программы-доктора, или фаги, «лечат» зараженные программы или диски, «выкусывая» из зараженных программ тело вируса, т.е. восстанавливая программу в том состоянии, в котором она находилась до заражения вирусом.
Программы-ревизоры сначала запоминают сведения о состоянии программ и системных областей дисков, а затем сравнивают их состояние с исходным. При выявлении несоответствий об этом сообщается пользователю.
Доктора-ревизоры это гибриды ревизоров и докторов, т.е. программы, которые не только обнаруживают изменения в файлах и системных областях дисков, но и могут автоматически вернуть их в исходное состояние.
Программы-фильтры располагаются резидентно в оперативной памяти компьютера и перехватывают те обращения к операционной системе, которые используются вирусами для размножения и нанесения вреда, и сообщают о них пользователю. Пользователь может разрешить или запретить выполнение соответствующей операции.
Программы-вакцины, или иммунизаторы, модифицируют программы и диски таким образом, что это не отражается на работе программ, но вирус, от которого производится вакцинация, считает эти программы и диски уже зараженными.
Основные понятия
Процессор
электронное устройство, предназначенное для интерпретации программы.

Тактовая частота процессора
частота периодических колебаний электрического тока, обеспечивающих работоспособность процессора.

Шина
физический канал передачи электрических сигналов между устройствами.

Разрядность
количество двоичных разрядов информационной шины, регистров процессора или ячеек памяти.

Кэш
быстродействующая память, предназначенная для временного хранения программных кодов и данных.

Системная плата [system board]
плата, на которой проложены шины, расположены гнезда и разъемы, а также установлен набор микросхем, генерирующий необходимые управляющие сигналы для функционирования центрального процессора, памяти RAM и обеспечения связи с дополнительными модулями и периферийными устройствами.

Шина [bus]
физический канал передачи электрических сигналов между устройствами.

Шина AGP
быстродействующая 32-разрядная шина, предназначенная для подключения видеоадаптера. Шина AGP подключается к компоненту системной платы North Bridge [Memory Controller Hub].

AGP [Accelerated Graphics Port]
ускоренный графический порт, разработан фирмой «Intel» для повышения эффективности работы с видео и графикой.

Память [memory]
функциональная часть компьютера, предназначенная для приема, хранения и выдачи данных.

ROM [Read Only Memory]
память только для чтения, или память ПЗУ (постоянное запоминающее устройство), предназначенная для долговременного хранения данных без их обновления.

RAM [Random Access Memory]
память с произвольным доступом, или память ОЗУ (оперативное запоминающее устройство), предназначенная для временного хранения программы и данных.

SRAM [Static Random Access Memory]
статическая память с произвольным доступом, быстродействующая оперативная память, каждая ячейка которой построена на электронных ключах триггерах.

SDRAM [Synchronous Dynamic RAM]
синхронная динамическая RAM, каждая ячейка которой состоит из микроконденсатора, периодически подзаряжаемого импульсами тока (динамическая подзарядка, или регенерация).

DDR SDRAM [Double Data Rate]
двойная скорость передачи данных SDRAM, усовершенствованный стандарт SDRAM.

DIMM [Dual Inline Memory Module]
двусторонний модуль памяти.

Накопитель на гибких дисках 3,5 [floppy disk drive 3,5 (FDD)]
магнитомеханическое устройство долговременной внешней памяти, предназначенное для записи (считывания) информации на съемный гибкий магнитный носитель диаметром 3,5".

Гибкий диск 3,5 [floppy disk 3,5 ]
съемный гибкий магнитный диск диаметром 3,5" (долговременная внешняя память), предназначенный для записи (хранения, считывания) информации.

Накопитель на жестких дисках [hard disk drive (HDD)]
магнитомеханическое устройство долговременной внешней памяти, предназначенное для записи (хранения, считывания) информации на малогабаритный пакет жестких магнитных дисков, герметизированный вместе с головками записи-чтения.

Жесткий диск [hard disk]
несъемный магнитный диск на негнущейся алюминиевой или стеклокерамической основе (долговременная внешняя память), предназначенный для записи (хранения, считывания) информации.

Винчестер [Winchester]
жаргонный синоним понятия накопитель на жестких дисках. Цифровое обозначение первого накопителя на жестких дисках было 3030, что случайно совпало с обозначением популярного в Америке нарезного оружия системы «Winchester».

Интерфейс [interface]
совокупность технических и программных средств, обеспечивающих взаимодействие процессора с подключенными модулями или периферийными устройствами.

Привод CD-ROM [Compact Disk drive Read-Only Memory привод компакт-диска памяти только для чтения]
оптико-механическое устройство долговременной внешней памяти, предназначенное для считывания информации со съемного оптического носителя компакт-диска.

CD-ROM [Compact Disk Read-Only Memory] компакт-диск памяти только для чтения]
полимерный диск диаметром 4,72" с максимальной информационной емкостью 700 Мбайт двоичных знаков, предназначенный для хранения и считывания информации оптическим способом (долговременная внешняя память).

Мышь [mouse]
малогабаритный ручной манипулятор, предназначенный для позиционирования точки ввода или выделения объекта в окне Windows-приложения путем перемещения манипулятора по плоской поверхности.

Клавиатура [keyboard]
устройство ввода, совокупность расположенных в определенном порядке клавиш, используемых для ввода команд управления компьютером или текстовой информации с возможностью ее последующего редактирования.

Принтер [printer]
электромеханическое устройство вывода информации из компьютера на бумагу или другой носитель (полимерная пленка).

Матричный принтер [dot-matrix printer]
тип принтера, в котором вывод информации на носитель основан на принципе механического оттиска через красящую ленту группы тонких иголок матрицы.

Струйный принтер [ink-jet printer]
тип принтера, в котором вывод информации на носитель основан на принципе напыления чернил.

Лазерный принтер [laser printer]
тип принтера, в котором вывод информации на носитель основан на принципе лазерного управления плотностью красящего вещества.

Сканер
электромеханическое устройство ввода в компьютер изображений, нанесенных на непрозрачную или прозрачную основу.


ТЕМА: Алгоритмы

Слово алгоритм происходит от algorithmi латинской формы написания имени великого математика IX в. Аль Хорезми, который сформулировал правила выполнения арифметических действий. Первоначально под алгоритмами и понимали только правила выполнения четырех арифметических действий над многозначными числами. В дальнейшем это понятие стали использовать вообще для обозначения последовательности действий, приводящих к решению поставленной задачи.
Под алгоритмом понимают постоянное и точное предписание (указание) исполнителю совершить определенную последовательность действий, направленных на достижение указанной цели или решение поставленной задачи.
Исполнитель алгоритма это человек или автомат (в частности, им может быть процессор ЭВМ), умеющий выполнять некоторый вполне определенный набор действий.
Свойства алгоритмов
Поочередное выполнение команд алгоритма за конечное число шагов приводит к решению задачи, к достижению цели. Разделение выполнения решения задачи на отдельные операции (выполняемые исполнителем по определенным командам) важное свойство алгоритмов, называемое дискретностью.
Каждый алгоритм строится в расчете на некоторого исполнителя. Для того чтобы исполнитель мог решить задачу по заданному алгоритму, необходимо, чтобы он был в состоянии понять и выполнить каждое действие, предписываемое командами алгоритма. Такое свойство алгоритмов называется определенностью (или точностью) алгоритма.
Еще одно важное требование, предъявляемое к алгоритмам, результативность (или конечность) алгоритма. Оно означает, что исполнение алгоритма должно закончиться за конечное число шагов.
Универсальность означает, что алгоритм должен быть составлен так, чтобы им мог воспользоваться любой исполнитель для решения аналогичной задачи.
Таким образом, выполняя алгоритм, исполнитель может не вникать в смысл того, что он делает, и вместе с тем получать нужный результат. В таком случае говорят, что исполнитель действует формально, т.е. отвлекается от содержания поставленной задачи и только строго выполняет некоторые правила, инструкции.
Представление информационного процесса в форме алгоритма позволяет поручить его автоматическое исполнение различным техническим устройствам, среди которых особое место занимает компьютер. При этом говорят, что компьютер исполняет программу (последовательность команд), реализующую алгоритм на каком-либо языке программирования.
Способы задания алгоритма:
словесный; табличный; графический.
Графическая форма представления алгоритма называется блок-схемой.
Условные обозначения

Базовые алгоритмические структуры

Следование:
алг название (список аргументов и результатов с указанием типов)
арг перечень аргументов
рез перечень результатов
над
| список промежуточных
| величин
| серия
кон


Ветвление:
1. Полная форма
2. Сокращенная форма

если условие
| то серия 1
| иначе серия 2
все
если условие
| то серия
все


Выбор
1. Полная форма:
выбор
| при условие 1: серия 1
| при условие 2: серия 2
| . . .
| при условие п: серия п
| иначе серия
все
2. Сокращенная форма: выбор
выбор
| при условие 1: серия 1
| при условие 2: серия 2
| . . .
| при условие п: серия п
все


Команда повторения (цикл):
пока условие
нц
| серия
кц
Команда повторения (цикл) с параметром:
для х oт Xmin до Хmах шаг хшаг
нц
| серия
кц
х целочисленная переменная (параметр); Xmin> Xmax, хшаг целочисленные выражения, причем хшаг должно быть больше 0.
Повторение (цикл) (фрагмент):

ТЕМА: Технология обработки текста и графики

Для работы с текстами на компьютере используются программные средства, называемые текстовыми редакторами. Основное назначение текстовых редакторов создавать текстовые файлы, редактировать тексты, просматривать их на экране, изменять формат текстового документа, распечатывать его на принтере.
Современные программы предусматривают множество функций, позволяющих готовить текстовую часть документа на типографском уровне:
форматирование символов и абзацев;
оформление страниц;
построение оглавлений и указателей;
создание таблиц, проверка правописания и т. д.
Кроме того, современные программы позволяют включать в текст графические объекты: рисунки, диаграммы, фотографии.
Современный текстовый процессор Microsoft Word предназначен для создания, просмотра, модификации и печати текстовых документов, предусматривает выполнение операций над текстовой и графической информацией. С помощью Word можно быстро и с высоким качеством подготовить любой документ от простой записки до оригинал-макета сложного издания.
В процессоре Word реализованы возможности новейшей технологии связывания и внедрения объектов, которая позволяет включать в документ текстовые фрагменты, таблицы, иллюстрации, подготовленные в других приложениях Windows.
Основные функции Word
1. Создание и редактирование текста и сохранение его в виде файла *.doc. Поиск файла на диске и считывание его с диска.
2. Проверка лексики и поиск ошибок орфографии.
3. Разбивка текста на страницы.
4. Форматирование текстов.
5. Создание оглавления документа.
6. Работа с окнами (многооконный режим).
7. Распечатка файлов (не только *.doc, но и *.txt, *.wri).
8. Внедрение объектов в файл и удаление объектов из файла.
9. Создание рисунков и вставка рисунков в файл. Использование библиотеки CLIPART готовых рисунков формата *.wmf и вставка их в файл.
10. Вставка в файл диаграмм и научных формул.
11. Изменение вида и размера шрифтов.
12. Выделение участков текста (блоков) и их перенос на новое место или удаление. Обрамление участков текста.
13. Создание электронных таблиц и вставка их в файл. Изменение числа столбцов и строк в электронных таблицах.
14. Выполнение математических вычислений и создание баз данных в электронных таблицах.
15. Создание макрокоманд и программирование на языке Visual Basic. Макрокоманда укрупненная команда, действие которой эквивалентно выполнению цепочки более мелких команд (объединяет несколько последовательно выполняемых команд в одну). Макрокоманда (макрос) предложение языка, идентифицирующее набор простейших команд. Макрос представляет записанную комбинацию клавиш, сохраняемую под определенным именем для многократного использования. Макросы позволяют автоматизировать наиболее часто повторяющиеся операции.
16. Создание эмблем, этикеток, конвертов, писем.
17. Вставка в файл текстовых спецэффектов, видеоклипов, звуковых и мультимедийных файлов.
18. Просмотр текста перед печатью. Увеличение участков текста для просмотра.
19. Текстовый процессор Word имеет обширную справочную систему, что позволяет пользователю быстро получить необходимую помощь. Форматированием называется изменение внешнего вида текста, при котором не изменяется его содержание. В Word различают форматирование отдельных символов и форматирование целых абзацев. Если форматирование символов сводится к выбору шрифта, размера символов и начертания, то форматирование абзацев заключается в установке отступов между соседними абзацами, а также от краев листа бумаги, создания красной строки и выбора выравнивания текста: по центру, по левому краю, по правому краю, по левому и правому краю вместе (по ширине) и т.д.
Word может помещать в документ колонтитулы.
Колонтитул это информация, располагающаяся в верхней или нижней части полосы на каждой странице документа. Например, нумерация страниц. В колонтитул может входить не только текст, но и графика.
Векторная и растровая графика
Компьютеры создают два основных типа изображений: векторные и растровые.
Векторные изображения строятся на основе математических описаний прямых и кривых линий векторов. Нарисованную таким образом фигуру можно переместить, перевернуть, увеличить или уменьшить как независимый объект, поскольку программа сохраняет описание параметров фигур не в графическом представлении, а в виде математических формул. Это свойство делает векторные программы очень удобными для создания иллюстраций, шрифтовых заставок, логотипов и других объектов с четкими и ясными контурами.
Растровые изображения представляют собой решетку (или растр) из крохотных квадратиков пикселов. Расположенные определенным образом группы разноцветных пикселов составляют цельную картину. Обрабатывая растровое изображение, редактируют не описанные математически объекты, а группы пикселов.
Разрешение
Следует различать три вида разрешения:
графическое разрешение изображения, сохраненного в виде файла;
разрешение монитора определяет, как изображение отображается на экране монитора;
разрешение выводного устройства определяет качество, с которым печатается изображение.
Графическое разрешение
Цифровые изображения представлены в пикселах. Графическое разрешение обозначает количество пикселов, из которых состоит изображение, и обычно измеряется в пикселах на дюйм (ppi). Чем больше пикселов приходится на квадратный дюйм изображения, тем выше его разрешение и больше объем файла.
Разрешение монитора
Мониторы имеют фиксированное разрешение, устанавливаемое производителем.
Разрешение монитора определяет размер изображения на экране. Графическое разрешение документа может быть выше, чем разрешение монитора, и тогда изображение на экране будет больше, чем в напечатанном виде.
Есть еще один вид разрешения, характеризующий способность пикселей воспроизводить цвет, битовое разрешение. Битовое разрешение, или глубина пикселей, определяет (в битах) объем цветовой информации в каждом пикселе. Чем больше глубина пикселей, тем шире диапазон воспроизводимых цветов, что в итоге обеспечивает более точную передачу цвета в изображении. Например, пиксель с глубиной 1 бит имеет 2 возможных значения: да или нет (белый или черный). У пикселя с глубиной в 8 бит 28, т. е. 256 возможных значений, а у пикселя с глубиной в 24 бита 224, или 16 млн цветовых значений.
Разрешение выводного устройства
Разрешение выводного устройства обозначает количество точек на дюйм (dpi), воспроизводимых печатающим устройством. С разрешением выводного устройства, измеряемого в dpi, связана частота растра, обозначающая количество растровых точек, которые умещаются в одном дюйме при печати изображения. Частота растра измеряется в линиях на дюйм (Ipi). Сочетание разрешения и частоты растра определяет четкость печатного изображения.
Цветовые модели
Цветовая модель (или режим) это метод воспроизведения и измерения цвета. Человеческий глаз воспринимает цвета в зависимости от длины световых волн. Свет, содержащий в себе весь спектр цветов, воспринимается как белый, отсутствие света как черный. Наиболее распространенные цветовые модели: RGB (красный, зеленый, синий), используемая для отображения цветов на мониторах, и CMYK (голубой, пурпурный, желтый, черный), применяемая в цветной четырехкрасочной печати.
Кодирование цветовой информации
Одним байтом можно закодировать 256 различных цветов (28 цветов). Если на кодирование цвета выделить два байта, то можно закодировать 65536 различных цветов (216 цветов). Если для кодирования использовать 3 байта, то 16,5 млн цветов (224 цветов). Этот режим позволяет создать на экране изображение, не уступающие по качеству цвета живой природе.
Форматы графических файлов
В настоящее время наиболее распространены следующие форматы графических файлов:
1. bmp (bit map) битовая карта. Формат распространен в Windows (Paint). В этом формате файл состоит из двух частей:
а) заголовок, в котором указывается разрешение изображения и количество бит, которыми кодируется цвет пикселя;
б) область данных (битовая карта), в которой хранятся в виде последовательности бит цвета пикселей изображений.
2. рсх. Формат рсх использует простейший способ сжатия изображений, позволяющий выполнять быструю перезапись изображения из файла в видеопамять и обратно. Данный формат использует в своей работе многие графические редакторы, в частности Paint. Вместе с форматом tif формат рсх является одним из наиболее распространенных форматов, которые используют сканеры.
В заголовке файлов этого формата указывается информация о версии формата рсх; информация о том, используется ли сжатие информации; информация о цветах изображения, размерах изображения, разрешение сканера, разрешение дисплея.
3. Формат gif щм достаточно простой структуре файла и наличии наибольшего числа атрибутов изображения использует более эффективный, чем в рсх, алгоритм сжатия. Этот формат в настоящее Бремя используется при размещении графической информации в гипертекстовых документах Internet.
4. tif(Tiff Tag Image File Format). Основной областью применения данного формата является настольная издательская деятельность и связанные с ней приложения. Этот формат имеет множество атрибутов, позволяющих точно описать сложение изображения. Часто этот формат используется для хранения отсканированных изображений.
5-Jpg формат, который использует специальный алгоритм сжатия изображения, позволяющий сжать изображение до требуемого размера и качества. При этом качество изображения теряется. Формат используется для размещения графической информации в гипертекстовых документах Internet.
Связь между размерами файла и разрешением изображения
Графическое разрешение
Цветовое разрешение
Размер файла

640x480
256
300 Кбайт

640x480
Более 65000
600 Кбайт

640x480
Более 16 млн
900 Кбайт


Дисплей
[display показывать]
электронное устройство, предназначенное для преобразования электрического видеосигнала в изображение на экране.

Монитор
[monitor контролировать]
синоним слова «дисплей».

Пиксель [pixel]
наименьший элемент поверхности экрана, которому независимым образом могут быть заданы адрес, цвет, интенсивность.

Растр
[от нем. raster]
множество точечных элементов, с помощью которых изображение формируется на экране дисплея.

Разрешение экрана
способность передавать в изображении мелкие детали объекта.

Зернистость
расстояние (мм) между центрами соседних триад.


ТЕМА: Технология обработки числовой информации

Одной из самых продуктивных идей в области компьютерных информационных технологий стала идея электронной таблицы.
Табличные процессоры (ТП) позволяют создавать таблицы, которые (в отличие от реляционных баз данных) являются динамическими, т. е. содержат так называемые вычисляемые поля, значения которых автоматически пересчитываются по заданным формулам при изменении значений исходных данных, содержащихся в других полях. При работе с табличными процессорами создаются документы электронные таблицы (ЭТ). Электронная таблица (документ) создается в памяти компьютера. В дальнейшем ее можно просматривать, изменять, записывать на магнитный диск для хранения, печатать на принтере.
Среда табличного процессора
Рабочим полем табличного процессора является экран дисплея, на котором электронная таблица представляется в виде матрицы. ЭТ, подобно шахматной доске, разделена на клетки, которые принято называть ячейками таблицы. Строки и столбцы таблицы имеют обозначения. Чаще всего строки имеют числовую нумерацию, а столбцы буквенные (буквы латинского алфавита) обозначения. Как и на шахматной доске, каждая клетка имеет свое имя (адрес), состоящее из имени столбца и номера строки, например: А1, С13, F24 и т. п.
Но если на шахматной доске всего 8x8=64 клетки, то в электронной таблице ячеек значительно больше. Документом Excel является файл с произвольным именем и расширением XLS. Такой файл *.xls называется рабочей книгой (Work Book). В каждом файле *.xls может размещаться от 1 до 255 электронных таблиц, каждая из которых называется рабочим листом (Sheet). Одна электронная таблица состоит из 16384 строк (row) и 256 столбцов (column), размещенных в памяти компьютера. Строки пронумерованы целыми числами от 1 до 16384, а столбцы обозначены буквами латинского алфавита A,B,C,...,Z,AA,AB,AC,...,IY.
На пересечении столбца и строки располагается основной элемент таблицы ячейка (cell). В любую ячейку можно ввести исходные данные число, текст, а также формулу для расчета производной информации. Ширину столбца или строки можно менять при помощи мыши. При вводе данных в ячейку это происходит автоматически, т.е. электронные таблицы являются «резиновыми». Для указания конкретной ячейки используется адрес, который составляется из обозначения столбца и номера строки, на пересечении которых находится ячейка, например: А1, В2, F8, С24, АА2 и т.д.
Чтобы сделать ячейку активной, надо указать в нее мышью и нажать левую клавишу мыши. Ячейка при этом будет выделена прямоугольной рамкой.
При вводе формулы надо сперва вводить знак =, поскольку знак = является признаком формулы. Прямоугольная группа ячеек, заданная первой и последней ячейкой, разделяемых двоеточием, называется интервалом. Выделение группы ячеек производится мышью.
Адресация, не требующая абсолютного указания адресов ячеек, входящих в формулу, называется относительной адресацией. По умолчанию программа Excel рассматривает адреса ячеек как относительные. Это позволяет копировать формулы методом заполнения. Для того чтобы задать ссылку на ячейку как абсолютную, надо задать перед обозначением номера столбца или номера строки символ «$». Таким образом, ссылка на ячейку, например, А10, может быть записана в формуле четырьмя способами: А10, $А10, А$10 и $А$10.
Электронные таблицы Excel можно использовать для создания баз данных. Программа Excel является многооконной. Окнами являются рабочие листы Excel.
ТЕМА: Технология хранения, поиска и сортировки информации

Базы данных (БД) это организованный набор фактов в определенной предметной области; это информация, упорядоченная в виде набора элементов, записей одинаковой структуры. Для обработки записей используются специальные программы, позволяющие их упорядочить, делать выборки по указанному правилу. Базы данных относятся к компьютерной технологии хранения, поиска и сортировки информации. БД совокупность взаимосвязанных данных при предельно малой избыточности, допускающей их оптимальное использование в определенных областях человеческой деятельности. БД в зависимости от способа представления данных и отношений между ними могут иметь реляционную (таблицы связаны между собой), сетевую или иерархическую структуру. На эффективность БД с той или иной структурой влияют условия ее применения. Данные в БД организованы, как правило, в виде таблиц. Табличный способ отображения информации широко используется в документах и отчетах, поскольку он удобен и позволяет наглядно представлять различного рода данные.
В основе БД лежит представление данных в виде таблиц. Структуру простейшей базы данных можно рассматривать как прямоугольную таблицу, состоящую из вертикальных столбцов и горизонтальных строк. Вертикальные столбцы принято называть полями, а горизонтальные строки записями. Единицей хранимой информации является горизонтальная строка запись, которая хранит информацию. Каждая запись представляет собой совокупность полей.
В деловой или личной сфере часто приходится работать с данными из разных источников, каждый из которых связан с определенным видом деятельности. Для координации всех этих данных необходимы определенные знания и организационные навыки. Microsoft Access объединяет сведения из разных источников в одной реляционной базе данных. Создаваемые формы, запросы и отчеты позволяют быстро и эффективно обновлять данные, получать ответы на вопросы, осуществлять поиск нужных данных, анализировать данные и печатать отчеты.
В базе данных сведения из каждого источника сохраняются в отдельной таблице. При работе с данными из нескольких таблиц устанавливаются связи между таблицами.
Для поиска и отбора данных, соответствующих определенным условиям, создается запрос. Запросы позволяют также обновить или удалить одновременно несколько записей, выполнить встроенные или специальные вычисления.
Для просмотра, ввода или изменения данных прямо в таблице применяются формы, позволяющие отобрать данные из одной или нескольких таблиц и вывести их на экран, используя стандартный или созданный пользователем макет.
Для анализа данных или распечатки их определенным образом используется отчет.
Для автоматического выполнения некоторых операций используются макросы, содержащие набор из одной или более макрокоманд, таких как открытие форм или печать отчетов. Макросы могут быть полезны для автоматизации часто выполняемых задач.
Иногда бывает необходимо создать собственную процедуру, которая должна запускаться из любого окна базы данных, или процедуру, предназначенную для обработки определенного события. Набор таких процедур на языке Visual Basic, собранный в одну программную единицу, называется модулем.
Существует два основных типа модулей: модули класса и стандартные модули. Модули класса это модули форм и модули отчетов, связанные с определенной формой или отчетом. Они часто содержат процедуры обработки событий (например, нажатие клавиши) и создаются автоматически при создании первой процедуры обработки события.
В стандартных модулях содержатся общие процедуры, не связанные ни с каким объектом, а также часто используемые процедуры, которые могут быть запущены из любого окна базы данных.
В окне базы данных можно работать со всеми ее объектами. Для просмотра объектов определенного типа следует выбрать соответствующую вкладку (например, «Таблицы»).
С помощью кнопок справа можно создавать и изменять существующие объекты.
Прежде чем создавать таблицы, формы и другие объекты, необходимо задать структуру базы данных. Хорошая структура базы данных является основой для создания адекватной требованиям, эффективной базы данных.
При проектировании таблиц, рекомендуется руководствоваться следующими основными принципами:
Информация в таблице не должна дублироваться. Не должно быть повторений и между таблицами. Когда определенная информация хранится только в одной таблице, то и изменять ее придется только в одном месте. Это делает работу более эффективной, а также исключает возможность несовпадения информации в разных таблицах.
Каждая таблица должна содержать информацию только на одну тему. Сведения на каждую тему обрабатываются намного легче, если содержатся они в независимых друг от друга таблицах. Каждая таблица содержит информацию на отдельную тему, а каждое поле в таблице содержит отдельные сведения по теме таблицы. При разработке полей для каждой таблицы необходимо помнить:
Каждое поле должно быть связано с темой таблицы. Не рекомендуется включать в таблицу данные, которые являются результатом выражения. В таблице должна присутствовать вся необходимая информация.
Информацию следует разбивать на наименьшие логические единицы.
Для того чтобы Microsoft Access мог связать данные из разных таблиц, каждая таблица должна содержать поле или набор полей, которые будут задавать индивидуальное значение каждой записи в таблице. Такое поле или набор полей называют основным ключом.
В Microsoft Access существуют два инструмента для усовершенствования структуры баз данных: мастер анализа таблиц исследует таблицу, в случае необходимости предлагает новую ее структуру и связи, а также переделывает ее; анализатор быстродействия исследует всю базу данных, дает рекомендации по ее улучшению, а также осуществляет их.
В Microsoft Access поддерживаются два способа создания базы данных. Имеется возможность создать пустую базу данных, а затем добавить в нее таблицы, формы, отчеты и другие объекты.
Такой способ является наиболее гибким, но требует отдельного определения каждого элемента базы данных. Имеется также возможность сразу создать с помощью мастера базу данных определенного типа со всеми необходимыми таблицами, формами и отчетами. Это простейший способ начального создания базы данных. Файл базы данных Microsoft Access имеет расширение, mdb. Для того чтобы получить копию, базы данных, необходимо скопировать файл, в котором она содержится. При выходе из Microsoft Access изменения данных сохраняются автоматически.
Работа с таблицами
Таблица хранит сведения по конкретному вопросу. Существуют два режима работы с таблицей режим конструктора таблицы и режим таблицы.
В режиме конструктора таблицы можно создать целую таблицу, добавляя новые поля или удаляя и настраивая существующие поля таблицы.
Тип данных определяет, какого вида данные допускается вводить в поле. Например, недопустим ввод текста в поле денежного типа. Выбор соответствующего типа данных обеспечивает ввод данных в правильной форме для сортировки, вычислений и других операций. Каждое поле имеет свойства, изменяя которые, можно управлять сохранением, обработкой и отображением данных поля. Набор доступных свойств определяется типом данных поля. Уникальная метка, называемая ключом, используется для определения каждой записи таблицы. Подобно тому, как номерной знак однозначно определяет автомобиль, ключ определяет запись. Ключевые поля в таблицах используются для создания межтабличных связей.
В режиме таблицы добавляются, редактируются или просматриваются табличные данные. Также можно проверить орфографию и напечатать табличные данные, отфильтровать и отсортировать записи, изменить внешний вид таблицы или изменить структуру таблицы, добавив или удалив столбцы.
Строки в таблице можно отсортировать согласно содержимому одного или нескольких столбцов. Фильтрация позволяет просмотреть в форме только определенные записи.
Типы данных
Тип данных определяет, какого вида данные допускается вводить в поле. Например, недопустим ввод текста в поле денежного типа. Выбор соответствующего типа данных обеспечивает ввод данных в правильной форме для сортировки, вычислений и других операций. Microsoft Access поддерживает следующие типы данных:
Текстовой
текст или числа, не требующие проведения расчетов, например, номера телефонов.

Поле MEMO
длинный текст или комбинация текста и чисел.

Числовой
числовые данные, используемые для проведения расчетов.

Дата/время
даты и время, относящиеся к годам с 100 по 9999 включительно.

Денежный
денежные значения и числовые данные, используемые в математических расчетах.

Счетчик
уникальные последовательно возрастающие (на 1) или случайные числа, автоматически вводящиеся при добавлении каждой новой записи в таблицу.

Логический
логические значения, а также поля, которые могут содержать одно из двух возможных значений (True/ False, Да/Нет).

Поле объекта OLE
объект (например, электронная таблица Microsoft Excel, документ Microsoft Word, рисунок, звукозапись или другие данные в двоичном формате), связанный или внедренный в таблицу Microsoft Access.

Гиперссылка
строка, состоящая из букв и цифр и представляющая адрес гиперссылки.

Мастер подстановок
создает поле, в котором предлагается выбор значений из списка или из поля со списком, содержащего набор постоянных значений или значений из другой таблицы. Выбор этого параметра в списке в ячейке запускает мастера подстановок, который определяет тип поля.


ТЕМА: Компьютерные коммуникации

Топологии вычислительной сети
Топология типа звезды
Концепция топологии сети в виде звезды пришла из области больших ЭВМ. Вся информация между двумя периферийными рабочими местами проходит через центральный узел вычислительной сети.

Топология в виде звезды наиболее быстродействующая из всех топологий вычислительных сетей, поскольку передача данных между рабочими станциями проходит через центральный узел (при его хорошей производительности) по отдельным линиям, используемым только этими рабочими станциями. Частота запросов передачи информации от одной станции к другой невысокая по сравнению с достигаемой в других топологиях.
Кольцевая топология
При кольцевой топологии сети рабочие станции связаны одна с другой по кругу.
Сообщения циркулируют регулярно по кругу. Рабочая станция посылает по определенному конечному адресу информацию, предварительно получив из кольца запрос. Пересылка сообщений очень эффективна, так как большинство сообщений можно отправлять «в дорогу» по кабельной системе одно за другим. Очень просто можно сделать кольцевой запрос на все станции. Продолжительность передачи информации увеличивается пропорционально количеству рабочих станций, входящих в вычислительную сеть.

Основная проблема при кольцевой топологии заключается в том, что каждая рабочая станция должна активно участвовать в пересылке информации, и в случае выхода из строя хотя бы одной из них вся сеть парализуется.
Шинная топология
При шинной топологии среда передачи информации представляется в форме коммуникационного пути, доступного для всех рабочих станций, к которому они все должны быть подключены. Все рабочие станции могут непосредственно вступать в контакт с любой рабочей станцией, имеющейся в сети.

Рабочие станции в любое время без прерывания работы всей вычислительной сети могут быть подключены к ней или отключены. Функционирование вычислительной сети не зависит от состояния отдельной рабочей станции.
Благодаря тому, что рабочие станции можно включать без прерывания сетевых процессов и коммуникационной среды, очень легко прослушивать информацию, т.е. ответвлять информацию из коммуникационной среды.
Для организации межсетевых соединений необходим соответствующий протокол, представляющий собой набор договоренностей, который определяет обмен данными между различными программами. Протоколы задают способы передачи сообщений и обработки ошибок в сети, а также позволяют разрабатывать стандарты, не привязанные к конкретной аппаратной платформе. Все параметры от скорости передачи данных до методов адресации при транспортировке отдельных сообщений задаются протоколами, используемыми в данной конкретной сети.
В Internet базовым протоколом служит TCP/IP (Transmission Control Protocol/Internet Protocol). IP отвечает за адресацию сетевых узлов, a TCP обеспечивает доставку сообщений по нужному адресу.
IP-адреса уникальные номера, которые применяются для идентификации компьютеров в Internet.
IP-адрес состоит из четырех номеров (каждый по величине не больше 255 в десятичной записи), отделенных друг от друга точками. 192.33.33.22 это IP-адрес, также как и 138.40.11.1. Крайнее слева число обозначает крупную сеть; числа, которые стоят правее, указывают на более мелкие участки внутри этой крупной сети и так до тех пор, пока мы не попадем на конкретный компьютер.
Очевидно, что с подобными адресами сразу же возникает проблема: они длинные и их трудно запомнить. Чтобы облегчить запоминание, компьютеры стали обозначать специальными именами, например, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (такое имя называется доменным). С подобной адресной информацией работать легче, потому что доменные имена обладают постоянной структурой, опираясь на которую можно понять, к чему они относятся.
Несколько лет назад появилась новая технология Internet, названная World Wide Web (WWW), что обычно переводится как «Всемирная паутина».
WWW построена по технологии, в основе которой лежит принцип создания гипертекстовых документов (web-страниц). Гипертекстовый документ в компьютерном исполнении это файл (текст, графическое изображение и любой другой фрагмент информации), имеющий в своей структуре ссылки на другие файлы (документы), которые в свою очередь содержат ссылки на следующие, и т.д. Таким образом они оказываются связанными между собой. WWW имеет систему адресации. Адрес любого web-сервера начинается с аббревиатуры http, обозначающий вид протокола передаваемых данных (в данном случае это Hyper Text Transmission Protocol протокол передачи гипертекста). Для работы в WWW используется протокол HTTP (Hyper Text Transmission Protocol), а программы, позволяющие работать с соответствующими документами в Internet, называют просмотрщиками, или браузерами (browser).
Основные понятия
Сеть
[Net, Network]
группа из двух или более компьютеров, которые соединены между собой сетевыми кабелями и осуществляют совместный доступ к своим аппаратным или программным ресурсам.

Сетевая среда
кабели и устройства, используемые для объединения компьютеров в сеть.

Локальная сеть
группа компьютеров, объединенных в сеть в пределах территории, ограниченной небольшими размерами: комнаты, здания, предприятия.

Региональная сеть
группа компьютеров, объединенных в сеть в пределах территории, ограниченной административной границей (страна, республика, область).

Корпоративная сеть
группа компьютеров, объединенных в сеть в рамках корпорации (например, компьютерная сеть продажи железнодорожных билетов).

Internet
[International Net международная сеть]
группа компьютеров, объединенных в глобальную сеть, территориально ограниченную размерами планеты Земля.

Интернет
русскоязычный синоним понятия «Internet».

Сервер
компьютер-сервер, выполняющий функции обслуживания компьютеров-клиентов и предоставляющий им во временное пользование свои аппаратные или программные ресурсы.

Клиент
компьютер-клиент, получающий во временное пользование аппаратные или программные ресурсы сервера.

Сетевой адаптер
электронное устройство, через которое осуществляется подключение компьютера к сети. Сетевой адаптер часто называют платой сетевого интерфейса, или сетевой картой.

Хаб
[Hub концентратор]
электронное устройство, предназначенное для ретрансляции потоков данных в локальной сети.

Протокол
совокупность правил, регламентирующих формат и процедуры обмена информацией между устройствами. Протокол определяет способ выполнения соединения, формат передачи данных, процедуры контроля за целостностью данных в процессе приема-передачи и устранения помех.

IP-адрес
4-байтный адрес (32-битный), используемый для идентификации компьютера (устройства) в сети с IP-адресацией.

Узел сети Internet
компьютер в сети Internet, имеющей уникальный IP-адрес. Часто в качестве узла Internet выступает локальная сеть, в которой уникальный IP-адрес имеет только сервер этой сети, а все остальные компьютеры имеют доступ в Internet через этот IP-адрес.

Хост
[Host хозяин]
узловой компьютер-сервер в сети Internet, обслуживающий подключенные к нему компьютеры-клиенты.

Маршрутизатор

устройство для согласования сегментов сети, осуществляющее обмен информацией (о состоянии сети, работоспособности каналов, доступности сетевых узлов и пр.) с другими маршрутизаторами в целях выбора оптимального маршрута для доставки пакета информации абоненту.

Web
сеть, паутина, синоним Network.

Web-узел
группа взаимосвязанных Web-страниц, расположенных на сервере, с адресным входом на домашнюю страницу.

Сайт [site место]
синоним понятия «Web-узел».

Web-страница



Домашняя страница
адресная страница, являющаяся составной частью Web-узла. Переход на Web-страницу осуществляется через ссылку, расположенную на домашней или другой Web-странице.

первая адресная страница при входе на Web-узел. Обычно на домашней странице расположены ссылки на другие Web-страницы этого узла.

WWW
[World Wide Web]
Всемирная паутина (сеть), наиболее популярная информационная мультимедийная услуга Internet, заключающаяся в предоставлении клиенту возможности просмотра содержимого множества Web-узлов.

e-mail [electronic mail]
электронная почта, вторая по популярности услуга Internet, заключающаяся в предоставлении возможности клиентам обмениваться электронными сообщениями.

Браузер
[browser обозреватель]
Windows-приложение, предназначенное для работы с World Wide Web.

Провайдер
[provider поставщик]
поставщик услуг Интернета, организация, владеющая постоянно подключенными к Internet серверами.

Прокси-сервер
сервер провайдера с копиями наиболее популярных Web-узлов.

Протоколы
Протокол совокупность правил, регламентирующих формат и процедуры обмена информацией между устройствами. Протокол определяет способ выполнения соединения между приемником и передатчиком, формат передачи данных, процедуры контроля за целостностью данных в процессе приема-передачи, правила устранения ошибок и помех.
Internet является наследницей NFSnet американской сети, объединявшей научные центры Национального научного фонда (National Science Foundation NFS). В свою очередь сеть NFS обязана своим становлением сети оборонного значения ARPANET, которую она со временем поглотила. Глобальная сеть Internet, помимо высокой надежности, унаследовала от сети NFSnet три уровня протоколов: сетевой, транспортный, уровень приложений, и добавила к ним протокол межсетевого уровня TCP/IP.
TCP/IP [Transmission Control Protocol/Internet Protocol] протокол, разработанный министерством обороны США для связи компьютеров. Изначально он был встроен в операционную систему UNIX и со временем стал стандартом передачи данных по сетям, включая глобальную сеть Internet.
Полный комплект протоколов сети Internet включает в себя в качестве базового протокол TCP/IP, а также целую группу дополнительных и вспомогательных протоколов. Некоторые протоколы описаны ниже.





Базовые протоколы
TCP
[Transmission Control Protocol протокол управления передачей]
протокол, обеспечивающий надежную, эффективную и достоверную передачу информации в виде потока пакетов данных. TCP разбивает сообщение на нумерованные пакеты на передающей стороне и собирает пакеты в целостное сообщение на принимающей стороне.

[Internet Protocol Internet-протокол]
Internet-протокол управляет адресацией пакетов, определяя маршрут пересылки сообщения между узлами сети.


Вспомогательные протоколы
ICMP
[Internet Control Message Protocol Internet-протокол управления сообщениями]
вспомогательный межсетевой протокол управления сообщениями, предназначенный для поддержки передачи управляющей информации и сообщений об ошибках между узлами сети.

UDP
[User Datagram Protocol протокол передачи датаграмм пользователя]
протокол предназначен для предоставления транспортных услуг процессам прикладного уровня. Датаграм-ма пакет, полученный после разбиения исходного сообщения на фрагменты. Каждая датаграмма доставляется адресату независимо от других пакетов, т.е. пакеты, принадлежащие одному исходному сообщению, могут доставляться адресату разными маршрутами.

DHCP
[Dynamic Host Configuration Protocol протокол динамической настройки]
протокол предназначен для динамической настройки IP-адреса. DHCP обеспечивает безопасную, надежную и простую конфигурацию сети TCP/IP, препятствует возникновению конфликтов адресов и помогает сохранять используемые IP-адреса с помощью централизованной базы данных.


Протоколы прикладного уровня
FTP
[File Transfer Protocol протокол передачи файлов]
протокол, обеспечивающий пересылку файлов из файловой системы сервера в локальную файловую систему клиента, и наоборот.

HTTP
[Hyper Text Transfer Protocol протокол передачи гипертекста]
протокол, предназначенный для просмотра содержимого WWW-серверов.

PPP
[Point to Point Protocol протокол «точка-точка»]
протокол, предназначенный для работы на линии, соединяющей два устройства. Протокол РРР предоставляет возможность использовать протокол IP и удаленно подключаться к сети Internet. PPP обеспечивает более высокую скорость, чем протокол SLIP.

SLIP
[Serial Line Internet Protocol Internet-протокол последовательной линии]
протокол для работы по последовательным линиям. В отличие от обычного коммутируемого соединения SLIP дает возможность получить IP-адрес для компьютера. В этом случае сеансы FTP организуются напрямую между удаленным компьютером и компьютером пользователя, минуя узловой компьютер поставщика сетевых услуг. Компьютер пользователя на время действия SLIP-соединения сам становится узлом.


Почтовые протоколы
SMTP
[Simple Mail Transfer Protocol простой протокол передачи электронной почты]
протокол передачи сообщений электронной почты. SMTP-сервер принимает письма и сохраняет их в почтовых ящиках пользователей. Пользователи могут загрузить свои письма с помощью программ почтовых клиентов (Microsoft Outlook, Outlook Express, The Bat и др.) используя протоколы РОРЗ и IMAP.

POP
[Post Office Protocol почтовый протокол]
протокол приема сообщений электронной почты. Существует три не совместимых между собой версии протокола: РОР1, РОР2, РОРЗ.

ШАР
[Internet Mail Access Protocol Internet-протокол доступа к почте]
новый протокол чтения электронной почты. IMAP поддерживает операции создания, удаления, переименования почтовых ящиков. Используется в Internet-почте.


Список рекомендованной литературы

Гейн А.Г. Информатика: Учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений /А.Г. Гейн, А.И. Сенокосов, Н.А. Юнерман. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2001, - 255с.
Евсеев Г.А., Пацюк С.Н., Симонович С.В., Вы купили компьютер: Полное руководство для начинающих в вопросах и ответах. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 1998. – 464 с.: ил. (1000 советов).
Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов/ Н.Д. Угринович. – М.: Бином. Лаборатория знаний, 2003 стр. 379-408
Информатика. 10-11 класс/ Под. ред. Н.В. Макаровой. – СПб.: Питер, 2004 стр. 200-250
Информатика. Базовый курс для 7-9 классов. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000, - 384с.
Информатика. Базовый курс. Учебник для вузов. Под ред. СВ. Симоновича. СПб.: «Издательство Питер», 2000.
Информационная культура: Новые информационные технологии. 11 кл.: Пособие для общеобразоват. учеб. заведений / А.Г. Кушниренко, А.Г. Леонов, М.А. Кузьмин и др. – М.: Дрофа, 2000, - 160с.
Могилев А.В., Пак НИ., Хеннер Е.К. Информатика. М. Аса-dema, 2000.
Симанович С.В., Евсеев Г.А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2001. – 480с.
Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г., Общая информатика: Учебное пособие для средней школы. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 1998. – 592 с.
Симонович С.В., Евсеев Г.А., Алексеев А.Г., Специальная информатика: Учебное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 1999. – 480 с.
Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч 1: Основы информатики и информационных технологий – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000, -320с.
Шафрин Ю.А. Информационные технологии: В 2 ч. Ч 2: Офисная технология и информационные системы. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2000, -336с.










13PAGE 15


13PAGE 14415




Опорные Arial BlackArial Black Заголовок 115