Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов)


Дубоссарский многопрофильный профессиональный лицейТехнология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф.Шаталов) Защита выпускной квалификационной работы Автор: преподаватель спецдисциплин Цуркан Татьяны Тихоновнылок Современный педагог – это личность со сложившимся позитивным мировоззрением, нацеленная на постоянное саморазвитие и профессиональный рост, толерантная, обладающая высоким нравственным авторитетом. характертемпераментстремление к новомуспособность к развитиюКомпетентный педагог Опорный конспект – это ассоциативный символ(схема, знак, стрелка…), заменяющий некое смысловое значение ЛОК – это компактное графическое отображение основного учебного материала с указанием логической структуры его изложения учителем. Назначение Создать у учащихся чёткое, наглядное представление об учебном материале в целом как о системе знанийРазобраться в построении учебного материала, выделить главноеПоказать взаимосвязи между отдельными компонентами содержания материалаУсвоение учащимися основного материала на уроке
style.rotationppt_wppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y
ppt_yppt_yppt_y Значение опорного конспектаСжимает информацию материал излагается блоками;Облегчает понимание новой информации;Активизирует учащихся и экономит время;Упрощает процесс запоминания новых терминов;Наглядно демонстрирует последовательность технологического процесса пооперационно;Помогает выделять главное;Благотворно действует на психологический климат урока; Основа методикиПервый этап — развернутое, образно-эмоциональное объяснение учителем материала (создание блока вопросов). Второй этап — сжатое изложение учебного материала по опорному плакату озвучивание, расшифровка закодированного с помощью разнообразных символов основных понятий и логических взаимосвязей между ними. 9 Опорный конспектОпорный конспект-система опорных сигналов, имеющих структурную связьи представляющую собой наглядную конструкцию темы, понятий взаимосвязанных элиментов, идей.Опорный конспект требует точной и понятной расшифровки, опорные сигналы притягивают, побуждают к активному познанию, обеспечивает целостность, системность, осмыслен-ность темы. 11Преимущества методикиГлубокое понимание теорииЭкономия времени (материал собран в блоки)У учащихся появляется желание использовать свои силы и знания на практике.Позволяет увеличить количество решаемых задач Позволяет разобрать подробно и всесторонне типы и возможные пути решения 12Основные требования, которым должны отвечать опорные сигналы:ЛаконичностьСтруктурностьНаличие смысловых акцентовАвтономностьАссоциативность и образностьДоступность воспроизведения от рукиЦветовая наглядность 131. ЛаконичностьЗапоминание материала облегчается за счёт подключения зрительной памяти. Часть сигналов может быть окрашена в яркие цвета. Ещё один полезный приём при составлении опорных сигналов – использование удобно-читаемых аббревиатур. 1 Бутерброды и их классификацияБутербродыХолодныеГорячиеОткрытыеПростыеАссортиЗакусочные (канапе)ЗакрытыеСандвичиМногослойные бутербродыБутерброды-рулетыБутерброды-тортыБутерброды-пирамидыПростыеАссортиЗакусочные (тартинки) КЛАССИФИКАЦИЯ ЩЕЙЩи из квашенойкапустыЩи зеленыеЩи суточныеЩи по-уральскиЩи из свежейкапусты с кар-тофелемЩи из свежей капустыЩи 162. СтруктурностьВ сигнале используются связки, логические блоки, объединённые стрелками, линиями, границами и пр.Обучение с помощью опорных сигналов развивает системность мышления, разделать обще и главное, выделять причинно следственные связи. Всё эти навыки развиваются у обучаемого незаметно для него – просто в ходе изучения материала. 173. Наличие смысловых акцентовВыделение наиболее важных элементов опорного сигнала рамками, цветом, оригинальным расположением символов и пр. 4 АВТОНОМНОСТЬКАЖДЫЙ ИЗ 4-5 БЛОКОВ ДОЛЖЕН БЫТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ,ПОНИМАЕМЫМ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ДРУГИХ ОПОРНЫХ БЛОКОВ ОПОРНОГО СИГНАЛА. ПРАВИЛА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЛОК:….Конспект урока целесообразно записывать на доске синхронно с изложением содержания;…По мере объяснения учащиеся фиксируют ЛОК в своей рабочей тетради;….Фиксирование ЛОК учащимися осуществляется параллельно записи его учителем на доске;…Составляя ЛОК в ходе изложения содержания материала, учитель акцентирует внимание школьников на главных понятиях, процессах.


5-Ассоциативность и образностьДолжны возникатьи запоминаться четкие ассоциации на опорный сигнали его элиментыСмыслы должны легко расспознаваться. 6 -доступность воспроизведения от рукиОбучаемые должны по памяти на оценку воспроизвести опорные сигналы;Часть сигналов может быть окрашенав яркие цвета; 7.Цветовая наглядностьЗапоминание материала за счет зрительной памяти Технологическая схемаСалат «Цезарь»Куриные грудкиЛистья салатаОливковое маслоЖелтки вареных яицГорчица Лимонный сокУксус Нарезка маринованиеЖарка Нарезка Натирание на теркеСоединение Взбивание Смешивание Выложить на тарелкуСверху укладывают курицуПоливают соусомПомидоры черриСыр Сухарики Выкладывание Посыпание Подача Оформление 27Обучение с применением опорных конспектов развивает память, логическое мышление, способность к анализу, монологическую речь, раскрывает творческий потенциал, индивидуальные способности учащихся.лок