Рабочая программа настольный тенис


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
школа № 604
Пушкинского района Санкт-Петербурга
196634, г. Санкт-Петербург, п. Шушары (Славянка), ул. Изборская, д 4, к 2.
http://604spb.edusite.ru/, e-mail: shkola604@yandex.ruПринято
Педагогический совет ГБОУ № 604
Пушкинского района Санкт-Петербурга Протокол №10 от «28» декабря 2015 г. Утверждаю
Директор ГБОУ № 604
Пушкинского района Санкт-Петербурга
_____________________ Е. И. Дерипаска
Приказ № 287-о/д от «30» декабря 2015 года
РАБОЧАЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ: «НАСТОЛЬНЫЙ ТЕННИС»
Группа №14
Отделения дополнительного образования детей (ОДОД) Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения школы № 604 Пушкинского района Санкт-Петербурга
Физкультурно-спортивной направленности
Возраст 10-16 лет
Срок реализации:2 год
Составитель программы:
Федоров Алексей Михайлович,
педагог дополнительного образования
Санкт-Петербург
2016 год
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по настольному теннису составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Федерального закона от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 года № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 08 октября 2010 года № ИК-1494/19 «О введении третьего часа физической культуры в недельный объем учебной нагрузки обучающихся общеобразовательных учреждений РФ».
4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 года № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования».
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы САНПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утверждённые постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 года № 189, зарегистрированные в Минюсте России 3 марта 2011 года № 19993.
6. Учебного плана ГБОУ №604 Пушкинского района г. Санкт- Петербурга на 2015-2016 учебный год.
Цели и задачи
Игра в настольный теннис направлена на всестороннее физическое развитие личности ребёнка и способствуют совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.
Цель программы – изучение и совершенствование спортивной игры в настольный теннис.
Основными задачами программы являются:
- Укрепление здоровья.
- Содействие правильному физическому развитию.
- Приобретение необходимых теоретических знаний.
- Овладение основными приёмами техники и тактики.
- Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы.
- Привитие учащимся организаторских навыков.
- Повышение специальной, физической, тактической подготовки учащихся по настольному теннису.
- Подготовка учащихся к районным и окружным соревнованиям.
Рабочая программа рассчитана на условия ГБОУ № 604, со стандартной базой для занятий физическим воспитанием и стандартным набором спортивного инвентаря.
Программа рассчитана на 144 часа в год – по 2 часа в неделю. Содержание программы отвечает требованию к организации внеурочной деятельности.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия настольным теннисом для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. При занятиях настольным теннисом стимулируется работа сердечно-сосудистой системы, развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Настольный теннис развивает такие жизненно важные качества как реакция на движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся игровых условиях, концентрация внимания и распределение внимания, что существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической активности. Соревновательный элемент в настольном теннисе способствует развитию личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские качества. Настольный теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды. Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи. Через усвоение теннисного этикета служит прекрасным средством коммуникативного общения, развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса – умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
В области физической культуры:
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе овладения упражнений с мячом и ракеткой, активное использование настольного тенниса в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по настольному теннису.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета. Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных умений и навыков, умениях их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по настольному теннису.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности настольного тенниса;
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в настольном теннисе;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше.
В области трудовой культуры:
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений;
- умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, технических действий в настольном теннисе, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых заданий по настольному теннису.
2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
На первый год обучения
№ п/п Тема Количество часов
всего теория практика
1. Теоретическая подготовка 3 3 -
2. Практическая подготовка 66 - 66
3. Соревновательная деятельность 3 - 3
Итого: 72 На второй год обучения
№ п/п Тема Количество часов
всего теория практика
1. Теоретическая подготовка 6 6 -
2. Практическая подготовка 132 - 132
3. Соревновательная деятельность 6 - 6
Итого: 144 3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
На первый год обучения
№ Содержание занятия Количество
часов Дата по плану Дата по факту
Введение в мир настольного тенниса. Соблюдение ТБ на занятиях. Способы держания ракетки. Гигиена и врачебный контроль. 2 Стойка теннисиста. Перемещение у стола. Правильная хватка ракетки и способы игры. Выпады, передвижения у стола. 2 Исходное положение при подаче. Основные положения при подготовке и выполнении основных приемов в игре. 2 Перемещение близко у стола и в средней зоне. Способы игры. 2 Правила игры. Перемещения игрока при сочетании ударов справа и слева. Правильная хватка, способы игры. 2 Удары по мячу. Правая, левая подкрутки. Положение ракетки при приеме мяча. 2 Удары по мячу. Техника мягкого удара, высокоудаленного. Развитие силы удара. 2 Обучение техниеи мягким ударом перед собой. Развитие гибкости кисти. 2 Удары по мячу. Закрепление материала. Учебная игра. Развитие м. силы. 2 Подачи. Обучение технике. Воспитание эмоциональной устойчивости. Развитие силы рук, стиля 2 Подачи. Закрепление материала. Развитие м. силы. Воспитание трудолюбия. 2 Удары по мячу без вращения мяча (толчек) справа, слева. Подачи мяча. 2 Удары по мячу без вращения мяча. Обучение технике. Развитие гибкости плечевого сустава. 2 Удары по мячу без вращения мяча. Развитие силы и гибкости кистевого и плечевого сустава. 2 Удары без вращения мяча. Закрепление материала. Учебная игра. Развитие м. стиля. 2 Удары без вращения мяча (толчок) слева, справа. Обучение техники. Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева. Обучение техники. 2 Удар «Накат» справа, слева. Обучение техники и эмоциональной устойчивости 2 Упражнения на быстроту и ловкость. Упражнения на гибкость 2 Силовые упражнения.  Упражнения на выносливость 2 Упражнения с ракеткой и шариком. Техника подачи толчком. Стойка 2 Игра толчком справа и слева. Атакующие удары по диагонали 4 Атакующие удары по линии. Игра в защите 4 Тактические схемы. Игра с тренером 4 Выполнение подач разными ударами. Игра в разных направлениях 4 Игра на счет разученными ударами. Игра с коротких и длинных мячей 4 Групповые игры. Отработка ударов накатом 4 Отработка ударов срезкой. Поочередные удары левой и правой стороной ракетки 4 Сдача нормативов 4 Всего: 72 часа На второй год обучения
№ п/п Тема Количество часов Дата по плану Дата по факту
1 Техника безопасности при проведении занятий по настольному теннису. Стойка игрока. Способы держания ракетки. Гигиена и врачебный контроль 2 2 ОРУ. Стойка игрока. Способы держания ракетки. Гигиена и врачебный контроль 2 3 Обзор развития настольного тенниса в России в 2016-17 гг. Передвижение шагами, выпадами, прыжками. Способы держания ракетки. Игра в парах 2 4 ОРУ Передвижение шагами, выпадами, прыжками. Способы держания ракетки. Игра в парах 2 5 Исходное положение при подаче, стойки теннисиста, основные положения при подготовке и выполнении основных и специальных приёмов игры. Способы держания ракетки 2 6 Гигиена и врачебный контроль. Перемещения близко у стола и в средней зоне. Правильная хватка ракетки и способы игры 2 7 ОРУ. Перемещения близко у стола и в средней зоне. Правильная хватка ракетки и способы игры 2 8 Правила игры в настольный теннис. Перемещения игрока при сочетании ударов справа и слева. Правильная хватка ракетки и способы игры 2 9 ОРУ. Правила игры в настольный теннис. Перемещения игрока при сочетании ударов справа и слева. Правильная хватка ракетки и способы игры 2 10 Удары по мячу 2 11 Удары по мячу 2 12 Удары по мячу 2 13 Удары по мячу 2 14 Удары по мячу 2 15 Удары по мячу 2 16 Удары по мячу 2 17 Подачи. Совершенствование и обучение технике. Развитие силы рук и плечевого пояса. Воспитание эмоциональной устойчивости 2 18 Подачи. Совершенствование и обучение технике. Развитие силы рук и плечевого пояса. Воспитание эмоциональной устойчивости 2 19 Подачи. Совершенствование и закрепление материала. Развитие мышц спины. Воспитание трудолюбия. Совершенствование и обучение технике. Развитие гибкости лучезапястного сустава. Воспитание эмоциональной устойчивости 2 20 Подачи. Совершенствование и закрепление материала. Развитие мышц спины. Воспитание трудолюбия. Совершенствование и обучение технике. Развитие гибкости лучезапястного сустава. Воспитание эмоциональной устойчивости 2 21 Подачи. Совершенствование техники. Развитие силы рук и плечевого пояса. Воспитание психологической устойчивости 2 22 Подачи. Совершенствование техники. Развитие силы рук и плечевого пояса. Воспитание психологической устойчивости 2 23 Подачи. Виды и способы реализации. Закрепление материала. Развитие мышц спины. Воспитание трудолюбия. Обучение технике. Развитие гибкости лучезапястного сустава. Воспитание эмоциональной устойчивости 2 24 Подачи. Уметь подавать подачу и выполнять удары: выполнение построений, организационных команд, бега, разминки, учебной игры. Принимать и сохранять учебную задачу; планировать действие в соответствии с поставленной задачей; учитывать правило в планировании способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль; адекватно воспринимать оценку учителя; контролировать действия партнёра 2 25 Удары справа. Использовать игровые действия настольного тенниса для развития физических качеств. моделировать технику игровых действий и приёмов, варьировать её в зависимости от ситуаций и условий. Соблюдать правила безопасности 2 26 Подачи. Совершенствование техники. Развитие силы рук и плечевого пояса. Воспитание психологической устойчивости 2 27 Удар без вращения мяча (толчок) слева, справа. Совершенствование и обучение технике. Развитие мышц брюшного пресса. Воспитание нравственности 2 28 Удар без вращения мяча (толчок) слева, справа. Совершенствование и обучение технике. Развитие мышц брюшного пресса 2 29 Удар без вращения мяча (толчок) слева, справа. Игра в парах в четвёрках. совершенствование обучение технике 2 30 Удар без вращения мяча (толчок) слева, справа. Игра в парах в четвёрках. Совершенствование обучение технике. Развитие силы рук и плечевого пояса. Воспитание самостоятельности 2 31 Удар без вращения мяча (толчок) слева, справа. Игра в парах в четвёрках. Совершенствование обучение технике. Развитие силы рук и плечевого пояса. Воспитание самостоятельности 2 32 Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева. Игра в парах, четвёрках. Закрепление материала. Развитие мышц спины. Воспитание трудолюбия. Совершенствование техники удара. Развитие гибкости лучезапястного сустава 2 33 Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева. Игра в парах, четвёрках. Закрепление материала. Развитие мышц спины. Воспитание трудолюбия. Совершенствование техники удара 2 34 Удар без вращения мяча (толчок) справа, слева. Игра в парах, четвёрках. Закрепление материала. Развитие мышц спины. Воспитание трудолюбия. Совершенствование техники удара. Развитие гибкости лучезапястного сустава 2 35 Удар «накат» справа и слева на столе. Игра с равным и сильнейшим противником. совершенствование и обучение технике- развитие гибкости голеностопного сустава- воспитание эмоциональной устойчивости 2 36 Удар «накат» справа и слева на столе. Игра с равным и сильнейшим противником. Совершенствование и обучение технике. Развитие гибкости голеностопного сустава 2 37 Удар «накат» справа и слева на столе. Игра с равным и сильнейшим противником 2 38 ОРУ. Удар «накат» справа и слева на столе. Игра с сильнейшим противником. повторение техники. Развитие силы рук и плечевого пояса. Воспитание эмоциональной устойчивости 2 39 Удар «накат» справа и слева на столе. Игра с сильнейшим противником. Повторение техники. Развитие силы рук и плечевого пояса 2 40 Удар «накат» справа и слева на столе. Повторение техники. Развитие гибкости голеностопного сустава 2 41 Удар «накат» справа и слева на столе. Повторение техники. Развитие гибкости голеностопного сустава. Воспитание эмоциональной устойчивости 2 42 Удар «накат» справа и слева на столе. Закрепление материала. Развитие мышц спины. Воспитание трудолюбия. Обучение технике. Развитие гибкости лучезапястного сустава 2 43 Удар «накат» справа и слева на столе. Закрепление материала 2 44 Выбор позиции. Уметь быстро занимать исходное положение и выполнять удары в зависимости от полёта теннисного мяча 2 45 Выбор позиции. Повторение и совершенствование техники. Развитие силы рук и плечевого пояса. Воспитание эмоциональной устойчивости 2 46 Выбор позиции. Повторение и совершенствование техники. Развитие силы рук и плечевого пояса 2 47 Выбор позиции. Повторение и совершенствование техники. Развитие силы рук и плечевого пояса 2 48 Игра в «крутиловку» вправо и влево. Повторение техники. Развитие гибкости лучезапястного сустава. Воспитание эмоциональной устойчивости 2 49 Игра в «крутиловку» вправо и влево 2 50 Игра в «крутиловку» вправо и влево. Повторение техники. Развитие гибкости лучезапястного сустава 2 51 Игра в «крутиловку» вправо и влево. Повторение техники. Развитие гибкости лучезапястного сустава. Воспитание эмоциональной устойчивости 2 52 Свободная игра на столе. Разучивание комбинации. Развитие гибкости плечевого сустава. Воспитание эмоциональной устойчивости 2 53 Свободная игра на столе. Разучивание комбинации. Развитие гибкости плечевого сустава. Воспитание эмоциональной устойчивости 2 54 Свободная игра на столе. Разучивание комбинации. Развитие гибкости плечевого сустава. Воспитание эмоциональной устойчивости 2 55 Свободная игра на столе. Закрепление материала. Развитие мышц спины. Воспитание трудолюбия. Обучение технике. Развитие гибкости лучезапястного сустава 2 56 Свободная игра на столе. Закрепление материала. Развитие мышц спины. Воспитание трудолюбия. Обучение технике. Развитие гибкости лучезапястного сустава 2 57 Свободная игра на столе. Закрепление материала. Развитие мышц спины. Воспитание трудолюбия. Обучение технике 2 58 Игра на счёт из одной, трёх партий. Обучение технике. Развитие гибкости лучезапястного сустава. Воспитание эмоциональной устойчивости 2 59 Игра на счёт из одной, трёх партий. Обучение технике. Развитие гибкости лучезапястного сустава 2 60 Игра на счёт из одной, трёх партий. Обучение технике. Развитие гибкости лучезапястного сустава. Воспитание эмоциональной устойчивости 2 61 Игра на счёт из одной, трёх партий. Повторение техники. Развитие гибкости плечевого сустава. Воспитание эмоциональной устойчивости 2 62 Тактика игры с разными противниками. Обучение техники. Развитие гибкости голеностопного сустава. Воспитание эмоциональной устойчивости 2 63 Тактика игры с разными противниками. Обучение технике. Развитие гибкости голеностопного сустава. Воспитание эмоциональной устойчивости 2 64 Совершенствование. Тактика игры с разными противниками. Обучение технике. Развитие гибкости голеностопного сустава. Воспитание эмоциональной устойчивости 2 65 Основные тактические варианты игры. Совершенствование техники короткой подачи в переднюю зону 2 66 Основные тактические варианты игры. Совершенствование техники высокодалекой подачи до задней линии площадки. Развитие гибкости голеностопного сустава 2 67 Основные тактические варианты игры. Совершенствование техники высокодалекой подачи до задней линии площадки. Развитие гибкости голеностопного сустава. Воспитание эмоциональной устойчивости 2 68 Соревнования по настольному теннису в группе и приглашёнными участниками. Повторение техники. Развитие гибкости голеностопного сустава 2 69 Совершенствовать основные тактические варианты игры. Совершенствование техники подачи ударов накатом закрутки шарика. Контроль положения ракетки 2 70 Основные тактические варианты игры. Совершенствование техники высокодалекой подачи до задней линии площадки. Развитие гибкости голеностопного сустава. Воспитание эмоциональной устойчивости 2 71 Совершенствовать основные и специфические варианты игры с разными соперниками. Реализовывать накопленный опыт и устойчивый (вплоть до автоматизма) навык наката, нападающего удара 2 72 Соревнования в группе и с приглашёнными участниками. Подведение итогов 2 ИТОГО: 144 часа