Презентация по психологии на тему Особенности обучение детей с ЗПР


Методический семинар творческой группы ,,Особенности обучения детей с задержкой психического развития,,Терновая В.В. Педагог-психолог ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Возникновение термина Термин введен как «временная задержка психического развития» в 60-е и 70-е годы. Но потом слово «временная» было отброшено, так как «задержка» и есть нечто временное. Предполагается, что со временем темп психического развития ребенка претерпит позитивные изменения, ребенок по своему развитию догонит сверстников и его жизнь войдет в «нормальный» режим, как возвращается в нормальный график движения поезд, нагнавший отставание в расписании. Распространенность ЗПР По данным НИИ детства в России ежегодно:- рождается 5 - 8% детей с наследственной патологией;- 8-10 % детей имеют приобретенную патологию;- 4 - 5% составляют дети-инвалиды;- 20% детей имеют стертые нарушения развития. Определение Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Задержка психического развития - специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер. Причины возникновения ЗПР - отягощенная наследственность; - патология беременности и родов; - хронические заболевания родителей; - неблагоприятная экология; - профессиональные вредности у родителей до рождения ребенка; - курение матери во время беременности; - алкоголизм родителей; - неполная семья; - неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе. Классификация ЗПР (по Лебединской К.С.) - конституционального происхождения;- соматогенного происхождения;- психогенного происхождения;- церебрально-органического генеза. Классификация ЗПР (по Лебединской К.С.) Симптомы ЗПР конституционального происхождения (инфантилизма):- инфантильный тип телосложения с детской пластичностью мимики и моторики;- эмоциональная сфера находится на более ранней ступени развития, соответствуя психическому складу ребенка более раннего возраста.  Виды ЗПР конституционального происхождения (инфантилизма):- гармонический (простой) инфантилизм;- дисгармонический инфантилизм;- органический инфантилизм (органическое повреждение мозга);- психогенный инфантилизм.Прогноз: - возрастная динамика благоприятна;- при правильно организованном учебном процессе быстро догоняют своих сверстников в общем психическом развитии. Классификация ЗПР (по Лебединской К.С.) ЗПР психогенного происхождения:- обусловлена неблагоприятными условиями воспитания; - в условиях безнадзорности: патологическое развитие личности с ЗПР по типу психической неустойчивости: неумение тормозить свои эмоции и желания; импульсивность; - в условиях гиперопеки: формирование эгоцентрических установок;- в психотравматических условиях воспитания: невротическое развитие личности.Неблагоприятные условия воспитания могут привести сначала к нарушениям вегетативных функций, затем психических, и, прежде всего, эмоционального развития. Формируется эмоционально-неустойчивая, импульсивная, внушаемая личность.Коррекция данного расстройства – требует продолжительного времени и совместной работы специалистов: психолога, невропатолога, психоневролога и психиатра- в отношении как детей, так и взрослых членов семьи. Классификация ЗПР (по Лебединской К.С.) ЗПР церебрально-органического генеза:- причина: органическое поражение ЦНС на ранних этапах онтогенеза (патология беременности и родов, инфекции, интоксикации, травмы нервной системы в первые годы жизни); - возрастная динамика определяется тяжестью поражения ЦНС и временем возникновения дефекта;необходимы срочные психолого-педагогические коррекционные мероприятия. Возможности обучения этих детей снижены. Дефектологи их рекомендуют обучать в специальных классах и школах. Возможности обучения вне специального учебного заведения ограничены. В 9-10 лет у них можно наблюдать олигофреноподобную симптоматику. Особенности высшей нервной деятельности учащегося с ЗПР проявляются в дефектах познавательных процессов – внимания, памяти, восприятия, мышления, речи. Особенности памяти у детей с ЗПР У ребенка с задержкой развития центральной нервной системы ограничен объем оперативной и долговременной памяти, поэтому снижена прочность усвоения любой информации. Он запоминает ее неточно, быстро забывает только что пройденный материал. При этом значительно лучше запоминается наглядный материал (рисунки, схемы и т.п.), чем вербальный, т.е. речевой. Психологами и педиатрами было установлено, что обучение различным техникам запоминания позволяет значительно улучшить мнемонические способности детей с ЗПР. Особенности мышления у детей с ЗПР Мышление ребенка находится на уровне его житейского опыта. Он не может установить связи и отношения предметов логическим путем. Умение мыслить подразумевает выделение существенных признаков предметов, объединение различных признаков в целое представление о предмете; сравнение предметов и выявление различий в них и т. д. Все эти навыки у детей с задержкой развития сформированы значительно хуже, чем у сверстников. Особенности эмоционально-волевой сферы у детей с ЗПР Сложности с объяснением своих эмоций Сложности с объяснением эмоций могут быть последствиями негативного опыта общения со взрослыми или нехваткой словарного запаса и неумением ясно выражать свои мысли.Незрелость эмоционально-волевой сферыЗПР у ребенка часто характеризуется тем, что он не может себя заставить выполнить задание, для него сделать волевое усилие — очень сложная задача. Проблемы эмоционально-волевой сферы негативно сказываются на формировании коммуникативных навыков. Если у ребенка не развиты «социальные» эмоции, ему будет сложно построить близкие отношения с другими малышами и взрослыми, усвоить морально-этические нормы поведения. Особенности речи у детей с задержкой психического развития задержка развития речи у детей проявляется в недостатках звукопроизношения и ограниченности словарного запаса. Дети редко употребляют в разговоре прилагательные, наречия, глаголы. Ребенку сложно выразить свою мысль в развернутом речевом сообщении, несмотря на то что ему понятно смысловое содержание рассказа или картинки, и на наводящие вопросы педагога он отвечает правильно. Связная речь с трудом дается ребенку с задержкой развития. Ему сложно сделать пересказ по тексту, описать картину или наглядную ситуацию Особенности внимание у детей ЗПР При ЗПР наблюдается недостаток внимания. Дети на уроках рассеяны, работают на уроке не более 10-15 мин. У детей с ЗПР ослабленное внимание к вербальной (словесной) информации, даже если повествование будет интересным, захватывающим. Дети теряют нить повествования или вопроса при малейшем раздражителе (стук в дверь). Выделяют особенности внимания у детей с ЗПР: неустойчивость, снижен объем, концентрация, избирательность, распределение. Основные принципы педагогического подхода К ним нужен особый подход, но абсолютно такое же отношение, как к детям с нормальным развитием. Планирование урока На каждом уроке необходима частая смена видов деятельности, проведение физкультминуток разной направленности, применение здоровьесберегающих технологий и т.п. Помощь педагога на уроке Учитель может четко структурировать поведение ребенка на уроке. Например, сделать для ребенка специальные памятки с записью алгоритма действий:1.Открываешь учебник.2.Слушаешь, какой номер задания я называю.3. Опускаешь глаза на страницу ..т. д. Этот пошаговый алгоритм ребенку можно сделать в формезакладок. Хорошо, если ребенок сидит зоне прямого доступа учителя. Педагог должен время от времени подходить к нему и «ставить внешние вешки», направляя его действия: Мы проходим букву «Ш», сейчас мы ее пишем вот здесь, отсюда и сюда. Попробуй. Хорошо, если кто-то помимо педагога будет помогать ученику в организации его поведения.Важны также внешние мотивирующие подкрепления: «Вот здесь ты собрался и очень хорошо выполнил задание». Желательно сравнивать ребенка с самим собой «Вчера на третьем уроке ты был спокойнее и мы с тобой все хорошо сделали» Учителю необходимо:  следить за успеваемостью обучающихся: после каждой части нового учебного материала проверять, понял ли его ребенок; посадить ребенка на первые парты, как можно ближе к учителю, так как контакт глаз усиливает внимание; поддерживать детей, развивать в них положительную самооценку, корректно делая замечание, если что-то делают неправильно; разрешать обучающимся при выполнении упражнений записывать различные шаги. Это является для них опорой, а для учителя это вспомогательное средство, чтобы понять, где именно произошла ошибка в процессе мышления; требовать структурирования действий при делении и умножении чисел. Повторение таблицы умножения остается хорошим упражнением для слабых в счете обучающихся. Особые методы подачи материала Использовать формы подачи материала с учетом психофизиологических особенностей ребенка. Чем проще и короче фраза педагога, тем выше вероятность, что ученик ее поймет.Следует давать ребенку больше времени на запоминание и отработку учебных навыков.При планировании уроков рекомендуется использовать игровые моменты, Возможно вносить отдельные элементы игры в учебные занятия. Дети данной категории неутомимы в игре.Использовать яркую наглядность, применять ТСО. Подача учебного материала Учебный материал должен подноситься небольшими дозами, его усложнение следует осуществлять постепенно. Необходимо учить ребенка пользоваться ранее усвоенными знаниями. Медикаментозное лечение Дети с ЗПР требуют обязательной медикаментозной поддержки, но назначает ее врач-специалист.- ноотропные препараты (пирацетам, энцефабол, когитум, семакс, церебрум композитум и т.д.); - седативные препараты (фенибут, персен, магне-В6, ридазин и т.д.). Компенсация ЗПР Во-первых, недостаток развития преодолевается тем успешнее, чем раньше создаются для этого условия, в ОУ.Во-вторых,компенсация психической недостаточности, интеллектуальных отклонений, личностного недоразвития у детей с ЗПР происходит путем упорной коррекционной работы медика, психолога,педагога.В- третьих условия массового обучения, не адаптированные к особым потребностям ребенка с ЗПР, являются тормозящим фактором в его умственном развитии. В МКБ-10 ЗПР рассматриваются в разделе F80-F89 «Расстройства психологического развития», при этом используются следующие основные рубрики: F80. Специфические расстройства развития речи и языка (F80.0. Специфическое расстройство артикуляции; F80.1. Расстройство экспрессивной речи; F80.2. Расстройство рецептивной речи).F81. Специфические расстройства развития учебных навыков (F81.0. Специфическое расстройство чтения (дислексия); F81.1. Специфическое расстройство спеллингования (дисграфия); F81.2. Специфическое расстройство арифметических навыков (дискалькулия); F81.3. Смешанное расстройство учебных навыков; F81.8. Другие расстройства учебных навыков).F82. Специфические расстройства развития моторных функций (диспраксия).F83. Смешанные специфические расстройства психического развития.ЗПР часто сопутствуют состояния, отраженные в разделе «F90-F98» МКБ-10 «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся в детском и подростковом возрасте» (F90. Гиперкинетические расстройства: F90.0. Нарушение активности и внимания; 90.1. Гиперкинетическое расстройство поведения; F91. Расстройства поведения; F93.1. Фобическое тревожное расстройство; F95. Тики; F98.0. Энурез неорганической природы; F98.1. Энкопрез неорганической природы; F98.5. Заикание и др.). Взаимоотношение учителя с учеником Очень важно говорить с ребенком мягким, доброжелательным тоном и поощрять его за малейшие успехи. Всеми возможными способами стимулировать учебную активность ребенка.