Словарь терминов по подготовке а ЕГЭ по теме Человек и общество


Раздел ОБЩЕСТВО и ЧЕЛОВЕК
Общество в широком смысле означает обособившуюся от природы, но тесно связанную с ней часть материального мира, совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности людей.
Общество в узком смысле есть сложная социальная система, основным элементом которой являются люди с их связями , взаимодействием и отношениями.
Открытая система - это система, которая имеет вход и выход, обменивается с окружающей средой веществом и энергией и поддерживает внутреннее равновесие
Цикл в развитии общества - это чередование прогресса и регресса.
Природа - совокупность естественных условий на земле (поверхность, растительность, климат),
органический и неорганический мир, все существующее на земле, не созданное деятельностью человека.
Эволюция общества - развитие общества в результате постепенных непрерывных изменений, плавно
переходящих из одного в другое.
Революция - коренной переворот в жизни общества, резкий скачкообразный переход от одного
качественного состояния к другому.
Прогресс - направление развития, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее к более совершенному.
Успех, достигнутый по сравнению с прошлым.
Регресс — направление развития, для которого характерен переход от высшего к низшему.  ухудшение, возврата к изжившим
себя формам и структурам.
Реформа - Преобразование, изменение, переустройство в какой-либо сфере общественной жизни не уничтожаю её основ.
Частичные преобразования.
Глобализация (франц. global — всеобщий, от лат. globus шар) — исторический процесс сближения наций и народов, постепенно стирающий традиционные границы и превращающий человечество в единую систему.
Цивилизация - это общество, построенное на определённом наборе (списке) великих социальных изобретений.
Одна цивилизация отличается от другой цивилизации набором (списком) этих изобретений.
Информационное общество — постиндустриальное общество, где основной производительной силой выступают знания и информация.
Постиндустриальное общество — общество, где основной производительной силой выступают наука и новые интеллектуальные технологии. Большинство работников заняты в обслуживании: торговля, финансы, транспорт, здравоохранение, досуг, наука, образование, правительство.Экология — наука об отношениях живых организмов и образуемых ими сообществ между собой и с окружающей средой.
 
Культура — совокупность форм и результатов человеческой деятельности, закрепившихся в общественной практике и
передаваемых из поколения в поколение.
Наука — сфера деятельности людей направленная на получение достоверных знаний о мире и человеке.
Индукция - это восхождение от конкретного к абстрактному, от опытных данных к теории
Абсолютная истина - это полное соответствие формы психики (например, суждения, образа и т. д.) и объекта познания.
Наука - это деятельность человека по получению, систематизации и проверке знаний
Ценности - это фундаментальные нормы и требования (императивы) в обществе о достоинстве, красоте, благочестии,
это культурные стандарты хорошего и плохого.
Мораль – 1) особая форма общественного сознания и вид общественных отношений, один из основных способов регуляции
действий человека с помощью норм, имеющих ценностное обоснование, ограничивающийся только духовным воздействием.
2) общепринятые нормы и правила поведения
Нравственность – 1. личностное восприятие морали отдельно взятым индивидом самостоятельный выбор человека к моральным
законам
Религия — мировоззрение, а также соответствующее поведение людей, основанное на вере в существование высших сил,
богов имеющих неземную форму и господствующих над человеком в его повседневной жизни.
Искусство - образно-символическая форма культуры, отражающая восприятие человеком реального мира и своего внутреннего
состояния  через звук, пластику тела, рисунок, слово, цвет,  и т.д.Искусство - это специфическая форма отражения окружающего мира при помощи художественных образов.
Образование —
1.процесс приобретения знаний о мире, приобщение к культуре, к ценностям человеческого общества.
2. целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства сопровождающийся
констатацией достижений.
Чувственное познание - вид познания, к которому обычно относят ощущение, восприятие и представление
Истина - знание о действительности, в границах конкретного этапа развития общества, науки которое со временем может
углубляется и уточняется по мере развития практики и познания.
Вера — признание чего-нибудь истинным без предварительной фактической или логической проверки, убеждение которое
не требует доказательств.
Духовная культура - одна из сторон общей культуры человечества, включает в себя явления, не имеющие материального
воплощения, связанные с  сознанием, интеллектом, эмоционально-психологической деятельностью человека (язык, обычаи и нравы, верования, знания).
Народная культура - народное творчество, художественная коллективная творческая деятельность народа, отражающая его
жизнь, воззрения, идеалы; создаваемые народом и существующая в народных массах
Массовая культура — форма культуры, произведения которой стандартны, общедоступны, упрощены, безличны и
распространяются среди широкой публики с помощью средств массовой информации без учёта религиозных, региональных
и классовых субкультур
Элитарная культура - субкультура привилегированных групп общества или профессионалов-специалистов,
характеризующаяся принципиальной закрытостью, духовным аристократизмом и ценностно-смысловой самодостаточностью.
 Субкультура - это такой вид культуры, нормы которой не противоречат, но отличаются от норм господствующей культуры
Контркультура - это такой вид культуры, нормы которой противоречат нормам господствующей культуры.
Язык - это средство передачи культуры с помощью символов.
Индивид – отдельно взятый человек как существующий живой организм
Индивидуальность – своеобразное сочетание биологических, физических, социальных, психических свойств отличающих
одного человека от других его неповторимая уникальность.
Личность (маска) – устойчивая целостность психологических характеристик человека (темперамент, характер, воля, эмоции, мотивы, социальные установки)
Деятельность – активность, направленная на преобразование окружающего мира
Ноосфера - это оболочка Земли, которая является результатом человеческой деятельности.
Гуманизм — мировоззрение проникнутое любовью к людям уважением, заботой о благе человека
Потребности — необходимость человека в чём-либо нужном для его жизнедеятельности и развития
Человек - это разумное животное, имеющее способность к орудийной деятельности, устной речи и абстрактному мышлению.
Человек — высшая ступень живых организмов на Земле с ярко выраженной способностью изменять себя и окружающий мир
Общение — деятельность, в ходе которой происходит удовлетворение потребности человека в  контакте с другими, состоящее
в непосредственном обмене эмоциями, информацией, опытом.
Обучение - целенаправленный и планомерный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков и способов познавательной
деятельности человека, осуществляемый под руководством специалистов-профессионалов.
Игра - деятельность, направленная на условное моделирование жизненной ситуации, событий, мотив которой заключается не в ее
результатах, а в самом процессе в ходе которой происходит удовлетворение потребностей в удовольствии, снятии напряжения,
а также развитие определенных навыков, и умений.
Труд — целесообразная деятельность людей, направленная создание материальных и духовных благ
самовоспитание — сознательная систематическая работа над собой приближение к идеалу
Самореализация - стремление человека к возможно более полному выявлению, развитию и применению своих талантов,
способностей, личностных возможностей