Основные подходы к преподаванию курса ОРКСЭ ( из опыта работы)


Основные подходы к преподаванию курса ОРКСЭ.
(Из опыта работы.)
Новый Федеральный государственный стандарт общего образования ставит одной из главных задач «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся на ступени начального образования, становления их гражданской идентичности как основы развития гражданского общества». Таким образом, духовно-нравственное развитие граждан России является одной из приоритетных задач современной образовательной системы и представляет собой законодательно закреплённый социальный заказ для общего образования.
Одним из инструментов решения этой задачи является введение нового учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». Изучение этого курса имеет большое значение, так как незнание основ традиционной культуры своего народа, выраженных в религии как древнейшей форме духовной культуры, не позволяет глубоко понять и светскую культуру. Например, не представляя себе содержания Библии, трудно до конца понять произведения русской классической литературы, музыки, живописи.
Современному обществу не хватает ушедших на задний план понятных всем слов – твори добро, почитай старших, люби и береги свою семью, Родину.
Загнанные в ситуацию постоянной добычи денег и борьбы за благосостояние родители не успевают, а зачастую и не хотят воспитывать в ребёнке качества, не связанные с материальным положением в нашем обществе. ХХ век с его потоками пролившейся крови выявил кризис автономной безрелигиозной морали, не опирающейся на опыт поколений. Это стало серьёзным аргументом в пользу знакомства вступающих в жизнь поколений с культурным наследием мировых религий. Содержание курса ОРКСЭ должно обеспечить знакомство учащихся с духовными традициями многоконфесссионального народа России, с историей и культурой крупнейших религиозных объединений нашей страны.
Цель учебного курса ОРКСЭ – формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Предметом изучения в курсе ОРКСЭ являются понятия, представляющие собой нравственные категории (добро и зло), качества личности (альтруизм и эгоизм), состояния (любовь и ненависть). В результате обучения ребёнок должен принять такие моральные ценности, которые помогут ему в дальнейшем сохранять себя, окружающих людей и мир в целом.
Модуль «Основы православной культуры» - один из шести модулей, составляющих курс «Основы религиозных культур и светской этики». Его можно условно разделить на три части:
Введение «Россия – наша Родина».
«Особенности православной культуры».
«Любовь и уважение к Отечеству».
Каждая часть имеет свою тему, ценностно-ориентирующую направленность и ведущую воспитывающую идею.
Курс имеет не вероучительный ,а культурологический характер, который проявляется в том, что содержание модулей ориентировано на общее знакомство с этикой и основами традиционных для России религий, с их историей, традициями, нравственными ценностями, выдающимися представителями. Соответственно на уроках осуществляются межпредметные связи с окружающим миром, литературным чтением, русским языком, изобразительным искусством, музыкой.
Например, при изучении темы «Православная молитва» мы знакомились со стихотворением М.Ю.Лермонтова « Молитва», К.К.Романова «Молитва» и «Не говори, что к небесам…», слушали Молитвы в исполнении церковного хора. При знакомстве с Библией читали и обсуждали стихотворение В.Я.Брюсова «О, Книга книг!». Произведения этого автора мы изучали на уроке литературного чтения. О подвиге князя Дмитрия Донского дети узнали на уроке окружающего мира, а изучая тему «Икона», мы находили сходство и отличия между картиной А.Кившенко «Прп. Сергий Радонежский благославляет св. бл. великого князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву» и иконой С.В.Симакова «Святые Сергий Радонежский и Дмитрий Донской. Молитва перед боем». О Крещении Руси святым князем Владимиром мы говорили на уроке окружающего мира и во время изучения темы «Как христианство пришло на Русь», работали над картинами В.М.Васнецова «Крещение князя Владимира» и «Крещение Руси». Во время экскурсии в Херсонес Таврический видели место, где принял Крещение князь Владимир, посетили Свято-Владимирский собор, в котором рассмотрели иконостас, Царские врата, иконы. При заполнении тетради по Основам православной культуры, вспоминаем правила русского языка, пишем сочинения. Учащиеся составляли и защищали проекты на тему: «Православные храмы Крыма». Каждый урок я начинаю с прослушивания и обсуждения притчи ( «Притча о добре и зле», «Притча о маме», «Так говорили две свечи», «Два волка», «Обида» и другие.) Притча – это маленький рассказ, несущий в себе поучение. Традицией стали наши встречи со священнослужителем Александро-Невского собора, во время которых дети знакомятся с православными праздниками.
Положительный эффект от введения предмета не подвергается сомнению и состоит в следующем:- курс ОРКСЭ даёт возможность детям понять, что главными ценностями для человека, независимо от его принадлежности к той или иной конфессии, являются семья, Отечество, отечественные культурные традиции; ни одна культура не может быть лучше другой;
- курс ОРКСЭ меняет не только учащегося, но и учителя, который становится не информатором, а координатором, организатором диалога, полилога, помощником, консультантом;
- освоение содержания невозможно без участия родителей, сближение позиций семьи и школы в вопросах обучения и воспитания – это тот положительный потенциал, который также заложен в курсе ОРКСЭ.