Технологическая карта урока математики по теме Деление с остатком


Технологическая карта урока
Предмет: математика, УМК «Школа России», 3 класс
Учитель: Каванасян С.Н.Дата проведения :11.02.2015г.
Тема: Деление с остатком.
Тип урока: формирование первоначальных предметных навыков и УУД, овладение новыми предметными умениями.
Цель: познакомить учащихся с приёмом деления с остатком.
Планируемые результаты :
Личностные УУД: формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению математики через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем, учащимися.
Регулятивные УУД: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения проблемного вопроса, умение контролировать и оценивать свою деятельность и деятельность партнёра.
Познавательные УУД: развивать умение выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы.
Коммуникативные УУД: развивать умение работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли.
Межпредметные связи: технология
Ресурсы для учителя:
- М.М. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова учебник «Математика», часть 2, М.2Просвещение», 2013г. – с.26
- Т.Н. Райкина, математика. 3 класс: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2009.- Ч.2. – 64с
- О.И. Герман, Математика. 3 класс. Карточки заданий. – 2 – е изд. – Саратов: Лицей, 2009. – 128с.
Ресурсы для учащихся:
- М.М. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова, С.В. Степанова учебник «Математика», часть 2, М.2Просвещение», 2013г. – с.26
- карточки для работы в группах с алгоритмом;
- наглядный материал для исследовательской работы в парах.
Этап урока Содержание учебного процесса Деят–сть учителя Деят-сть учащихся Формируемые УУД
1.Самоопределение к деятельности (орг.момент)
Цель: Мотивировать учащихся к уч. деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
- Проверьте, всё ли готово к уроку. Улыбнитесь. Начинаем работать.
-Покажите своё настроение с помощью смайликов – сигналов.
Эпиграфом к нашему уроку я выбрала такие строки:
Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому.
Я желаю вам удачи в открытии нового. - Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку, создаёт эмоциональный настрой. - Настраиваются на работу. Личностные УУД: выражать положительное отношение к процессу познания, желание узнать новое.
Регулятивные УУД:
нацеливание на успешную деятельность.
2.Актуализация знаний.
Цель: актуализировать
учебные знания и умения, необходимые для восприятия нового материала, актуализировать мыслительные операции, зафиксировать необходимость введения нового правила. - Прежде, чем открывать новое, мы с вами повторим. (сигналы)
- по цепочке таблицу умножения и деления; Что повторили? Для чего её нужно знать? Как вы думаете, нужна нам будет на уроке таблица умножения?
- Давайте вспомним, над чем мы работали на предыдущих уроках. (карточки на доску)
(8 + 4) : 2; 69: 3; 66:22; Х ●5 =15
● физминуткаОрганизует диалог с учащимися, создаёт условия для повторения действия деления. Работают с информацией, решают примеры, проговаривая правила Регулятивные УУД: оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные УУД:
Развивают операции мышления (сходство и различие объектов)
Коммуникативные УУД:
Формируют умения
слушать и слышать собеседника, вести диалог.
3.Постановка учебной задачи.
Цель: Организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого выявляется и фиксируется необходимость введения правила . деление с остатком Сегодня мы продолжим работать со случаями деления и узнаем что – то новое по этой теме. Я вам предлагаю поработать в парах.
Продолжим работу, которую начали на уроке труда. Мы с вами изготовили шаблоны сарафанов. Осталось приклеить пуговицы и карманы.
Вот этим вы сейчас и займётесь. На парте у вас лежат шаблоны двух сарафанов, пуговицы и карманы.
- Посчитайте количество пуговиц.(13)
- Разделите поровну 13 пуговиц на 2 сарафана и приклейте.
- Что заметили? (поровну разделить не удалось).
- разделите 5 карманов поровну на 2 сарафана и приклейте.
- какое действие вы выполняли? (деление). Что заметили? (поровну разделить не удалось)
- как вы думаете. Что такое 1 сарафан и 1 карман? (остаток).
-Какую тему будем изучать на уроке?
- Предположите цель урока? (научиться делить числа с остатком) Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися, его цели. Анализируют, формулируют выводы наблюдений. Сравнивают, высказывают предположения. Формулируют тему, цель урока. Познавательные УУД: Умение проводить сравнения по заданным критериям.
Коммуникативные УУД:
Уметь оформлять мысли в устной форме. Регулятивные УУД:
Уметь формулировать тему и цель урока.
4. Построение проекта выхода из затруднения. Решение проблемной ситуации.
Цель: организовать коммуникативное взаимодействии для выведения алгоритма деления с остатком. - Вы выполняли сейчас практическую работу. Как записать ваши действия математическим выражением?
Работа в парах. Поднимите листочки.
(2 – 3 парты) Как рассуждали?
Рассмотрите, как правильно записывать примеры с остатком:
13 : 2 = 6 (ост.1) проговорить, вспомнить компоненты.
–Работа в тетради. Запишите самостоятельно математическое выражение ваших действий с карманами. Два человека у доски.
Проверка с места. Проговорить.
●физминуткаНа доске примеры на карточках.
32: 5; 486 : 7; 3 117 : 9.
Перед вами примеры. Посмотрите внимательно, как будем рассуждать?
-что нужно сделать?
(нужно составить алгоритм)
Работа в группах:
Перед вами карточки – помощники, нужно подумать, посовещаться и расположить их в нужном порядке.
(на доску каждая группа)
●Составление алгоритма
Алгоритм деления с остатком.
Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка.
Данное число делим на делитель. Это значение частного.
Вычитаем из делимого наибольшее число – это остаток.
Проверяем, остаток должен быть < делителя.
Сравнить алгоритм .
Что заметили? (4пункт)
Завтра мы дополним шаг алгоритма.
Для этого вы дома понаблюдаете за делителем и остатком
карточка
Д.З. При выполнении д/з обратите внимание на делитель и остаток при решении примеров на деление с остатком), с. 26, № 2, карточкаДавайте решим пример 32 : 5 по алгоритму с проговариванием.
Организует практическую поисковую работу, обеспечивает контроль за выполнением задания. Организует коллективную проверку задания. Помогает сформулировать правило.
- Контролирует процесс составления алгоритма. Направляет учащихся на верный путь решения.
Выполняют работу
в группах, доказывают свой ответ. Пытаются сформулировать правило.
Составляют алгоритм под руководством учителя, в дальнейшем опираясь на него. Личностные УУД:
Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать новое.
Регулятивные:
Оценивать результаты своей деятельности, сравнивать с эталоном.
Коммуникативные УУД:
Проявлять активность, строить грамотно речевое высказывание, соблюдать правила общения, осуществлять взаимоконтроль
Познавательные УУД: классифицировать объекты.
Коммуникативные УУД: проявлять активность в коллективной деятельности.Регулятивные УУД: планировать решение учебной задачи.5.Первичное закрепление.
Цель: закрепить знания, полученные на уроке. Пользуясь алгоритмом, решаем с проговариванием. 1 ряд – 10: 6;
2 ряд – 11 : 4; 3 ряд – 17 : 4 Проверяет понимание способа действия. Проговаривают алгоритм работы при решении примеров. Регулятивные УУД: Планировать решение учебной задачи, встраивать алгоритм действий
Познавательные УУД: воспроизводить информацию, необходимую для решения учебной задачи, обосновывать свой выбор.Личностные УУД: Применять правила делового сотрудничества.
Коммуникативные УУД:
Проявлять активность во взаимодействии.
6 Рефлексия деятельности.
Цель: оценить результаты учебной деятельности Какую цель мы ставили ?Какое открытие вы сегодня сделали на уроке?
Помогло вам открытие достичь цели?
(проговаривание алгоритма)
Организует беседу, связывая результаты с учебной задачей. Личностные УУД: Способность к самооценке.
7. Самостоятельная работа.
Цель: проверить навык усвоения новых знаний. Я вам по новой теме приготовила задания. Сейчас вы будете работать самостоятельно. Выбираете уровень сложности. Карточки
1 уровень: выпишите и решите только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.
15 : 6 23 : 3
12 : 6 40 : 5
10 : 3 8 : 4
2 уровень: соедините выражение с результатами действий.
8 : 3 3(ост.3)
11 : 4 2 (ост.1)
9 : 4 2 (ост.2)
15 : 4 2 (ост. 3)
- Проверьте по эталону. Как вы выполнили задание. Оцените свою работу.
- А сейчас я вам предлагаю заполнить табличку. «+» - да; «-» - нет.
Поставьте знаки «+» - да, «-» - нет.
Новая тема мне понятна
Я хорошо понял(а) алгоритм
Я знаю, как пользоваться алгоритмом
Я сумею найти частное и остаток
В самостоятельной работе у меня всё получилось
Я понял (а) алгоритм деление с остатком, но в самостоятельной работе допустил ошибки
Я доволен(а) своей работой на уроке
На уроке я учился(ась)учиться:
Формулирует задание, позволяет выбрать уровень сложности самим учащимся Выполняют самостоятельную работу, опираясь на ранее полученные знания.
Подводят итог под руководством учителя Регулятивные УУД: Выбирать действие в соответствии с поставленной задачей.
Познавательные УУД: Развивать операции мышления.
Коммуникативные УУД: Осуществлять самоконтроль.
Регулятивные УУД:
Оценивать результаты деятельности, формировать адекватную самооценку.
Коммуникативные УУД: Проявлять активность в деятельности
Эпиграф к уроку - Лучший способ изучить что-либо
– это открыть самому.
Алгоритм деления с остатком.
Находим наибольшее число до делимого, которое можно разделить на делитель без остатка.
Данное число делим на делитель. Это значение частного.
Вычитаем из делимого наибольшее число – это остаток.
Проверяем, остаток должен быть < делителя.
Карточки
1 уровень: выпишите и решите только те выражения, в которых деление выполняется с остатком.
15 : 6 23 : 3
12 : 6 40 : 5
10 : 3 8 : 4
2 уровень: соедините выражение с результатами действий.
8 : 3 3(ост.3)
11 : 4 2 (ост.1)
9 : 4 2 (ост.2)15 : 4 2 (ост. 3)
Поставьте знаки «+» - да, «-» - нет.
Новая тема мне понятна
Я хорошо понял(а) алгоритм
Я знаю, как пользоваться алгоритмом
Я сумею найти частное и остаток
В самостоятельной работе у меня всё получилось
Я понял (а) алгоритм деление с остатком, но в самостоятельной работе допустил ошибки
Я доволен(а) своей работой на уроке
На уроке я учился(ась)учиться