Технологическая карта урока химии Химические свойства и применение кислорода. Оксиды.(8 класс)


Технологическая карта урока
1. Ф.И.О. учителя:
2. Класс: 8 Дата: Предмет: Химия № урока по расписанию:
3. Тема урока: «Химические свойства и применение кислорода. Оксиды. Круговорот кислорода в природе»
4. Место и роль урока в изучаемой теме: 2ой урок в теме «Кислород. Оксиды. Горение»
5. Цель урока: Сформировать представления о химических свойствах кислорода. Закрепить знания о реакциях соединения и отработать умение составлять соответствующие химические уравнения. Сформировать первые представления о реакциях окисления
Характеристика этапов урока
Этап
урока Время
мин Цель Содержание учебного
материала Методы и приемы работы ФОУД Деятельность учителя Деятельность ученика
1.Организационный момент 1- 2 Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу Психологический настрой на активную деятельность на уроке Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. Мотивирует учащихся на деятельность Готовятся к уроку, настраиваются
2. Мотивирование и целеполагание 8-10 Проверка домашнего задания
Подведение
детей к формулированию темы и постановке задач урока. Тест 1
Проблемный вопрос.
Работа с ЛСМ
Сообщение темы урока, цели и задач урока Выполнение теста 1
Наблюдение проблемная ситуация И,
П,
Ф Учитель читает стихотворение:
Гореть, светить и окисляться,
Со мной в оксиды превращаться.
Да будет свет, тепло и жар,
Мой, кислорода, это дар!
Попробуйте сформулировать тему урока.
Какие слова из этого стихотворения говорят о признаках химической реакции?
Напоминает что в кластере (лсм) остались не заполнены координаты 6,7,8
Для формулирования цели и задач урока учитель предлагает учащимся использовать опорные слова: «открыть», «выяснить», «научиться».
Выполняют задание.
Выполняют взаимопроверку
формулируют цель и задачи урока.
3.Освоение нового материала 18-20 освоение универсальных естественно-научных способов деятельности: наблюдение, учебное исследование, выявление причинно-следственных связей Демонстрационные опыты «Химические свойства кислорода»
Заполнение аналитической таблицы
Решение проблемного вопроса Вы заметили, что взаимодействие углерода, серы и магния и железа с кислородом воздуха отличается от взаимодействия этих веществ с чистым кислородом? Почему?
Определния горение, окисление, оксиды Учитель проводит
демонстрационные опыты
Наблюдение
химического эксперимента
анализ опытов
Заполнение таблицы
Ф,
Г «Что мы будем иметь ввиду, изучая химические свойства вещества?»
Предлагает записать определение понятия химические свойства вещества (совокупность химических реакций, в которые вступает вещество)
Предлагает учащимся программу наблюдений. Результаты фиксируются в тетради в виде таблицы. По результатам наблюдений будет сделан вывод.
Показывает демонстрационный эксперимент или видео с опытами. Обсуждает результаты наблюдений. Заполняет таблицу сначала вместе с учащимися, затем учащиеся заполняют ее самостоятельно. Предлагает сравнить реакции горения, найти общие признаки в составе оксидов. Подводит учащихся к самостоятельному выводу определения понятия «оксиды»  Отвечают на вопрос. Обсуждают и записывают новое понятие «химические свойства вещества»
Наблюдают за демонстрационным экспериментом. Принимают участие в обсуждении опытов. Заполняют таблицу сначала по образцу, потом самостоятельно. Сравнивают реакции горения. Находят общие признаки. Самостоятельно формулируют определение понятия «оксиды
4. валеологическая пауза 2 обеспечить кратковременный активный отдых для дошкольников во время занятий Дыхательная гимнастика упражнение «насос»Объясняет упражнение Выполняют упражнение
5. Закрепление 7 фиксация нового знания
Самостоятельная работа, контроль
И задание 1
Выполняют задание
6. Рефлексия 5 формирование у учащихся способности подводить итоги урока, обобщать, делать выводы, характеризовать свои действия
рефлексия рефлексия
Прием «вопрос к тесту» И,
Ф Что нового вы узнали сегодня об оксидах?Можно ли считать, что ваши цели на урок достигнуты?Оцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.
Я понял, что …Я научился …Мне необходим Отвечают на вопросы
7. Подведение итогов,
Домашнее Задание 1-2 § 23, упр. 1—7, тестовые задания; § 24
Сообщает оценки за урок,
Сообщает домашнее задание, комментирует его выполнение Осмысливают и записывают в дневники д/з
6. Работа обучающихся на уроке (указать активность, меру занятости): обучающиеся работали активно, все были включены в работу.
7. Дифференциация и индивидуализация обучения (подчеркнуть): присутствовала/отсутствовала.
8. Характер самостоятельной работы учащихся (подчеркнуть): репродуктивный, продуктивный.
9. Оценка достижения целей урока: урок достиг поставленной цели

Ход урока.
1.Организационный момент.
2. Актуализация знаний учащихся. Проверка домашнего задания
Тест 1 «Общая характеристика кислорода, его физические свойства и способы получения»:
1) в промышленности получают из воздуха;
2) сложное вещество;
3) при обычных условиях бесцветный газ;
4) собирают вытеснением воздуха;
5) в природе встречается только в составе сложных веществ;
6) собирают в перевернутый вверх дном сосуд;
7) в лаборатории получают из «марганцовки»;
8) газ, имеющий запах;
9) тяжелее воздуха;
10) при температуре –183 °С превращается в жидкость;
После выполнения химического теста учитель организует взаимопроверку выполнения задания, ответы на тест написаны на обратной стороне доски:
Знак «+» у утверждений: 1; 3; 4; 7; 9; 10
За каждый правильный «+» и «-« - 1 балл. Шкала оценок: «5» - 10-9 баллов;«4» -8-7 баллов;«3» - 6-5 баллов;«2» - 0-4 баллов
Учитель просит учащихся продемонстрировать результат работы.
(Ученикам, имеющим отрицательный результат, учитель предлагает выполнить эту работу еще раз на следующем уроке.)
Целеполагание
Учитель читает стихотворение:
Гореть, светить и окисляться,
Со мной в оксиды превращаться.
Да будет свет, тепло и жар,
Мой, кислорода, это дар!
Какие слова из этого стихотворения говорят о признаках химической реакции?
Попробуйте сформулировать тему урока.
Для формулирования цели и задач урока учитель предлагает учащимся использовать опорные слова: «открыть», «выяснить», «научиться».
Создает эмоциональный настрой учащихся на восприятие учебного материала: на нашей кухне "Тет-а-тет с химией" варятся химические формулы и уравнения. Сегодня, это уравнения и формулы с участием кислорода. Если вы "химически" голодны, то пора что-нибудь "нахимичить" и наесться до отвала! Вперёд, к новым достижениям!
3. Освоение нового материала
Введение в тему (рассказ учителя) Кислород наиболее распространенный элемент на Земле. Он встречается не только в свободном виде, но и в составе множества соединений: оксидов, солей, кислот, оснований, органических веществ, горных пород и минералов. Уже этот факт утверждает о том, что кислород является довольно активным веществом, а его химическая активность, с другой стороны, объясняет его вездесущность. Само название кислорода «Oksigenium», означающее «кислоту рождающий», является прямым утверждением активности кислорода.
Изучим свойства кислорода, и на эксперименте докажем, что это действительно так.
Внимательно наблюдайте, как происходит
Экспериментальная часть. Учитель демонстрирует химический эксперимент:
Учащиеся наблюдают за демонстрационным экспериментом. Принимают участие в обсуждении опытов. Заполняют таблицу сначала по образцу, потом самостоятельно. Сравнивают реакции горения. Находят общие признаки. Самостоятельно формулируют определение понятия «оксиды» (сложные вещества, состоящие из атомов двух химических элементов, один из которых кислород).
Вы заметили, что взаимодействие углерода, серы и магния и железа с кислородом воздуха отличается от взаимодействия этих веществ с чистым кислородом? Почему?
Разобраться в сущности процессов, которые происходили в наблюдаемых опытах, помогут уравнения химических реакций (учитель записывает на доске):
S + О2 = SО2 + Q; С + О2 = СО2 + Q; Мg + О2 = 2МgО + Q; 3Fе + 2О2 = Fе3О4 + Q
Какие признаки реакции вы наблюдали?
Правильно, вы назвали признаки реакции горения.
Запишем определение в тетрадь: Реакция горения – реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.
Как еще по-другому называются реакции горения? Найдите соответствующую информацию в учебнике.
Учитель организует разрешение проблемной ситуации и одобряет активность учащихся.
Почему в кислороде горение данных веществ происходит ярче и активнее, чем на воздухе?
Учитель предлагает выписать формулы образовавшихся веществ в столбик 4 аналитической таблицы и просит учащихся рассказать о составе этих веществ.
Учитель подводит учащихся к определению оксидов.
Каждый оксид имеет свое название, чтобы правильно называть оксиды познакомимся с правилом составления названий оксидов в учебнике на стр. 110 и расскажем его друг другу.
Учитель предлагает назвать оксиды, получившиеся в ходе химического эксперимента и записать их названия под формулами в столбце 4.
Учитель комментирует, что Fе3О4 (железная окалина) – это смешанный оксид: FеО • Fе2О3
Таблица взаимодействие некоторых веществ с чистым кислородом и кислородом воздуха. Свои наблюдения оформите в аналитической таблице
Название опыта Наблюдения Уравнения реакций Формулы и названия полученных веществ
а) горение серы в кислороде и в воздухе;
б) горение угля в кислороде и в воздухе;
в) горение магния в кислороде и в воздухе;
г) горение железа в кислороде и в воздухе
Составить выводы по вопросам:
Как называются реакции взаимодействия веществ с кислородом?
Какие реакции называют реакциями горения?
Какие продукты образуются при реакции взаимодействия кислорода и сложных веществ.
Что такое оксиды? Составьте вывод о химической активности кислорода.
Составьте общую формулу оксидам и дайте определение оксидам
Оформляют полученные результаты в виде схемы
Процессы окисления веществ может протекать с различной скоростью: медленно и быстро, при этом признаки этих химических реакций могут быть различны. Заполним схему: Горение и медленное окисление
1943100-4445окисление
00окисление

171450010985500
2971800102235Протекает
___________________
00Протекает
___________________
685800102235Протекает
_________________
00Протекает
_________________


2971800-53784500
37719003365500685800147955выделяется
________________и
_________________
00выделяется
________________и
_________________

297180086995выделяется
___________________
не выделяется
___________________
00выделяется
___________________
не выделяется
___________________

2857500-117792500
1485900-49212500
377190018415002971800125095называется
медленным окислением
00называется
медленным окислением
685800125095называется
_______________
__
00называется
_______________
__

1485900-33972500
4. Валеологическая пауза «Насос».
Руки соединить перед грудью, сжав кулаки.
Выполнять наклоны вперёд – вниз и при каждом пружинистом наклоне делать порывистые выдохи, такие же резкие и шумные, как при накачивании шин насосом (5-7 пружинистых наклонов и выдохов).
Вдох произвольный.
Повторить 3-6 раз.
Примечание. При вдохах напрягать все мышцы носоглотки.
Усложнение. Повторит 3 раза упражнение, затем наклоны вперёд – назад (большой маятник), делая при этом вдох – выдох. Руки при наклоне вперёд свободно тянуть к полу, а при наклоне назад поднимать к плечам.
При каждом вдохе напрягаются мышцы носоглотки.Повторить 5-10 раз
5. Закрепление (обзорная беседа и выводы)
Выводы по теме:
a. Кислород – химически активное вещество. Кислород реагирует как с простыми, так и сложными веществами.
b. При нагревании многие вещества выделяют свет и тепло.
c. Реакции, сопровождающиеся выделением тепла и света, называются реакциями горения.
d. При горении простых и сложных веществ образуются оксиды.
e. Оксиды это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород.
Задание 1. Химические свойства кислорода
Уровень 1
Из перечня веществ выберите оксиды и дайте им названия. BaO, CaS, NaCl, Na2O, CO, H2SO4, AgCl, NO2, H3PO4, ZnO.
Уровень 2
Напишите уравнения химических реакций получения следующих оксидов и назовите их: MgO, Al2O3, P2O5, K2O.
Уровень 3
На основании данных значений валентности выберите из приведенного ниже перечня веществ формулы оксидов, которые составлены правильно. (Кислород проявляет валентность II.) Напишите уравнения химических реакций получения этих оксидов и дайте им названия:
I II IV IV III IV I III
NаО, СаО, МnО4, СО2, В2О3, SiО4, Li2О, АlО3
6. Рефлексия
Что нового вы узнали сегодня об оксидах?Можно ли считать, что ваша цель на урок достигнута?
Придумайте вопрос к тесту по теме сегодняшнего урокаОцените свою деятельность на уроке, дайте оценку полученным знаниям, их значимости в дальнейшей деятельности.
Я понял, что …Я научился …Я не понял ..
Мне понравилось
7.Выставление оценок.
Домашнее задание обязательно § 23, упр. 1—7, тестовые задания; § 24
по выбору Сообщение на тему «Роль реакций окисления для организма человека»