Результативность реализации модели профилактики правонарушений среди подростков в условиях общеобразовательной школы


Результативность реализации модели профилактики правонарушений среди подростков в условиях общеобразовательной школы
Исследовательская работа, целью которой является выявление взаимоотношений в семьях обучающихся 7-х классов, а также склонность этих обучающихся к делинквентному поведению, проводилась на базе МАОУ "Основная общеобразовательная школа № 27" г. Томска. В исследовании приняли участие 2 классных руководителя, социальный педагог, инспектор по делам несовершеннолетних и школьный педагог-психолог, 52 обучающихся 7-х классов (2 класса-комплекта). В психолого-педагогическом исследовании контрольной группой являлся 7"А" класс, а экспериментальной 7 "Б" класс.
Школа расположена в округе, большинство промышленных предприятий которого в настоящее время функционирует в неполном объеме. С сокращением рабочих мест увеличивается число людей, не имеющих оплачиваемой работы. Именно из таких семей складывается социум школы. 45% детей воспитывается в семье рабочих, 30 % - в семье служащих, 6 % - частных предпринимателей, 19 % - в семье безработных, из которых 2 % - родители-инвалиды и 1,8 % - родители-пенсионеры.
Ближайшие культурно-массовые учреждения находятся на расстоянии 3-х автобусных остановок от школы. В микрорайоне школы находится ДДТ «Планета», спортивный стадион «Восход», футбольный корт «Манеж» спортивный комплекс «Акватика». С 2006 года в школе создан и действует детская организация "Extrim", который неоднократно принимал участие в городских и областных конкурсах и фестивалях. Школа является культурно-просветительским центром на микроучастке, организует проведение лекций для родителей, дискотеки, встречи с депутатами и руководителями округа и города.
В школе обучается 674 обучающихся в 28 классах-комплектах. Последние годы наблюдается увеличение количества обучающихся. Данный факт связан с открытием школы после капитального ремонта.
Обучающиеся воспитываются, в основном, в полных семьях – 75 %, но идет увеличение неполных семей: за последние четыре года от 19 % до 23 %. Кроме того, увеличивается количество опекаемых семей, где воспитываются "круглые" и социальные сироты: за последние четыре года от 1 % до 5 %. В многодетных семьях воспитывается 10,8 % детей, обучающихся в школе. Рост неполных и опекаемых семей осложняет воспитательный процесс: ослабевает контроль над успеваемостью учащихся, появляется проблема одиночества детей, что отрицательно сказывается на поведении отдельных обучающихся. Около 56 % обучающихся проживают в домах частного сектора, в благоустроенных квартирах живут 44 % обучающихся. На микроучастке появляется тенденция к росту миграционных русскоязычных семей и семей ближнего зарубежья, которая создает проблему, связанную с адаптацией к новым условиям, отсутствием постоянного жилья, а также проблему адаптации к российской системе образования.
Таким образом, в школе обучаются дети, в основном, из семей рабочих, служащих со средне специальным образованием, со сравнительно невысокими материальными доходами. Именно это в целом может способствовать развитию делинквентного поведения у некоторых учащихся, а, в частности, склонности к совершению правонарушений.
На этапе диагностики, для определения социального статуса обучающихся использовалась методика "Социальный паспорт класса", целью которой является сбор и анализ сведений о социальном составе обучающихся класса и школы. Классным руководителем каждого класса заполнялся регистрационный бланк, который содержит в себе: Ф.И.О. обучающегося; число, месяц, год рождения; домашний адрес, сведения о каждом из родителей: Ф.И.О., место работы, должность, образование; категория семьи (Приложение 5).
По итогам данной методики установлены параметры, определяющие социальный статус обучающихся. Нами изучены категории семей, в которых воспитываются обучающиеся, а также их занятость обучающихся в свободное от учебы время. Эти параметры дают первоначальные представления об уровне семейного воспитания данных школьников. Результаты исследования представлены на рис. 1 на с.80 и рис. 2 на с. 81.

Рис. 1.Категория семей исследуемых обучающихся 7-х классов
Из рис. 1 мы видим, что уровень благополучия в 7 "Б" ниже, так как в этом классе обучаются дети из малообеспеченных, опекаемых и неблагополучных семей. Эти дети более подвержены склонности к делинквентному поведению и тем самым риск появления краж среди этих подростков выше. Кроме того, дети из этих семей способны оказать негативное влияние на остальных обучающихся 7 "Б" класса.

Рис. 2. Занятость в свободное время исследуемых обучающихся 7-х классов
Рис. 2 дает характеристику занятости обучающихся 7-х классов. Здесь занятость обучающихся в обоих классах практически одинаковая. Разница лишь в том, что часть обучающихся из 7 "А" посещают более престижные учреждения дополнительного образования, чем обучающиеся 7 "Б" класса. Такая разница может быть обусловлена низким материальным уровнем семей обучающихся 7 "Б" класса.
Для проверки эффективности реализуемой программы социально-педагогической деятельности по профилактике воровства у обучающихся подросткового возраста проведена диагностика в контрольной (7"А" класс) и экспериментальной (7 "Б" класс) группах исследования.Для выявления преобладающего типа взаимоотношений в семье мы использовали методику "Кинетический рисунок семьи" (КРС), которая позволила выявить, насколько изменились взаимоотношения в семьях детей. Полученные данные представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты исследования внутрисемейных взаимоотношений в7-х классах на начало и окончание опытно-экспериментальной работы
Ситуации
7 "А" класс (контрольная группой) 7 "Б" класс
экспериментальная группа
начало окончание начало окончание
Благоприятная семейная ситуация 19 (76%) 19 (76%) 17 (68 %) 19 (76%)
Тревожность 5 (20 %) 5 (20 %) 8 (32 %) 7 (28 %)
Конфликтность в семье 4 (16 %) 4 (16 %) 6 (24 %) 4 (16 %)
Чувство неполноценности 7 (28 %) 6 (24 %) 8 (32 %) 7 (28 %)
Враждебность в семейной ситуации 1 (4 %) 1 (4 %) 5 (20 %) 3 (12 %)
Полученные результаты представлены графически на рис. 3 - 4 на с. 82-83.

Рис. 3.Результаты исследования внутрисемейных отношений в контрольной группе на начало и окончание опытно-экспериментальной работы
По представленным результатам видно, что в контрольной группе уменьшилось чувство неполноценности. Вероятно, такие изменения произошли из-за того, что родители стали уделять внимание своим детям.

Рис. 4. Результаты исследования внутрисемейных отношений в экспериментальной группе на начало и окончание опытно-экспериментальной работы.
В экспериментальной группе произошли значительные изменения в повышении благоприятной семейной ситуации: снизилось конфликтность и враждебность в семейной ситуации. Кроме того, снизилось чувство неполноценности, обусловленное неблагоприятной обстановкой в семье.

Рис. 5. Результаты исследования внутрисемейных отношений в 7-х классах на окончание опытно-экспериментальной работы
Из представленных данных видно, что в экспериментальной группе 7 "Б" классе произошли изменения в положительную сторону. Дети более благополучно оценивают взаимоотношения в семье. В контрольной группе обучающихся 7 "А" класса резких изменений не произошло. Таким образом, можно утверждать, что такие мероприятия, как заседания Совета профилактики, индивидуальные беседы, проведенные с родителями в рамках реализуемой социально-педагогической программы, являются эффективными формами работы.
Для определения склонности учащихся к преодолению социальных норм и правил повторно использован адаптированный вариант методики "Диагностика склонности к отклоняющемуся поведению". Полученные результаты представлены на рис. 6 - 8 на с. 84-85.

Рис. 6.Уровень склонности к нарушению социальных норм и правил у обучающихся (контрольной группы) 7 "А" класса
Из представленных данных видно, что изменений в поведении обучающихся 7 "А" класса (контрольной группы) не произошло. Такая тенденция происходит из-за того, что с данной группой учащихся не ведется целенаправленная работа по профилактике правонарушений среди подростков.

Рис. 7.Уровень склонности к нарушению социальных норм и правил у обучающихся 7 "Б" класса (экспериментальной группы)
По представленным данным можно определить, что в 7 "Б" классе (экспериментальной группе) снизился уровень склонности к нарушению социальных норм и правил. Можно утверждать, что этому способствовали такие мероприятия, проведенные в ходе реализации социально-педагогической программы, как заседания Совета профилактики, привлечение к беседе с обучающимися инспектора по делам несовершеннолетних.

Рис. 8.Уровень склонности к нарушению социальных норм и правил у обучающихся 7-х классов
По представленным данным можно утверждать, что уровень проявления социального неблагополучия в 7 "Б" (экспериментальной группе) снизился, а в 7 "А" классе (контрольной группе) остался на прежнем уровне.
По результатам всех использованных методик можно сделать вывод, что уровень склонности к делинквентному поведению и, в частности, к совершению правонарушений у обучающихся 7 "Б" снизился. Это говорит об эффективности реализуемой программы социально-педагогической деятельности по профилактике делинквентного поведения у обучающихся подросткового возраста.
Результаты проведенного опытно-экспериментального исследования показали, что главными причинами склонности обучащихся к совершению правонарушений являются ошибки семейного воспитания, такие как: гипоопека, приводящая к безнадзорности детей, либерально-попустительское отношение к ребенку приводит ко вседозволенности, отчужденное отношение связано с безразличием со стороны взрослых, незанятость детей в свободное от учебы время в учреждениях дополнительного образования, предрасположенность подростка к нарушению социальных норм и правил, созданная условиями семейного воспитания.