Конспект по окружающему миру на тему Ты и твои друзья


КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА ПО ТЕМЕ
«ТЫ И ТВОИ ДРУЗЬЯ"
(2 класса УМК "Школа России")
Цели:
формирование представлений о понятиях «дружба», «друг»
развитие когнитивных и речевых способностей учащихся, умения видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения
вовлечение всех учащихся класса в игровое взаимодействие и формирование сплоченного классного коллектива
развитие коммуникативных навыков и формирование игровой культуры учащихся: умение работать сообща (в парах, командах), согласовывать свои действия
Планируемые достижения учащихся:
Предметные результаты:
знать, что самое ценное в дружбе – любовь и уважение друг к другу, согласие и взаимная помощь;
оценивать характер взаимоотношений со сверстниками;
знать правила приема гостей и поведения в гостях, правила поведения за столом
Метапредметные результаты:
принимать и сохранять целевые установки урока, сформулированные совместно с учителем;
осваивать начальные формы личностной рефлексии через оценку взаимоотношений со сверстниками, сравнение интересов и увлечений;
анализировать иллюстрации учебника, формулировать с их помощью правила этикета;
взаимодействовать в группе при выполнении учебных заданий, участвовать в ролевой игре в соответствии с заданными условиями;
активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач, обсуждать морально-этические аспекты дружбы;
формулировать выводы из изученного материала.
Личностные результаты:
осознавать ценность дружбы, согласия, взаимопомощи между людьми, ценить добрые и справедливые поступки и стремиться их совершать.
Оборудование:
Запись песни «Когда мои друзья со мной», видеоклип «Дружба», карточки для строительства «Дома дружбы».
Ход урока.
I. Организационный момент.-Вот книжки на столе,
А вот тетрадки.
Не хочется играть
Сегодня в прятки.
Сегодня в классе у ребят
Урок уж очень важный.
А почему он важный –
Скажет каждый!
II. Актуализация знаний.
- Проверим домашнее задание.
- Какую тему мы изучали на прошлом уроке? («Вежливые слова»)
1. Игра «Кто последний»
(Учащиеся по очереди называют «вежливые» слова. Выигрывает тот, кто последним назовет слово.) 2. Игра «Подбери слово»
(Учащиеся подбирают слова на каждую букву слова «здравствуйте»)
(Здоровье, доброта, радость, аккуратный, вежливость, счастье, терпение, вера, умный, искренность, товарищ, естественный)- Что спрятано в этом слове? Какой вывод можно сделать?
III. Постановка учебной задачи.
- А начнём мы урок с песни «Если с другом вышел в путь …» (отрывок)
Обратите внимание на слова: «Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями много!».
- Можно ли, по словам песни, определить тему нашего урока?
- Вы правильно догадались, тема сегодняшнего урока будет звучать так “Ты и твои друзья”.
-Какую цель поставим? (Что хотели бы узнать и чему научиться?)
IV. Освоение нового знания и его применение.
-Прекрасное слово - “дружба”. Произносишь его - и сразу вспоминаешь своего друга, с которым тебе интересно играть, читать новую книгу или просто помечтать.
-Слова «друг» и «приятель» разные, наверное, и значение этих слов тоже будут разные. Давайте выясним, чем различаются понятия «друг» и «приятель»?
-Друг – это тот, которому можно доверить свои секреты, поделиться чем-то, а приятель – это тот, с которым приятно общаться.
- У кого из вас есть друг? Расскажите о своей дружбе.
- Что вам нравится в ваших друзьях?
- Знаете ли вы их увлечения?
- В чём бы вы хотели походить на друга?
- А теперь подумаем, как поступают настоящие друзья.
1.Если вы попали в беду, что сделает ваш друг?
2.Если вы совершите плохой поступок, какую ему оценку даст
настоящий друг?
3.А как вы утешаете друзей, если у них возникли неприятности?
4.Что вы советуете им?
5.Умеете ли прощать им обиды?
- Как вы назовёте учеников, которые учатся с вами в одном классе?
- А теперь поразмышляем о том, что нравится вам в одноклассниках, друзьях?
- Дружный у вас коллектив?
-Есть ли у вас друзья среди одноклассников?
- Где вы бываете вместе?
- Кого же вы можете назвать своим другом?
Послушайте стихотворение А.Барто “Требуется друг”. Читают две девочки.
Все живут, не тужат, а со мной не дружат,
Предлагаю Ильиной: “Ты дружи со мной одной”.
Есть разряд у Ильиной и девчонок свита,
Подружусь я с Ильиной – стану знаменитой.
Все пятёрки до одной у Светловой Нади.
Я прошу: “Дружи со мной! Подружись хоть на день!
Будешь ты меня спасать – дашь контрольную списать”.
А девчонка на дыбы! Говорит: “Молчала бы!”
Не вставать же на колени уговаривать подруг,
Напишу я объявленье: “Срочно требуется друг!”
-Почему с девочкой никто не хотел дружить?
- Что бы вы ей посоветовали?
- Можно ли заставить насильно дружить?
- Какими же качествами должен обладать настоящий друг?
- Попробуйте объяснить, кого вы называете своим другом.
- Друг - тот, кто ...
Физминутка.
Запоминаем слова и повторяем движения:
В нашем классе все друзья:
Я, ты, он, она.
Улыбнитесь тем, кто слева,
Улыбнитесь тем, кто справа.
Вместе мы одна семья.
(Далее действия третьей и четвертой строки заменяются словами: подмигните, пожми руку, помашите и т. д.)
-А сейчас вы послушаете, что о дружбе написал А.Старшинов в своем стихотворении.
Друг
У дружбы есть свои законы –
Она рождается не вдруг.
Вот в классе – все тебе знакомы,
Но лишь один из них – твой друг.
Другие и умней быть может,
Им в жизни многое дано,
Но быть в твоих друзьях, похоже,
Им никогда не суждено.
Друг настоящий очень редок.
Когда он есть в твоей судьбе,
То не страшны любые беды,
Любые трудности тебе.
- Что значит выражение «У дружбы свои законы»?
(Закон – это правило. У дружбы есть свои законы, значит, правила)- Какие правила нужно соблюдать, чтобы с другом не было ссор?
-Сформулируйте правила друзей. (Работа в группах. Учащиеся обсуждают и записывают правила. Один ученик от каждой группы озвучивает их.)- В труде, как и в игре, очень важно, чтобы вы умели работать дружно, сообща. Будем работать в группах.
- У каждой группы свой докладчик, который расскажет о работе группы. Если группа закончит работу, все участники берутся за руки и поднимают их над головой.
-Давайте вспомним правила работы в группе
Правила работы в группе:
уважать мнение товарищей;
слушать и слышать друг друга;
не обижать и не обижаться;
быть внимательным;
участвовать всем.
- Так что же значит «дружить»?
- Мы с вами пришли к выводу, что дружить - это значит делать вместе дела, проводить вместе досуг, помогать друг другу в учёбе, настоящие друзья не оставят в беде, а если ты совершил плохой поступок, то они не отвернутся от тебя, а помогут тебе исправить ошибку.
- Настоящую дружбу ничто не разрушит.
-Как найти друзей?
-Ответ очень простой - будь хорошим другом сам.
- А теперь вы должны дружно поработать друг с другом. В конвертах лежат листы с героями разных сказок. Найдите им друзей.
Игра “Кто с кем дружит, кто кому нужен” (картинки с изображением сказочных героев)
(В конвертах волк, Белоснежка и гном, Чебурашка и крокодил Гена, Дядя Фёдор и кот Матроскин, Малыш и Карлсон, Буратино и Мальвина)
Пока все работают на местах, одна пара выполняет задание у доски.
- Кому друзей вы не нашли? Почему волк остался без друзей?
- Каким должен стать волк, чтоб у него появились друзья?
V. Итог урока.- Ребята, быть другом – это очень трудное дело, именно трудиться надо, чтобы иметь хороших, настоящих друзей. Надо считаться с желаниями друга, а не со своими, надо знать привычки друга и прощать ему обиды, надо уметь предложить помощь так, чтобы не обидеть своего друга.
- В мультфильме, который очень любят дети, крокодил Гена и Чебурашка построили дом Дружбы. Я предлагаю вам самим построить такой дом из кирпичиков. Но у вас разные кирпичики и вам надо подумать, какие из них подойдут для вашего дома. Для каждого дома очень важен фундамент, это то, на чем держится весь дом. И вам надо подумать, что же будет лежать в основе вашего дома. (Двое работают у доски)
Из кирпичиков дети составляют Дом Дружбы.
Дети берут "кирпичики", на которых написаны разные качества, выбирают положительные и строят из них дом.
Любовь, терпение, злость, доброта, взаимоуважение, понимание, равнодушие, сочувствие, жадность, взаимовыручка.
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Какие правила дружбы мы запомнили?
- Вспомните цели нашего урока. Достигли ли мы их?
- И наш урок мне бы хотелось закончить замечательной песней «Дружба» (клип). (Дети смотрят и подпевают).
VI. Домашнее задание.
Для всех:
1.Повторить вывод по уроку, объяснить смысл пословиц стр. 58-59. В рабочей тетради выполнить задание на стр.40
Кто желает:
2. Написать письмо другу. Письмо можно написать любому однокласснику с предложениями о дружбе.
3. Нарисовать портрет друга.