Выступление на X городском фестивале инновационных площадок по теме: Интерактивное обучение в условиях введения ФГОС для учащихся с ограниченными возможностями здоровья


«Расти должны все цветы»
(Слайд 1)
Начать своё выступление я хочу словами основоположника отечественной патопсихологии, Сусанны Яковлевны Рубинштейн.
(Слайд 2)
Воспитание и обучение детей, психическое развитие которых затруднено из-за поражения головного мозга, требует особенно большого педагогического мастерства, особых, искусных методов.
(Слайд 3) ,
Сегодня одной из важнейших задач основного общего  образования в соответствии с ФГОС  является обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся, (Слайд 4) в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях обучения — детей с ОВЗ.
(Слайд 5)
Специальные федеральные государственные образовательные стандарты для детей с ограниченными возможностями здоровья -   неотъемлемая часть федеральных государственных стандартов общего образования. (Слайд 6) Это является  базовым инструментом для реализации конституционных прав на образование  детей с ограниченными возможностями здоровья.
(Слайд 7) Государство отказывается от представления о «необучаемых детях» и гарантирует реализацию права  каждого ребёнка на образование,
соответствующее его потребностям и возможностям вне зависимости от тяжести его психического развития. 
(Слайд 8) В ходе 1 этапа экспериментальной площадки, мы столкнулись с рядом проблем: несоответствие предлагаемых производителями готовых ЦОР (цифровых образовательных ресурсов) и поставляемых в комплекте с интерактивным оборудованием специфике коррекционного обучения, все эти ресурсы разработаны для массовых общеобразовательных школ и здоровых учеников, для учащихся с ОВЗ специальные разработки отсутствуют, также не разработаны и другие методы интерактивного обучения для учащихся коррекционных классов.
(Слайд 9)Новизна нашего опыта заключается в адаптации существующих методов интерактивного обучения и разработке адаптированных программ к применению их в работе с детьми, имеющими нарушения интеллекта в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ).
(Слайд 10) Мы сформулировали требования к применению интерактивных технологий, которые соответствовали бы психофизическим особенностям детей с ОВЗ, и были направлены прежде всего на коррекцию высших психических функций.
(Слайд 11)
Подробнее остановимся на повышении учебной мотивации к обучению. Проводимая нами диагностическая работа по формированию учебной мотивации показывает её низкий уровень или отсутствие у детей с ограниченными возможностями здоровья.
(Слайд 12)
Педагогический потенциал ЦО, развитая материально-техническая база учреждения позволили внедрять в учебный процесс интерактивные технологии, адаптированные программы с учетом особенностей детей с ограниченными возможностями здоровья. (Слайд 13)
Так за 2015-2016 год возросло количество учащихся, участвующих в
(Слайд 14)Интерактивная модель в условиях введения ФГОС для детей с ОВЗ своей целью ставит организацию комфортных
условий обучения, (Слайд 15) при которых все ученики активно взаимодействуют между собой.
(Слайд 16)При такой модели предполагается использование такой системы методов, которая направлена, главным образом, не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение,
(Слайд 17)а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.
(Слайд 18)Двусторонний обмен информацией протекает медленнее, но повышает у учащихся с умственной недостаточностью уверенность в правильности ответов.
(Слайд 19)Организация интерактивного обучения предполагает моделирование жизненных ситуаций, при котором, меняется взаимодействие с ведущим: его активность уступает место активности учащихся, (Слайд 20)создаются условия для их инициативы.
(Слайд 21)Диалогичность общения учащихся в ролевой игре предполагает их умение слушать и слышать друг друга, внимательно относиться друг к другу, (слайд 22) оказывать помощь в формировании своего видения проблемы, своего пути решения задачи.
(Слайд 23)Коррекционные возможности искусства по отношению к ребенку с проблемами связаны прежде всего с тем, что оно является источником новых позитивных переживаний ребенка, (слайд 24)способствует активизации потенциальных возможностей ребенка в практической художественной деятельности.
(Слайд 25)Использование ИКТ особенно успешно в коррекционной работе, т.к. (Слайд 26) способствует исправлению нарушений высших психичексих функций и осуществлению индивидуального подхода.

(Слайд 27) Создание ситуаций успеха и сотрудничества на уроках также оказывает положительное влияние на повышение мотивации к обучению у детей с ОВЗ.
(Слайд 28)
Всё выше перечисленное помогает учителю, работающему в коррекционных классах, опираясь на сохранные возможности ребенка, развивать высшие психические функции, обеспечивать устойчивую мотивацию общения в процессе обучения.
Разумеется, новые технологии не способны избавить больного ребенка от его недостатка и снять всевозникающие в связи с этим проблемы. Однако, осознаниешкольником того, что ему становятся доступны неведомыераньше знания, умения, формы общения, игры, дают ему веру в свои силы.
Заключение.
Мы только в начале пути, однако, прекрасно понимаем, что ни компьютер сам по себе, ни какое-либо другоесредство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение.