Рабочая программа по биологии Трайтак Д.И.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13»
города Новочебоксарска Чувашской Республики









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
для 8 классов
на 2014-2015 учебный год
(8а - 2ч/нед; 8б - 2ч/нед; 8в -2ч/нед. Итого: 6 ч/нед)

Составитель программы:
А. П. Егорова, учитель биологии
(ФИО учителя и предмет)
Без категории
(квалификационная категория)

_________________________________
(подпись учителя)

Используемая программа «Человек и его здоровье»
Д. И. Трайтак, В. С. Рохлов, С. Б. Трофимов
(ФИО автора)


Пояснительная записка.
Настоящая Рабочая программа по биологии (далее Программа) разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по биологии, программы «Человек и его здоровье. 8 класс» (авторы Д.И. Трайтак, В.С. Рохлов, С.Б. Трофимов) и Учебного плана школы на 2014/2015 уч.г.

На изучение содержания научно-регионального компонента по биологии отводится 10 часов.
Основными содержательными линиями в изучении материалов НРК являются:
биологическое разнообразие природы ЧР;
современное состояние здоровья населения ЧР;
экологические проблемы ЧР и рациональное природопользование.

Содержание национально-регионального компонента (НРК) направлено на:
расширение природоведческих, экологических, валеологических знаний на основе местного материала;
воспитание позитивно ценностного отношения к природе ближайшего окружения и региона, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний в повседневной жизни.

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.

Задачи курса:
· освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов;
· овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за животными;
· развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
· воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе;
· использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными.

Программа предназначена для обучающихся 8 классов и рассчитана 70 часов в год, 2 часа в неделю. Для изучения используется учебник: Андреева Н. Д. Биология. Человек и здоровье. 8 класс. М.:Мнемозина, 2012г.
В рабочую программу внесены следующие изменения: на изучение раздела «Опора и движение» увеличено количество часов с 5 (по авторской программе) на 6; в разделе «Место человека в системе органического мира» с 2 часов на 4. Обоснованием таких изменений является сложность в восприятии материала учащимися. Увеличение произведено за счет сокращения количества часов в изучении раздела «Поведение» (с 9 на 8), раздела «Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма» (с 5 на 4) и использованием резервного часа, предусмотренного авторами программы. Для обучения используется учебник Н.Д. Андреевой. «Биология. Человек и его здоровье».
Предусмотренные авторами программы наблюдения и самонаблюдения проводятся учащимися в рамках домашней работы.

Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны знать:
специфику строения организма человека, обусловленную прямохождением и трудовой деятельностью;
особенности строения клетки – основной структурной единицы живого организма;
строение и функции основных тканей и систем органов;
функциональные системы организма;
значение гомеостаза внутренней среды организма;
об обмене веществ, его значении и видах;
роль ферментов и витаминов в организме;
особенности нервной и гуморальной регуляций функций органов и организма в целом;
строение и функции анализаторов;
механизмы высшей нервной деятельности;
функциональное значение высших отделов головного мозга человека;
особенности индивидуального развития организма человека;
правила личной гигиены;
причины, нарушающие физиологические процессы в организме человека; причины заболеваний;
о вреде алкоголя и наркотических веществ для здоровья и развития организма человека.

Учащиеся должны уметь:
распознавать органы и их топографию;
оказывать первую помощь при кровотечениях, вывихах и переломах костей, ожогах и обморожениях кожи;
измерять кровяное давление и частоту пульса;
давать обоснование правилам и нормам личной и общественной гигиены;
работать с учебником: с текстом, таблицами и иллюстрациями, пользоваться аппаратом ориентировки (оглавлением, условными символами и т.д.)

Содержательная часть и требования к усвоению содержания.
Введение
Значение знаний об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека для самопознания и сохранении здоровья. Комплекс наук, изучающих организм человека.
Место человека в системе органического мира
Место человека в системе животного мира. Сходство человека с животными. Отличия человека от животных. Особенности человека как социального существа. Происхождение современно человека. Расы.
Строение организма человека
Клетка - структурная и функциональная единица организма. Ткани организма человека, их строение и функции. Организм человека как единая система. Внутренняя среда организма человека. Гомеостаз.
Практические работы:
«Строение животной клетки».
«Рассматривание микропрепаратов тканей человека».
Нервная система
Характеристика нервной системы человека: центральная и периферическая, соматическая и вегетативная. Нервы, нервные волокна и нервные узлы. Рефлекторная деятельность организма человека. Рефлекторная дуга, рефлекторное кольцо, рефлекторные цепи.
Строение и функции спинного мозга. Головной мозг. Строение и функции коры больших полушарий. Особенности развития головного мозга человека и его функциональная асимметрия.
Практическая работа:
«Строение головного мозга человека (по муляжам)».
Наблюдения и самонаблюдения
Безусловные рефлексы головного мозга.
Проявление функций вегетативной нервной системы.
Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма.
Гуморальная регуляция функций в организме. Железы и их классификация. Железы внутренней секреции, особенности их строения и функций. Гормоны, их роль в регуляции физиологических функций организма. Гипофиз. Эпифиз. Щитовидная железа. Паращитовидные железы. Надпочечники. Железы смешанной секреции: поджелудочная и половые железы.
Гипоталамо-гипофизарная система регуляции функций организма и роль обратных связей в этом процессе. Взаимодействие систем нервной и гуморальной регуляции.
Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы.
Значение органов чувств в жизни человека. Виды ощущений. Рецепторы. Органы чувств. Анализаторы и сенсорные системы.
Глаза и зрение. Зрительное восприятие. Оптическая система. Сетчатка - рецепторная часть глаза. Зрительные рецепторы: колбочки и палочки. Нарушения зрения: близорукость, дальнозоркость, цветовая слепота. Гигиена зрения.
Ухо и слух. Звуковое восприятие. Строение и функции органа слуха: наружное, среднее и внутреннее ухо. Гигиена слуха.
Органы равновесия, обоняния, вкуса, мышечного и кожного чувства. Взаимодействие анализаторов. Профилактика заболеваний органов чувств. Влияние экологических факторов на органы чувств.
Практические работы:
«Строение глаза (по модели)».
«Строение органа слуха и вестибулярного аппарата (по модели)».
Наблюдения и самонаблюдения
Обнаружение слепого пятна (опыт Мариотта).
Поведение
Потребности и мотивы поведения. Рефлекторная теория поведения. И.М. Сеченов и И.П. Павлов - основоположники учения о высших (психических) функциях нервной системы. Теория доминанты А.А. Ухтомского и теория функциональной системы поведения П.К. Анохина.
Наследственные программы поведения: инстинкты и безусловные рефлексы. Запечатление (импринтинг). Ненаследственные программы поведения: условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность, озарение (инсайт).
Учение И.П. Павлова о двух сигнальных системах. Речь и ее функции. Мышление. Поведение. Психика. Сон как форма приобретенного поведения. Виды сна. Сновидения. Гигиена сна. Память, ее значение и виды. Типы ВНД и темперамента. Разнообразие чувств: эмоции, стресс.
Покровы тела
Кожа - наружный покров тела. Строение и функции. Производные кожи: волосы, ногти, потовые и молочные железы. Влияние на кожу факторов окружающей среды. Гигиена кожи. Уход за ногтями и волосами. Закаливание организма.
Опора и движение
Скелет человека, его строение, значение и функции. Свойства, состав, строение и соединение костей. Особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью. Влияние факторов окружающей среды и образа жизни на его развитие.
Строение и функции мышц. Основные группы мышц тела человека. Работа и утомление мышц. Значение физических упражнений для формирования скелета и развития мышц. Нарушение нормального развития опорно-двигательной системы.
Практические работы:
«Химический состав кости».
Наблюдения и самонаблюдения
Влияние на работу мышцы динамической и статической нагрузки.
Проверка правильности своей осанки.
Определение наличия плоскостопия.
Внутренняя среда организма
Состав внутренней среды организма: межклеточная жидкость - лимфа, кровь.
Состав и функции крови. Форменные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Группы крови. Резус-фактор. Переливание крови. Донорство. Свертывание крови. Защитные функции крови. Роль фагоцитов, работы И. И. Мечникова по изучению фагоцитоза. Иммунитет и его виды. Дефекты иммунной системы. Роль предохранительных прививок в борьбе с инфекционными заболеваниями. Понятие о гомеостазе.
Практическая работа:
«Строение эритроцитов человека и лягушки» (под микроскопом).
Кровообращение и лимфоотток
Кровообращение, его значение. Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды (артерии, вены, капилляры). Круги кровообращения. Ток лимфы в организме.
Строение и работа сердца. Сердечный цикл. Тоны сердца. Регуляция работы сердца. Синусный узел. Систолический объем сердца. Электрокардиография. Пульс. Особенности и причины движения крови по сосудам, перераспределение крови в организме. Скорость кровотока в сосудах. Давление крови.
Гигиена сердечно-сосудистой системы. Профилактика сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при кровотечениях. Влияние факторов окружающей среды на работу сердечно-сосудистой системы.
Практические работы:
«Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок».
«Измерение кровяного давления».
«Отработка приемов остановки разных видов кровотечений».
Наблюдения и самонаблюдения
Движение крови по сосудам.
Дыхание
Общая характеристика процесса дыхания человека. Органы дыхания, их строение и функции. Дыхательные движения. Легочные объёмы. Газообмен в легких и тканях. Регуляция дыхания.
Гигиена дыхания. Тренировка дыхательных мышц. Предупреждение повреждений голосового аппарата. Борьба с пылью и веществами, загрязняющими воздух. Вред табакокурения. Профилактика воздушно-капельных инфекций. Первая помощь при нарушении дыхания. Искусственное дыхание.
Практические работы:
«Измерение жизненной емкости легких».
«Изменение состава воздуха при дыхании».
Наблюдения и самонаблюдения
Влияние углекислого газа на дыхательный центр.
Пищеварение
Питание и его роль в развитии организма. Пищеварение. Питательные вещества и пищевые продукты. Строение и функции органов пищеварения. Ферменты. Вклад И.П. Павлова в изучение пищеварительной системы.
Пищеварение в ротовой полости. Зубы и уход за ними. Значение зубов и языка в механической обработке пищи. Слюна и слюнные железы. Рефлекс слюноотделения. Глотание.
Пищеварение в желудке. Желудочный сок. Нервная и гуморальная регуляция желудочной секреции. Аппетит.
Пищеварение в тонком кишечнике. Роль печени и поджелудочной железы в пищеварении. Всасывание питательных веществ. Особенности пищеварения в тонком и толстом кишечнике.
Гигиена питания, предотвращение желудочно-кишечных заболеваний. Профилактика пищевых отравлений.
Практическая работа:
«Действие ферментов слюны на крахмал».
Наблюдения и самонаблюдения
Определение нормальной массы своего тела.
Обмен веществ и превращение энергии
Общая характеристика обмена веществ. Виды обмена веществ: пластический, энергетический, общий, основной. Обмен органических веществ, его регуляция. Биологическая ценность белков пищи. Водно-минеральный обмен и его регуляция.
Витамины, их роль в жизнедеятельности организма человека. Авитаминозы и гиповитаминозы.
Питание. Нормы питания. Пищевые рационы. Усвояемость пищи. Терморегуляция организма человека. Первая помощь при тепловых и солнечных ударах, ожогах, обморожениях.
Выделение
Роль органов выделения в обмене веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование вторичной мочи и ее выведение из организма. Профилактика заболеваний мочевыделительной системы.
Воспроизведение и развитие человека
Строение мужских и женских половых систем. Половые клетки: яйцеклетка и сперматозоид. Созревание половых клеток. Оплодотворение. Развитие оплодотворенной яйцеклетки, зародыша, плода. Плацента.
Беременность и роды. Развитие человека после рождения. Период новорожденности, раннее детство, дошкольный период, школьный период, подростковый период. Юность. Физиологическая, психическая и социальная зрелость.
Роль наследственности и социальных факторов в интеллектуальном развитии человека.

Национально-региональный компонент
№ п/п
Тема урока
Содержание НРК

1
Введение
Основные демографические показатели в ЧР.

2
Организм человека и окружающая среда.
Здоровье населения Чувашской Республики: состояние и основные тенденции. Этноздоровье.

3
Иммунитет.
Социально-значимые болезни: туберкулез, наркомания, инфекции, передаваемые половым путем (ИППП), СПИД, алкоголизм и др.

4
Заболевания сердечно - сосудистой системы и их предупреждение.
Современное состояние окружающей среды ЧР и здоровье человека.

5
Подверженность органов дыхания воздействию окружающей среды.
Влияние крупных промышленных предприятий республики на здоровье населения.

6
Регуляция пищеварения. Гигиена питания.
Основные группы пищевых продуктов и их значение в питании населения республики. Традиционные особенности кухни народов Чувашской Республики.

7
Отрицательное влияние факторов среды на работу органов пищеварения.
Корреляционная связь между интенсивностью загрязнения окружающей среды и заболеваемостью населения.

8
Строение и функции органов мочевыделительной системы. Гигиена органов выделения.
Концепция охраны здоровья населения Чувашской Республики.

9
Витамины, их роль в обмене веществ.
Концепция государственной политики в области здорового питания населения Чувашской Республики. Традиционные особенности кухни народов ЧР.

10
Сохранение психического здоровья человека.
Этнопедагогические традиции народов, проживающих на территории Чувашии, в воспитании здорового поколения.


Учебно-тематический план
№ п/п
Изучаемая тема
Количество учебных часов
Количество практических работ
Количество уроков с НРК

1
Введение
1

1

2
Место человека в системе органического мира
4



3
Строение организма человека
6
2
1

4
Нервная система
6
1


5
Органы внутренней секреции. Нейрогуморальная регуляция функций организма
4



6
Органы чувств. Анализаторы. Сенсорные системы
5
2


7
Поведение
8

1

8
Покровы тела
2



9
Опора и движение
6
1


10
Внутренняя среда организма
5
1
1

11
Кровообращение и лимфоотток
4
3
1

12
Дыхание
4
2
1

13
Пищеварение
5
1
2

14
Обмен веществ и превращение энергии
5

1

15
Выделение
2

1

16
Воспроизведение и развитие человека
3




ИТОГО
70
13
10





Тематическое планирование.


п/п
Тема урока
Основное содержание и понятия, изучаемые на уроке
Планируемые результаты
(требования к усвоению учебного материала)
Тип урока
ТСО,
ИКТ,
ЦОР
Оборудование, (приборы, иллюстрации, таблицы ит.п.)

1
Введение
Анатомия, гистология, цитология, физиология человека, гигиена, экология человека, психология.
Сформировать представление учащихся о месте человека в системе органического мира; показать этапы эволюции человека и возникновение социальной среды.
Урок усвоения новых знаний
Авторская презентация
Портреты ученых, рисунки учебника.

2
Организм человека как биологическая система
Клетка, ткани, орган, система органов, функциональная система.
Сформировать представление учащихся о организме человека как биологической системе, объяснить взаимосвязи систем органов.
Комбинированный урок

Плакаты «Системы органов», скелет человека, рисунки учебника

3
Клетка – структурная и функциональная единица организма человека. ПР «Строение животной клетки».
Цитоплазма, ЭПС, митохондрии, рибосомы, аппарат Гольджи, лизосомы, клеточный центр, ядро, белки, нуклеиновые кислоты, пластический и энергетический обмен.
Сформировать представление учащихся о клетке, воспитывать убежденность в важности биологических знаний для понимания закономерностей живой природы.
Комбинированный урок

Таблица «Строение животной клетки», Микроскопы, микропрепарат «Животная клетка».

4
Ткани организма человека: эпителиальная и соединительная
Ткань, эпителиальная ткань, соединительная ткань.
Сформировать представление учащихся об особенностях строения тканей, продолжить развитие сравнивать, определять по строению возможные функции.
Комбинированный урок

Таблица « Ткани организма человека», рисунки учебника.

5
Ткани организма человека: мышечная и нервная. ПР «Рассматривание микропрепаратов тканей человека».
Мышечная ткань, нервная ткань, нейроглия, миелиновая оболочка, аксон, дендрит.
Сформировать представление учащихся об особенностях строения тканей, продолжить развитие сравнивать, определять по строению возможные функции.
Комбинированный урок.

Таблица « Ткани организма человека», рисунки учебника, микроскоп, микропрепараты «Ткани человека».

6
Регуляция работы органов.
Рефлекс, нервная регуляция, гуморальная регуляция, гомеостаз.
Показать механизмы регуляции работы органов, продолжить развитие умений учащихся обобщать и делать выводы.
Комбинированный урок

Портрет И. П. Павлова.

7
Организм человека и окружающая среда.
Экологические, абиотические, антропогенные факторы.
Сформировать представление учащихся о влиянии факторов окружающей среды на организм человека, научить определять группу фактора.
Комбинированный урок
Авторская презентация
Портрет В. И. Вернадского, рисунки учебника.

8
Строение и функции нервной системы
ЦНС, периферическая, нервная система, соматическая и вегетативная нервная система, рефлекс, рефлекторная дуга, рецепторы, эффекторы, синапс.
Сформировать представление учащихся о строении нервной системы, объяснить работу рефлекторной дуги, и ее элементов.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Таблицы «Нервная система», «Спинной мозг», рисунки учебника.

9
Безусловные и условные рефлексы.
Безусловный рефлекс, условный рефлекс.
Сформировать представление учащихся о вкладе в развитие науки работ И. М. Сеченова, И.П. Павлова, развивать умение учащихся работать с иллюстрациями и текстом учебника.
Комбинированный урок

Портреты И. П. Павлова, И. М. Сеченова.

10
Строение и функции спинного мозга.
Белое вещество, серое вещество.
Сформировать представление учащихся о функциях и строении спинного мозга.
Комбинированный урок

Таблица «Строение спинного мозга», рисунки учебника.

11
Головной мозг: задний, средний и промежуточный. ПР «Строение головного мозга человека (по муляжам)».
Ликвор, продолговатый мозг, мост, мозжечок, средний мозг, таламус, гипоталамус, гипофиз, эпифиз.
Дать общие топографические сведения о положении головного мозга в черепе, его строении и функциях, раскрыть роль продолговатого, среднего, промежуточного мозга и мозжечка в осуществлении условиях рефлексов и выяснить их значение.
Комбинированный урок

Таблица «Строение головного мозга», рисунки учебника, муляжи «головной мозг».

12
Большие полушария головного мозга. Вегетативная нервная система
Мозолистое тело, зоны головного мозга, симпатическая и парасимпатическая нервная система.
Систематизировать и углубить представления учащихся о строении отделов головного мозга: больших полушарий, развить у учащихся умений распознавать различные доли большого мозга, основные борозды на схемах и рисунках; находить и обозначать на рисунках основные зоны коры больших полушарий.
Комбинированный урок

Таблица «Строение головного мозга», рисунки учебника.

13
Контрольно-обобщающий урок по разделу «Нервная система».

Обобщить и проверить знания учащихся о Нервной системе.
Урок обобщения и контроля знаний.



14
Строение и функции желез внутренней секреции. (эндокринная система, гипофиз, эпифиз).
Эндокринная система, гормоны, гиперфункция, гипофункция, гигантизм, карликовость.
‹°Сформировать у учащихся понятие о гуморальной регуляции деятельности организма.  Продолжить формировать понятие о регуляции организма с помощью нервной системы. Раскрыть особенности строения желёз внутренней секреции в связи с выполняемой функцией. Выявить роль биологически активных веществ гормонов. 
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Таблицы «Эндокринная система», «Щитовидная железа», рисунки учебника.

15
Строение и функции желез внутренней секреции (щитовидная железа, надпочечники, тимус).
Кретинизм, базедова болезнь, бронзовая болезнь.
Сформировать у учащихся понятие о гуморальной регуляции деятельности организма. Познакомить с нарушениями, связанными с гипо- и гиперфункцией этих желез. Раскрыть особенности строения желёз внутренней секреции в связи с выполняемой функцией. Научить распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний
Комбинированный урок

Таблица «Железы внутренней секреции», рисунки учебника.

16
Железы смешанной секреции
Инсулин, глюкагон, тестостерон.
Показать особенности строения и функций конкретных желез смешанной секреции.
Познакомить с нарушениями, связанными с гипо- и гиперфункцией этих желез.
Научить определять расположение некоторых эндокринных желез в соответствующих областях тела.Научить распознавать симптомы ряда эндокринных заболеваний.
Комбинированный урок

Таблица «Железы смешанной секреции», рисунки учебника.

17
Урок – обобщение «Органы внутренней секреции».

Обобщить и систематизировать знания учащихся о строении и функциях органов внутренней секреции.
Урок обобщения и систематизации знаний.
Авторская презентация


18
Значение опорно-двигательной системы. Состав костей. ПР «Химический состав кости».
Скелет, скелетные мышцы.
Сформировать знания об опорно-двигательной системе человека, о функциях, о строении и свойствах костей, их химическом составе, об особенностях их роста в длину и толщину.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Таблица «Скелет человека», муляжи костей.

19
Строение костей. Виды соединения костей
Компактное вещество, губчатое вещество, надкостница, диафиз, эпифиз, сустав.
Продолжить  формирование знаний о строении и свойствах костей, их химическом составе. Изучить виды соединения костей.

Комбинированный урок

Таблицы «Скелет человека», «Строение костей», «Строение сустава».

20
Скелет человека: строение и функции
Скелет головы, скелет туловища, скелет верхних конечностей, скелет нижних конечностей.
Расширить знания школьников о строении и функциях системы опоры и движения.
Познакомить учащихся со строением и функциями отделов скелета человека: головы, туловища, верхних и нижних конечностей.

Комбинированный урок

Таблицы «Скелет человека», «Строение костей», «Строение сустава».

21
Мышцы, их строение
Гладкие, скелетные мышцы.
Сформировать знания об особенностях строения мышц, продолжить формировать навыки работы с текстом учебника.
Комбинированный урок

Таблица «Мышечная система человека», рисунки человека.

22
Работа и утомление мышц. Предупреждение нарушений опорно-двигательной системы.
Сократимость, мышцы – антагонисты, мышечное утомление, осанка, сколиоз, плоскостопие.
Познакомить учащихся с условиями, необходимыми для функционирования мышц; раскрыть условия повышения работоспособности мышц, разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия, познакомить учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки, развивать наблюдательность, самостоятельность, творческую активность учащихся.
Комбинированный урок

Таблицы «Мышечная система человека», «Работа мышц», «Нарушение осанки», «Плоскостопие», портрет И. М. Сеченова, рисунки человека.

23
Первая помощь при травмах опорно – двигательного аппарата.
Ушиб, сотрясение, сдавление, перелом, вывих, растяжение.
Познакомить учащихся с видами травм опорно–двигательного аппарата, профилактикой этих травм и правилами оказания первой помощи при них, сформировать навыки иммобилизации.
Комбинированный урок
Авторская презентация
Таблицы «Переломы костей», «Оказание первой помощи», рисунки учебника.

24
Внутренняя среда организма. Лимфатическая система.
Тканевая жидкость, внутренняя среда организма, капилляры, лимфа, лимфатический узел, лимфодентит,
Развить знания учащихся о внутренней среде организма, охарактеризовать состав внутренней среды, показать ее роль в организме, значение ее постоянства, продолжить формировать мышление учащихся на умении анализировать, выделять главное, сравнивать, обобщать и систематизировать.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Таблица «Лимфатическая система» ,рисунки учебника.

25
Кровь: состав и функции. ПР «Строение эритроцитов человека и лягушки» (под микроскопом).
Плазма, гемоглобин, сыворотка крови, кроветворение,
Сформировать  знания о строении,  функциях крови, закрепить знания о внутренней среде организма, содействовать развитию навыков научного мышления, умение анализировать, синтезировать знания, ставить перед собой цели и добиваться их реализации.
Комбинированный урок

Таблица «Кровь: форменные элементы», рисунки учебника, микроскоп, микропрепараты «Эритроциты лягушки», «Эритроциты человека».

26
Кровь: форменные элементы.
эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, фагоцитоз.
Продолжить формировать  знания о строении,  функциях крови, её форменных элементов, продолжать воспитывать интерес к урокам биологии.
Комбинированный урок

Таблица «Кровь: форменные элементы», рисунки учебника.

27
Свертывание крови. Группы крови
Фибриноген, фибрин, гемофилия, реципиент, донор, резус – фактор.
Объяснить учащимся механизм и этапы свертывания крови, познакомиться с заболеваниями, возникающими при нарушении этого процесса, дать понятие о группах крови человека и причинах групповых различий.
Комбинированный урок

Таблица «Кровь: форменные элементы», рисунки учебника.

28
Иммунитет.
Иммунитет, антиген, иммунный ответ, вакцина, сыворотка.
Раскрыть понятие иммунитет, познакомить с механизмом действия иммунитета, обосновать необходимость вакцинации, сформировать чувство гордости за достижения отечественной медицины в борьбе с инфекционными заболеваниями.
Комбинированный урок

Таблица «Иммунная система человека».

29
Строение и работа сердца. Большой и малый круги кровообращения. ПР «Измерение кровяного давления».
Сердце, миокард, возбудимость, проводимость, автоматизм, сердечный цикл, артерия, вена, капилляр, аорта.
Обратить внимание учащихся на особенности строения органов кровообращения в связи с их функциями, закрепить знания учащихся о большом и малом кругах кровообращения, активизирование внимания учащихся на особенностях строения органов кровообращения.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Таблицы «Строение сердца», « Сердечный цикл», рисунки учебника.

30
Движение крови по сосудам. Регуляция работы сердца и просвета кровеносных сосудов. ПР «Подсчет пульса в состоянии покоя и после физических нагрузок».
Артериальное давление, минутный объем сердца, пульс, тахикардия, брадикардия, аритмия, гипертония, гипотония.
Связать ранее изученный материал о кругах кровообращения и работе сердца с новой темой, выяснить причины движения крови, изменения скорости крови в сосудах; показать зависимость кровоснабжения от интенсивности работы органов;

Комбинированный урок

Таблица «Схема кровообращения», рисунки учебника, тонометр.

31
Первая помощь при кровотечениях. ПР «Отработка приемов остановки разных видов кровотечений».
Кровотечение.
Научить учащихся распознавать виды кровотечений, определить основные способы остановки кровотечения в зависимости от его характера, оказывать первую помощь при  повреждении сосудов.

Комбинированный урок
Авторская презентация
Таблицы «Виды кровотечений», «Способы остановки кровотечения», рисунки учебника, жгуты, давящие повязки.

32
Заболевания сердечно - сосудистой системы и их предупреждение.
Гиподинамия, атеросклероз, электрокардиография, эхокардиография, электроманомерия.
Раскрыть причины сердечно - сосудистых заболеваний ; показать роль тренировки сердца и сосудов для сохранения здоровья и профилактики сердечно - сосудистых заболеваний.
Комбинированный урок
Авторская презентация


33
Органы системы дыхания.
Дыхание, гортань, легкие, диафрагма, плевра, альвеолы.
Дать понятие значения дыхания как процесса, необходимого для жизни; установить взаимосвязь строения и функций воздухоносных путей, рассмотреть голосообразование и артикуляцию звуков речи.
Комбинированный урок

Таблица «Строение органов дыхания», рисунки учебника.

34
Газообмен в легких и тканях. Дыхательные движения. ПР «Изучение жизненной емкости легких».
Газообмен, диффузия, дыхательные движение, вдох, выдох, жизненная емкость легких, частота дыхания.
Дать представления о легочном дыхании и обмене газов между кровью и тканями; познакомить с механизмом вдоха и выдоха, процессом регуляции дыхательных движений; сформировать понятие о жизненной емкости легких.
Комбинированный урок

Таблицы «Строение органов дыхания», «Газообмен в легких и тканях», рисунки учебника, спирометры.

35
Регуляция дыхания. ПР «Изменение состава воздуха при дыхании».
Кашель, чихание.
Познакомить учащихся со способами регуляции дыхания, защитными дыхательными рефлексами и их значением для человека; развивать умения наблюдать, анализировать, сравнивать, способствовать развитию логического мышления.
Комбинированный урок

Таблицы «Строение органов дыхания», «Газообмен в легких и тканях», рисунки учебника, пробирки, известковая вода.

36
Подверженность органов дыхания воздействию окружающей среды.
Здоровый образ жизни, закаливание, туберкулез.
Сформировать представления учащихся о влиянии факторов внешней среды на органы дыхания; продолжить ориентировать учащихся на разумную деятельность, способствующую рациональному использованию и охране окружающей природной среды.
Комбинированный урок

Таблицы «Строение органов дыхания», «Газообмен в легких и тканях», рисунки учебника.

37
Система органов пищеварения.
Пищеварение, ферменты.
Сформировать представление учащихся о строении и функциях органов пищеварения.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Таблицы « Пищеварительная система», «Строение зубов», рисунки учебника.

38
Пищеварение и всасывание в пищеварительном тракте. ПР «Действие ферментов слюны на крахмал».
Стоматит, глотание.
Сформировать представление учащихся о пищеварении в кишечнике,о роли пищеварительных желёз, познакомить учащихся с этапами пищеварения в тонком кишечнике.
Комбинированный урок

Таблица « Пищеварительная система», рисунки учебника, крахмал, ватные палочки, йодная вода.

39
Регуляция пищеварения. Гигиена питания.
Фистула, рвота, рациональное питание, калорийность, сбалансированное питание.
Познакомить учащихся с процессами, происходящими при переваривании пищи, указать на значение кулинарной обработки пищи, режиме питания, мерах предупреждения желудочно-кишечных и глистных заболеваний.
Комбинированный урок

Таблица « Пищеварительная система», рисунки учебника.

40
Отрицательное влияние факторов среды на работу органов пищеварения.
Флюороз, кариес, гастрит, цирроз, гельминтоз, аскаридоз.
Сформировать представления учащихся о влиянии факторов внешней среды на органы пищеварения; продолжить ориентировать учащихся на сохранение здоровья.
Комбинированный урок

Таблица « Пищеварительная система», рисунки учебника.

41
Контрольно – обобщающий урок по теме «Пищеварение».

Обобщить и проверить знания учащихся об органах пищеварения.
Урок обобщения и контроля знаний.



42
Строение и функции органов мочевыделительной системы. Гигиена органов выделения.
Выделение, нефрон, мочеточник, мочевой пузырь.
Раскрыть значение выделения из организма продуктов обмена веществ, показать роль системы мочевыделения в выделительных процессах; развить знания о строении и функциях органов мочевыделения, профилактике их заболеваний.
Комбинированный урок

Таблица « Выделительная система», рисунки учебника.

43
Регуляция работы мочевыделительной системы.
Воспаление.
Познакомить учащихся с процессами регуляции работы почек, убедить в необходимости соблюдения гигиены. Проверить знания учащихся.
Комбинированный урок

Таблица « Выделительная система», рисунки учебника.

44
Строение и функции кожи. Нарушение функций кожи.
Эпидермис, меланин, дерма, ногти, тепловой удар, солнечный удар, обморожение, ожог.
Сформировать представления учащихся о строении и функциях кожи; научить оказывать доврачебную помощь при ожогах и обморожениях.
Комбинированный урок

Таблица «Строение кожи», рисунки учебника.

45
Закаливание организма. Гигиена кожи и профилактика кожных заболеваний.
Закаливание, микоз.
Сформировать представление о здоровье человека как важнейшей жизненной ценности, о значении здорового образа жизни; дать познавательные сведения о закаливании; раскрыть гигиенические требования к уходу за кожей с точки зрения анатомии и физиологии; познакомить с причинами и признаками кожных заболеваний и других нарушений функций кожи.
Комбинированный урок

Таблица «Строение кожи», рисунки учебника.

46
Обмен белков.
Обмен веществ, диссимиляция, ассимиляция.
Сформировать  теоретические  знания о пластическом и энергетическом обменах, проследить их взаимосвязь, раскрыть особенности обмена белков.
Комбинированный урок

Таблица «Пищевые продукты», рисунки учебника.

47
Обмен углеводов.
Обмен веществ, диссимиляция, ассимиляция.
Раскрыть особенности обмена углеводов; содействовать развитию навыков научного мышления, умение анализировать, синтезировать знания.
Комбинированный урок

Таблица «Пищевые продукты», рисунки учебника.

48
Обмен жиров.
Обмен веществ, диссимиляция, ассимиляция.
Раскрыть особенности обмена жиров; развивать умение устанавливать взаимосвязь между потреблением и расходованием энергии для процессов жизнедеятельности организма.
Комбинированный урок

Таблица «Пищевые продукты», рисунки учебника.

49
Водно- солевой обмен.
Экзогенная вода, эндогенная вода.
Раскрыть значение минеральных веществ в организме человека; продолжить формировать умение работать с различными источниками информации.
Комбинированный урок

Таблица «Пищевые продукты», рисунки учебника.

50
Витамины, их роль в обмене веществ.
Витамины, авитаминоз, гиповитаминоз, гипервитаминоз.
Углубить и обобщить знания учащихся о значении витаминов: содержание их в продуктах питания; условиях сохранения и правила приема витаминных препаратов; роли витаминов в обмене веществ.
Комбинированный урок

Таблица «Витамины», рисунки учебника.

51
Система половых органов.
Семенники, сперматозоиды, яичники, яйцеклетка, матка, ооциты.
Познакомить учащихся со строением и развитием органов системы размножения; формировать умения: самостоятельно работать с текстом и рисунками, данными в учебнике, извлекая из них нужную информацию; логически мыслить и оформлять результаты мыслительных операций в устной и письменной форме.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Таблицы «Мужская половая система», «Женская половая система», рисунки учебника.

52
Развитие организма человека.
Овуляция, оплодотворение, имплантация, плацента, роды, аборт.
Сформировать представление учащихся о периодах развития зародыша; обратить внимание на влияние факторов среды на развитие зародыша и плода; воспитывать ответственное отношение к живым организмам.
Комбинированный урок

Таблица «Развитие плода», рисунки учебника.

53
Контрольно-обобщающий урок по разделу «Воспроизведение и развитие человека».

Обобщить и проверить знания учащихся о строении половой системы и этапах развития зародыша, плода.
Урок обобщения и контроля знаний.

Таблица «Строение глазного яблока и сетчатки», рисунки учебника.

54
Зрительный анализатор.
Анализатор, зрение, аккомодация, адаптация.
Определить, что такое анализатор; особенности строения анализатора на примере зрительного; строение и функции глаза, его частей; особенности восприятия глазами окружающего мира; воспитывать полезные привычки по соблюдению правил гигиены.
Комбинированный урок

Таблица «Строение глазного яблока и сетчатки», рисунки учебника, модель «Строение глаза».

55
ПР «Строение глаза (по модели).
Сетчатка, колбочки, палочки.
Показать особенности строения зрительного анализатора; содействовать развитию навыков научного мышления, умение анализировать, синтезировать знания.
Комбинированный урок

Таблица «Строение глазного яблока и сетчатки», рисунки учебника, модель «Строение глаза».

56
Профилактика нарушений зрения.
Близорукость, дальнозоркость.
Дать понятие о причинах глазных инфекций и их предупреждении; травмах глаз;, их профилактике и первой помощи; разъяснить причины дальнозоркости, близорукости и косоглазия, раскрыть роль гигиены зрения в их предупреждении; выяснить причины возникновения катаракты и бельма и способах их лечения.
Комбинированный урок

Таблица «Строение глазного яблока и сетчатки», рисунки учебника, модель «Строение глаза».

57
Слуховой анализатор.
Слух, острота слуха, глухота.

Раскрыть значение органа слуха; познакомить со строением и функциями органа слуха и его частей; продолжить формирование понятия анализатор; дать представление о причинах нарушения слуха, возникновения заболеваний органа слуха, их профилактике; разъяснить вред шума.
Комбинированный урок

Таблица «Строение органа слуха», рисунки учебника.

58
Анализаторы равновесия и осязания. ПР «Строение органа слуха и вестибулярного аппарата (по модели).
Терморецепторы, осязание.
Сформировать представление о строении и функциях органа равновесия и осязания; способствовать развитию формирования умений и навыков работы с учебником, дополнительной литературой, компьютером.

Комбинированный урок

Таблица «Строение органа равновесия», рисунки учебника, модель «Строение уха».

59
Органы обоняния и вкуса.
Обоняние, вкус.
Разъяснить связь строения и функции изучаемых органов чувств; раскрыть взаимодействие анализаторов друг с другом и их взаимную дополняемость; показать изменения анализаторов, возникающие под влиянием условий жизни, и возможности их совершенствования.
Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Таблицы «Орган обоняния», «Орган вкуса», рисунки учебника.

60
Высшая нервная деятельность. Торможение условных рефлексов.
Торможение, нервное утомление.
Дать понятие о высшей нервной деятельности, о вкладе в науку трудов И. П. Павлова; сформировать представление о торможении и утомлении.
Комбинированный урок

Учебник, тетради.

61
Особенности высшей нервной деятельности человека.
Первая сигнальная система, вторая сигнальная система.
Сформировать представление об особенностях высшей нервной деятельности человека, речи, сознании, познавательном процессе; продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, умения выделять главное, делать выводы.
Комбинированный урок

Учебник, тетради.

62
Сон и его физиологическое значение.
Сон.
Дать понятие о биоритмах; раскрыть физиологическую природу сна и сновидений, цикличность сна, изменения, происходящие во время сна, необходимость правил предупреждающих нарушения сна.
Комбинированный урок

Учебник, тетради.


63
Сознание, память, мышление.
Сознание, память, мышление.
 Дать понятие о сознании, мышлении, видах памяти; развить интерес учащихся к биологии.
Комбинированный урок

Учебник, тетради.


64
Типы высшей нервной деятельности.
Эмоции, темперамент, сангвиник, флегматик, холерик, меланхолик.
Познакомить учащихся с типами нервной деятельности, классификацией темпераментов, характерными признаками типов нервной системы; раскрыть понятие темперамент, характер, личность; рассмотреть основные особенности типов темперамента; выработать умение определять тип темперамента; выявить взаимосвязь темперамента и поведения человека.
Комбинированный урок
Авторская презентация
Таблица «Эмоции человека», рисунки учебника.

65
Психическое развитие человека.
Этапы развития психики.
Сформировать представление учащихся с этапами развития психики человека; воспитать  интереса к здоровому  образу жизни, стремление придерживаться  его принципов.
Комбинированный урок
Авторская презентация
Учебник, тетради.

66
Сохранение психического здоровья человека.
Психическое здоровье.
Сформировать понятие о психическом здоровье человека, выяснить этапы формирования психических качеств.
Комбинированный урок

Учебник, тетради.

67
Контрольная работа

Обобщить, систематизировать и проверить знания учащихся.
Урок обобщения, контроля и систематизации знаний.



68
Доказательства эволюции человека как биологического вида.

Раскрыть значение сходства скелета человека и млекопитающих животных как доказательства общности происхождения человека и животных;
научить выявлять особенности скелета человека, связанные с прямохождением и трудовой деятельностью.
Комбинированный урок
Авторская презентация
Таблица «Доказательства эволюции человека», учебник, тетради.

69
Этапы эволюции человека.
Антропогенез, антропология, австралопитек, человек умелый, архантроп, палеантроп, неантроп, кроманьенец.
Развивать понятия "антропогенез", познакомить с этапами эволюции человека; развивать умения выделять главное, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи.
Комбинированный урок

Таблица «Этапы развития человека», учебник, тетради.

70
Человеческие расы.
Человек разумный, человеческие расы, негроиды, австралоиды, америнды.
Повторить признаки вида и доказать, что все люди принадлежат к одному виду Человек разумный; разъяснить связь образования рас с миграцией населения; доказать, что все расы по своим умственным и социальным возможностям находятся на одном уровне; показать сложность и вред расистских теорий.
Комбинированный урок

Таблица «Расы», учебник, тетради,


Список литературы:
1. Трайтак Д. И., Андреева Н.Д. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы.
2. Андреева Н.Д. «Биология. Человек и его здоровье. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Н.Д. Андреева. – М.: Мнемозина, 2012. – 288 с.











Заголовок 515