Рабочая программа по биологии 9 класс Д.И.Трайтак (68 часов)

Муниципальное казенное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
имени Героя Советского Союза В.И.Ерменеева с.Сабакаево


Рассмотрено на Согласовано: Утверждаю:
заседании МО Зам. директора по УВР Директор МКОУ СОШ
им. Героя Советского Союза
В.И.Ерменеева с. Сабакаево


Протокол №___ от __________ Л.А.Головина ___________ Г.А.Булычева

«_____»_______ 2014г. «_____»________ 2014г. «____»________ 2014г.

Рабочая программа
по биологии
9 класс


2014-2015 учебный год.
Учитель: Охритюк В. Н.


Пояснительная записка
Настоящая рабочая программа составлена в соответствии со следующими документами:
1.Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
3. Типовое положение об общеобразовательном учреждении №196 от 19 марта 2001 (с изменениями)
4. Образовательная программа ООО МКОУ СОШ с. Сабакаево от 30.08.2013
5. Программы для общеобразовательных учреждений – Биология. 5-11 классы / (автор-составитель А.Е. Андреева и др.; под редакцией Д.И. Трайтака, Н.Д. Андреевой). – М.: Мнемозина, 2008 г.
6. Учебный план школы на 2014-2015 уч.год

Программа ориентирована на учебник авторов Т. М. Ефимова, А. О. Шубина, Л. Н. Сухорукова «Биология». Программа рассчитана на 68 ч. (2 ч в неделю). Программа ориентирована на учебник для 9 класса под редакцией профессора Н. Д. Андреевой и профессора Д. И. Трайтака.



















Цели и задачи изучения предмета
Основными целями изучения биологии в средней школе являются:
Освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей при проведении наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
Применение знаний и умений в повседневной жизни для решения практических задач и обеспечения безопасности своей жизни; выращивания растений и животных; заботы о своем здоровье; оказания первой доврачебной помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к живой природе, собственному организму, здоровью
других людей; соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни; профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ – инфекции.

Учебно-методический комплект
1. Т.М.Ефимова, А.О.Шубин, Л.Н. Сухорукова Биология. 9 класс. Учебник для общеобразоват.учреждений (под ред. Н.Д. Андреевой, Д.И. Трайтака – М.: Мнемозина, 2013.
2. Т.М.Ефимова. Биологи 9 класс: Рабочая тетрадь №1, №2. – М.: Мнемозина, 2011






Календарно-тематический план


Дата
Тема урока
Оборудование
Вводимые понятия
Кол-во ча-сов
Практические работы
Д/З


план.
факт








Раздел 1. Живые системы: клетка, организм (26 ч)

Введение (2 ч)

1/1
2.09

Введение. Предмет, структура и методы исследования общей биологии.
Портрет Ламарка, Тревирануса, таблицы с изображением мхов, грибов, водорослей
Биология, биофизика, биохимия, микробиология, генетика, радиобиология
1

Введение, с. 6-7


2/2
6.09

Живые системы – объект изучения биологии. Свойства живых систем.
Таб. «Условия прорастания семян», «Фотосинтез»
Научное исследование, научный факт, наблюдение, гипотеза, эксперимент, закон, теория
1

Введение, с.8-11


Тема 1. Химический состав живого (7 ч)

3/1
9.09

Химические элементы, составляющие живые системы.

Комнатные растения
Макроэлементы, микроэлементы, ультрамикроэлемен-ты
1
ПР №1. Выявление дефицита азота, фосфора и калия у комнатных растений.
§ 1, с. 12-14

4/2
13.09

Неорганические вещества – компоненты живого
Таб. «Строение молекулы воды»
Диполь
1

§ 2, с. 14-17

5/3
16.09

Органические вещества. Углеводы
«Схема строения полисахаридов»
Сахариды, моно- и дисахариды, полисахариды, рибоза, дезоксирибоза, глюкоза, фруктоза, галактоза, сахароза, мальтоза, лактоза, крахмал, гликоген, хитин
1

§ 3, с. 17-21

6/4
7/5
20.09
34.09

Строение и функции белков.
«Схема строения белковой молекулы»
Протеины, простые и сложные белки, полипептид, первичная, вторичная, третичная и четвертичная структуры белка. Гормон, фермент
2

§ 4, с. 21-27

8/6
27.09

Нуклеиновые кислоты
«Схема строения ДНК»
РНК, ДНК, Азотистые основания: аденин, гуанин, цитозин, тимин, урацил; комплементарность, нуклеотид, и-РНК, т-РНК, р-РНК
1

§ 5, с. 27-30

9/7
30.09

Липиды. АТФ
Препараты витаминов
Жиры (липиды)
АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь
1

§ 6, с. 30-33, повториь
§1-5

Тема 2. Строение и функции клетки – элементарной живой системы (11 ч)

10/1
4.10

Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория.

Таб. « Строение растительной клетки»
Клеточная теория
Цитология
1
ПР №2. Изучение тканей растений и животных.
§ 7, с. 34-39

11/2
12/3
7.10
11.10

Структура клетки.

Таб. « Строение растительной клетки»
Цитоплазма, ядро, органоиды, мембрана, фагоцитоз, пиноцитоз
2
ПР №3. Сравнение строения растительной и животной клеток.

§ 8, с.39-45

13/4
14.10

Строение и функции ядра. Прокариоты и эукариоты
Таб. «Строение ядра»
Прокариоты, эукариоты, хроматин, ядрышки, кариотип, диплоидный и гаплоидный набор хромосом, гаметы, гомологичные хромосомы
1

§ 9, с. 45-48

14/5
18.10

Обмен веществ и превращение энергии – основные свойства живых систем
Схема энергетического обмена в клетке
Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм, синтез белка, фотосинтез
1

§ 10, с.48-50

15/6
21.10

Фотосинтез
Схема фотосинтеза, портрет К.А.Тимирязева
Световая и темновая фазы фотосинтеза, фотолиз воды
1

§ 11, с. 50-55

16/7
25.10

Обеспечение клетки энергией
Учебник
Автотрофы, гетеротрофы, фототрофы, хемотрофы
1

§ 12, с. 55-58

17/8
18/9
8.11
11.11

Синтез рибонуклеиновой кислоты (РНК) и белка
Таблица генетического кода

Схема синтеза белка


Ген, генетический код, триплет, кодон, транскрипция
Антикодон, трансляция, полисома
2

§ 13, с. 58-63

19/10
15.11

Клеточный цикл. Митоз
Схема митоза
Жизненный цикл клетки, митоз, интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, редупликация
1

§ 14, с. 63-67

20/11
18.11

Мейоз
Схема мейоза
Гаметы, гермафродиты, период размножения, период роста, период созревания, мейоз I и мейоз II, конъюгация, направительные тельца
1

§ 15, с. 67-70, повторить §7-14


Тема 3. Организм – целостная система (8 ч)

21/1



23.11

Вирусы.



Схема строения вируса табачной мозаики.


Фаги, бактериофаги, вирусология


1

§ 16, с.71-74




22/2

25.11

Одноклеточные и многоклеточные организмы.
Табл. Растительная и животная клетки. Бактерии.
Эукариоты и прокариоты
голозои, автотрофы, миксотрофы, гетеротрофы
1

§17, с.74 - 77

23/3
29.11

Бесполое размножение организмов.

Таб. «Способы вегетативного размножения у растений», черенки комнатных растений (фиалки, колеуса, пеларгонии)
Репродукция, фрагментация, почкование, споры, зооспоры, спорофит и гаметофит, клон
1
ПР №4. Отработка приемов вегетативного размножения растений.
§ 18, с. 77-83

24/4
2.12

Образование и развитие половых клеток. Половое размножение животных
Схема гаметогенеза
Яйцеклетка, сперматозоид, гонады, гаметогенез, зигота, оплодотворение, гермафродиты, партеногенез, клонирование
1

§ 19, с. 83-89

25/5
6.12

Двойное оплодотворение у цветковых растений
Схема оплодотворения цветковых растений
Двойное оплодотворение, мегаспоры и микроспоры, спорофит и гаметофит
1

§ 20, с. 89-91

26/6
9.12

Индивидуальное развитие организмов



Схемы жизненных циклов мхов, папоротников, голосеменных
Онтогенез, эмбриогенез, постэмбриональный период, дробление, бластомеры, бластула, гаструла, эктодерма, энтодерма, мезодерма, нейрула, прямое и непрямое развитие, филогенез, биогенетический закон
1

§ 21, с. 92-96

27/7
13.12

Организм и среда его обитания.

Калькулятор биоритмов
Экология, биотические и абиотические факторы, антропогенный фактор, предел выносливости, ограничивающий фактор, фотопериодизм, биоритмы
1
ПР №5. Влияние длины светового дня на развитие растений.
§22, с.97 – 101, повт. § 16-21

28/8
16.12

Обобщающий урок по теме: «Организм – целостная система»
Дидактические карточки, тесты
Понятия темы
1

Подгото-вить доклады


Раздел 2. Наследственность и изменчивость – фундаментальные свойства организмов (11 ч)


Тема 4. Основные закономерности наследственности и изменчивости (7 ч)

29/1
20.12

Основные понятия генетики
Портреты ученых-генетиков
Гибридологический метод, моногибридное скрещивание, чистые линии, аллельные гены, гомозогота, гетерозигота, доминантный и рецессивный признак, закон чистоты гамет
1

§ 23, с.104- 106

30/2
23.12

Моногибридное скрещивание. Закон доминирования.
Портрет Г. Менделя, схема моногибридного скрещивания
Правило доминирования, моногибридное скрещивание, неполное доминирование
1

§ 24, с.106-112

31/3
27.12

Закон расщепления. Гипотеза чистоты гамет. Решение задач на моногибридное скрещивание
Учебник, генетические задачи
Правило доминирования, моногибридное скрещивание, неполное доминирование
1

§25, с.112-113,
решить задачи

32/3
13.01

Независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании.
Схема наследования признаков при дигибридном скрещивании
Дигибридное и полигибридное скрещивание, решётка Пеннета, закон независимого наследования признаков
1

§25, с.113-116

33/4
17.01

Хромосомная теория наследственности. Хромосомное определение пола организмов
Схема наследования признаков при моногибридном скрещивании
Аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный и гетерогаметный пол
1

§ 26, с. 116 - 121

34/5
35/6
20.01
24.01

Формы изменчивости организмов. Ненаследственная изменчивость. Наследственная изменчивость.

Комнатные растения (колеус, эхеверия)
Изменчивость, модификации, норма реакции
2
ПР №6. Изучение ненаследственной изменчивости у комнатных растений.
§27, с. 121– 127, повто-рить §23-26

36/7
27.12

Обобщающий урок по теме: «Основы наследственности и изменчивости»
Тесты
Основные понятия темы
1

подготовить доклады


Тема 5. Генетика и практическая деятельность человека (4 ч)

37/1
31.01

Генетика и медицина


Таблица из учебника
Дигибридное скрещивание
1

§28, с.127 - 133

38/2



3.02

Генетика и селекция.




Портрет Н.И.Вавилова, ученых-селекционеров



.
Селекция, закон гомологических рядов наследственной изменчивости


1






§ 29, с.134 – 138





39/3
7.02

Исходный материал для селекции.
Искусственный отбор.
Табл. Центры происхождения культурных растений
Центры происхождения культурных растений. Искусственный отбор. Бессознательный отбор. Методический отбор.
1

§30, с. 138-143

40/4
10.02

Многообразие методов селекции. Достижения селикционеров в создании высокопродуктивных пород и сортов.
Портреты Мичурина, Пустовойта, Карпеченко и др.
Гибридизация, массовый отбор, индивидуальный отбор, гетерозис, межвидовая гибридизация, биотехнология, антибиотики
1

§ 31, с. 144-148, повторить §28-30


Раздел 3. Надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы (12 ч)
Тема 6. Популяции (3 ч)

41/1
14.02

Основные свойства популяций
Рисунки учебника
Популяция, биотические сообщества, демографические показатели
1

§ 32, с. 150-158

42/2
17.02

Возрастная и половая структура популяции.
Учебник
Демографическая пирамида, возрастная пирамида
1

§ 33, с. 158 - 163

43/3
21.02

Изменения численности популяций.
Рисунки учебника
Саморегуляция популяций, межвидовые взаимодействия.
1

§34, с. 163-167


Тема 7. Биологические сообщества (4 ч)

44/1
24.02

Биоценоз, его структура и устойчивость.
Схемы биогеоценозов
Биоценоз, экосистема, биогеоценоз, биосфера, агроценоз
1

§ 35, с. 167 -176

45/2
28.02

Биотические связи в сообществе.

Рисунки учебника, таб. «Биоценоз дубравы»
Конкуренция, мутуализм, симбиоз, микориза, нахлебничество, квартиранство
1
ПР №7. Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе.
§ 36, с. 176-184

46/3
3.03

Структура пищевых связей и их роль в сообществе
Схемы пищевых цепей
Продуценты, консументы, редуценты,виды-средообразователи пищевая цепь, пищевая сеть, трофический уровень
1

§ 37, с. 184-189

47/4
7.03

Роль конкуренции в сообществе
Рисунки учебника
Правило конкурентного исключения Гаузе
1

§ 38, с. 190-195, повторить §35-37


Тема 8. Экосистемы (5 ч)

48/1
10.11

Организация экосистем.

Портреты ученых А.Дж. Тенсли, В.Н. Сукачёва,
Таб. «Пирамиды численности».
Биологический круговорот, экосистема, биогеоценоз, биосфера, пирамида численности и биомассы
1
ПР №8. Составление схем пищевых цепей
§ 39, с. 196-201
+

49/2
14.03

Развитие экосистем
Таб. «Зарастание водоёма»
Экологическая сукцессия, первичная и вторичная сукцессия
1

§ 40, с. 201-204

50/3
17.03

Биосфера – глобальная экосистема.
Портрет В.И Вернадского
Живое вещество, косное вещество, биокосное вещество, биогенное вещество, биогеохимический цикл
1

§ 41, с. 204-209

51/4
21.03

Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы
Видеоролики об экологических проблемах Земли
Виды-переселенцы
1

§42, с. 210 – 216, повторить §39-41

52/5
31.03

Обобщающий урок по теме: «Экосистемы»
Дидактические карточки
Понятия темы
1

подготовить доклады


Раздел 4. Эволюция органического мира (16 ч)
Тема 9. Эволюционное учение (8 ч)

53/1
4.04

Додарвиновская научная картина мира

Портреты Ж.-Б. Ламарка, Карла Линнея
Эволюционное учение
1

§ 43, с. 218-221

54/2
7.04

Ч. Дарвин и его учение
Портрет Ч. Дарвина
Борьба за существование, движущие силы (факторы) эволюции
1

§ 44, с.221-224

55/3
11.04

Борьба за существование. Естественный и искусственный отбор.

Семена цветов, грунт, контейнеры для рассады
Естественный и искусственный отбор, борьба за существование
1
ПР №9. Выявление типов взаимодействия разных видов.
§45, с.224-228

56/4
14.04

Современные взгляды на факторы эволюции

Рисунки учебника
Генофонд, популяционные волны, изоляция
1

§ 46, с. 228-232

57/5
18.04

Приспособлен-ность – результат эволюции
Рисунки учебника
Маскировка, мимикрия
1
ПР.№10. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
§ 47, с. 232-239

58/6
21.04

Понятие вида в биологии. Критерии вида.
Портреты К. Линнея, Ж.-Б. Ламарка
Вид, репродуктивная изоляция
1

§ 48, с. 239-243

59/7
25.04

Пути возникновения новых видов -видообразование
Схема географического видообразования
Репродуктивная изоляция, микроэволюция, географическое видообразование
1

§ 49, с. 244-249

60/8
28.04

Доказательства эволюции
Схема эволюции лошади, портреты В.О. Ковалевского и К. Бэра
Макроэволюция, филогенетические ряды, гомологичные и аналогичные органы
1
ПР. №11. Изучение доказательств эволюции.
§50, с. 249-254, повторить §43-49


Тема 10. Возникновение и развитие жизни на Земле (3 ч )

61/1
2.05

Биогенез и абиогенез
Рисунки учебника
Креационизм, гипотеза стационарного состояния, гипотеза панспермии, гипотеза биохимической эволюции
1

§ 51, с. 255-258

62/2
5.05

Развитие жизни на Земле. Ранние этапы развития жизни. Основные этапы эволюции растений.
Рисунки учебника
Архей, катархей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой. Псилофиты.
1

§52, с. 259-263

63/3
12.05

Многообразие видов животных как результат эволюции. Основные этапы эволюции животных.
Рисунки учебника
Трилобиты, Панцирные рыбы, динозавры.
1

§ 52, с. 264-267, повторить §51

Тема 11. Происхождение и эволюция человека (5 ч)

64/1
16.05

Человек и приматы: сходство и различия
Портреты ученых И. Канта, Э. Геккеля, Ламарка, Аристотеля, Линнея
H
· @BLXZњ” >BJLPV
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·°ІЮавфBfh
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·omo sapiens
1

§53, с. 268-273

65/2
19.05

Основные этапы эволюции человека

Рисунки учебника
Австралопитек, архантроп, палеоантроп, кроманьонец
1

§54, с. 274-278

66/3
23.05

Роль деятельности человека в биосфере
Видеоролики о влиянии человека на окружающую среду
ноосфера, коэволюция
1

§55, с.278-283, повторить §53-54

67/4
26.05

Обобщающий урок по темам: Возникновение и развитие жизни на Земле. Эволюция человека.
Дидактические карточки
Основные понятия темы
1



68/5
30.05

Подведение итогов.


1




Содержание образования
Раздел I.  Живые организмы: клетка, организм (28 часов)
Введение (2 часа)
           Живые системы – объект изучения биологии. Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Тема 1. Химический состав живого (7 часа)
                  Химические элементы, составляющие живые системы. Неорганические вещества – компоненты живого. Органические вещества. Углеводы. Белки. Нуклеиновые кислоты. Липиды. АТФ.
Практическая работа №1 «Выявление дефицита азота, фосфора и калия у комнатных растений».
Тема 2. Строение и функции клетки – элементарной живой системы (11 часов)
Возникновение представлений о клетке. Клеточная теория. Структура клетки. Строение и функции ядра. Прокариоты и эукариоты. Обмен веществ и превращение энергии – основные свойства живых систем. Фотосинтез. Обеспечение клетки энергией. Синтез РНК и белка. Митоз. Мейоз.
Практические  работы:  №2 «Изучение тканей растений и животных»,  №3 «Сравнение строения растительной и животной клеток».  
Тема 3. Организм – целостная система (8 часов)
                    Вирусы – неклеточная форма жизни. Одноклеточные и многоклеточные  организмы. Размножение организмов. Бесполое размножение. Образование и развитие половых клеток. Половое размножение животных. Двойное оплодотворение у цветковых растений. Индивидуальное развитие организмов. Организм и среда его обитания.
Практические работы: №4 «Отработка приемов вегетативного размножения растений», №5 «Влияние длины светового дня на развитие растений».
Раздел II. Наследственность и изменчивость – фундаментальные свойства организмов (11 часов)
Тема 4. Основные закономерности наследственности и изменчивости (7 часов)
                    Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание. Закон доминирования. Законы Менделя. Закон расщепления. Независимое наследование признаков при дигибридном скрещивании. Хромосомная теория наследственности. Половые хромосомы и аутосомы. Хромосомное определение пола организмов. Формы изменчивости организмов. Ненаследственная  изменчивость. Наследственная изменчивость.
Практическая работа №6 «Изучение модификационной изменчивости листьев у комнатных растений».
Тема 5. Генетика и практическая деятельность человека (4 часа)
Генетика и медицина. Генетика и селекция. Исходный материал для селекции. Искусственный отбор. Многообразие методов селекции.
Раздел 3. Надорганизменные системы: популяции, сообщества, экосистемы (12 часов)
Тема 6. Популяции (3 часа)
Основные свойства популяций. Возрастная и половая структуры популяции. Изменение численности популяций.
Тема 7. Биологические сообщества (4 часов)
Биоценоз, его структура и устойчивость. Разнообразие биотических связей в сообществе. Структура пищевых связей и их роль в сообществе. Роль конкуренции в сообществе.
Тема 8. Экосистемы (5 часов)
Организация экосистем. Развитие экосистем. Биосфера – глобальная экосистема. Устойчивость экосистем и проблемы охраны природы.
Раздел 4. Эволюция органического мира (16 часов)
Тема 9. Эволюционное учение (8 часов)
Додарвиновская научная картина мира. Ч. Дарвин и его учение. Борьба за существование. Естественный и искусственный отбор. Современные взгляды на факторы эволюции. Приспособленность – результат эволюции. Понятие вида в биологии. Пути возникновения новых видов – видообразование. Доказательства эволюции.
Практические работы:  №7. «Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе».  №8 Составление схем пищевых цепей. №9. Выявление типов взаимодействия разных видов (на примере конкретной экосистемы).№10 «Выявление приспособлений у организмов к среде обитания», №11 «Изучение доказательств эволюции».
Тема 10. Возникновение и историческое развитие жизни на Земле (3 часа)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Биогенез и абиогенез. Развитие жизни на Земле.
Тема 11. Происхождение и эволюция человека (5 часа)
Человек и приматы: сходство и различия. Основные этапы эволюции человека. Роль деятельности человека в биосфере.

Программой предусмотрено 11 практических работ.
Тематика практических работ.
Практическая работа №1 Выявление дефицита азота, фосфора и калия у комнатных растений.
Практическая  работа №2 Изучение тканей растений и животных.  
Практическая  работа №3 Сравнение строения растительной и животной клеток.  
Практическая работа №4 Отработка приемов вегетативного размножения растений.
Практическая работа №5 Влияние длины светового дня на развитие растений.
Практическая работа №6 Изучение ненаследственной изменчивости у комнатных растений.
Практическая работа  №7 Выявление типов взаимодействия разных видов в биоценозе.
Практическая работа №8 Составление схем пищевых цепей.
Практическая работа №9. Выявление типов взаимодействия разных видов (на примере конкретной экосистемы).
Практическая работа №10. Выявление приспособлений у организмов к среде обитания.
Практическая работа №11. Изучение доказательств эволюции.
Внесены изменения в программу для соответствия с используемым учебником: изменены последовательность изучения тем и количество отводимых часов.

Учебно-методическое обеспечение программы
  1. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, авт. сост. А. Е. Андреева и другие/ под ред. Трайтака Д.И., Андреевой Н.Д. – М.: «Мнемозина», 2008.  
2.     Т.М.Ефимова, А.О.Шубин, Л.Н. Сухорукова Биология. 9 класс. Учебник для общеобразоват.учреждений (под ред. Н.Д. Андреевой, Д.И. Трайтака – М.: Мнемозина, 2013.
3. Т.М.Ефимова. Биологи 9 класс: Рабочая тетрадь №1, №2. – М.: Мнемозина, 2011
4.     Примерная программа основного  общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2008)
5.     Федеральный Государственный стандарт.

Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения биологии обучающиеся должны знать/ понимать:
Признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных. Грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений , животных и грибов своего региона;
Сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, роста, развития, размножения, наследственности и изменчивости, регуляции жизнедеятельности организма, раздражимости, круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
Особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
Уметь:
Объяснять: роль биологии в формировании современной естественно- научной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; роль различных организмов в жизни человека и его деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных , съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
Выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
Анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы;
Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках – значение биологических терминов; в различных источниках – необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, а также травматизма, стрессов, ВИЧ – инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
Оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
Рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
Выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
Проведения наблюдений за состоянием собственного организма.


Критерии оценивания достижений обучающихся
Отметка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. Отметка «4»:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «2»:
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.  
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если обучающийся выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если обучающийся:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных работ.
Отметка «5» ставится, если обучающийся:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если обучающийся:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Список литературы
Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. Единый гос.экзамен: Биология: реальные варианты- М.: Астрель, 2007 г.Стандарт основного общего образования по биологии.
Кириленко А. А., Колесников С. И. Биология. ЕГЭ – 2008. Вступительные испытания: Учебное пособие. – Ростов н/Д : Легион, 2008.
Лернер Г. И. Биология: тренировочные задания: 9 класс. – М.: «Эксмо», 2010 г.
Лернер Г. И. ГИА 2010. Биология: сборник заданий: 9 класс.- М.: «Эксмо», 2009 г.
Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6-9 кл. – С.-П.: «Паритет», 2006.
Примерная программа основного общего образования по биологии.
Химия и биология в таблицах и схемах: лучше, чем учебник! /А. Д. Бочеваров и др. –Ростов н/Д : Феникс, 2006.
Элективный курс «Что вы знаете о своей наследственности?» 9 – 11 классы./ Сост. И. В Зверева. –Волгоград: ИТД «Корифей»









13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15