Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Медиаобразование» «Рисование в Paint» для воспитанников с задержкой психического развития


ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ,
«НОВОЧЕРКАССКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ» №1
Рассмотрено на заседании МО «Воспитатель» Протокол № ____от______20__ г.
Руководитель МО
______________
В.Н. Гребенникова Согласовано
зам. директора по ВиРР_____________ М.В.КоломиецПринято
на педагогическом совете
ГКУСО РО
Новочеркасского ЦПД №1
протокол № ___ от ________ Утверждено
Директор ЦПД №1
____________
Э. Н. Лаптева
Адаптированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей «Медиаобразование» «Рисование в Paint» для воспитанников с задержкой психического развития
Разработал: педагог-организатор
Гуглева Н.М.
2016
1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной программы
1.1.Пояснительная записка
В мире современных технологий компьютерная графика занимает по популярности одно из первых мест. Компьютерная графика используется сегодня для создания фильмов, мультфильмов, анимации, компьютерных игр, сайтов, в рекламе, на телевидении. Эти сферы понятны и очень привлекательны для воспитанников, в том числе для воспитанников с ОВЗ. Поэтому все большее число детей стремится научиться создавать свою виртуальную реальность, применяя имеющиеся графические пакеты.
Актуальность программы. Занятия компьютерной графикой стимулируют любознательность, раскрывают творческий потенциал воспитанников, готовность пробовать свои силы в изобразительном искусстве, одновременно осваивая такой современный и важный инструмент как персональный компьютер. Развитие этих навыков с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребенка в дальнейшем.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что занятия рисунком на компьютере способствуют развитию информационно-коммуникационной компетенции воспитанников. Также индивидуальное творчество, которое положено в основу данной программы, оказывает положительное успокаивающее воздействие на нервную систему ребенка, являясь источником положительных эмоций.
Таким образом, представленная программа имеет художественно-эстетическую направленность и адаптирована к работе с воспитанниками, имеющими задержку психического развития.
Возраст детей: 7 -12 лет.
Сроки реализации программы: один учебный год (81 академический час).
Методы обучения:
- вербальные (беседы, работа по устным рекомендациям, анализ проделанной работы: описание сюжета и идеи произведения);
- наглядные (демонстрация иллюстративного материала, показ приемов работы, работа по заданиям: закончить рисунок, раскрасить, подобрать фон, подобрать рамку или другой декор);
- практические (наблюдения, самостоятельная, творческая работа)
- эвристические, поисковые
- ИКТ (информационно-коммуникационные технологии) и ЭОР
(электронные образовательные ресурсы).
Следует учесть, что основными методами обучения при работе с детьми с Задержкой психического развития являются объяснительно - иллюстративный и репродуктивный методы. Для активизации мыслительной деятельности можно частично использовать метод проблемного изложения и некоторые элементы развивающего обучения.
Типы занятия: комбинированный, практический, диагностический, контрольный и другие.
Формы проведения занятий
Занятия проводятся в следующих формах: беседа, демонстрация и иллюстрация (в том числе с использованием обучающих и демонстрационных компьютерных программ), объяснение, практическая работа на ПК, анализ ошибок и поиск путей их устранения, практическая работа, самостоятельная работа, творческие практические работы, конкурсы, викторины.
1.2. Цели и задачи программы
Цель программы – дать ребенку возможность творческого самовыражения посредством создания графических объектов с помощью компьютера для освоения художественного компьютерного искусства и социальной адаптации в информационном обществе.
Задачи программы.
Обучающие:
- научить создавать и редактировать изображения на компьютере с помощью соответствующих графических пакетов;
- дать представление об основных приемах работы с графическими файлами;
- дать представление о жанрах изобразительного искусства, законах
перспективы, композиции, сочетании цветов.
- сформировать навыки, необходимые для работы с компьютерной
графикой для создания сложных, многослойных и многоцветных графических объектов.
- сформировать навыки безопасной для здоровья и комфортной
работы с персональным компьютером.
Развивающие:
- развить стремление к самообразованию, что обеспечит в дальнейшем социальную адаптацию в информационном обществе и успешную профессиональную и личную самореализацию;
- развить креативные способности, композиционное мышление, художественный вкус, графическое умение;
- содействовать расширению фантазии, творческой активности
- развивать творческое воображение;
- развить умение воплотить свои идеи и фантазии с помощью графического изображения;
- подготовить сознание школьников к системно-информационному восприятию мира:
- содействовать развитию внимательности и наблюдательности:
- развивать творческие способности через радость и удовлетворение результатами собственной работы;
- повысить самооценку учащихся.
Воспитательные:
- способствовать воспитанию осознанного и ответственного отношения к результатам своего и чужого творчества;
- воспитать художественный вкус и эстетическое чувство
Коррекционные:
- Содействовать развитию моторики руки, зрительной памяти, глазомера.
1.3. Индивидуальная направленность АДОП «Рисование в Paint»
Общая психолого-педагогическая характеристика воспитанников с задержкой психического развития.
У воспитанников с задержкой психического развития наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий.
Знания этой категории детей характеризуются недостаточным запасом сведений и представлений об окружающем мире. Общий кругозор у них ограничен, часто невелики знания по основным предметам. Особенно беден запас обобщающих знаний, отражающих связи и зависимости между отдельными предметами и явлениями, что приводит к низкому уровню словесно-логического мышления.
Уровень усвоения знаний также снижен: наблюдается затруднение понимания (дети не могут пересказывать прочитанное своими словами, выделить главное, резюмировать прочитанное), и затруднения в области применения знаний (использование известного способа решения в новых условиях, выбора нужного способа действия или использование одновременно двух и более простых алгоритмов).
Учащиеся не имеют многих элементарных умений и навыков, в том числе слабые вычислительные навыки, особенно при выполнении действий с дробными числами, отрицательными числами, числами представленными в стандартном виде; ученики не владеют правилами округления чисел.
В недостаточной степени сформировываются графические навыки, поэтому ученики затрудняются в выполнении схем, чертежей, оформлении таблиц. Многие выполняют записи в низком темпе, быстро устают, допускают ошибки при списывании текста. Представления о предметно-количественных отношениях, практические измерительные навыки также слабы.
Учебная деятельность учеников коррекционных классов имеет также ряд отличительных признаков: это неумение организовать самостоятельно свою деятельность при выполнении заданий, включающих несколько операций и контролировать свои действия; затруднения при самостоятельном выполнении отдельных операций: анализа и анализирующего наблюдения, классификации. Учащиеся испытывают трудности при применении рациональных способов запоминания.
При работе с текстом не могут самостоятельно отличить материал, подлежащий запоминанию, и те наглядные средства, дополнительные опоры, которые при этом использовались; затрудняются при использовании справочных таблиц.
При решении задач ученики применяют шаблонные способы, стремятся к стереотипизации решения задач; не до конца осмысливают условия задачи; не умеют увидеть проблемность задачи, понять недостаточность данных, заключенных в ее условии; составить план ее решения. Учащиеся не пытаются проанализировать возможные способы решения и найти наиболее рациональный - сама возможность выбора способа решения из нескольких может поставить их в тупик. Проверка правильности решения задачи также вызывает затруднения.
Учебная и мыслительная деятельность воспитанников с ЗПР характеризуется инертностью и малоподвижностью, эти дети относятся к группе с пониженной обучаемостью. Для них характерны общие признаки отставания в учебной деятельности: неумение сделать опосредованный вывод, осуществлять комбинацию знаний для применения в новой ситуации; оценить из нескольких заданий самое легкое и самое трудное.
Работоспособность таких детей зависит от характера выполняемых заданий. Они не могут долго сосредотачиваться на выполнении мыслительных задач, чем активнее они включаются в работу, тем скорее утомляются. При напряженной мыслительной деятельности, учащиеся не могут сохранять достаточную работоспособность в течение всего занятия. Если же поставленные задачи не требуют большого мыслительного напряжения (выписывание, действия по шаблону и т.д.), дети могут оставаться работоспособными до конца занятия.
Большое влияние на работоспособность имеют внешние факторы: наличие отвлекающих факторов: шум, появление посторонних в классе; переживание или ожидание кого-либо значимого для ребенка события.
Часто дети всячески стремятся избежать умственной работы и ищут различные обходные пути, освобождающие их от необходимости активно мыслить. В результате появляется так называемая "систематическая, интеллектуальная недогрузка", которая приводит к значительному снижению умственного развития.
Большое влияние на успешность обучения и поведение каждого учащегося имеют личностные отношения как с взрослыми (учителями), так и со сверстниками.
Для успешного усвоения учебного материала детьми с ЗПР необходима коррекционная работа по нормализации их познавательной деятельности, которая осуществляется на уроках по любому предмету.
Общие особенности детей с ОВЗ, являющихся воспитанниками ГКУСО РО Новочеркасского центра помощи детям № 1:
- нарушения интеллекта различной степени выраженности:
- нарушения в развитии познавательной и речевой деятельности;
- недостаточное развитие коммуникативных навыков и навыков самообслуживания;
Планируемые результаты освоения обучающимися АДОП «Рисование в Paint»
Результатом реализации адаптированной дополнительной общеобразовательной программы «Колорит» должна стать «модель» (образ) выпускника творческого объединения. Модель выпускника - совокупность качеств и умений, сформированных в результате реализации АДОП. Образ выпускника является главным целевым ориентиром в учебно-воспитательной работе с обучающимися с ОВЗ.
Модель выпускника - социально-адаптированная личность ребёнка с ОВЗ, способная к творческой самореализации.
Основные подходы к организации учебного процесса для детей с ЗПР:
1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
3. Индивидуальный подход.
4. Сочетание коррекционного обучения с лечебно-оздоровительными мероприятиями.
5. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий;
6. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
7. Использование многократных указаний, упражнений.
8. Проявление большого такта со стороны учителя
9. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
10. Поэтапное обобщение проделанной на уроке работы;
11. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.
В случаях тяжелой задержки психического развития для таких детей должны быть созданы специальные условия обучения. Работоспособность у детей с ЗПР на занятии длится 15-20 минут.
С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся систему изучения того или иного раздела программы нужно значитель­но детализировать: учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:
-дополнительные наводящие вопросы;
-наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-по­мощницы, которые составляются в соответствии с характером зат­руднений при усвоении учебного материала;
-приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;
-помощь в выполнении определенных операций;
-образцы решения задач;
-поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.
Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий добро­желательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов. Темп урока должен соответствовать возможностям ученика.
Значительное время необходимо отводить на обучение учащихся выполнять инструкцию с несколькими заданиями. У детей с ЗПР может иметь место утеря одного из звеньев инструкции, поэтому надо приучать их внимательно слушать инструкцию, пытаться представить ее себе и запомнить, что следует делать. Чтобы исключить утерю одного из звеньев, можно использовать на первоначальном этапе обучения следующий прием: около ученика выкладывают палочки в количестве, соответствующем количеству заданий. При выполнении одного задания одна палочка отодвигается в сторону.
Таким образом, представленная программа учитывает вышеперечисленные рекомендации и адаптирована для работы с воспитанниками, имеющими задержку психического развития.
Содержание программы
Учебно-тематический план

Тема Теория Практика Общее
кол-во
часов
1 Вводное занятие. Цели и задачи кружка.
Правила безопасной работы в кабинете информатики. 0,5 0,5 1
2 Линии. Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево» 1 1
3 Геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал). 0,5 2,5 3
4 Понятия «контур» и «силуэт» 0,5 2,5 3
5 Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс. 2 3 5
6 Знакомство с графическим редактором PAINT. 4 6 10
7 Редактирование графических изображений. 2 7 9
8 Загрузка и сохранение документа. 0,5 1 2
9 Монтаж рисунка из объектов. 2 4 7
10 Операция отражения, поворота и наклона 1 4 5
11 Масштабирование изображения.
Применение сетки. 2 2 4
12 Построение орнамента из набора примитивов. 2 2 4
13 Создание декоративных композиций с помощью Paint. 2 8 10
14 Знакомство с программой PowerPoint. 4 6 10
15 Итоговая работа по редактору Paint. 2 2
16 Резервное время для повторения и закрепления материала отдельных тем, вызвавших затруднения 2 3 5
Итого: 27,5 53,5 81
Содержание учебно-тематического плана
Тема 1. Введение. Цели и задачи кружка. Правила безопасной работы в кабинете информатики.(1 ч)
Теория. Демонстрация возможностей графического дизайна на современное информационное общество.
Практика. Работа с мышью. Раскрашивание компьютерных рисунков.
Тема 2. Линии. Понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево» -(1 ч)
Теория. Изучение понятий «вверх», «вниз», «вправо», «влево».
Практика. Работа с мышью. Раскрашивание компьютерных рисунков.
Тема 3. Геометрические фигуры (квадрат, круг, треугольник, овал).
Понятия «больше», «меньше» (3 ч).
Теория. Сходство и различие геометрических фигур. Масштаб.
Практика. Построение изображения на основе геометрических фигур.
Тема 4. Понятия «контур» и «силуэт» (3 ч).
Теория. Определение понятий «контур» и «силуэт», демонстрация их художественно-выразительных свойств.
Практика. Упражнения по созданию контура и силуэтов предметов повседневного обихода.
Тема 5. Программа Paint: назначение, возможности, экранный интерфейс. (5 ч)
Теория. Окно графического редактора PAINT. Запуск редактора. Завершение работы редактора. Графические примитивы.
Практика. Вычерчивание рисунка с помощью панели инструментов и палитры (работа с опорой на пошаговую технологическую карту): «Автомобиль», «Дом», «Город».
Тема 6. Знакомство с графическим редактором PAINT. (10 ч)
Теория. Запуск редактора. Завершение работы редактора. Инструменты. Палитра. Операции с цветом.
Практика. Раскрашивание заготовок в формате jpg (.jpeg).
Тема 7. Редактирование графических изображений.(8 ч)
Теория. Вычерчивание рисунка с помощью панели инструментов и палитры. Операции с цветом.
Практика. Рисование по схеме: «Смешарики», «Волк», «Золотая рыбка», «Ёжик», «Грибная поляна».
Тема 8 .Загрузка и сохранение документа. Расширение файла. (2 ч)
Практика. Создание своей папки, сохранение файла в ней. Сохранение графических документов в формате .jpg (.jpeg) или .gif.
Тема 9 Монтаж рисунка из объектов. (7 ч)
Теория. Копирование и перемещение частей рисунка. Работа с буфером.
Практика. Построение симметричных объектов: «Бабочка», «Стрекоза», «Цветок».
Тема 10. Операция отражения, поворота и наклона. (5 ч)
Теория. Мозаика. Цветной ластик.
Практика. Создание симметричного рисунка: «Светофор», «Ракета», «Снеговик».
Тема 11. Масштабирование изображения.(4 ч)
Теория. Применение сетки. Использование клавиши Shift.
Практика. Выполнение упражнений: а) создание изображения из квадратов различного масштаба; б) создание изображения из эллипсов различного типа и размера.
Тема 12. Построение орнамента из набора примитивов.(4 ч)
Теория. Создание разных орнаментов из набора примитивов. Выделение фрагмента и экспорт фрагмента рисунка на новый графический лист. Цветовой дизайн.
Практика. Построение орнаментов по образцу.
Тема 13. Создание декоративных композиций с помощью Paint. (8 ч.)
Теория. Понятие «коллаж», способы создания коллажей в графическом редакторе Paint, необходимые инструменты.
Практика. Инструменты выделения: Умные ножницы, Контуры. Выделение произвольных областей. Работа с выделенными областями. Растушевка. Создание декоративных композиций «Космические просторы», «Город», «Портрет сказочного существа».
Тема 14. Знакомство с программой PowerPoint. ( 8 ч)
Теория. Окно программы. Меню редактирования и форматирования. Вставка слайдов. Вставка объектов. Анимация и смена слайдов.
Практика. Создание презентации со своими работами.
Тема15. Итоговая работа по редактору Paint. (2 ч)
Практика. Представление своих работ в программе PowerPoint.
Планируемые результаты
В результате освоения данной программы дополнительного образования воспитанник достигнет следующих личностных результатов:
- личностная самореализация, удовлетворенность ребенка своей деятельностью в объединении дополнительного образования;
- повышение творческой активности ребенка, проявление инициативы и любознательности;
- повышение уровня информационно-коммуникационной компетентности личности;
- формирование ценностных ориентаций;
- развитие жизненных, социальных компетенций, таких как: автономность (способность делать выбор и контролировать личную и общественную жизнь); ответственность (способность принимать ответственность за свои действия и их последействия); мировоззрение (следование социально значимым ценностям); социальный интерес (способность интересоваться другими и принимать участие в их жизни; готовность к сотрудничеству и помощи даже при неблагоприятных и затруднительных обстоятельствах; склонность человека давать другим больше, чем требовать); патриотизм и гражданская позиция (проявление гражданско-патриотических чувств); культура целеполагания (умение ставить цели и их достигать, не ущемляя прав и свобод окружающих людей); умение "презентовать" себя и свои проекты).Комплекс организационно-педагогических условий реализации АДОП «Колорит» для воспитанников с ЗПР
2.1. Календарный учебный график
Начало и окончание учебного года совпадают с годовым календарным графиком общеобразовательных учреждений, занятия в студии проводятся весь учебный год, без перерыва на осенние, зимние и весенние каникулы.
Недельная нагрузка дана в соответствии с возрастными, интеллектуальными психофизическими возможностями детей с ОВЗ, с учётом рекомендаций Министерства здравоохранения, Министерства общего и профессионального образования по охране здоровья и предупреждения учебной перегрузки обучающихся.
Все занятия проводятся во второй половине дня. Их продолжительность 30 мин. В соответствии с медицинскими рекомендациями в середине занятия проводятся перерывы (5 минут), в ход занятия вводятся физкультминутки.
Продолжительность реализации программы - 1 год обучения.
Занятия проводятся два раза в неделю по 1 академическому часу. Итого: 81 час в год.
Педагог дополнительного образования в установленные сроки представляет расписание и планирование индивидуальных занятий, журнал индивидуального обучения.
2.2. Условия реализации программы
Перечень оборудования, необходимого для реализации программы.
Для реализации настоящей программы требуется компьютерный класс, полностью оснащенный компьютерной техникой:
•персональные компьютеры, оснащенные выходом в Интернет, программное обеспечение;
•принтер цветной;
•сканер;
•наборы съемных носителей информации: оптические диски.
•Мультимедийный проектор с экраном;
•Аудио устройства
•Локальная сеть
•компакт-диски с обучающими и информационными программами по основным темам программы, например: «Как рисовать на компьютере», «Графика и дизайн», «Дизайн на ПК».
Для детей необходимо иметь:
•съёмные носители информации (flash-диски, СD- RW –диски)
2.3. Формы аттестации
Методы отслеживания (диагностики) успешности овладения обучающимися содержанием программы.
- Педагогическое наблюдение.
- Педагогический анализ выполнения творческих заданий, активности на занятиях.
- Мониторинг образовательной деятельности детей : ведение портфолио (сбор грамот, сертификатов об участии в конкурсах различного уровня), оформление фотоотчетов о прошедших выставках, посещенных экскурсиях.
- Ведение журнала учета посещаемости.
Предметная диагностика проводится в форме:
- опросов; устных бесед;
- творческих заданий.
Педагогическая диагностика предполагает:
- анкетирование;
- личные беседы с детьми и их родителями;
- анализ творческих работ обучающихся.
Формы подведения итогов реализации программы:
- проведение итоговой выставки «Достижения года».
2.4. Методические материалы.
Для реализации программы педагогом разработан учебно-методический комплект, включающий следующие средства обучения:
-материальные: учебная аудитория, специально оборудованная наглядными пособиями,
- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, карты, плакаты, фонд работ учеников, настенные иллюстрации, магнитные доски, интерактивные доски; - электронные образовательные ресурсы: мультимедийные учебники, мультимедийные универсальные энциклопедии, сетевые образовательные ресурсы;
- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.
Список литературы для педагога
Вишневский В. А. Здоровьесбережение в школе (педагогические стратегии и технологии)
Гринберг А.Д., Гринберг С. Цифровые изображения.— Минск, ООО Попурри, 1997
Галкин. Н. Н. Социокультурная реабилитация детей-инвалидов средствами изобразительного искусства
3алогова Л.А. Компьютерная графика: Элективный курс.- М.- Бином. Лаборатория знаний, 2007
Залогова Л.А. Компьютерная графика.- М.-Бином Лаборатория знаний, 2007
3алогова Л.А. Компьютерная графика. Практикум.- М.-Бином. Лаборатория знаний, 2007
Жукова Л.Азбука русской живописи. Белый Город.2004.
Овчаров А.В. «Информатизация образования как закономерный процесс в развитии педагогических технологий». http://aeli.altai.ru/nauka/sbornik/2000/ovcharov2.html
Программа воспитания учащихся общеобразовательных учреждений Санкт-Петербурга на 2011-2015 годы.
Манфред Вундрам. Возрождение. Арт-родник.2007
Р. И. Федотова Основы изобразительного искусства. Единение 2013