Календарно-тематическое планирование по предмету Истоки, 2 класс

Тематическое планирование 2 класс

№ п/п,
дата
Тема урока
Категории
Содержание
АФО
УУД
дата урока

Тема «Родной очаг» ( 9 часов)



1.
Имя
Имя. Смысл имени. Родовое имя. Месяцеслов. Именины.
Выбор имени (филологический перевод , освящение). Триединство имени, отчества, фамилии (человек в непрерывной цепочке поколений)
Ресурсный круг «Имя и доброе качество»
Умение планировать деятельность на уроке ( ставить цель, организовывать рабочее пространство)
Умение работать в ресурсном круге( слушать и слышать других, проявлять терпение, терпимо относиться к другому мнению, не перебивать), понимать значимость вопроса


2.
Семья
Семья. Согласие. Почитание родителей. Добрая молва.
Семья – мир дорогих людей. Родители - творцы семьи. Главные начала семьи - любовь и согласие. Почитание родителей - залог чистой совести.
Работа в паре «Семья»
Умение работать в паре( присоединяться к другому, выслушивать мнение другого, аргументировать свои ответы, доказывать свою точку зрения, приходить к согласию)


3.
Семья


Ресурсный круг «За что я благодарен своим родителям»
Умение работать в ресурсном круге(слушать и слышать другого, поддерживать невербально других детей, говорить грамотно, эмоционально), умение проявлять благодарность, понимать значимость вопроса
Умение формулировать свою позицию и свое мнение


4.
Род
Род. Родные. Предки. Потомки. Поколения. Память о роде.
Связь с прошлым и будущим. Три формы родства: кровная, по свойству, кумовство. Механизмы сохранения памяти о прошлом рода.
Работа в паре «Родовое дерево»
Умение работать в паре(согласовывать свои действии с другим ребенком, снижать излишнее напряжение в общении, строить понятные высказывания, приходить к общему решению, представлять совместное решение пары)
Умение моделировать
Поиск информации



5.
Дом

Дом. Родительский дом. Святыни и реликвии дома. Домашние праздники.
Мир людей и мир вещей. Основа, начало дом - порядок. Бережное хранение реликвий дома.
Ресурсный круг на развитие целостного восприятия
«Дом»
Умение работать в ресурсном круге, слушать и слышать друг друга.
Умение осознавать свои чувства. Мотивация на установление и сохранение положительных взаимоотношений с другими детьми


6.
Дом


Работа в паре «Родственные вещи»
( оценивающий.)
Умение работать в паре, адекватно ситуации использовать речевые средства, приходить к согласию, представлять мнение пары. Мотивация на получение совместного значимого результата.


7.
Деревня
Деревня-кормилица. Земледельцы. Сход. Взаимовыручка.
Единство с природой. Мир-община. Мирское милосердие.
Работа в паре «Занятия жителей деревни»
Умение работать в паре, строить монологическое высказывание
Поиск информации, умение делать выбор


8.
Город
Город. Город-труженик. Щит Отечества. Твердыня веры. Хранитель культуры.
Промышленное производство. Историческая память. Храмы. Памятники. Милосердие.
Ресурсный круг на развитие целостного восприятия
«Город»
Умение работать в ресурсном круге(слушать и слышать друг друга, поддерживать выступающего, принимать другое мнение), понимать значимость вопроса, ясно высказывать мысль. Умение быть благодарным, проявлять положительные эмоции


9.
Обобщающий урок
Понимание важнейших ценностей человека в ближайшей окружающей среде.
Забота, любовь, согласие, ответственности за престиж семьи, рода, деревни, города.
Работа в паре «Вечные ценности»
( оценивающий)
Умение работать в паре, аргументировать свои ответы, доказывать свою точку зрения.
Умение оценивать свою деятельность.



Тема «Родные просторы» (9 часов)



10.
Нива и поле
Поле. Нива. Жатва. Поле битвы. Воля вольная.
Образ необъятного пространства. Русское ощущение воли. Открытость. Место честной битвы. Образ золотой нивы. Трудолюбие - мерило человеческих добродетелей.
Работа в паре «Поле и школа»
Умение работать в паре, аргументировать свои ответы, доказывать свою точку зрения, находить общее решение. Формирование отношения к Родине, чувства ответственности за нее


11.
Нива и поле


Ресурсный круг «Чем похожи поле и школа?»
Умение работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса, развитие мотивации на осознанное сотрудничество, умение проявлять эмпатию.


12.
Лес
Лес-зеленый друг. Царство природы. Дары леса. Тайны леса.
Палитра красок. Ощущение защищенности. Царство сказок. Дерево жизни.
Ресурсный круг на развитие целостного восприятия
«Лес»
Умение работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса, развитие мотивации на осознанное сотрудничество, умение проявлять эмпатию. Формирование чувства личной сопричастности к малой Родине. Умение бережно относиться к природе.


13.
Река
Река. Название реки. Живая вода. Святая вода.
Течение реки - задумчивость, лирика, откровенность. Образ времени, постоянного обновления. Способность воды очищать и освещать.
Работа в паре «Вода - Живая вода, Святая вода»
Умение участвовать в диалоге( вcтупать и поддерживать общение, завершать общение, выражать свою точку зрения, приходить к согласию)
Умение быть благодарным родной природе, благоговение перед святынями.


14.
Река


Ресурсный круг на развитие целостного восприятия
«Река»
Умение работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса , проявлять интерес к познанию внешнего и внутреннего мира, проявлять открытость и доверие к миру. Формирование чувства ответственности за свою малую Родину.


15.
Море
Море-океан. Соловецкие острова. Поморы. Мореходы.
Завершение обжитой земли. Непредсказуемая стихия. Освоение и освещение моря. Преображение.
Работа в паре «Человек и море»
( оценивающий)

Ресурсный круг «Как море воспитывает человека?»
Умение участвовать в диалоге
Формирование читательской компетентности. Развитие мотивации взаимодействовать со сверстниками, мотивации на совместное достижение результата. Восприятие образа Родины.


16.
Путь-дорога
Дорога. Путь. Путники. Паломники. Гостеприимство. Дорога жизни.
Гамма переживаний. Разлуки и встречи. Раздумье и созерцательность. Особая культура дороги. Свобода выбора. Выбор пути. Святыни дороги.
Работа в паре
« Путь-дорога»
Умение работать в паре, аргументировать свои ответы, доказывать свою точку зрения, приходить к согласию
Умение проявлять положительные эмоции: жизнерадостность, открытость и доверие миру и людям. Умение эмоционально- положительно относиться к себе


17.
Путь-дорога


Ресурсный круг
« Значимые цели жизни»
Умение работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса. Умение определять цели. Умение понимать и принимать ответственность за свои решения.


18.
Обобщающий урок
Родные просторы помогают человеку стать добрым, заботливым, трудолюбивым, мудрым. Успокаивают и лечат душу.
Работа в паре
« Почему родные просторы значимы для человека?» (оценивающий)
Умение работать в паре, аргументировать свои ответы, доказывать свою точку зрения.
Умение оценивать свою деятельность и деятельность других. Умение проявлять чувство благодарности к родным и близким, родной природе.


Тема «Труд земной» ( 8 часов)



19.
Сев и жатва.
Пахота и пашня. Сев и жатва. Пахарь и сеятель. Страда. Народные приметы.
Устойчивость приемов и навыков земледелия. Большая наблюдательность, высокая ответственность за результаты труда. Возрождение жизни.
Работа в паре
« Полевые работы»

Работа в паре
«Пословицы и приметы»
Умение участвовать в диалоге
Умение работать с информацией. Умение принимать решение, умение достигать результата. Формирование представления о рол труда в жизни человека( нравственная основа труда).


20.
Братья меньшие
Домашние животные. Забота о животных. Любовь к живому.
Устойчивость приемов и навыков животноводства. Забота и любовь к животным.
Работа в паре
« Про кого так говорят?»
Ресурсный круг
«Кто важнее?»

Умение работать в паре, ресурсном круге, аргументировать свои ответы, доказывать свою точку зрения. Принимать другое мнение. Умение проявлять эмоциональную отзывчивость к объектам живой и неживой природы. Развитие интереса к познанию внешнего и внутреннего мира


21.
Ткачихи-рукодель-
ницы
Прясть. Ткать. Лен. Полотно. Кружево. Вышивка. Беседы и посиделки. Терпение. Сноровка.
Удивительное терпение ткачих. Традиция домашних посиделок. Нить пряхи напоминает о вечности.
Работа в четверках « Как рубашка в поле выросла»
Самоконтроль
Взаимное оценивание
Умение устанавливать причинно – следственные связи. Умение согласовывать свои действия с действиями других, соблюдать правила общения. Использовать нормы речевого этикета при высказывании своего мнения ( хочу уточнить, правильно ли я понял, я хочу добавить и т.д.) Формирование уважительного отношения к труду. Умение отвечать за себя и работу группы.


22.
Ткачихи-рукодельницы






23.
Мастера – плотники
Плотницкое дело. Артель. Рубить дом. Добросовестность. Рассудительность.
Дело каждого мужчины. Умение работать артелью. Забота о репутации.
Работа в четверках « Инструменты плотника»

Ресурсный круг
«Мастера-плотники»
Умение работать в четверке, аргументировать свои ответы, доказывать свою точку зрения, находить общее решение. Умение согласовывать свои действия с действиями других.
Умение оценивать свою деятельность и деятельность других. Использовать нормы речевого этикета при высказывании своего мнения.


24.
Кузнецы-умельцы
Кузнец. Горн. молот. Наковальня. Сила и ловкость.
Специальные знания, умения, навыки. Профессиональные секреты. Династии мастеров. Преображение.
Работа в тройках
« Подкуем лошадку» (Оценивающий)

Ресурсный круг
«Кузница»
Умение устанавливать причинно – следственные связи. Умение понимать и принимать ответственность за свои решения и поступки. Давать нравственную оценку своим и чужим поступкам.


25.
Ярмарка
Ярмарка. Купец. Покупатель. Товар. Честная торговля.
Праздник плодов труда земного. Живая газета. Секреты торговли. Средства коммуникации.
Ресурсный круг на развитие целостного восприятия «Ярмарка»
Умение работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса. Умение распознавать и осознавать свои чувства и чувства других . Проявлять положительные эмоции (жизнерадостность).Проявление уважения к традициям своего народа, своей малой родины.


26
Обобщающий урок
Осмысление видов человеческой деятельности, которые содержат аналоги вечных, непреходящих ценностей.
Работа в четверках
«Труд земной и орудия труда»

Ресурсный круг «Ценности труда земного».

Уметь работать в группе, оценивать свои способности, приходить к единому решению
Самооценка, взаимооценка. Формирование представления роли труда в жизни человека( нравственная основа труда – добросовестность, ответственность, взаимовыручка). Умение достигать значимых результатов. Формирование ответственности за себя, за свою семью( труд на благо семьи, осмысление своих возможностей).


Тема « Труд души» ( 8 часов)



27.
Слово
Слово. Слово Истины. Мудрое слово. Меткое слово. Задушевное слово. Слово покаяния. Молитва.
Слово - великий дар. В слове разум, сердце и душа. Умение вовремя сказать нужное слово.
Работа в четверках «Какое бывает слово?»

Ресурсный круг «Подари доброе слово»
Уметь работать в группе, в ресурсном круге, оценивать свои способности, приходить к единому решению. Развитие способности к сопереживанию, сочувствию, сорадованию. Умение полученные знания соотносить с реальными действиями и поступками.


28.
Сказка
Сказка. Сказочник. Житейская мудрость
Сказка - учебник житейской мудрости. Народные сказители.
Работа в четверках «Уроки сказки».

Ресурсный круг «Любимый сказочный герой»
Уметь работать в группе, в ресурсном круге, оценивать свои способности, приходить к единому решению
Умение делать выводы, делать нравственный выбор. Умение давать нравственную оценку своим действиям и поступкам других. Умение проявлять эмоциональную отзывчивость героям литературных произведений.


29.
Песня
Песня. Народная песня. Духовные песнопения. Гимн.
Песня созвучная сердцу и душе. Многожанровость русских песен.
Работа в четверках «Праздничная песня»

Ресурсный круг
«Душа поет»
Уметь работать в группе, в ресурсном круге, оценивать свои способности, адекватно воспринимать оценку своей деятельности данную учителем и одноклассниками. Умение распознавать и осознавать свои чувства и чувства других людей.


30.
Праздник
Праздник. Смысл праздника. Радостный труд души.
Соединение слова, песни, действия, сказки. Духовный смысл-родство людей между собой и единение с богом. Чествование и поминовение.
Работа в четверках «Смысл праздников»
( оценивающий)

Ресурсный круг «Любимый праздник»

Уметь работать в группе, в ресурсном круге, приходить к единому решению, оценивать свои способности, адекватно воспринимать оценку своей деятельности данную учителем и одноклассниками. Умение проявлять положительные эмоции: жизнерадостность, открытость миру и людям. Эмоционально-положительное отношение к самому себе. Проявление чувства благодарности родным и близким., благоговения перед Святыми и святынями.


31.
Книга
Книга книг. Книга рукописная. Книга печатная. Книжное слово. Читатели и книголюбы.
Книга-хранитель правил и воспитатель чувств.
Ресурсный круг
«Любимая книга»
Умение работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса. Развитие интереса к познанию внешнего и внутреннего мира. Умение структурировать прошлое – настоящее – будущее( соотнесение себя с образами исторических личностей, прошлым, настоящим и будущим своей семьи, умение проектировать себя в будущем).


32.
Икона
Икона. Лампада. Красный угол. Горний мир.
Икона-хранитель и спутник человека во всех жизненно важных обстоятельствах. Ощущение душевного равновесия .
Ресурсный круг «Икона»

Работа в четверках «Иконописный образ»
Умение работать в ресурсном круге, в группе, понимать значимость вопроса. Умение проявлять терпимость, уважение к иному отличающемуся от своего мнению. Умение распознавать и учитывать чувства других людей, проявлять эмпатию к сверстникам, взрослым.


33.
Храм
Храм. Крест. Купол. Храм в жизни человека.
Итог общего труда, таланта и душевной щедрости многих людей. Вмещает в себя молитву, пение, зрительные образы.
Работа в четверках «Храм души»
( оценивающий)

Ресурсный круг «Храм души»
Уметь работать в группе, оценивать свои способности, приходить к единому решению. Умение работать в ресурсном круге. Развитие мотивации на сотрудничество и получение значимых совместных социокультурных результатов. Получение позитивного опыта бесконфликтного взаимодействия.


34.
Обобщающий урок
Осмысление истоков интеллектуальной, нравственной и духовной жизни человека в обществе. Слово как результат действия разума, души и духа.
Ресурсный круг на развитие целостного восприятия
«Мир, в котором мы живем»
Умение работать в ресурсном круге, понимать значимость вопроса . Умение ориентироваться на систему нравственных требований в своем поведении. Умение управлять знаниями( делать нравственный выбор – выделять главные ценности жизни, соотносить знания с реальными действиями и поступками). Умение давать нравственную оценку поступкам других людей и оценивать свои действия. Формирование ответственности за себя, за свою жизнь, за семью. Формирование отношении к малой Родине( чувства личной сопричастности)



Заголовок 1 Заголовок 215