Урок обобщающего повторения по теме Природа Африки 7 класс


Урок обобщения знаний по теме « Природа Африка»             
                               
 
Цели урока: обобщить и систематизировать знания по теме;
выявить уровень усвоения учебного материала учениками; повторить основные понятия;
закрепить умение читать географические карты;
продолжить развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, познавательного интереса у учащихся;
продолжить формирование навыков работы в группе.
   
Оборудование: физическая карта полушарий, физическая карта Африки; таблицы географических объектов Африки; дидактический  материал; карта путешествия; рисунок корабля; рисунок кенгуру.                                                        
 
 
                               Ход  урока:   
1. Оргмомент.
 
Подготовка к основному этапу урока. Сообщение целей урока, темы.
 
   Ребята, многие из вас, как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот  вспомнила я слова А Т.Твардовского:
                                     Есть два разряда путешествий.   
                                     Один-пускаться с места вдаль,
                                      Другой-сидеть себе на месте,
                                      Листать обратно календарь.
         Взяла я старый календарь и на одной из страниц увидела карту неопубликованного плавания капитана Врунгеля. К ней был дан комментарий, в котором говорилось, что на одном из островов у берегов Африки капитан спрятал клад. А отыскать его смогут ребята отважные, любознательные и хорошо знающие карту Африки. Узнав, что у вас в классе много отважных и любознательных, и что вы
только что изучили Африку, я решила пригласить вас на поиски клада капитана Врунгеля. Согласны?
         А поскольку капитан Врунгель сказочный герой, то и наше путешествие будет немного сказочным. Капитаном корабля буду я, а вы –юнгами. На палубе нашего корабля 4 каюты, располагайтесь удобнее.
                                      В плаванье отправимся мы, дети,
                                      Вот на этом сказочном корвете,
                                      Есть у нас особенный билет
                                      Будет он как поощренье за ответ.(Орден Врунгеля).
(На доске прикреплен рисунок корабля.)
Итак, юные искатели приключений, в путь!
 
 
2.Обобшение, систематизация, коррекция и контроль знаний.
 
Наш корабль отчалил от острова Школьный. И вот мы плывем через пролив Названий, но здесь очень сильное течение. Корабль раскачивает из стороны в сторону, и… карта нашего плаванья падает со стола! От падения все названия перепутались. Как же мы продолжим наш путь? Юнги, выручайте!
 
Задание 1. Описать береговую линию материка. ( На доске - контур Африки. Один учащийся работает у доски, а остальные - на местах, в тетради). 
 
                                      Что ж! Сравним все с картой настоящей,
                                      Думаю, эскиз наш подходящий.
                                      
         Карта восстановлена, можем плыть дальше. Но на корабле опять возникла проблема: кончились запасы пресной воды. Придется причалить к берегу, а он называется берег Связистов.
 
        Я получила сигнал с берега. Дело в том, что у местных жителей-связистов накопилось много корреспонденции, и они согласны пополнить наши запасы пресной воды, если мы поможем разобрать им почту. Юнги, за работу!
 
Задание 2. «Почта».                                                                            
Команды получают по два «почтовых конверта» и по 12 «писем». Необходимо разложить корреспонденцию адресатам. Первый конверт «Рельеф», второй – «Внутренние воды». На « письмах» написаны названия географических объектов, их нужно разложить по конвертам. (Затем учащиеся по-очереди показывают их на карте у доски).
Рельеф.Атлас,Альмади,Драконовы,Килиманджаро,Эфиопское,КалахариВоды Африки Нигер,Танганьика,Конго,Чад,Нил,Виктория      Задание3.   Поиски клада продолжаются, и вот мы уже вошли в залив Художников. Я думаю, что именно здесь мы сможем приобрести сувениры в память о путешествии. Так и есть – мы попали на выставку великолепных картин, которые можно купить. Приобрести сможете любую, если узнаете объект Африки, который изображен на картине, и покажете его местоположение на географической карте. 
«Выставка картин».  
   На «продажу» выставлены  «картины»: «Горы Атлас», «Капские горы», «Водопад Виктория», «Пустыня Сахара».
         Мы продолжаем путешествие, и нам предстоит обогнуть с юга Африку и проплыть мимо мыса Доброй Надежды. Но вдруг поднялся ветер. (физкультминутка)
Ветер дует нам в лицо,                     (Машем ладонями перед лицом)
 Закачалось деревцо.                          ( Покачивание туловищем с вытянутыми                                                               вверх руками)
  Ветерок все тише, тише.                  (Плавные движения рук вниз с                                                               одновременным приседанием)
Деревцо все выше, выше.                   (Плавные движения рук вверх,                                                                выпрямляемся)
Чтобы правильно сманеврировать, я должна быть уверена в ваших мореходных знаниях и умениях. Предлагаю вам пройти квалификационный  тест юного моряка.
                                      Ну, а теперь работа в тетради
                                      Ради проверки и поиска ради.
 
Задание 4.Квалификационный тест юного моряка.(Учащиеся выполняют в тетради тестовые задания
1. Самый жаркий материк на Земле. (Африка)
2. Самая длинная река мира. (Нил)
3. Самое длинное озеро мира. (Танганьика)
4. Самая высокая температура на Земле, зафиксированная в Африке. (+58)
5. Самая высокая вершина материка. (вулкан Килиманджаро)
6. Самое большое по площади озеро Африки (озеро Виктория)
7. Самая полноводная река Африки. (Конго)
8. Самый крупнейший водопад Африки. (Виктория)
9. Самый большой остров у берегов Африки. (Мадагаскар)
10. Самый крупный полуостров материка. (Сомали)
11. Самое уникальное растение пустыни Намиб. (вельвичия)
12. Самое мощное дерево саванн Африки. (баобаб)
13. Самый быстрый хищник материка. (гепард)
Экипаж, внимание! Плановая остановка: порт Кейптаун. Но вот беда: мы попали в плен к пиратам. Они прислали «черную метку». На ней написано, что нас отпустят только при условии, если мы сможем выполнить задание. Пираты нашли записки капитана Врунгеля, но не могут в них ничего понять. Давайте, юнги, им поможем.
                                      Нашли пираты книжки-
                                      Капитана Врунгеля записки.
                                      Он себя считает знатоком,
                                      Африканский мир ему знаком.
                                      Постарайтесь вы найти при чтении,
                                      Что здесь подвергается сомнению.
Задание 5. «Найди ошибку».
.
данный конкурс вызывает повышенный интерес у учащихся.
«Дорогие, друзья! По каналам секретной связи я узнал, что за последнее время, вы стали проявлять интерес к географии. А так, как я заядлый путешественник, то решил рассказать вам о моих последних приключениях в Африке. Из Австралии на воздушном шаре, через Атлантический океан, мы возвращались в Европу. Но мощные потоки воздуха понесли наш шар в направлении Африки. Зацепившись за верхушку сосны … Дальше не помню, но через некоторое время, я очнулся на мягком, зеленом ковре саванны. Вокруг мирно разгуливали антилопы, тигры, зебры, кенгуру. Саванна – это рай для птиц. Здесь можно встретить: страуса, воробья, птицу-секретарь, журавля. С одного дерева на другое, ловко орудуя хвостами, перепрыгивали обезьяны. Обработав многочисленные раны соком алоэ, я отправился на поиски пути к морю. В деревне пигмеев, самых высоких людей Африки, меня угощали финиками. На берегу реки Замбези, самой длинной реки мира, я любовался красотой водопада Виктория, названного в честь испанской королевы Виктории, испанцем Васко да Гама. Пигмеи на каноэ переправили меня на западное побережье Африки, а оттуда по Северному Ледовитому океану я вернулся в Европу. Так закончились мои приключения в Африке.
( Ошибки: Атлантический океан, сосны, тигры, кенгуру, в саванне мало птиц, воробей, журавель, обезьяны, алоэ, пигмеи, высокие люди, финики, Замбези – самая длинная река мира, испанская королева Виктория, Васка да Гама, каноэ, Северный Ледовитый океан).                                  Хоть заданье было и  с подвохом,  
                                Справились вы с ним совсем не плохо.
Мы свободны и продолжаем поиск клада. Перед нами архипелаг Географический.
Но где же капитан Врунгель спрятал клад?
     А вот, кажется, подсказка (учитель достает бутылку, в которой лежит свиток).
Юнги, это какое-то послание. (видеофрагмент из мультфильма «котёнок с улицы Лизюкова) определить координаты . До клада вы сможете добраться ,высадившись на берег и определив географические координаты в данном сюжете Клад спрятан на вулкане Килиманджаро
Задание 7. Географическая викторина.
                
по описанию определить «Что это? Кто это?» (каждый правильный ответ 1 балл).
1.«Животное экваториального леса, родственник жирафа, очень пугливое и осторожное. Кто это?» (окапи)
2.«Это дикие лошади. На них охотятся из-за прочих и красивых шкур, которые используют для производства различных изделий. Когда животное на отдыхе, то издалека оно напоминает скелет. Что это за животное?» (зебра)
3.« Эта птица с длинными ногами, как у журавля. Она охотится за мелкими грызунами, пресмыкающимися, особенно за змеями. Птица нагоняет змею и затаптывает её ногами. Кто это?» (птица-секретарь)
4.«Это самое высокое травянистое растение, дающее вкусные плоды. Местные жители используют волокно этих растений для изготовления тканей, а широкими листьями покрывают крыши хижин. О каком растении идет речь?» (бананы)
5.туловище как у собаки, а лапы как у кошки. Кто это?» (гепард)
6.«Это дерево- один из священных символов Африки. Дерево живет до 4-5 тыс. лет. Это чуть ли не самое «тучное» растение планеты: встречаются экземпляры фантастического «дородства» - 20 и даже 40 метров в обхвате, высотой 25м. в прохладную погоду оно зеленеет, а в теплынь сбрасывает листву. О каком дереве идет речь?» (баобаб)
7.«Это стройное и мощное дерево высотой 20-30м с кроной из перистых листьев дает тень. И именно в её тени возможно земледелие: сначала низкорослые персиковые деревья, под ними овощи и т.д. Пальма начинает плодоносить через 4-5 лет и продолжает приносить плоды в течение 100 лет. Её плоды можно назвать «хлебом пустыни». Что это за дерево?»
(финиковая пальма).
Отстров МАДАГАСКАР
  (Учитель читает свиток)
         Юнги теперь мы знаем название острова, но нам нужно к нему причалить.
8. Конкурс «Шифрограмма».
По набору букв, выведенных на экране, учащиеся отгадывают фразу, буква используется один раз.
«КИАСАЖРЙРКЫММЙИКФТРАЕАРАИ»
(Африка самый жаркий материк)
Итак, нас ждет последнее испытание –
         Ну, а теперь мы можем найти клад.(Учитель достает рисунок кенгуру, который спрятан за картой на доске).
         Ребята, как вы думаете, почему капитан Врунгель подготовил для нас такой подарок – кенгуру? Следующий материк, с которым мы будем знакомиться – Австралия. Именно там обитает это уникальное животное.
 
3. Подведение итогов урока.
 
         Учитель подводит итоги урока, самые активные учащиеся, получившие наибольшее количество орденов капитана Врунгеля – поощряются.
 
4. Домашнее задание.
         Составить кроссворд по теме «Африка».
 
 
 
 
 
 
Урок обобщающего повторения по географии 7 класс тема: «Африка»
Цели:
обобщить и систематизировать знания по теме;
выявить уровень усвоения учебного материала учениками; повторить основные понятия;
закрепить умение читать географические карты;
продолжить развитие памяти, наблюдательности, логического мышления, познавательного интереса у учащихся;
продолжить формирование навыков работы в группе.
Тип урока: урок повторения, обобщения и закрепления знаний и умений.Форма урока: урок игра.Форма организации деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.Оборудование:
настенная физическая карта Африки
атласы по географии для 7 класса
мультимедийный проектор
Подготовительный этап:
деление учащихся класса на четыре команды;
подготовка членов жюри;
домашнее задание: выбор капитана, название команды и эмблема, конкурс «Узнай»: приготовить по 2 фото известных географических объектов ;Ход урока1. Организационный момент.Сегодня мы проводим урок обобщающего повторения по теме: «Африка» в форме игры - соревнования между командами. Повторим особенности природы материка, будем учиться обобщать учебный материал, выделять главное. Узнаем, какая команда самая сплоченная. Определим самого активного участника.
2. Представление команд. Название, эмблема. ( 3 балла)
3. Конкурс «Я это знаю!». Каждая команда по очереди отвечает на вопросы, если у команды нет ответа, то отвечает другая команда и получает дополнительный балл. (каждый правильный ответ 1 балл).
Вопросы:
1. Португальский мореплаватель, обогнувший Южную Африку в поисках морского пути в Индию. (Васко да Гама)2. Английский исследователь, совершивший несколько путешествий в глубь материка, исследовал реку Замбези, открыл водопад Виктория? (Давид Ливингстон)3. Советский ученый, изучавший культурные растения в Африке, установил, что Эфиопия является родиной твердых сортов пшеницы ( Николай Иванович Вавилов)
4. Русский исследователь, изучавший Центральную и Восточную Африку в конце 19в., проводил топографические работы, вел гидрологические и метеорологические наблюдения (Василий Васильевич Юнкер)
5. Что лежит в основании материка Африка? (Африканская платформа)
6. Какая часть Африки наиболее высокая? (восточная и южная)
7.Что проходит на востоке Африки через озеро Танганьика и озеро Ньяса? (зона разломов)
8.Какое полезное ископаемое добывают в кимберлитовых трубках? (алмазы)
9. Пересохшие русла рек. (вади)
10. В каких районах Африки Солнце дважды в году находится в зените? (между тропиками)
11. Какие ветры господствуют в Африке в течение всего года? (пассаты)
12. Какая река полноводна круглый год? (Конго)
4. Конкурс «Где побывал барон Мюнхаузен».На столах контурная карта Африки, на которой цифрами обозначены географические объекты. Условие: атласом пользоваться нельзя.(1 объект – 1 балл, команда выполнившая задание первой получает + 1 балл) 1- горы Атлас, 2- озеро Виктория,3- река Конго, 4- полуостров Сомали,
5- Гибралтарский пролив, 6- остров Мадагаскар,7-  Гвинейский залив.Взаимопроверка. Выступление одного члена команды с результатом проверки. За правильную  проверку +2 балла.
5. Конкурс «Письмо Алеши Перепуткина».
Задание: найти ошибки в письме. Письмо выводится на экран. Время выполнения 3 минуты. К доске выходит по одному члену команды, который называет ошибки и исправляет их. ( правильная ошибка 1 балл).
*данный конкурс вызывает повышенный интерес у учащихся.
«Дорогие, друзья! По каналам секретной связи я узнал, что за последнее время, вы стали проявлять интерес к географии. А так, как я заядлый путешественник, то решил рассказать вам о моих последних приключениях в Африке. Из Австралии на воздушном шаре, через Атлантический океан, мы возвращались в Европу. Но мощные потоки воздуха понесли наш шар в направлении Африки. Зацепившись за верхушку сосны … Дальше не помню, но через некоторое время, я очнулся на мягком, зеленом ковре саванны. Вокруг мирно разгуливали антилопы, тигры, зебры, кенгуру. Саванна – это рай для птиц. Здесь можно встретить: страуса, воробья, птицу-секретарь, журавля. С одного дерева на другое, ловко орудуя хвостами, перепрыгивали обезьяны. Обработав многочисленные раны соком алоэ, я отправился на поиски пути к морю. В деревне пигмеев, самых высоких людей Африки, меня угощали финиками. На берегу реки Замбези, самой длинной реки мира, я любовался красотой водопада Виктория, названного в честь испанской королевы Виктории, испанцем Васко да Гама. Пигмеи на каноэ переправили меня на западное побережье Африки, а оттуда по Северному Ледовитому океану я вернулся в Европу. Так закончились мои приключения в Африке.
До скорой встречи! Ваш Алеша Перепуткин.»
( Ошибки: Атлантический океан, сосны, тигры, кенгуру, в саванне мало птиц, воробей, журавель, обезьяны, алоэ, пигмеи, высокие люди, финики, Замбези – самая длинная река мира, испанская королева Виктория, Васка да Гама, каноэ, Северный Ледовитый океан).6. Конкурс «Загадки Захара Загадкина».
Задание: по описанию определить «Что это? Кто это?» (каждый правильный ответ 1 балл).
«Животное экваториального леса, родственник жирафа, очень пугливое и осторожное. Кто это?» (окапи)
«Это дикие лошади. На них охотятся из-за прочих и красивых шкур, которые используют для производства различных изделий. Когда животное на отдыхе, то издалека оно напоминает скелет. Что это за животное?» (зебра)
« Эта птица с длинными ногами, как у журавля. Она охотится за мелкими грызунами, пресмыкающимися, особенно за змеями. Птица нагоняет змею и затаптывает её ногами. Кто это?» (птица-секретарь)
«Это самое высокое травянистое растение, дающее вкусные плоды. Местные жители используют волокно этих растений для изготовления тканей, а широкими листьями покрывают крыши хижин. О каком растении идет речь?» (бананы)
«Это животное прекрасный спринтер, развивает скорость до 200 км/ч. У него туловище как у собаки, а лапы как у кошки. Кто это?» (гепард)
«Это дерево- один из священных символов Африки. Дерево живет до 4-5 тыс. лет. Это чуть ли не самое «тучное» растение планеты: встречаются экземпляры фантастического «дородства» - 20 и даже 40 метров в обхвате, высотой 25м. в прохладную погоду оно зеленеет, а в теплынь сбрасывает листву. О каком дереве идет речь?» (баобаб)
«Это стройное и мощное дерево высотой 20-30м с кроной из перистых листьев дает тень. И именно в её тени возможно земледелие: сначала низкорослые персиковые деревья, под ними овощи и т.д. Пальма начинает плодоносить через 4-5 лет и продолжает приносить плоды в течение 100 лет. Её плоды можно назвать «хлебом пустыни». Что это за дерево?»
(финиковая пальма).
7.  Конкурс «Узнай».
По приготовленным дома фото обучающиеся узнают и рассказывают об известных географических объектах Африки. (за узнавание объекта 1 балл + 1 балл за рассказ).
8. Конкурс «Шифрограмма».
По набору букв, выведенных на экране, учащиеся отгадывают фразу, буква используется один раз.
«КИАСАЖРЙРКЫММЙИКФТРАЕАРАИ»
(Африка самый жаркий материк)
 9. Подведение итогов. 
Жюри объявляет:Команду победителя …Самого активного игрока…
Команда выставляет оценки каждому члену команды.Учитель:
Всем спасибо за вниманье,
За задор, за правильный ответ,
За огонь соревнованья, обеспечивший успех!
 
Тема: Обобщающий урок по теме «Африка»
Цель: повторить и обобщить знания учащихся по теме «Африка».
Задачи:
Образовательные: обобщить знания учащихся по теме «Африка»: географического положения, представителей флоры и фауны, рельефа, природных зон материка; определить умения учащихся находить на карте географические объекты.
Развивающие: продолжить развивать умение работать с географическими и контурными картами; развивать географическое мышление, устную речь, память, географическую зоркость, познавательный интерес к предмету.
Воспитательные: воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе, сопереживать другому.
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений.
Форма урока: урок-игра
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: интерактивная доска, компьютерная презентация, муз. сопровождение, видеофизминутка, отрывок из мультфильма, настенные карты: Физическая карта полушарий, Физическая карта Африки, Страны Африки.
У учителя: названия групп, памятки для каждого «Рекорды Африки», черные ящики, зерна кофе, финики, маркеры для работы с интерактивной доской.
У учеников: лист с контурами материков, разрезанная картинка с изображением различных природных зон Африки: саванны, тропический лес, карточки с изображением контуров государства (выделены разными цветами), « 4 лишний» (в конвертах на карточках).
Ход урока
Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Здравствуйте, ребята!
Сейчас улыбнитесь друг другу, и с хорошим настроением начинаем наш урок.
-Назовите сегодняшнюю дату.
СЛАЙД 1-ДАТА
-Какой урок по расписанию?
-Что изучаем на уроках географии?
Повторение
- Назовите материки Земли.
-Назовите океаны Земли.
-Покажите на карте материки.
-Покажите на карте океаны.
-Какой материк мы с вами изучили полностью? ( Мы изучили материк Африка)
Сообщение темы урока
СЛАЙД 2-ТЕМА УРОКА
-Сегодня у нас необычный урок. Мы с вами совершим путешествие по материку, вспомним его географическое положение, основные природные зоны, государства, повторим растения и животных Африки.
И перед тем, как нам отправиться в путешествие вокруг Африки, послушаем одного знатока этого материка.
(слова Бармалея: отрывок из м/ф «Доктор Айболит»)
Посмотрите и скажите, о чем предупреждает нас герой?
ОТРЫВОК ИЗ МУЛЬТФИЛЬМА
-О чем предупреждает нас герой?
Но мы с вами не боимся трудностей, поэтому отправляемся в «Путешествие вокруг Африки»
Перед началом урока способом случайного выбора вы разбились на две группы.
1 группа путешественников будет называться - « Африканцы»
2 группа путешественников – «Туареги»
Работать будете под девизом: «Один за всех и все – за одного!» - это значит, что зарабатывать очки, а значит и оценки, вы будете всей командой.
СЛАЙД 3
Разминка
Учитель читает текст поочередно для групп, затем останавливается, а ученики должны закончить предложение.
-Африка посередине пересекается … ЭКВАТОРОМ.
-Африку омывают океаны,… ИНДИЙСКИЙ и АТЛАНТИЧЕСКИЙ.
-С севера материк омывается …СРЕДИЗЕМНЫМ МОРЕМ.
-Самый большой остров близ берегов Африки …МАДАГАСКАР.
Остановка «Картографическая»
Каждой команде дается лист с контурами материков
Задание: Найдите Африку и подпишите ее.

-Назовите природные зоны Африки.
Остановка «Собираем пазлы»
Каждая команда получает картинку, разрезанную на 9 частей, с изображением различных природных зон Африки: саванны, влажный тропический лес.
Задание: собрать картинку и назвать природную зону.
-Что такое саванна? (Саванна - природная зона, покрытая  травянистой растительностью с редкими деревьями и кустарниками.)
-Прочти, Денис.
-Прочти, Вика.
-Что такое влажный тропический лес?
Остановка «Кто где живет?»
Работа на интерактивной доске.
Физминутка
Остановка «Заморочки из бочки»
Учащимся предлагается отгадать загадки.( отгадки появляются на слайде)
Толстокожий, неуклюжий
И огромный, как гора
Любит воду, но не лужи
В речке плещется с утра
Лотос ест, камыш жует
Житель Нила ……. БЕГЕМОТ
Обнимая хозяина, вьюсь,
Лезу вверх, высоты не боюсь,
И, с хозяином так обнимаясь,
Я все выше и выше взбираюсь
Чтоб гирляндой потом с высоты ниспадать…
Кто я есть? Постарайся знаток, угадать. ЛИАНА
В Египте, в Палестине,
В Алжире он живет –
Древнейший мусульманский –
Выносливый народ. АРАБЫ.
Я – зонт живой,
Но подо мной
Ты тени
Не найдёшь порой. ЗОНТИЧНАЯ АКАЦИЯ
Совсем одна в пустыне
Я выгляжу величественно,
А потому зовут меня божественно ……ВЕЛЬВИЧИЯ
Ноги держит в воде ледяной,
А на голову «падает» зной.
Хлебом служат народам плоды
Без нее «ни туда, ни сюда». ФИНИКОВАЯ ПАЛЬМА
Я - птица чемпион по бегу.
Меня не обогнать атлету. СТРАУС
Я - растенье древний житель,
Я в саваннах долгожитель. БАОБАБ
Остановка «Черный ящик»
(Звучит музыка из программы «Что? Где? Когда?)Что находится в черном ящике?
1. В этом ящике лежит то, что родом из Африки, но известен больше как бразильский; то, что используется людьми всего мира и очень ценится, так как обладает приятным вкусом и ароматом; то, что делает человека бодрым и весёлым (кофе).
2. В этом ящике находятся плоды растения, которые жители африканской пустыни называют «хлебом пустыни» (финики).
Остановка « 4 лишний» ( в конвертах на карточках)
Из перечня слов исключите то, которое, по вашему мнению, является лишним.
Объясните ваш выбор.
Нил, Конго, Чад, Лимпопо. ( Чад - озеро)
Мадагаскар, Альмади, Сомали. ( Мадагаскар –остров)
Виктория, Чад, Танганьика, Нил. ( Нил-река)
Пигмеи, туареги, окапи, арабы ( Окапи- животное)Остановка «Страны и столицы»
Каждая команда получает карточки с изображением контуров государства (выделены разными цветами).
Задание: определить название страны, назвать столицу.
1. 2.
left0left0
Страны:
Египет – столица Каир
Эфиопия – столица Аддис-Абеба
Остановка «Найди ошибку»
Где-то под руками были близко
Капитана Врунгеля записки.
Он себя считает знатоком.
Африканский мир ему знаком.
Постарайтесь-ка найти при чтении,
Что здесь подвергаете сомнению?
Капитан Врунгель, побывав в Африке, так описал природу, что я не согласна с его мнением. А вы сумеете найти ошибки в его записках? Услышав в тексте ошибку, хлопните в ладоши.
Вот и сбылась ты мечта моя!
Ликует команда: Ура! Земля!
Мы в Африке. Тихий прощай океан,
Помог воплотить мне блестящий план;
На волнах прибоя доставил корвет.
Большей земли на всем свете нет.
Сентябрьской весной оживает природа.
Снега осталось совсем немного.
Хвоя тихонько летит с эвкалипта,
Пингвины купаются в глине липкой.
Смотрите! Куда-то бежит кенгуру,
Наверное, тигр с ней затеял игру.
Оленей берем. Чтоб добраться в Сахару.
Прошу караван, но дают только пару.
В Сахаре нас ждет и покой, и уют,
Может быть сока березы дадут.
Ну, а пока я ловлю в Танганьике
Щук и китов. Но пока невеликих.
Африка очень понравилась мне,
О чем сообщаю в этом письме.
Хоть заданье было и с подвохом,
Справились вы с ним совсем неплохо.
Остановка «Итог урока»
-Чем занимались на уроке?
-Что вы узнали нового для себя на уроке?
Вручение каждому уч-ся памятки «Рекорды Африки»
left0

Рекорды
Африка – самый жаркий материк планеты – максимальная температура +58°С.
Величайшая пустыня мира – Сахара, площадью 7.820 тыс. км. кв.
Самая длинная река мира – Нил - 6.671 км
Самое большое озеро материка – озеро Виктория, второе по площади из пресноводных озер мира (69 тыс. км. кв.)
Самое глубокое озеро материка – озеро Танганьика (1.435 м.), второе по глубине в мире.
Самая высокая вершина материка – вулкан Килиманджаро (5.895 м.).
Только в Африке встречаются:
Муха Це-це – насекомое, вызывающее сонную болезнь;
Окапи – «очень скромный родственник» жирафа;
Вельвичия – дерево-карлик пустыни Намиб;
предварительный просмотр материала
Урок : обобщающее повторение по теме «Африка»Аннотация Различные игровые формы урока разработаны давно и знакомы всем учителям, общепризнано, что они способствуют развитию у детей нестандартного мышления, фантазии, взаимопомощи, самоконтроля; приобретаются навыки коллективной работы, умение сопоставлять, анализировать, делать выводы; вызывают или закрепляют интерес к учебным предметам; дают представление о практическом применении полученных знаний.Урок является неотъемлемой итоговой частью темы «Африка».
Цель: повторить, систематизировать и обобщить знания учащихся по теме «Африка»Задачи:Образовательные:-оценить знания учащихся по теме «Африка»: географического положения, истории освоения и исследования, представителей флоры и фауны, рельефа, внутренних вод, природных зон материка;
-определить умения учащихся находить на карте проливы, залив, остров, полуостров, моря, озера, реки Африки.
Развивающие:-применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей;-оценивать уровень своих знаний и знаний товарищей;
-продолжить развивать умение работать с географическими и контурными картами;
-развивать географическое мышление, устную речь, память, географическую зоркость, умение систематизировать изученный материал;
-развивать познавательный интерес к предмету.
Воспитательные: -воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умения работать в коллективе, сопереживать другому;
-самостоятельно и ответственно готовиться к уроку.
Учебно-наглядный комплекс: -физическая карта мира и Африки;-компьютер,
-магнитная доска;
- атласы
-контурные карты;
-картинки и слайды с изображением явлений природы, растительного и -животного мира;
Тип урока: урок повторения и обобщения знаний, закрепления умений
Ход урока
I.Организационный момент (2 мин)
Приветствие, эмоциональный настрой.II.Постановка цели (2 мин)
Сегодня мы с вами проводим урок обобщающего повторения по теме «Африка». Целью нашего урока является: повторение, систематизирование и обобщение знаний и умений по теме «Африка».
Какая сегодня Африка? Мы отправляемся в путешествие вокруг загадочного и манящего материка под названием Африка. Вспомним тайны этого континента.
III.Ход игры
Класс делится на 3 группы (команды). Составляются списки каждой группы. Команды выполняют задания, участвуют в конкурсах. Задания могут быть устные или письменные, если выполняется одно задание для всех. За каждое задание каждой группе выставляются баллы. Участники пройдут шесть этапов:
1.Исторический.
2.Географическое положение
3.Климат (видео-вопросы)
4.Творческий.
5.Блицопрос
6.Природа Африки.
7.Страноведение.
Для ответа на поставленный вопрос в разных турах дается определенное количество времени, если участник не знает ответ, то отвечает другая, получая дополнительно один балл за каждый верный ответ. В подготовке ответов участвуют все члены группы. Итоги соревнования подводятся по таблице, где учитываются все баллы, полученные в ходе игры. Для проведения игры нужно учитывать возможности класса, можно использовать не все предложенные задания.
1 .Исторический (3 мин)
Известный путешественник, проделал путь в 6435 км из Центральной Африки до западного побережья, а потом на восток материка Африка. Следующее путешествие протяженностью 1610 км, которое он предпринял по левому берегу реки Замбези. Дал описание водопада "Гремящий дым", позднее он нарек его Виктория. Около 30 лет провел в Африке, изучая ее природу. (Д.Ливингстон)
Обогнул крайнюю точку Африки, дал ее название мыс Бурь, впоследствии переименовали в мыс Доброй Надежды, был назначен руководителем строительства кораблей, участник плавания в Индию под руководством Кабрала. В двадцатидневном шторме потерпели крушение 4 корабля, на одном из них погиб:(Б.Диаш)
Российский исследователь, совершил два путешествия в Африку. Исследовал водораздел между реками Нил и Конго. Автор трехтомника "Путешествие по Африке". (В.В.Юнкер)
2. Географическое положение (5 мин)
Каждая группа получает карточку, в которой нужно вставить пропущенные слова.
Задание выполняется письменно. Количество баллов за задание определяется количеством верно вставленных пропущенных слов.
Африку почти посередине пересекает … и поэтому она находится в … полушариях
Африку нулевой меридиан пересекает в … части и она расположена в … и … полушариях. В Африке тепло, потому что она лежит между двумя …
Наивысшая точка материка …….
Африку омывает … океана. Один Индийский с востока и … с запада. Африка удалена от всех материков, кроме …
1 группа. Назвать крайнюю ЮЖНУЮ точку материка и определить ее координаты. мыс Игольный (35° ю. ш. , 20° в. д.)
2 группа. Назвать крайнюю СЕВЕРНУЮ точку материка и определить ее координаты. м. Бен-сека (37 с. ш., 10в. д.)
3 группа. Назвать крайнюю ВОСТОЧНУЮ точку материка и определить ее координаты. мыс Рас- Хафун ( 10° с. ш. , 51° в. д.)
3.Климат (видео-вопросы) (6 мин)
Просмотрите сюжет, определите о каком климатическом поясе идет речь и опишите его географическое положение.
ВОПРОС 1: В течение всего года здесь преобладают экваториальные воздушные массы. Здесь нет смены времен года. Средняя годовая температура воздуха составляет +26°С. Осадков выпадает много (до 2000 мм и более), распределяются они по месяцам равномерно.
ОТВЕТ: Экваториальный пояс смещен в западную часть материка к бассейну реки Конго и берегу Гвинейского залива.
ВОПРОС 2: Смена времен года выражена слабо: очень жаркое лето сменяется жаркой зимой. В этих поясах круглый год господствуют пассаты. Средние температуры самого теплого месяца +30...+35°С, самого холодного - не ниже +10°С. Очень значительны суточные амплитуды температур - до 40-50°C. Осадков мало - не более 50-150 мм в год. Выпадают они в виде редких и кратковременных ливней.
ОТВЕТ: В Африке два тропических пояса в северном и южном полушарии. Они простираются до 30° с.ш. и 30° ю.ш.
ВОПРОС 3:В течение года сменяют друг друга две воздушные массы. Летом господствует экваториальный воздух (лето влажное), зимой преобладает сухой тропический воздух, приносимый пассатами (зима сухая). Наиболее жаркое время года - в начале дождливого сезона (до +30°С). Однако даже в самые прохладные месяцы года температура не опускается ниже +18...+20°С. Годовое количество осадков на равнинах уменьшается с 1500 до 250 мм.
Зима - тяжелое время для животных. Все высыхает, нет ни корма, ни воды. Поэтому огромные стада вынуждены кочевать в те районы, где зима еще не началась.
ОТВЕТ: Субэкваториальные пояса (северный и южный) опоясывают экваториальный климатический пояс, смыкаются на востоке материка и простираются от 17° с.ш. до 20° ю.ш.
4.Творческий.(6 мин)
Из представленных фрагментов карты сложить целый материк.(время выполнения 3 минуты)
На контурную карту нанести следующие географические объекты:
Мозамбикский пролив
п-ов Сомали
Гибралтарский пролив
м.Доброй Надежды
о.Мадагаскар
г.Атлас
Суэцкий канал
оз.Виктория
р.Конго
Гвинейский залив
IV.ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (2 мин)
5.Блицопрос (фотовопросы) (5 минут)
собрал более 6000 образцов культурных растений, установил, что Эфиопия является родиной ценных сортов пшеницы.( Вавилов Николай Иванович)
от Европы Африку отделяет неглубокий и узкий пролив.(Гибралтарский)
самое жаркое место в мире (Триполи +56)
самая длинная река в мире (Нил)
Длина хребтов 2 400 км. Наивысшая точка - гора Тубкаль (4 167 м), находится на юго-западе Марокко (Атласские горы)
крупнейшая на Земле пустыня, расположена в Северной Африке. Вытянута примерно на 4800 км с запада на восток и от 800 до 1200 км с севера на юг; имеет площадь около 8,6 млн км² (около 30 % площади Африки, немногим больше площади Бразилии (Сахара)
Какая природная зона занимает наибольшую площадь в Африке? (саванна)
О каком растении идет речь: «В высоту достигает 10 метров. Его листья отваривают и едят как овощи, из плодов готовят напиток, похожий на лимонад. В полых стволах люди устраивают склады и кладовки, и даже поселяются там. Живет очень долго и тысячу и три тысячи лет». (баобаб)
Среди стран Африки эта страна самая большая по численности населения.
Географы называют эту страну Западной Африкой в миниатюре.О какой стране идет речь? (Нигерия)
6.Природа Африки.(5 мин)
Установите соответствие:
Характеристика
1. Стволы так толсты, что их не могут обхватить 6 человек. Их сучья так велики, что каждый из них мог стать крупным деревом.2. Вслед за жаркими днями наступают холодные ночи, иногда с заморозками. Камни от этого трескаются и слышатся звуки, похожие на отдалённые взрывы.3. Здесь можно встретить травянистые злаки метровой, а иногда трёхметровой высоты, среди которых встречаются редкие деревья, сбрасывающие листья в сухое время года. 4. Здесь ветер - великий властелин и властный хозяин. Караванщики говорят, что вместе с ним сюда приходит смерть. 5. Здесь можно встретить огромные стада диких буйволов, антилоп, а у берегов озера ковёр из диких фламинго... 6. Многие животные приспособились жить на деревьях, так как идут каждый день ливневые дожди. 7. Ясно выражены два сезона года: влажный и сухой.8. Большие суточные, годовые амплитуды температур вызывают сильное выветривание.9. Эти леса, разнообразные по видовому составу, многоярусные, цветут и плодоносят круглый год.
Природная зона
1. Влажные экваториальные леса2. Саванны и редколесья3. Пустыни
6.Страноведение. (5мин)
Используя политическую карту мира вставить в стихотворение пропущенные названия стран или столиц.
Начнем со столицы Египта-………..А также Киншасы-столицы Заира.Обе столицы весьма населенны:В ……., Киншасе живут миллионы.А третья, чьи крыши вонзаются в небоСредь гор Эфиопии - ……………..А рядом, пожалуйста вы не забудьте,Столица Джибути зовется ……………..И должен запомнить любой пассажир:Столица ………. зовется Алжир.Столица Туниса зовется …………...(Страна протянулась полоскою вниз).На запад - Марокко, столица-…………...Африки Север - очень богат:Нефть, фосфориты, пробка, маслины,А также грейпфруты и апельсины.Нефть и оливы найдем мы и в Ливии,………….-город всех прочих красивее.Страна богатеет на нефти и газе.Вторая столица-город …………...Столицы всех стран - современные портыСредиземноморья, а также курорты.
Начнем со столицы Египта-КаираА также Киншасы-столицы Заира.Обе столицы весьма населенны:В Каире, Киншасе живут миллионы.А третья, чьи крыши вонзаются в небоСредь гор Эфиопии - Аддис-Абеба.А рядом, пожалуйста вы не забудьте,Столица Джибути зовется Джибути.И должен запомнить любой пассажир:Столица Алжира зовется Алжир.Столица Туниса зовется Тунис.(Страна протянулась полоскою вниз).На запад - Марокко, столица-Рабат.Африки Север - очень богат:Нефть, фосфориты, пробка, маслины,А также грейпфруты и апельсины.Нефть и оливы найдем мы и в Ливии,Триполи-город всех прочих красивее.Страна богатеет на нефти и газе.Вторая столица-город Бенгази.Столицы всех стран - современные портыСредиземноморья, а также курорты.
V.Подведение итогов урока: сбор печатных отчётов групп, выставление оценок. (3 мин)
VI.Домашнее задание: (2мин)
Каждая группа готовит сообщение на тему:
Памятка туристу, уезжающему в Африку .Реклама туристической фирмы маршрута по Национальному Парку Серенгети .Африка-рай или ад для животных?

Тема «Обобщающее повторение по теме «Африка»
Тип: обобщение и систематизация знаний и умений
Форма: соревнование команд
Цели:
дидактические – обобщить знания учащихся по теме «Африка»; повторить основные объекты номенклатуры; выявить возможные пробелы знаний;
развивающие - продолжить формирование умения работать с картами атласа; способствовать развитию творческих способностей учащихся;
воспитательные – способствовать повышению интереса к предмету; формированию товарищеской взаимопомощи, дисциплинированности.
Оборудование:
карта Африки, атласы, карточки с кроссвордами, таблички с названиями географических объектов Африки
Ход урока:
Организационный момент:
деление класса на 4 команды, объявление порядка проведения урока, системы оценивания
Проведение игры:
«Путешествие вокруг Африки»
От команд выходят по 1 участнику, рисуют на доске контур Африки, следующие участники команд выходят по одному и подписывают объекты, по которым и мимо которых проплываем, путешествуя вокруг Африки.
Оценивание: правильный контур – 2 балла, каждый правильно подписанный объект – 1 балл.
«Отгадай кроссворд»
«Африка»: 1. Самый большой остров у берегов Африки. (Мадагаскар)2. Растения в экваториальном лесу, живущие на стволах и ветвях деревьев.(эпифиты)3. Водопад на реке Замбези (Виктория)4. Известный английский исследователь, который в с. ХIХ в. совершил несколько путешествий по Южной Африки (Ливингстон)5. Русский исследователь Центральной и Восточной Африки (Юнкер)6. Крайняя западная точка материка (мыс Альмади)«Рельеф Африки»1. Горы на северо-западе материка (Атлас)2. Мыс, крайняя восточная точка Африки (Хафун)3. Горы на юго-востоке Африки (Драконовы)4. Самый крупный потухший вулкан (Килиманджаро)5. Нагорье на востоке материка (Эфиопское)6. Пустыня на юге Африки (Калахари)«Воды Африки».1. Сухие русла рек (вади)2. Нагорье, с которого берет начало р.Голубой Нил (Эфиопское)3. Третья по длине и площади бассейна река Африки и(Нигер) 4. Озеро, образовавшееся в разломе земной коры (Танганьика)5. Самая полноводная река Африки (Конго)6. Мелководное озеро Африки, площадь которого меняется по сезонам года (Чад)
Оценивание: каждое правильное слово – 1 балл
3. Конкурс «Кто такой? Что такое?»
Командам предлагается географический или природный объект. Необходимо наиболее полно ответить на вопрос: «Кто такой? Что такое?»
За полный правильный ответ - 2 балла, неполный - 1 балл. Команды могут помогать отвечать, зарабатывая дополнительные баллы. Каждой команде задается по 5 вопросов.
Намиб (самая сухая пустыня, расположенная на юго-западе Африки)
Гепард (самое быстрое животное, обитающее в африканских саваннах)
Чад (пересыхающее озеро в Сахаре или страна в Центральной Африке)
Гондвана (древний материк, в результате раскола которого и образовалась Африка)
Окапи (эндемик, животное, обитающее во влажных экваториальных лесах, саваннах и редколесьях)
Баобаб (дерево, растущее в саваннах)
Сомали (единственный крупный полуостров, который находится на востоке материка или страна Восточной Африки)
Танганьика (самое глубокое озеро, расположенное на востоке в системе Великих Африканских разломов)
Арабы (народ Северной Африки, самый многочисленный в Африке)
Нигер (река на западе Африки или страна Западной Африки)
Ливингстон (английский путешественник, исследователь Южной Африки, открывший водопад Виктория)
Килиманджаро (потухший вулкан, высшая точка Африки – 5895м)
Асуан (город в Египте, в котором построена Асуанская ГЭС)
пигмеи (самые низкорослые жители Земли, проживающие в экваториальной Африке)
Конго (самая полноводная река в Африке или страна Центральной Африки)
4.Географические объекты Африки
На обратной стороне доски нарисован эскиз Африки. Команды получают наборы карточек (определенного цвета) с названиями географических объектов Африки. Каждый участник выходит к эскизу и прикрепляет карточку магнитом в соответствующей части материка.
Оценивание: каждая правильно расположенная карточка с объектом- 1 балл.
5. «Эрудит»
1. Это государство расположено на севере материка; богато нефтью; находится в тропическом и субтропическом поясах; большую часть территории занимает пустыня Сахара; на севере омывается Средиземным морем; на юге граничит с Мали и Нигером; высочайшая точка г.Тахат в нагорье Ахагар; население страны относится к южной ветви европеоидной расы.(Ключевой признак: нагорье Ахагар.)
2. Солнце начинает неимоверно жечь, едва появившись из-за горизонта, к полудню температура воздуха переваливает за 30 градусов; на небе появляются кучевые облака; после полудня разражается ливень; он часто сопровождается шквальным ветром, грозой, ураганом, стихает обычно к концу ночи, и только перед рассветом наконец-то наступает долгожданная прохлада. Покажите это место на карте Африки. (Экваториальный пояс).
Можно, к примеру, к данному описанию поставить другой вопрос: «Назовите коренных жителей описанной местности».
3. Эта местность образовалась в результате опусканий отдельных участков Африканской платформы. Её абсолютная высота 200-500м. Климат жаркий и влажный. Протекает полноводная река. Она относится к бассейну Атлантического океана. Растут фикусы, пальмы, лианы. Из обитателей фауны многочисленны насекомые, грызуны, птицы. (Впадина Конго.)
4. Этот географический объект Африки является частью Африканской платформы. Его склоны покрывают жёстколистные леса. Он располагается южнее тропика. Максимальная высота 3482м. Осадков выпадает больше на восточных склонах. Омывается течением мыса Игольного. Из культурных растений выращивают цитрусовые, оливки, арахис. (Драконовы горы).
5. Здесь проходит полоса разломов. Часты землетрясения. Десятки вулканических конусов возвышаются над местностью. На западе и юге склоны круты и обрывисты. Хорошо выражена высотная поясность. Выше 1800м вечнозелёные леса сменяются саваннами. Здесь находится один из истоков Нила. (Эфиопское нагорье).
6. Назовите природную зону, которую украшает это растение. Оно листопадное, не выносит тени. Отдельные экземпляры достигают в диаметре 3-4 и более метров. Может «худеть» и «толстеть» т. е. менять объём ствола. Древесина непригодна для топлива и стройматериалов. Зацветает с приходом дождей. Плодами любят лакомиться обезьяны. (Баобаб, растёт в саванне).
7. Определите, где находится этот географический объект, в котором годовое количество осадков составляет сумму, меньшую 100мм. Зимние температуры могут понижаться до отрицательных. Январские температуры иногда достигают отметки +430. Здесь находятся богатейшие залежи алмазов. Вся местность повышается с запада на восток. Расположен национальный парк Иона. Произрастает оригинальное голосемянное «дерево», ствол которого не превышает в высоту 50см и имеет всего два длинных листа. (Пустыня Намиб).
Оценивание: команда, первой правильно называющая ответ получает 1 балл за каждый вопрос
III конкурс "Узнай народ Африки".
Маленькие, коричневатые, иногда даже желтоватые, рост их не превышает 140см. Выпуклый лоб и большие карие миндалевидные глаза придают им сходство с гномами. Но больше они походят на детей. Живут охотой, кочуют, каждый раз воздвигая свои незатейливые постройки. Строят жилища женщины. Жители лесов. Численность постоянно уменьшается.
(пигмеи)
Для этого народа характерна смуглая кожа, тёмная окраска волос и глаз, удлинённый череп, узкий нос, овальное лицо. Это представители европеоидной расы, живут на севере материка, говорят на арабском и берберском языках.(алжирцы, марокканцы, египтяне, берберы)
Для этих народов характерен желтовато-коричневый цвет кожи, широкое плоское лицо, низкорослые, но тонкокостные. Жители полупустынь и пустынь. Похожи на монголоидов.
(бушмены, готтентоты)
Эти народы стройные и грациозные, отличаются очень тёмным, почти чёрным цветом кожи, их средний рост 180-200см. Жители саванн.
(тутси, нилоты, масаи).
Оценивание: за каждый правильный ответ (каждая команда письменно даёт свой вариант ответа) – 1 балл
III. Подведение итогов, выявление команды – победительницы; выставление оценок (можно применить приём взаимооценки)