«Тимур и его команда» (4 класс)

Урок литературного чтения в 4 классе
по повести А. Гайдара «Тимур и его команда»
Цели:
- познакомить учащихся с эпизодами жизни и творчества А. Гайдара, с текстом повести «Тимур и его команда»;
- учить работать с дополнительной литературой, выделяя основные моменты;
- учить высказывать свои суждения по предлагаемым вопросам;
- познакомить учащихся с новыми словами;
- воспитывать у детей уважение к людям старшего поколения.
Оборудование: портрет А. Гайдара, иллюстрации к повести, выполненные учащимися, выставка книг писателя.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Большой, веселый, ясноглазый, Присев к ребячьему костру, Он сочинил свои рассказы, Как бесконечную игру.
-К сегодня ребята мы продолжаем работать над текстом А. Гайдара «Тимур и его команда». Каждая группа-команда, распределила обязанности:
- художники-иллюстраторы готовили свои работы к уроку (они представлены на доске),
- биографы должны были познакомиться с биографией А. Гайдара.
- библиографы должны были узнать историю создания повести.
- вдумчивые читатели внимательно прочитать повесть, обратив внимание даже на мелкие детали.
Сегодня на уроке у нас будет работать три команды:
- « Татьяна и его команда»;
- «Борис и его команда»;
- «Андраник и его команда».
Самая дружная, самая интеллектуальная команда станет победительницей, заслужив большее количество красных звездочек за правильные ответы.
2. Проверка домашнего задания.
Ребята, давайте поделимся своими впечатлениями от повести А. Гайдара «Тимур и его команда» (по одному человеку от команды).
-Светлая романтическая повесть Гайдара стала праздником для юных читателей. Миллионы мальчишек хотели подражать Тимуру, миллионы девочек – Жене.
-Главные герои книги такие же дети как мы.
-Придумали систему сигнализации, вели разведку, издавали свои приказы и т.д. Вместе с тем, все эти игровые действия совершались не ради забавы, а для того, чтобы в нужную минуту прийти людям на помощь.
3. Слово учителя.
Действительно, повесть замечательная. Но, к сожалению, забытая современным поколением читателей. А этой повестью наверняка зачитывались ваши бабушки и дедушки, мамы и папы. Вот мы сегодня на уроке чтения постараемся подарить этой повести новую жизнь, вернуть имя А. Гайдара читателям 21 века. А личность этого писателя, судьба этого человека необыкновенная. Известный детский писатель С. Михалков посвятил ему такие строки (эпиграф).
Он жил, как должен жить боец,
И умер, как солдат. С. Михалков.
А что интересного удалось узнать нашим биографам о жизни А. Гайдара?
4. Выступление биографов.
Из каждой команды приглашается по одному человеку.
-Алсу
-Борис
-Настя
5. Слово учителя.
Гайдар действительно был бойцом. Вначале он сражался в рядах Красной Армии.
Потом стал детским писателем и продолжал борьбу за души ребят, мальчишек и девчонок, хотел, чтобы они выросли настоящими людьми, патриотами, гражданами своей страны, людьми, которые способны окружить заботой и теплом нуждающихся в этом людей.
И в этом ему помогли его книги.
6. Выступление библиографов.
Написана в 1940 году
Книга вышла в печать 1941 году.
В течение всего сентября печаталась в газете «Пионерская газета»
В 1940 г. Гайдар написал сценарий «Тимур и его команда»
В этом же году вышел на экран фильм «Тимур и его команда»

В его произведениях большое место занимает военная тематика. Любовь к Красной Армии сохранилось у писателя на всю жизнь. Обратите внимание – в каждом произведении Гайдара есть военные. И сказано о них с большой теплотой и уважением.
Очень любил детвору и удивительно хорошо понимал ребят, знал их достоинства и маленькие слабости, дружил с ними. Детей, особенно мальчишек он знал насквозь, с одного взгляда, и умел говорить с ними.
У детей – героев произведений – сложный душевный мир. Они дружат, играют, ссорятся, обижаются, переживают, но живут общей жизнью со взрослыми, интересуются всем, что происходит вокруг.

Список произведений:
Рассказы:
Василий Крюков
Голубая чашка
Горячий камень
Дальние страны
Дым в лесу
Клятва Тимура
Комендант снежной крепости
Мальчиш - Кибальчиш
Прохожий
Пусть светит
Четвертый блиндаж
Чук и Гек

Повести:
Военная тайна
Р. В. С.
Судьба барабанщика
Тимур и его команда
Школа

Ранние и неоконченные произведения:
Бумбараш
В дни поражений и побед
Жизнь ни во что
На графских развалинах
Обыкновенная биография
Публицистика:

·Аркадий Гайдар-в газете
Статьи 1941-го года
Фронтовые очерки
7. Словарная работа. (слайды) Аккордеон, замшелой, эскадра, дивизион.
8. Работа над текстом.
- Кто такие Ольга и Женя? Похожи ли сёстры?
-Какая Ольга?
-Какая Женя?
- Кто старше? Почему вы так думаете?
- На каком музыкальном инструменте играла Женина сестра Ольга? (На аккордеоне.)
- Прочитайте по ролям разговор сестёр.
- На какой необычный чердак попала Женя?
(Подростки из дачного поселка, вроде играя, тайно от взрослых, создали свою команду, оборудовали в старом заброшенном сарае штаб.

- Что обнаружила Женя на чердаке? (Женя обнаружила, что чердак обитаем. На стене висели мотки веревок. Фонарь, два скрещенных сигнальных флага и карта поселка, вся исчерченная непонятными знаками. Тут же стоял перевернутый фанерный ящик. Возле дырявой замшелой крыши торчало большое, похожее на штурвальное, колесо. Над колесом висел самодельный телефон).

- Что рассердило ребят из команды Тимура, ведь Женя забралась на чердак в своём саду?

- С кем Тимур собирался починить оборванные Женей провода? (С Колей Колокольчиковым.)

- На какие дома ставили звезды ребята из команды Тимура? (Если на воротах нарисована звезда, значит, из этого дома человек ушел в Красную Армию, и дом находится под охраной и защитой команды Тимура. А если лучи звезды обведены широкой черной каймой, значит красноармеец из этого дома погиб).

- Имя мальчика, который рассказал о пропавшей козе (Сима Симаков)

- Назовите имя девочки, хозяйки козы (Нюрка)
- Найдите отрывок из повести «Тимур и его команда» разговор Тимура и Мишки Квакина прочитайте (с.120)
- Почему Оля невзлюбила Тимура? С чьей легкой руки это произошло? (Оля невзлюбила Тимура, так как видела его, когда он разговаривал с Квакиным, а молочница сказала, что эти мальчишки грабят сады)

- Существуют ли в нашей жизни «квакинцы»? (Да, к сожалению, в наше время, есть «квакинцы». Они от безделья, лени, равнодушия пьют алкогольные напитки, употребляют наркотики, хулиганят, совершают преступления, обижают младших. Но наше общество стараются бороться с ними, направляют их на правильный путь.)

-Расскажите о делах тимуровской команды.( На воротах одиноких, обиженных стариков, семей откуда уходили отцы или сыновья в армию или на фронт, попавших в беду делали пометки красной звезды)

-Что означало Красная звезда? (Красная звезда означало, что этим людям нужна помощь и им надо помочь.)
9. Подведение итогов. Беседа.
1.)О чем заставила вас задуматься повесть А. Гайдара «Тимур и его команда»?
2.) Как вы думаете, есть ли сейчас люди, которые нуждаются в помощи? А как можно им помочь?
3.) Что вам сегодня понравились на уроке?  4.) Что для себя взяли полезного с урока?  5.)Умеете ли вы дружить? Оцените на сколько это у вас получается?
Домашнее задание. Учащимся предлагается на выбор темы для небольшого сочинения:
1. Если бы я был тимуровцем 2. Как я помогал людям.
Тест по повести «Тимур и его команда»
1. Назовите фамилию главного героя повести:
а) Гараев;
б) Ковалев;
в) Смирнов.
2. Кто не является членом команды Тимура:
а) Сима Симаков;
б) Коля Колокольчиков;
в) Мишка Квакин.
3. Как звали собаку Тимура:
а) Мухтар;
б) Тайфун;
в) Рита.
4. На воротах каких домов тимуровцы рисовали красные звездочки:
а) где жили пожилые люди;
б) где кто-то уходил в Красную Армию;
в) где жил военный человек.
5. На каком музыкальном инструменте играла Ольга:
а) баян;
б) аккордеон;
в) гитара.
6. Какую профессию хотела получить Ольга:
а) инженер;
б) музыкант;
в) доктор.
7. Какое воинское звание было у отца Жени:
а) подполковник;
б) полковник;
в) генерал.
8. Как тимуровцы наказали компанию Квакина:
а) отвели в милицию;
б) закрыли в пустой будке на базарной площади;
в) заставили съесть все ворованные яблоки.
9. За что тимуровцы наказали компанию Квакина:
а) за кражу козы;
б) за воровство яблок из чужих садов;
в) за угрозу Тимуру.

15