Урока окружающего мира (УМК «Школа России») Дикие и домашние животные(2 класс)


Технологическая карта
урока окружающего мира (УМК «Школа России»)
Автор - составитель: Зайцева Е.А.
Класс
2
Тип урока комплексного применения знаний и умений
Технология построения урока проблемно-диалогическая
Тема « Дикие и домашние животные»
Цель формирование общего представления о диких и домашних животных
Задачи сформировать понятия «Дикие животные» и «Домашние животные»;
выявить особенности жизни диких и домашних животных
узнать, как появились домашние животные, раскрыть значение их для человека.
Основные термины и понятия Дикие и домашние животные, животные, млекопитающиеся, птицы, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Планируемый результат
Предметные умения
Различать диких и домашних животных;
Приводить примеры различных видов животных;
Рассказывать о значении домашних животных для человека.
МетапредметныеуменияРегулятивные УУД
Понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить
Рассматривать и сравнивать рисунки
Осуществлять самопроверку
Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке
Коммуникативные
Высказывать свое предложение на основе учебного материала
Уметь слушать и понимать речь других
Познавательные
Использовать информацию из учебника и других источников.
Умение давать определениям понятиям на основе начальных сведений о сущности и особенности объектов.
Личностные УУД
Осознавать красоту окружающего мира
Определять правила работы в паре, группе
Организация пространства
Формы работы Ресурсы
Фронтальная
Индивидуальная
Работа в паре
Работа в группах
Книгопечатная продукция
А.А. Плешеков. Окружающий мир 1 часть. 2 класс
А.А. Плешеков. Окружающий мир, рабочая тетрадь
1 часть. 2 класс
Технические средства обучения
Интерактивная доска, компьютер, презентация
Дидактические задачи этапов урока
Этапы урока Дидактические задачи
I Мотивация к учебной деятельности
(организационный) Способствовать выработка на личностно - значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.
IIАктуализации знаний Активизировать мыслительные операции, необходимых для проблемного изложения нового знания
IIIПроблемного объяснения нового материала Обеспечить мотивацию для принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
Создать условия для формулировки цели урока и постановки учебных задач.
IVСамостоятельное применение знаний, закрепление Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации
V Итог урока Организовать фиксацию степени соответствия результатов деятельности на уроке и поставленной цели; проведение самооценки учениками работы на уроке.
VI Этап информации учащихся о домашнем задании. Обеспечить мотивацию для выполнения домашнего задания и задания на выбор.
Технология изучения темы
Этапы урока Формируемые умения Деятельность учителя Деятельность учащихся
I Мотивация к учебной деятельности
(организационный) Метапредметные (УУД)
регулятивные:организация своего рабочего места;
личностные:создание положительного настроя на урок. Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Все тихонько быстро встали,
Подравнялись и собрались.
Скажем: «Здравствуйте» друг другу
И посмотрим на столы
Всё, что нужно принесли?
А теперь мы прямо сели,
На меня все посмотрели.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем –
Ничего не пропускаем.
- Давайте улыбнёмся друг другу, пожелаем хорошего настроения и приятных впечатлений.
Дети проверяют свои рабочие места
IIАктуализации знаний Метапредметные (УУД)
познавательные:
- выполнять анализ; обобщение;
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
-проверять правильность выполнения задания
коммуникативные
-слушать и понимать речь других;
-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
1. Работа над кроссвордом
- Наш урок я хотела бы начать с решения кроссворда.
- Я буду читать загадки, а вы их отгадываете. Слово-отгадку будем вставлять в кроссворд.  Отгадаем кроссворд и узнаем тему урока.
Сообщение темы урока
- Итак, о ком пойдет речь сегодня на уроке?
- Давайте, вспомним,на какие виды делятся животные? Приведите свои примеры Слайд 2
- К какой группе животных относятся эти животные?
- По каким признакам вы определили?
-Сегодня на уроке мы будем говорить о животных.
- Насекомые, птицы, земноводные, пресмыкающиеся, рыбы
- Это звери или млекопитающие
- Тело покрыто шерстью
- 4 пары конечностей
- Живородящиеся детеныши
- детей кормят молоком
IIIПроблемного объяснения нового материала Метапредметные (УУД)
регулятивные
- понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить
Метапредметные (УУД):
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
познавательные:
-определять границы знания/незнания;
регулятивные:
-высказывать свои предположения;
осуществлять самоконтроль;
Предметные:
- знать понятие «экология»;
-знать правили поведения в природе на основе практических заданий
Метапредметные УУД:
познавательные:
-определять границы знания/незнания;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
регулятивные:
- рассматривать и сравнивать рисунки
- осуществлять самопроверку
-высказывать свои предположения;
Групповая работа
- А сейчас я предлагаю вам поработать в группе. У вас на столах лежат конверты. В них вы найдете картинки с животными, распределите их на группы.
(лиса, заяц, волк, мышь, корова, овца, куры, пчелы) Слайд 3
2. Сообщение цели урока.
- Как вы думаете, на какие вопросы мы сегодня будем отвечать?) Слайд 4, 5, 6
Работа над новым материалом.
А) Просмотр видеоролика из электронного приложения
– Сейчас мы проведем небольшую исследовательскую работу, в конце, которой выдолжны ответить на вопрос:
Каких животных мы называем домашними, а каких дикими?
- Но сначала посмотрим небольшой видеоролик. Смотрите и слушайте внимательно!(Видеоролик)
- Итак, вы посмотрели видеоролик о животных, а теперь вернемся к нашему вопросу. Напомните мне его.
Б) Работа с таблицей.
- Чтобы дать полный ответ на вопрос, вам нужно заполнить таблицу, которая находится в конверте под №2
Животные
Дикие Домашние
Кто кормит?
Кто строит им жилище?
Кто заботится о потомстве?
Сами добывают пищу
Сами строят жилище
Сами вскармливают детенышей Кормит человек
Жилище строит человек
Человек помогает вскармливать детенышей
Слайд 7, 8, 9.
В) Игра «Угадай по описанию»
- Попробуйте отгадать животное, которое я загадала по описанию. Прочитайте в группе. Узнайте это животное по описанию. К какой группе животных вы его отнесете.
- Тело этих животных покрыто шерстью, принадлежат они к классу млекопитающих. Большой череп, развитые хватательные конечности, сгибающаяся и разгибающаяся кисть, цветовое острое зрение, хорошее осязание, чувствительные органы – пальцы.Это наши ближайшие сородичи.
- Правильно, это – обезьяны. К какой группе мы их отнесем? Слайд 10
- Многие обезьяны живут в зоопарках. Человек заботится о них. Значит они домашние животные?
- Каких домашних животных разводят в нашем крае?Слайд 11— Для чего человек выращивает домашних животных?На доске появляется таблица.Слайд 12 - продукты питания- шерсть- транспортное средство- охрана жилища
-Что еще мы допишем в нашу таблицу?
Животные
Дикие Домашние
Кто кормит?
Кто строит им жилище?
Кто заботится о потомстве?
Сами добывают пищу
Сами строят жилище
Сами вскармливают детенышей Кормит человек
Жилище строит человек
Человек помогает вскармливать детенышей
Приносят пользу человеку
-  А как появились домашние животные?- Давайте мы с вами перенесёмся на несколько веков назад, к нашим предкам. Давным-давно, когда еще не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, очень редко находили они себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки стали добрее, а их детеныши привязались к человеку, стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать искать ему и добывать пищу. Шло время. Число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников.
(просмотр мультфильма «Кот, который гулял сам по себе»)
- Давайте вернемся к моему вопросу. Откуда появились домашние животные? Как они стали домашними?
Г) Первичное закрепление. Работа по учебнику.
- Откроем учебники и рассмотрим фотографии. Выполним задание по №2, 3
4. Физкультминутка Дети работают в группах. Каждая группа рассказывает о том, как распределила животных. Почему?
1 группа: лиса, заяц, волк, мышь,
2 группа: корова, овца, куры, пчелы
- Каких животных называют дикими, а каких домашними?
- Чем отличаются дуг от друга?
-Учащиеся самостоятельно знакомится с новым материалом, с понятиями дикие и домашние животные. При этом, являются исследователями.
- Каких животных мы называем домашними, а каких дикими?
Ученики работают в группах
- Это обезьяны.
Дети высказывают свои мнения и приводят доказательства.
Дополняют таблицу
Приносят пользу человеку
Сообщение готовят дети
Соединяют названия и картинки.
IVСамостоятельное применение знаний, закрепление Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верное выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Самостоятельная работа по тетрадям на печатной основе.
- Откройте ТП с 50. Сейчас каждый поработает самостоятельно над заданием №1. Давайте его прочитаем.
- В задании написано, чтобы вы провели взаимопроверку. Слайд 15
- Молодцы, справились с заданием, а теперь попробуйте выполнить задание под цифрой 2.Слайд 16
- Хорошо вы потрудились. Я вам предлагаю еще сыграть в одну игру. Только будьте внимательны.
Игра «Назови детеныша» Слайд 17
Свинья – поросята
Корова – теленок
Утка – утята
Гусь – гусята
Лошадь – жеребята
Овца – ягнята
Кошка – котята
Собака – щенки
Курица – цыплята Учащиеся выполняют с/работу в тетрадях, с взаимопроверкой
V Итог урока
VI Этап информации учащихся о домашнем задании. Метапредметные (УУД):
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли 1. РефлексияСлайд 18
- Сегодня мы проделали очень большую работу.
- Давайте подведем итог нашего урока.
- Что нового узнали на уроке?
- Чем бы вы могли поделиться с другими?
- Что на ваш взгляд у нас получилось, что не получилось?
2. СамооценкаСлайд 19
- Я предлагаю вам провести самооценку по проделанной работе. В конверте №2 найдете знакомую вам табличку. Раскрасьте, тот кружок, на уровне, которого вы находитесь.

1.Дача домашнего задания.Слайд 20
Чтобы продолжить наше удивительное путешествие в мир животных запишем домашнее задание. Дома вы ещё раз прочитаете в учебнике о диких и домашних животных на с.72-75. И в тетради выполните задание на странице с.51. Задание№3,4.Задание по выбору:• Найти другие легенды о животных;
• Сочинить сказку о диких или домашних животных. Дети записывают домашнее задание..