Рабочая программа курса внеурочной деятельности Рисуем-мастерим для 4 класса


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Рисуем-мастерим" для 4 класса начального общего образования составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы начального общего образования по внеурочной деятельности. Система Л.В. Занкова: сборник программ /сост. Е.Н.Петрова.-2-е изд., испр. и доп. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2012.-176с.
Для реализации данной рабочей программы используется учебно-методический комплекс под редакцией Т.Н. Просняковой.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год (2 часа в неделю).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РИСУЕМ-МАСТЕРИМ»
Личностные универсальные учебные действия
У учащегося будут сформированы:
внутренняя позиция положительного отношения к художественному творчеству;
широкая мотивационная основа к творческой деятельности;
интерес к новому содержанию и новым способам познания и реализации творческого замысла;
ориентация на понимание причин успеха в художественно-творческой деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
способность к самооценке на основе критериев успешной творческой деятельности.
Учащийся получит возможность для формирования:
мотивации к самовыражению и самореализации;
устойчивого познавательного интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/ не успешности художественно – творческой деятельности;
морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
понимать, что разные способы и приемы приводят к различным результатам;
различать задачу урока, направленную на процесс отработки навыка либо на конкретный результат;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Учащийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в художественно- творческую и познавательную;
самостоятельно находить варианты решения познавательной и творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
допускать существование различных точек зрения;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;
формулировать собственные мнения и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
использовать речь для регуляции своего действия;
владеть монологической и диалогической формой речи.
Учащийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь;
адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов;
высказываться в устной и письменной форме;
ориентироваться на разные способы решения познавательных и художественно- творческих задач;
владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (составлять целое из частей);
проводить сравнения, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку );
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п.
Предметные результаты
Учащийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с художественно-творческой задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
использовать навыки художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной практике, в самостоятельной работе и в быту.
В процессе изучения курса « Рисуем-мастерим» учащимся будут освоены виды деятельности:
освоение основ изобразительной и художественно-конструкторской деятельности;
изображение с натуры, по памяти и воображению;
выбор и применение выразительных средств для реализации замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании;
простейшее проектирование (принятие идеи, поиск информации, создание образа объекта, определение особенностей конструкции и технологии изготовления, выбор материалов и инструментов, реализация замысла, корректировка, представление своей работы);
использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных и прикладных техник, а также их сочетания: аппликации, коллажа. Бумажной пластики, плетения, мозаики, моделирования, конструирования и рисования;
участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства и работ учащихся;
проведение выставок и презентаций своих работ, посещение музеев и экскурсий.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РИСУЕМ-МАСТЕРИМ»
В 4 КЛАССЕ.
Раздел 1. Виды художественной деятельности и культура труда
Содержание этого раздела нацелено на развитие эмоционально-ценностного восприятия учащимися различных видов профессионального и народного декоративно-прикладного искусства России и народов мира (рисунок, живопись, скульптура, дизайн, декоративно-прикладное творчество). Учащиеся на протяжении всего курса знакомятся с произведениями художников и мастеров, скульпторов и архитекторов. Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как выражение отношения человека к природе и обществу, проследить сходство мотивов, сюжетов и приемов художественной обработки мастеров, связь содержания произведений с природными, бытовыми и праздничными событиями.
1.Восприятие произведений искусства
1.1. Роль изобразительного искусства в повседневной жизни человека. Где мы встречаемся с искусством?
1.2. Художники и мастера. Кто создает произведения искусства?
Знакомство с великими художниками, скульпторами, архитекторами, с их жизнью и творчеством.
1.3. Художники и зрители. Образная сущность искусства, его условность. О чем говорит искусство? Знакомство с крупнейшими музеями искусства России и мира.
1.4. Богатство и разнообразие художественной культуры России и мира. Музеи прикладного творчества, музеи-усадьбы, музеи-заповедники России и других стран.
1.5. Восприятие и эмоциональная оценка произведений искусства.
2. Виды и жанры изобразительного искусства
2.1. Рисунок
Рисование разнообразными материалами: карандаши, ручки, фломастеры, мелки, уголь, пастель, сангина, тушь.Графика как вид изобразительного искусства. Основные виды графики: станковая, книжная, прикладная, плакат.
Основные выразительные средства графики: линия, штрих, пятно.
Графические техники и приемы. Различные виды линий и штрихов.
Основная и вспомогательная роли рисунка.
Общие и характерные черты в изображении людей, растений, животных, птиц, насекомых, архитектурных объектов и различных предметов.
Сочетание рисунка с различными прикладными техниками: с аппликацией, коллажем, вырезанием, конструированием.
Знакомство с рисунками великих мастеров.
2.2. Живопись
Основные виды живописи: монументальная, станковая, прикладная, декоративная.
Живописные материалы: акварельные краски, гуашь, тушь, пастель.
Выразительные средства живописи: цвет, линия, и пятно, фактура, светотень, контрасты, ритм.Язык цвета в живописи.
Различные живописные техники и приемы: раздельный мазок, лессировка, живопись по сырому, двухцветный мазок, смешивание с белой и черной краской и др.
Знакомство с шедеврами живописи и великими художниками.
Создание живописных работ в различных жанрах: портрет, пейзаж, натюрморт и др.
Сочетание техник рисунка и живописи: акварель и графика, граттаж и др.
Сочетание живописных техник с прикладными (аппликация, коллаж, конструирование, изонить, вырезание, плетение).
2.3. Скульптура
Знакомство с произведениями скульптуры.
Основные виды скульптуры: монументальная (памятники), монументально-декоративная (в архитектуре, садово-парковая скульптура), станковая, мелкая пластика.Выразительные средства скульптуры: объем, силуэт, фактура, иногда цвет.
Материалы для скульптуры. Работа с пластилином, тестом, глиной, природными материалами.
Основные приемы работы с пластическими материалам: вытягивание, расплющивание, раскатывание, обрубовка, штамповка по поверхности, выбирание, соединение отдельных частей.
Создание объемных изделий и художественных образов из пластических материалов.
Виды рельефа: барельеф, контррельеф, горельеф. Создание рельефного изображения из пластилина и соленого теста.
Создание объемных изделий из пластилина и природных материалов.
2.4 Архитектура
Знакомство с шедеврами архитектуры России и других стран.
Отражение в архитектуре духовно-нравственных ценностей различных культур.
Особенности строительства жилища в различных природных зонах. Влияние природных условий на выбор материала и форму постройки.
Конструирование моделей жилищ разных народов.
Создание рисунков, моделей и коллажей с изображением шедевров мировой архитектуры.
Создание эскизов и моделей фантастических сооружений и зданий будущего.
2.5. Художественное моделирование, конструирование и дизайн
Основные виды и особенности дизайна. Эстетика и функциональность. Дизайн предметов бытового назначения, промышленный дизайн, дизайн среды (интерьеры), ландшафтный дизайн.
Материалы для моделирования и конструирования для создания изделий бытового назначения: бумага, картон, бросовые, природные, текстильные материалы.
Приемы работы с различными материалами для создания объемных и плоских изделий для повседневного использования.
Самостоятельное изготовление дизайнерской бумаги для последующего использования ее в конструировании и моделировании.
Создание несложных объектов для использования в повседневной жизни: игрушки, открытки, подарки, изделия для дома и пр.
Создание эскизов, моделей, макетов дизайна различного назначения: дизайн одежды, автомобилей, причесок, бытовых предметов, интерьера.Сочетание техник моделирования и конструирования с элементами живописи и рисунка.
2.6. Декоративно-прикладное искусство
Роль декоративно-прикладного искусства в жизни человека, его исторические корни.
Украшение жилища, предметов быта, костюма.
Сказочные образы в народной культуре и в декоративно-прикладном искусстве.
Образы природы как основа декоративных форм в прикладном искусстве.
Произведения народных промыслов России (филимоновская игрушка, мезенская роспись, каргопольская игрушка, пермогорская роспись, городецкая роспись, хохлома, дымковская игрушка, гжель, жостовская роспись и другие), народный костюм, предметы быта и элементы старинного вооружения.Создание изделий по мотивам произведений декоративно-прикладного искусства с использованием различных техник: лепка, вышивание, вырезание, плетение, аппликация, коллаж, конструирование.
2.7. Жанры изобразительного искусства
Разнообразие жанров изобразительного искусства: натюрморт, портрет, пейзаж, анималистический, батальный, исторический, бытовой, книжная графика, каллиграфия, компьютерная графика, карикатура, диорама, художественная фотография.Специфические особенности жанров в различных видах изобразительного искусства.
Сочетание разных жанров в одном произведении.
3. Основы культуры труда
3.1. Рукотворный мир как результат труда человека.
3.2. Мастера, создающие красивые и полезные изделия. Мир профессий людей, связанных с искусством, дизайном, прикладным творчеством.
3.3. Материалы для творчества. Природа – основной источник материалов. Бережное отношение к природе.
3.4. Организация рабочего места в зависимости от вида работы.
3.5. Правила безопасной работы с материалами и инструментами.
3.6. Отбор необходимых инструментов и самостоятельное изготовление несложных инструментов и приспособлений для творчества.
3.7. Различные виды деятельности: индивидуальная, работа в малых группах, коллективное творчество.
3.8. Элементарная творческая и проектная деятельность (индивидуальная и коллективная).
Раздел 2. Основы художественной грамоты
Художественные знания, умения и навыки являются важным средством приобщения к художественной культуре. На начальном этапе обучения большое внимание уделено работе с цветом как основным выразительным средством живописи. Дети осваивают особенности работы с гуашью, акварелью, фломастерами, цветными карандашами, а также возможности цвета для передачи своеобразия природы, эмоционального настроя в живописных и декоративных композициях. Знакомство с графическими средствами выразительности происходит при освоении различных видов линий и штрихов, разных способов получения силуэтных изображений. Осваивая виды природных и геометрических форм, дети учатся строить простые и более сложные изображения и композиции на плоскости и в объеме. Большинство элементов художественной грамоты и средств выразительности рассматриваются как в аспекте изобразительного искусства, так и применительно к изделиям прикладного творчества.
1.Композиция
1.1. Понятия горизонтали, вертикали и диагонали.
1.2. Понятие линии горизонта, ракурса и точки зрения.
1.3. Понятие перспективы: ближе – больше, дальше – меньше. Воздушная перспектива. Изображение ближних предметов ярче, контрастнее, дальних – светлее. Изображение ближних предметов ниже, дальних выше на плоскости листа. Загораживание и перекрытие предметами друг друга.
1.4. Контраст в композиции: низкое – высокое, большое – маленькое, тонкое – толстое, темное – светлое.1.5. Смысловой центр композиции. Создание центра при помощи размера, места положения на листе, цвета, контраста и большей деталировки.
2. Цвет
2.1. Основные и составные (дополнительные) цвета.
2.2. Теплые и холодные цветовые гаммы.
2.3. Смешивание цветов для получения новых.
2.4. Смешивание с белой и черной краской.
2.5. Передача с помощью цвета настроения и характера персонажа.
2.6. Цветовая гармония: цветовые контрасты и нюансы.
3. Линия
3.1. Виды линий и штрихов. Разные материалы для изображения линии.
3.2. Передача с помощью линий эмоционального состояния природы, человека, животных.
3.3. Использование линий как декоративного элемента для оформления плоскостных и объемных изделий прикладного характера.
4. Форма
4.1. Природные формы и трансформация их в художественные образы.
4.2. Простые геометрические формы и трансформация их в образы.
4.3. Плоские и объемные формы. Тела вращения: шар, конус, цилиндр. Куб, призма, пирамида.
4.4. Получение более сложных форм путем соединения простых.
4.5. Передача форм на плоскости и в пространстве.
4.6. представление о силуэтном изображении.
5. Объем
5.1. Способы передачи объема в плоском изображении.
5.2. Создание объемных изделий из разных материалов.
5.3. Создание объемных композиций.
5.4. Моделирование объема в живописи и в рисунке: свет, тень, полутон, блик, рефлекс.
6. Ритм
6.1. Ритм линий, пятен, цвета.
6.2. Ритм повторяющихся элементов в декоративном орнаменте.
6.3. Роль ритма в эмоциональном восприятии произведения.
Раздел 3. Технология обработки материалов
В это раздели, предполагается овладения учащимися начальным знанием и трудовыми умениями в работе с бумагой, пластилином, текстильным, природными и различными бросовыми материалами (готовые коробочки-упаковки и пр.). Детям предлагаются доступные материалы и инструменты для творчества, а также различные варианты их взаимозаменяемости . Формирование трудового опыта происходит в процессе конструирования, моделирования, создания плоских и объёмных изделий, составления декоративных композиций.
Разнообразие видов материалов для творчества. Взаимозаменяемость материалов. Бумага, картон, бросовые, природные, текстильные материалы, пластические материалы (пластилин, глина, соленое тесто).
Экономное расходование материалов. Выборы материалов по их декоративным и конструкторским свойствам.
Инструменты и приспособления для обработки материалов. Правила безопасной работы.
Разметка деталей по шаблону, по трафарету, копированием, с помощью линейки.
Виды соединения деталей: клеевое, ниточное, при помощи пластилина, конструктивным способом.
Использование измерений и построений для решения практических задач.
Виды условных графических изображений: рисунок, схема, выкройка.
Чтение условных обозначений.
Разметка деталей с опорой на эскиз.
Изготовление изделий по рисунку, схеме, эскизу.
Разнообразие технологических приемов для создания изделий практического и декоративно-прикладного назначения: аппликация, вырезание, мозаика, лепка, плетенье, шитье и вышивание, конструирование, коллаж, бумагопластика, оригами, торцевание, изонить.Раздел 4. Практика работы на компьютере
Работа с применением компьютерной техники может проводиться в течение всего учебного года при наличии необходимых условий. Используя компьютер, дети под руководством педагога смогут познакомиться с художественно-культурным наследием мирового искусства, образцами прикладного творчества, а так же освоить работу с простейшими программами рисования и раскрашивания.
Назначение основных устройств компьютера для ввода и вывода информации.
Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере.
Знакомство с виртуальными художественными галереями.
Простейшие приемы поиска информации в ограниченном интернет -пространстве.
Знакомство с простейшими художественными редакторами, обработка и создание несложных изображений.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«РИСУЕМ-МАСТЕРИМ»
(4 класс, 70 часов/ 2 часа в неделю)
№ темы Название темы Количество часов
1. Великие натуралисты. (Реалистическая живопись и графика. Контрастное изображение. Анималистика.)8
2. Средневековье и Возрождение. (Изображение света и драпировок в живописи. Профильный и парадный портреты. Рисование отражений. Конструирование и декорирование зданий из готовых форм)14
3. Вершины мира. (Линейная и воздушная перспектива. Гравюры.)4
4. Российское наследие. (Морской пейзаж, кованые узоры, многоцветный мазок. разрезание пластилина, полотняное плетение, бумагопластика). 10
5. Мир эксперимента. (Необычные способы декоративного изображения и оформления. поиск новых решений. Создание новых материалов: радужная бумага, салфеточная фольга.)21
6. Мир звучит и движется. (Абстрактная живопись. Движение в танце и спорте. Движение в живописи и в скульптуре. Архитектура будущего. Разработка итогового проекта.)13
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «РИСУЕМ-МАСТЕРИМ»
4КЛАСС
№ дата Планируемые результаты
план факт тема занятия личностные метапредметныепредметные
1. Великие натуралисты. (Реалистическая живопись и графика. Контрастное изображение. Анималистика.) 8ч1 05.09 Старинные атласы. Лекарственные растения. К. Линней. внутренняя позиция положительного отношения к художественному творчеству; принимать и сохранять учебную задачу;
Рисование растений, его частей и составление гербария
2 07.09 Учимся у мастеров. Д. Одюбон. широкая мотивационная основа к творческой деятельности; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; Рисунок птиц в их среде обитания.
3 12.09 Графическое изображение птиц. интерес к новому содержанию и новым способам познания и реализации творческого замысла; планировать свои действия;
Рисунок без отрыва руки.
4 14.09 Контрастное изображение на черном фоне. Графика. ориентация на понимание причин успеха в художественно-творческой деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
«Ночные птицы». Аппликация.
5 19.09 Традиционная живопись Японии. «Кошачий язык». способность к самооценке на основе критериев успешной творческой деятельности. адекватно воспринимать оценку учителя; Различные реалистические рисунки кошек.
6 21.09 Графические изображения животных. А.Дюрер. Учимся у мастеров. мотивации к самовыражению и самореализации;
понимать, что разные способы и приемы приводят к различным результатам;
Виды штриховок для передачи объема и фактуры.
7 26.09 Собаки в живописи. Различные породы собак устойчивого познавательного интереса к новым способам познания; различать задачу урока, направленную на процесс отработки навыка либо на конкретный результат; Рисование пород в разных техниках.
8 28.09 Собаки в живописи. Различные породы собак адекватного понимания причин успешности/ не успешности художественно – творческой деятельности; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Рисование пород в разных техниках.
2.Средневековье и Возрождение. (Изображение света и драпировок в живописи. Профильный и парадный портреты. Рисование отражений. Конструирование и декорирование зданий из готовых форм)14 ч9. 03.10 Проект «Рыцарский замок». Коллективная работа. морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Моделирование из картонных упаковок.
10 05.10 Проект «Рыцарский замок». Коллективная работа. внутренняя позиция положительного отношения к художественному творчеству; проявлять познавательную инициативу;
Мозаика из разных материалов.
11 10.10 Гобелен. широкая мотивационная основа к творческой деятельности; самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале; Рисунки гобелена в старинном замке.
12 12.10 Учимся у мастеров. Леонардо да Винчи. История жизни и главные произведения. интерес к новому содержанию и новым способам познания и реализации творческого замысла; преобразовывать практическую задачу в художественно- творческую и познавательную; Создаем свое изобретение. Рисуем эскизы и чертежи.
13 17.10 Великие итальянцы. Рафаэль и Микеланджело. ориентация на понимание причин успеха в художественно-творческой деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; самостоятельно находить варианты решения познавательной и творческой задачи.
Духовные темы в искусстве
14 19.10 Великие музеи мира. Лувр, Эрмитаж, Дрезденская галерея, Прадо способность к самооценке на основе критериев успешной творческой деятельности. допускать существование различных точек зрения;
Создание рам для картин. Живопись, графика, конструирование
15 24.10 Мастера света. Рембрандт, Вермеер, Шарден, Клас, Караваджо. мотивации к самовыражению и самореализации;
учитывать разные мнения, стремиться к координации;

Изображение света в живописи. Учимся у мастеров
16 26.10 Мастера света. Изображение света в живописи. Учимся у мастеров. Рембрандт, Вермеер, Шарден, Клас, Караваджо. устойчивого познавательного интереса к новым способам познания; формулировать собственные мнения и позицию;
Постановочный натюрморт с освещением и драпировкой
17 07.11 Мастера профильного портрета. Ботичелли, Мазаччо, Пьеро де ла Франческа. адекватного понимания причин успешности/ не успешности художественно – творческой деятельности; договариваться, приходить к общему решению;
Рисование портрета друга в профиль
18 09.11 Венецианская архитектура. внутренняя позиция положительного отношения к художественному творчеству; использовать речь для регуляции своего действия;
Изображение зданий и их отражений в воде.
19 14.11 Венецианская архитектура. широкая мотивационная основа к творческой деятельности; владеть монологической и диалогической формой речи Коллаж
20 16.11 Аппликация «Отражения» с использованием засушенных растений интерес к новому содержанию и новым способам познания и реализации творческого замысла; учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
Выполнение аппликации
21 21.11 Великие испанские художники. Веласкес, Гойя. ориентация на понимание причин успеха в художественно-творческой деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров при выработке общего решения в совместной деятельности;
Парадный портрет.
22 23.11 Великие испанские художники. Веласкес, Гойя. способность к самооценке на основе критериев успешной творческой деятельности. допускать возможность существования у людей разных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и учитывать позицию партнера в общении и взаимодействии; Рисование парадного автопортрета
3.Вершины мира. (Линейная и воздушная перспектива. Гравюры.)4ч23 28.11 Горы в живописи. Учимся у мастеров. Н. Рерих. Жизнь и творчество. морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую помощь;
Изображение гор. Воздушная перспектива
24 30.11 Ковер-самолет. Перспективные построения внутренняя позиция положительного отношения к художественному творчеству; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности Сказочный пейзаж.
25 05.12 Китайская пейзажная живопись. Оживление пятен. Особенности китайской архитектуры. широкая мотивационная основа к творческой деятельности; осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; Рисование пагоды. Оригами.
26 07.12 Знаменитые вулканы. Фудзияма. Хокусай, Хирошигэинтерес к новому содержанию и новым способам познания и реализации творческого замысла; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; Графика. Изображение в смешанной технике
4.Российское наследие. (Морской пейзаж, кованые узоры, многоцветный мазок. разрезание пластилина, полотняное плетение, бумагопластика).10ч
27 12.12 Российский парусный флот. Художники-маринисты: И.К. Айвазовский, Л.Ф. Лагорио, С.Ф.Щедрин. морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям высказываться в устной и письменной форме;
Рисование моря.
28 14.12 Российский парусный флот. Художники-маринисты: И.К. Айвазовский, Л.Ф. Лагорио, С.Ф.Щедрин. внутренняя позиция положительного отношения к художественному творчеству; ориентироваться на разные способы решения познавательных и художественно- творческих задач;
Объемная аппликация
29 19.12 Строительство Петром 1 Санкт-Петербурга. Решетки, мосты и фонари Санкт - Петербурга. широкая мотивационная основа к творческой деятельности; владеть основами смыслового чтения текста;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (составлять целое из частей); Изображение кованых узоров.
30 21.12 Прогулка по бульвару. интерес к новому содержанию и новым способам познания и реализации творческого замысла; проводить сравнения, классификацию по разным критериям;
Городской пейзаж.
31 26.12 М. В. Ломоносов. Открытия в науке и искусстве. Мозаика из камня. ориентация на понимание причин успеха в художественно-творческой деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; устанавливать причинно-следственные связи;
Создание каменной фактуры в пластилине. Техника разрезания.
32 Жостовские подносы. способность к самооценке на основе критериев успешной творческой деятельности. строить рассуждения об объекте;
обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку ); Аппликация по мотивам композиции на жостовских подносах.
33 12.01 Небесные узоры гжели. Многоцветный мазок. мотивации к самовыражению и самореализации;
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
Получение «гжельского мазка» из пластилина.
34 Полотняное плетение из ниток. Плетение на картоне. устойчивого познавательного интереса к новым способам познания; видеть проблемы, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать (защищать) свои идеи и т.п. Создание художественного образа с плетеными элементами.
35 19.01 Белокаменные храмы России. Основные элементы архитектурного убранства. адекватного понимания причин успешности/ не успешности художественно – творческой деятельности; принимать и сохранять учебную задачу;
Бумагопластика.
36 Белокаменные храмы России. Основные элементы архитектурного убранства. морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям учитывать выделенные учителем ориентиры действия; Выпуклая аппликация.
5.Мир эксперимента. (Необычные способы декоративного изображения и оформления. поиск новых решений. Создание новых материалов: радужная бумага, салфеточная фольга.)21ч37 26.01 Цветной круг ( 12 цветов). морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; Рисование мандал с использованием CD- дисков.
38 Графические узоры, обитатели морских глубин. внутренняя позиция положительного отношения к художественному творчеству; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; Декоративные изображения.
39 02.02 Необычные способы изображения деревьев. широкая мотивационная основа к творческой деятельности; принимать и сохранять учебную задачу;
Необычные способы изображения деревьев
40 Дерево Жизни (по Г. Климту.). интерес к новому содержанию и новым способам познания и реализации творческого замысла; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; Рисование + аппликация из журнальных вырезок.
41 09.02 Декоративный натюрморт ориентация на понимание причин успеха в художественно-творческой деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; планировать свои действия;
Рисование и аппликация.
42 Изготовление радужной бумаги. Витражи в стиле Тиффани. способность к самооценке на основе критериев успешной творческой деятельности. осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
Изготовление «витражного стекла» из радужной бумаги.
43 16.02 Учимся у мастеров. А. Гауди. Жизнь и творчество. мотивации к самовыражению и самореализации;
адекватно воспринимать оценку учителя; Мозаики и фантастическая архитектура.
44 Изготовление «салфеточной фольги». устойчивого познавательного интереса к новым способам познания; понимать, что разные способы и приемы приводят к различным результатам;
Моделирование из нового материала. Пасхальная композиция.
45 23.02 Учимся у мастеров. Искусство и дизайн. Керамическая посуда. П. Пикассо. адекватного понимания причин успешности/ не успешности художественно – творческой деятельности; различать задачу урока, направленную на процесс отработки навыка либо на конкретный результат; Придумываем и оформляем посуду в стиле Пикассо.
46 Украшаем в стиле Ж. Брака. морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Двойной портрет.
47 02.03 «Мягкие предметы» в стиле С. Дали. внутренняя позиция положительного отношения к художественному творчеству; принимать и сохранять учебную задачу;
«Мягкие предметы» в стиле С. Дали.
48 Учимся у мастеров. К.Малевич. широкая мотивационная основа к творческой деятельности; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; Аппликации в стиле кубизма из тонированной бумаги
49 09.03 Многофигурная композиция. Коллективные работы. интерес к новому содержанию и новым способам познания и реализации творческого замысла; планировать свои действия;
Рисунки играющих детей. Составление коллективного панно.
50 Геометрический дизайн. П. Мондриан. ориентация на понимание причин успеха в художественно-творческой деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
Дизайн предметов и одежды в стиле Мондриана.
51 16.03 Фантастические композиции. Наложения фактур ( по мотивам Р. Магрит) способность к самооценке на основе критериев успешной творческой деятельности. адекватно воспринимать оценку учителя; Фантастические композиции.
52 Геометрия В. Вазарелли. мотивации к самовыражению и самореализации;
понимать, что разные способы и приемы приводят к различным результатам;
«Неправильное плетение» в стиле Вазарелли.
53 23.03 Оптические иллюзии М. Эшера. устойчивого познавательного интереса к новым способам познания; различать задачу урока, направленную на процесс отработки навыка либо на конкретный результат; Рисунок и оригами. Придумывание своих оптических эффектов.
54 Дизайн радости .Лаурель Бурч и Рене Брито. адекватного понимания причин успешности/ не успешности художественно – творческой деятельности; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Предметы интерьера
55 06.04 Д. Полок. Искусство набрызга. морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям принимать и сохранять учебную задачу;
Панно «Деревья» из дизайнерской бумаги.
56 Проект «Моя комната». внутренняя позиция положительного отношения к художественному творчеству; учитывать выделенные учителем ориентиры действия; Перспективные построения внутреннего интерьера.
57 13.04 Проект «Моя комната». широкая мотивационная основа к творческой деятельности; планировать свои действия;
Размещение предметов и оформление их в самостоятельно выбранном стиле.
6.Мир звучит и движется. (Абстрактная живопись. Движение в танце и спорте. Движение в живописи и в скульптуре. Архитектура будущего. Разработка итогового проекта.)58 В.В.Кандинский. музыкальные картины. Абстрактная живопись. морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; Рисуем звуки музыки.
59 20.04 Музей музыкальных инструментов им. М. Глинки внутренняя позиция положительного отношения к художественному творчеству; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; Рисуем инструмент и его звук.
60 Музей музыкальных инструментов им. М. Глинки. широкая мотивационная основа к творческой деятельности; осуществлять поиск нужной информации для выполнения учебной задачи с использованием учебной и дополнительной литературы в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; Коллаж «Музыкальный инструмент».
61 27.04 Рисуем звучание голоса интерес к новому содержанию и новым способам познания и реализации творческого замысла; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; Профильный портрет. Фотоколлаж.
62 Танец в графике и живописи..ориентация на понимание причин успеха в художественно-творческой деятельности, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи; использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных задач и представления их результатов; Рисуем танцующие фигуры
63 04.05 Бегущие животные.
М.С. Сарьян, К.С. Петров-Водкин. способность к самооценке на основе критериев успешной творческой деятельности. принимать и сохранять учебную задачу;
Бегущие животные.
64 Движение в спорте. Художники, рисующие спорт: А.А. Дейнека, Л.В. Сойфертис, В.В.Лебедев (рисунки атлетов в вазописи). мотивации к самовыражению и самореализации;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия; Рисование фигур в движении в технике по выбору.
65 11.05 Движение в спорте. Художники, рисующие спорт: А.А. Дейнека, Л.В. Сойфертис, В.В.Лебедев (рисунки атлетов в вазописи). устойчивого познавательного интереса к новым способам познания; планировать свои действия;
Моделирование движущихся фигур на проволочном каркасе.
66 Танцующие животные. адекватного понимания причин успешности/ не успешности художественно – творческой деятельности; осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
Фантастический рисунок по воображению.
67 18.05 Необычная архитектура. морального сознания, способности к решению моральных проблем на основе учета позиций партнеров в общении, устойчивого следования в поведении моральным нормам и этическим требованиям адекватно воспринимать оценку учителя; Рисуем танцующие дома.
68 Композиция, соединяющая различные изученные приемы (воздушная перспектива, линейная перспектива, фигуры в движении) внутренняя позиция положительного отношения к художественному творчеству; понимать, что разные способы и приемы приводят к различным результатам;
Запуск воздушного змея.
69 25.05 Архитектура Хундертвассера. Экоздания. широкая мотивационная основа к творческой деятельности; различать задачу урока, направленную на процесс отработки навыка либо на конкретный результат; Проект «Здания будущего».
70 Архитектура Хундертвассера. Экоздания. интерес к новому содержанию и новым способам познания и реализации творческого замысла; вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
Техника выполнения по выбору: живопись, графика, конструирование, моделирование, коллаж