Разработка классного часа по теме «Душа словами добрыми жива — не говорите мертвые слова!» (о красоте родной речи).

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 им. М.В.Фрунзе»









Открытый классный час в 9 классе по теме:
«Душа словами добрыми жива - не говорите мертвые слова!»
(о красоте родной речи)








Подготовила и провела:
учитель русского языка и литературы
Синько Наталья Олеговна











г. Красноперекопск, 2016г.
Основная задача: убедить детей в том, что нецензурная брань несовместима со здоровым образом жизни.
Цели: 
- познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность;
- ознакомить с оценкой проблемы сквернословия со стороны Православной церкви;
- формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к человеческим порокам;
- побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию;
- формировать культуру речи, поведения;
- формировать у подростков культуру межличностного общения.
Форма проведения: урок нравственности
Оборудование: ноутбук, проектор, презентация, видеоматериалы, стихотворение В. Матусовского, цитаты из Библии, статьи из толкового словаря.
Участники: обучающиеся 8-9х классов.
Ход урока
Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим.
Апостол Павел
Уч-ся 1. Читает отрывок стихотворения В. Матусовского.
Есть слова пострашнее, чем порох,  Чем снаряд над окопными рвами  Я советую людям при ссорах  Осторожнее быть со словами. 
Мир устроен на этой основе,  И достаточно, в общем, серьёзно:  О любом опрометчивом слове  Пожалеете рано иль поздно. 
Вы к словам проявляйте терпение,  Не берите в расчёт кривотолков.  Ведь от них остаются раненья,  Как от мелких, но острых осколков.
Учитель. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Тема нашего классного часа «Душа словами добрыми жива - не говорите мертвые слова!»
Результаты проведенного анкетирования (Приложение 1) в нашем классе показал:
Почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства? недостаточный словарный запас – 55%
В каких ситуациях это происходит? во время ссоры, конфликтов – 60%
Что ты чувствуешь, когда произносишь нецензурные слова? мне иногда становится легче – 43%
Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?
а) стыдно за такого человека – 45%
б) ничего не чувствую – 40%
От кого ты чаще всего слышишь подобные слова? от парней – 55%
Что нужно сделать, чтобы не говорить матерные слова?
б) развивать культуру своей речи – около 70% уч-ся нашего класса.
Как оказалось, проблема сквернословия актуальна.
ЦЕЛИ урока (формулируют уч-ся):
- познакомить детей с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность;
- формировать стойкую неприязнь к матерщине, сквернословию, отрицательное отношение к человеческим порокам;
- побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию;
- формировать культуру речи, поведения.
- ознакомить с оценкой проблемы сквернословия со стороны Православной церкви.
Вступительное слово учителя:
Одной из примет последних десятилетий – постигшей нас духовной и культурной катастроф – стало сквернословие. Если раньше матерщина была, главным образом, специфическим языком преступников, то теперь мат все глубже проникает во все социальные и возрастные слои общества.
Постараемся показать исторические корни сквернословия и развенчать некоторые мифы, возникшие вокруг него.
Начнем с того, что мат – явление древнее и присущее почти всем народам. (СЛАЙД: мат – «гнилое слово»). В IV веке святитель Иоанн Златоуст говорил: «Егда кто матерными словами ругается, тогда у Престола Господня Мати Божия данный Ею молитвенный покров от человека отнимает и Сама отступает»
Издревле матерщина в русском народе именуется сквернословием – от слова «скверна». Что же это за явление?
Уч-ся 2: «скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».
Среди православных верующих живет предание, что Пресвятая Дева Богородица особо просит у Господа спасения России, ибо Россия есть Дом Богородицы, один из Ее уделов на Земле. Но, молясь за православную Россию, Пречистая Дева Мария отказывается поминать в Своих молитвах тех, кто сквернословит.
Учитель: Язык это наше оружие, средство общения, убеждения, языком надо учиться владеть. И делать это очень трудно, когда речь обременена мусором, обеднена. Сегодня мы с вами узнаем, что в скверном слове таится огромная разрушительная сила.
Учитель: Каждое явление имеет свое начало. Как появилось сквернословие? Поговорим о корнях этого явления.
Уч-ся 3. «Корни сквернословия»
Мистические корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Таким образом, мат является языком общения с демонами. Слово «мат» происходит от прилагательного «матерный», которое, в свою очередь, образовано от формы слова «мать». Наши предки произносили матерные слова, призывая себе на помощь силы зла. Ведьмы и шаманы использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятия.
Уч-ся 4:
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По «Соборному уложению» за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.
Что о сквернословии говорили в старину?
Уч-ся 5:
Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.
Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.
Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.
Учитель: Ребята, я думаю, вам интересно будет узнать, как же влияет произношение скверных слов на человека. Этим вопросом в последнее время озадачены многие ученые и исследователи. Предлагаю вам посмотреть видеоматериал, где, возможно, Вы услышите такие понятия: Мат Бытовой (используется в быту) и Экспрессивный мат (при выражении чувств, эмоций).
Видеоролик 2 «Воздействие произнесенных слов» (3 мин.)
ВЫВОД: Что нового вы узнали из этого видеоматериала? Как влияют нецензурные выражения на человека?
Ромашка «Блума»
Учитель: Послушайте поучительную притчу из книги «Мудрость вымысла».
Подумайте, в чем заключается главный смысл.
Однажды охотник пригласил к себе домой медведя. Но жене очень не понравился запах этого зверя и она, не сдерживая себя, грубо сквернословя, сказала об этом так, что медведь все слышал. Обидевшись, он ушел в лес.
Когда охотник снова пришел в лес, то медведь сказал ему: «Прошу тебя, ударь меня по голове». Как не хотел охотник, но медведь не отставал. Пришлось выполнить просьбу медведя – на голове мишки появилась рана. От боли он убежал в лес.
Через некоторое время опять встречаются охотник и медведь в лесу. «Как ты?» спрашивает охотник, «Рана от топора зажила, а вот рана от слов твоей жены все еще ранит меня, ни как не могу забыть» с горечью в голосе ответил медведь.
Для того, чтобы раскрыть смысл притчи, давайте поработаем в группах. Каждая группа составит по 1 вопросу: Объясняющий, уточняющий, оценочный и творческий. Подумайте. Пожалуйста, ваши вопросы.
ВЫВОД: В чем же заключается главный смысл притчи?
(высказывания детей)
Учитель: Каков же православный взгляд на проблему сквернословия?
Уч-ся 6: С православной точки зрения, сквернословие – гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху. Святой апостол Павел повелевает: “Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение, ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый не имеет наследия в Царстве Христа и Бога”
Уч-ся 7: Слова святого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. “Хочешь ли знать, сколь великое зло – говорить срамное и постыдное? Всмотрись, как краснеют от твоего бесстыдства те, которые тебя слушают. В самом деле, что может быть хуже и презреннее человека, бесстыдно срамословящего?»
Уч-ся 8: В русской церкви есть икона Божией Матери "Семистрельная". На иконе изображена Богородица, пронзенная стрелами. Стрелы эти - бранные, матерные слова. Одно из смысловых значений иконы Богородица отступает от грешников-сквернословов и не предстательствует, не заступничает о них перед Богом. «Блудницы, пьяницы и сквернословы Царство Божье не наследуют» (из Библии). Спасибо.

Мозговой штурм
Учитель: Мы с вами живем в 21 веке, и эта «словесная отрава» не только не исчезает, а наоборот, распространяется еще быстрее. Как вы считаете, какие причины побуждают подростков употреблять нецензурные выражения в своей речи? (ответы уч-ся).
Возможные варианты:
- для повышения эмоциональности речи (выражение чувств, эмоций);
- оскорбления, унижения того, кому слова говорятся;
- демонстрация агрессии;
- демонстрация отсутствия страха (храбрости);
- демонстрация принадлежности к «своим» (мода);
- проявление раскованности, пренебрежительного отношения к запретам;
- проявление взрослости.
Учитель: Но на самом деле сквернословие отражает скудость лексического запаса говорящего, неумение ориентироваться в ситуации наивысшего эмоционального подъема (радости или гнева).
Матерная брань это не только набор непристойностей. Подобная лексика свидетельствует о духовной болезни человека. Ведь слово не просто набор звуков, выражающих мысль. Слово – символ, который выражает определенный образ. Слово – это мысль, выраженная звуками. Оно способно очень многое рассказать о нашем душевном состоянии. Сократ говорил: "Каков человек, такова его и речь".
Но мало кто из вас, ребята, догадывается, что сквернословие, как и хамство, оружие неуверенных в себе людей. Сквернословие – это признак ограниченного словарного запаса или неумения выразить мысль, а чаше и того, и другого.
В Святом писании сказано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».
Дискуссия «Нужен ли нам мат?»
Учитель: Ребята, как вы считаете, как можно объяснить причины распространение Нецензурных Слов в наше время? (низкий культурный уровень, желание подражать кумирам, боязнь прослыть белой вороной и т. п.)
Творческие задания
Давайте вместе составим памятку для подростков «Как избавиться от сквернословия?». Какие бы пункты вы включили в эту памятку? (дети высказываются).
У нас получилось много пунктов, но психологи утверждают, что достаточно 4:
выработать отвращение и брезгливость к сквернословию:
избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова:
читать русскую классическую литературу;
запоминать стихотворения, афоризмы, крылатые выражения.
(учитель дает памятку уч-ся)
Практическое задание.
Предлагаю вам поработать с некоторыми такими выражениями:
Перед вами фразы – подумайте, в каких ситуациях их можно использовать, заменив другими словами:
Заговаривать зубы - оправдываться
Заткнуть за пояс - хвастаться
Не откладывай в долгий ящик - сделать дело вовремя
В чужой монастырь со своим уставом не лезь – не сплетничать.
Вернёмся к эпиграфу. Апостол Павел учит и призывает христиан: «Никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших, а только доброе для назидания в вере, дабы оно доставляло благодать слушающим». Ребята, как вы понимаете эти слова?

Предлагаю нам вместе составить письмо-обращение к вашим сверстникам на тему «Очистим свой язык от сквернословия». Я начну, а вы продолжите по одному предложению (дети пишут).
Просьба: писать разборчиво и аккуратно.
Зачитаем, что у нас получилось.
Уч: «Дорогой друг! Я желаю, чтобы твоя речь была всегда чистой, красивой, богатой и неоскверненной!... уч-ся.
ДЕЛАЕМ ВЫВОДЫ.
Рефлексия.
Учитель: А сейчас ребята я попрошу вас вспомнить все, о чем мы сегодня говорили, и дополнить предложения:
- Я сегодня задумался о.
- Мне сегодня понравилось
- Я изменил мнение о
Чтобы овладеть хорошим языком, нужно много потрудиться. Чтобы научиться сквернословию – достаточно несколько раз его произнести.
Дай Бог нам всем не поддаться соблазну выбрать последнее, а устремиться к первому.
Спасибо всем за сотрудничество и интересную работу.
Урок окончен.
Приложение 1

Анкета "Твое отношение к сквернословию»"
1. Как ты думаешь, почему люди в своей речи употребляют бранные слова, ругательства?
а) стала привычкой;
б) символ взрослости;
в) недостаточный словарный запас.

2. Если ты используешь в своей речи бранные слова (мат, ругательства), то объясни почему?
а) от злости;
б) из-за неуважения к людям;
в) стало привычкой;
г) ______________________
3. Как часто ты произносишь эти слова?
а) почти каждый день;
б) редко;
в) никогда не использую.

4. В каких ситуациях это происходит?
а) во время ссоры;
б) когда плохое настроение;
в) вообще не использую.

5. Что ты чувствуешь, когда произносишь такие слова?
а) неловкость;
б) храбрость;
в) мне иногда становится легче;
г) ________________________
6. Как ты думаешь, что чувствуют или думают другие люди, когда слышат, как ты произносишь бранные слова?
а) чувство отвращения;
б) невоспитанность;
в) низкая культура;
г) ___________________
7. Что ты чувствуешь, когда при тебе кто-то ругается матом?
а) стыдно за него;
б) ничего не чувствую;
в) обычный повседневный разговор.

8. От кого ты чаще всего слышишь подобные слова?
а) от парней;
б) от девушек;
в) от взрослых.

9. Хочешь ли ты, чтобы твои будущие дети в своей речи использовали бранные слова? Почему?
а) не хочу, потому что, это не культурно;
б) если правильно воспитывать детей, они никогда не будут произносить эти слова;
в) пусть используют, когда надо.
10. Что нужно сделать, чтобы не говорить эти слова?
а) больше читать классических произведений;
б) развивать культуру своей речи;
в) я употреблял и буду употреблять бранные слова; г) __________

Приложение 2
Уч-ся 2: «Скверна – мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, извержения, кал; смрад, вонь; непотребство, разврат, нравственное растление; все богопротивное».
Среди православных верующих живет предание, что Пресвятая Дева Богородица особо просит у Господа спасения России, ибо Россия есть Дом Богородицы, один из Ее уделов на Земле. Но, молясь за православную Россию, Пречистая Дева Мария отказывается поминать в Своих молитвах тех, кто сквернословит.

Уч-ся 3 «Корни сквернословия»
Мистические корни этого явления уходят в далекую языческую древность. Скверные слова были включены в заклинания, обращенные к языческим божествам. Таким образом, мат является языком общения с демонами. Слово «мат» происходит от прилагательного «матерный», которое, в свою очередь, образовано от формы слова «мать». Наши предки произносили матерные слова, призывая себе на помощь силы зла. Ведьмы и шаманы использовали сквернословие в своих наговорах, насылая проклятия.

Уч-ся 4:
Во времена царя Алексея Михайловича Романова услышать на улице мат было просто невозможно. И это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. По «Соборному уложению» за использование непотребных слов налагалось жестокое наказание вплоть до смертной казни. В XIX веке сквернословие постепенно из ругани превратилось в основу языка фабричных рабочих и мастеровых.

Уч-ся 5:
Все знали, что бранить детей нельзя матом, они будут мучимы бесами.
Браниться при женщинах нельзя: этим оскорбляется, во-первых, Матерь Божия, во-вторых, родная мать человека и, наконец, мать-земля.
Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище.
Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться, на берегу реки или озера - оскорбится водяной.
Уч-ся 6: С православной точки зрения, сквернословие – гнусный порок, который в Священном Писании приравнивается к смертному греху. Святой апостол Павел повелевает: “Блуд и всякая нечистота не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны вам, а напротив благодарение, ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый не имеет наследия в Царстве Христа и Бога”.

Уч-ся 7: Слова святого [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. “Хочешь ли знать, сколь великое зло – говорить срамное и постыдное? Всмотрись, как краснеют от твоего бесстыдства те, которые тебя слушают. В самом деле, что может быть хуже и презреннее человека, бесстыдно срамословящего?»

Уч-ся 8: В русской церкви есть икона Божией Матери "Семистрельная". На иконе изображена Богородица, пронзенная стрелами. Стрелы эти - бранные, матерные слова. Одно из смысловых значений иконы Богородица отступает от грешников-сквернословов и не предстательствует, не заступничает о них перед Богом. «Блудницы, пьяницы и сквернословы Царство Божье не наследуют» (из Библии)
Приложение 3


ПАМЯТКА для подростков «Как избавиться от сквернословия?»:
Выработать отвращение и брезгливость к сквернословию;
Избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова;
Читать русскую классическую литературу;
Запоминать стихотворения, афоризмы, крылатые выражения.


ЛИТЕРАТУРА:

1. Эмото Масару «Любовь и вода» – М.: София, 2008.
2. Лекция о сквернословии. Режим доступа: http://oodvrs.ru/article/art.php?id_article=206
3. Сквернословие // Centre Magik. http://www.magik.ru/s68.asp
4. http://oriflamma-zp.narod.ru/lec_philo_004.html
5. Газета "Школьный психолог" №20/2008.













13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015