Эссе на тему: Процесс управления отношениями с потребителем ОУП (на примере своего образовательного учреждения)


Лысенко Л.А.,
Замдиректора МБОУ «СОШ №2 п. Ивня»
Процесс управления отношениями с потребителем ОУП
(эссе - на примере своего образовательного учреждения)
Что представляет из себя современная школа? Школа – это «живой организм», у которой множество заказчиков. Школа – это нечто нами создаваемое самими. Это объект созидания, проектирования, развития.
Как сделать так, чтобы жизнь в школе не прекращалась, не терялась нить, соединяющая прошлое, настоящее и будущее? Как сделать так, чтобы школа жила всегда? Необходимо прислушиваться к голосу потребителя образовательных услуг.
Школа начинается с первого школьного звонка, который зовет детей в Храм Знаний. Школа, конечно же, немыслима без детей, их родителей, широкой общественности, которая осознает себя частью единого целого. Выпускники школы заинтересованы в ее процветании.
Жизнь в этом прекрасном храме немыслима без четких управленческих действий администрации.
Управление школой - это все управленческие действия; управление функционированием и развитием образовательного учреждения.. Предмет маркетинга в образовании — это философия, стратегия и тактика отношений и взаимодействий потребителей и производителей образовательных услуг и продуктов в условиях рынка.
Целевой результат маркетинговой деятельности — это обеспечение рентабельности через наиболее эффективное удовлетворение потребностей:
личности — в образовании (для извлечения доходов);
учебного заведения — в развитии и благосостоянии сотрудников; в росте кадрового потенциала;
общества — в расширенном воспроизводстве интеллектуального потенциала.
Школа, потребители (отдельные личности, организации и предприятия), посредники (службы занятости, биржи труда), государство. являются участником рыночных маркетинговых отношений.
Особую роль среди субъектов маркетинга играет личность обучающегося. Это не просто материальный носитель образовательных услуг, не только их пользователь в процессе труда, но и их единственный конечный потребитель. Здесь особенность состоит в том, что он использует полученные знания не только для создания каких-то благ, не только для зарабатывания средств на жизнь, но и еще для себя - для удовлетворения собственных потребностей в познании. Именно он выбирает свою будущую специальность, далее место обучения после окончания школы, и т.д.
Другим субъектом маркетинга ОУП являются организации и предприятия. Они - промежуточный потребитель ОУП. Они формируют спрос OУП и предъявляют его на рынке.
Следующим субъектом маркетинга ОУП являются образовательные учреждения, которые формируют товарное предложение образовательных услуг: ВУЗы, ССУЗы и т.д. С ними у школы установлена давным-давно тесная взаимосвязь. Именно они являются «ходоками» в школы с целью проведения разъяснительной работы по оказанию образовательных услуг.
К функции нашего родного образовательного учреждения относятся:
оказание обучающимся услуг по приобретению знаний, умений и навыков;
оказание сопутствующих ОУП, их воспитание;
оказание им информационно-посреднических услуг, согласование с ними условий получения будущей профессии (составление контингент-прогноза).
На сайте школы можно найти полную информацию по оказанию образовательных услуг. Именно на сайте находится полная информация о различных направлениях его деятельности.
Чтобы убедить клиента в необходимости выбора образовательного учреждения для оказания образовательных услуг, школой детализируется для него информация, например, в виде учебного плана, образовательной программы, программы развития, на сайте школы имеет место информация о различных, формах и условиях оказания образовательной услуги, здесь вывешиваются сертификаты, лицензии, дипломы.
В условиях рыночной экономики ассортимент ОУП как объект маркетинга весьма обширен.
Однако, маркетинг не стал еще решающим инструментов управления школой.
Маркетинг – это образ мышления, новое мировоззрение, стиль жизни, к этому школе необходимо приближаться каждый день, чтобы потребители своевременно узнавали о предложениях ОУ, шли с ним в ногу, доверяли ему и радовались бы качественной поставке ОУП.
Трудно представить школу, от услуг которой откажутся клиенты. Данная ситуация, видимо, допускает крайний вариант возможного развития взаимоотношений между субъектами образовательных отношений.
Хотя есть различные варианты жизнедеятельности школы:
Режим запуска.
Режим «набора высоты».
Режим стабильного функционирования (с риском перехода в застой, стагнацию).
Режим инновационного развития (с риском перехода в развал или отката в застой).
Режим «свободного падения» (нежелательно).
Все возможные варианты следует просчитывать.
Многие школы ныне становится все более яркими, неповторимыми и индивидуальными, чем дряхлеющими и умирающими.
У многих школ есть способность к развитию. В нашей школе есть:
инновационный порыв.
чувствительность к потребностям, проблемам.
восприимчивость к возможностям – новшествам, решающим проблемы.
внедренческий потенциал.
креативный потенциал.
управленческая воля.
Школа развивается в инновационном режиме: используется потенциал новшеств для эффективного решения актуальных для нее проблем – преодоление разрыва между результатами (качеством образования, социальными эффектами, качеством самой школы, качеством жизни людей в школе), которые есть сегодня, и результатами, которые необходимы завтра…