Презентация по обществознанию на тему Свобода в деятельности человека (10 класс)


Свобода в деятельности человека Уроки 38-40 Знать: понятия и термины: «свобода», «свобода выбора», «необходимость», «ответственность», «свободное общество», «деиндивидуализация», «предопределение»;роль свободы и необходимости в человеческой деятельности;Уметь: осуществлять комплексный поиск, систематизацию социальной информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; способствовать выработке гражданской позиции учащихся. Исторический процесс Игра «Ассоциация» Каждый должен высказать свои ассоциации, которые возникают у него при слове свобода. Мы рассмотрим следующие вопросы: 1. Почему невозможна абсолютная свобода?2. Свобода как познанная необходимость.3. Свобода и ответственность.4. «Свобода от» или «свобода для».5. Свободное общество. Попробуем более детально разобраться с философской категорией «свобода». Работаем по группам (задания - на листах)Группа 1 работает с п. 1 «Почему невозможна абсолютная свобода» § 16.Группа 2 работает с п. 2 «Свобода как познанная необходимость» § 16.Группа 3 работает с п. 3 «Свобода и ответственность» § 16. Группа 4 работает с п. 4 «"Свобода от" или "свобода для"» § 16. Вопросы и задания к группе 11. Как вы думаете, был ли человек когда-либо на протяжении существования человечества абсолютно свободен?2. Хотели ли вы быть абсолютно свободными людьми? Почему?3. Определите причины невозможности существования абсолютной свободы.4. Расшифруйте притчу о Буридановом осле. Как вы ее поняли?5. Сформулируйте принцип ограничения свободы человека, в котором начало фразы звучит следующим образом: «Моя свобода заканчивается там, где...» Вопросы и задания к группе 21. Как трактовали категорию свободы такие мыслители, как Г. Гегель, Б. Спиноза и др.?2. Как вы поняли смысл этих высказываний?Чего в данном определении, для вас, больше,свободы или необходимости? Свой выборпоясните.3. Какова природа необходимости? Какие ответы на этот вопрос давали:а) сторонники абсолютного предопределения;б) религиозные деятели другого направления;в) философы, отрицающие фатализм?4. С кем из мыслителей вы согласны и почему? Вопросы и задания к группе 31. Как соотносятся между собой два таких понятия как «свобода» и «ответственность»? Выскажите свое мнение и аргументируйте его.2. Какие факторы могут склонить человека сделать свой выбор в понятиях: «Я могу...», «Я должен...» Приведите практические примеры.3. Что такое «ответственность»? Представьте, что вы оказались участником спора между двумя молодыми людьми. Один утверждал: «Ответственность - это мера принуждения, внешнего воздействия». Второй говорил: «Ответственность - это сознательное чувство, готовность человека сознательно следовать нормам закона и морали». Чью сторону вы бы поддержали? Почему?4. А каково ваше отношение к этим понятиям? Как поступаете вы в своей повседневной жизни? Почему? Вопросы и задания к группе 41. «Нарисуйте» портрет свободного человека. Объясните выбор тех качеств, которыми вы наделили свободного человека.2. Попробуйте продолжить фразу: «Я свободен, так как...»3. Почему философы полагают, что, ставя вопрос «Свобода от», человек находится лишь на исходном пункте свободы? Согласны ли вы с ними?4. Почему они говорят о том, что следующим, более высоким этапом развития человеческой личности должна быть иная формула: «Свобода для»?5. Как вы понимаете эту формулу?6. При таком подходе речь идет о деиндивидуализации. А не противоречит ли это свободе? Не есть ли это ограничение свободы? По ходу работы на доске и втетрадях выстраиваетсясхема-конспект. Задание:Теперь попробуем составить проект «Свободное общество».Разбившись на группы, создайте свои проекты. При необходимости вы можете проконсультироваться в четвертом пункте параграфа.После окончания работы представьте результаты наглядно в виде коллажа. Итог урока: - К чему может привести неограниченная свобода выбора?- Какова связь понятий «свобода» и «ответственность»?- Как вы считаете, какова должна быть роль государства в поддержании прав и свобод личности в обществе?- А как граждане могут гарантировать свободу друг другу? Домашнее задание: § 16, ?? и задания – устно;на с. 165 (текст) – письменно. Информационные ресурсы Е. Н. СОРОКИНА, ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ, ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ, 10 класс, МОСКВА • «ВАКО» • 2009 Иванчук Елена Николаевна, Учитель БОУ г. Омска «СОШ № 134»