Внутренняя политика Александра III


Бровкина Ольга Анатольевна учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ с углубленным изучением математики №1360 «Внутренняя политика Александра III» «…И нет нигде такого безнародья И власти нету более крутой…» (М.Волошин) Цели урока Цель для учащихся:- учащиеся должны знать, что такое акцизы, община, крестьянский вопрос , буржуазия, наемная рабочая сила, контрреформа.- выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствованияТДЦ для учителя Общеобразовательные:- развить и конкретизировать знания об «эпохе «контрреформ»- развивать умения аргументировано оценивать исторические события и личности Развивающие: - развивать историческое мышление- развивать умения выделять главное, сравнивать, обобщать, определять и объяснять понятия Воспитательные:- формировать чувство гражданственности и сопричастности к отечественной истории- развивать подлинный интерес к истории Личностно-ориентированное учебное занятие Тип урока: обобщение и систематизация знанийТехнология: КСО с использованием ЦОР («Живая родословная» и «Хронолайнер»)Форма обучения – групповая (2 команды: консерваторы и либералы)Вид урока: урок - играЦПП с субъект – субъектными отношениями учителя и ученика в процессе урока 1. Организационный этап ЗАДАЧИ:обеспечить нормальную рабочую обстановку на урокеподготовить учащихся к обобщению и систематизации знанийПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ:собранность учителяспокойная и уверенная манера ведения урока САМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ:настрой на учебную деятельность: собранность и внимательность учащихсяТЕХНИКИ:преемственность и последовательность требований (больше гуманных – в виде просьб, меньше вербальных – командного типа) 2. Постановка цели ЗАДАЧИ:1. обеспечить мотивацию2. активизировать опыт3. выявить личностный смысл (субъективное понимание) и смысл контекстПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ:1. создание обстановки доверия, уверенности в успехе для ученика2. координатор идей3. «катализатор» идейСАМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ:1. заинтересованность2. желание продемонстрировать знанияТЕХНИКИ:1. проведения опроса на предмет знания и понимания2. «мозговой штурм»3. постановка привлекательной цели с ее объяснением Задание на урок: Выяснить, действительно ли внутренняя политика Александра III – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования? План урока: «Миротворец», который не принес настоящего мира.Контрреформы или ограничение реформ?Оценка личности и деятельности Александра III. 3. Анализ содержания учебного материала, выделение главного ЗАДАЧИ:1. установить правильность, полноту, осознанность2. выявить пробелы3. провести коррекциюПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ:стимулировать активность учащихся, по средствам: тона, мимики, жестов, коммуникативных уменийСАМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ:организованностьТЕХНИКИ:1. продолжить ответ по «цепочке»2. построение ассоциативного ряда3.постановка дополнительных вопросов Факты и мнения «Но напрасно лица, не знавшие императора Александра III, рисуют его как человека реакционного, как человека жестокого, ограниченного и тупого».«Император Александр III обладал благороднейшим именно царским сердцем». С.Ю.Витте Царствование Шаг назад, застой«Целых 13 лет Александр III сеял ветер. Его наследнику предстоит сделать все, чтобы не разразилась буря» Упорядочение реформ, шаг вперед «Политика Александра III направлена на стабилизацию общества, укрепление Российского государства» 4. Обобщение и систематизация, установление межпредметных и внутрипредметных связей ЗАДАЧИ:1. обеспечить закрепление и повышения уровня осмысления2. формирования целостной системы ведущих знаний на основе установления внутри- и межпредметных связейПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ:1. умение удержать дисциплину, не снижая активности учащихся2. учет возрастных и психологических особенностей учащихсяСАМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ:1. ответственность за выполнения порученного задания, благодаря соперничествуТЕХНИКИ:1. техника кооперация (работа в группах с разными видами заданий)2. составление карты мыслительной деятельности3. моделирование4. построение «дерева» тем5. техника пересечения тем Шаг назад, застой 29.04.1881г. – Манифест «О незыблемости самодержавия»14.08.1881г. – «Положение о мерах по охранению государственного порядка и общественного спокойствия»1889г. – введение института земских начальников1890г. – «Положение о губернских и уездных земских учреждениях» Шаг назад, застой 1882 г. – «Временные правила о печати»1884 г. – принят Университетский устав1887 г. – «Циркуляр о кухаркиных детях»1892 г. – Новое городовое положение Упорядочение реформ, шаг вперед Крестьянский вопрос:1881г. – перевод всех бывших помещичьих крестьян на обязательный выкуп Понижение выкупных платежей на 16 % Постепенная отмена подушной податиОрганизация переселений малоземельных крестьян за Урал1882г. – учреждение Крестьянского банка 5. Самоконтроль и контроль ЗАДАЧИ: 1. выявить качество усвоения изученного материала 2. установить причины недостатков, пробелов в знаниях, скорректировать ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ: 1. наличие ораторских приемов и художественных оборотов в речи 2. использования метода – поощрений САМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ: 1. упорство2. настойчивость в достижении цели 3. самостоятельность ТЕХНИКИ: 1. тестовые задания2. разноуровневая проверка работы3. структурно – логические схемы с пропусками 4. задание на выделение существенных и не существенных признаков Отношение консервативной партии к эпохе «контрреформ» Александра III Эпоха «контрреформ» «островок» стабильности среди моря анархии и революционного террора, разбушевавшегося во время правления Александра II и Николая II (неумелые реформаторы) Самодержец миротворец;мудрый и проницательный правитель;прекрасный семьянин, заботящийся о своих подданных;патриот Отношение сторонников либеральной и социалистической идеологии к эпохе «контрреформ» Александра III Эпоха «контрреформ» эпоха «сна разума»;время мракобесия и реакции;время, потерянное для поступательного развития освободительного движения в России Самодержец ретроград;тупой и мрачный деспот; самодур;алкоголик;душитель свободы;преграда на пути прогресса Игнатьев Николай Павлович,министр внутренних дел Бунге Николай Христофорович, министр финансов Толстой Дмитрий Андреевич,Министр внутренних дел и шеф жандармов Внутриполитический курс Александра III выразился в проведении мер, направленных на ограничение реформ 60-70-х гг. и поэтому получивших название "контрреформы".  Задание на урок: Выявить, действительно ли внутренняя политика Александра III – это контрреформы, т.е. период ликвидации реформ предыдущего царствования? 6. Информация о домашнем задании ЗАДАЧИ: ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ: САМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ: ТЕХНИКИ: обеспечить понимания целей, содержания и способов выполнения домашнего задания. наличие положительной эмоциональной окраски в речи учителя самостоятельность 1.трехуровневое домашнее задание2.постановка учебных проблем и заданий с поиском их решений3.творческое задание (сочинение, проект и т. д.) 4.техника особых заданий Домашнее задание: 1.Составить хронологическую таблицу по § 29 – 302. К § 29 – 30 выполнить задания в рабочей тетради № 1 – 5.3. Индивидуальные задания: сообщения или презентация на темы: «Деятельность министра финансов Н. Х. Бунге»; «Деятельность министра финансов С. Ю. Витте» дата событие значение 7. Подведение итогов учебного занятия ЗАДАЧИ: ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ: САМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ: ТЕХНИКИ: дать качественную работы класса в целом и отдельных учащихся преобладание положительных оценок в деятельности, доброжелательность, юмор, улыбка организованность 1. «лист обратной связи» 2. «незаконченное предложение» Незаконченное предложение Сегодня нового я узнали на уроке…Мне близка точка зрения консерваторов / либералов…Отношусь к личности и деятельности Александра III… 8. Рефлексия ЗАДАЧИ: ПОЗИЦИЯ УЧИТЕЛЯ: САМООЦЕНКА УЧАЩИХСЯ: ТЕХНИКИ: инициировать рефлексию: индивидуальную и коллективную вовлечь учеников в обсуждение проблемы - оценки урока достижение ситуации успеха «барометр настроения» (три мордочки: улыбающаяся – «5», серьезная – «4», плачущая - «3») «Только создав единый школьный коллектив, можно разбудить в детском сознании могущественную силу общественного мнения как регулирующего и дисциплинирующего воспитательного фактора»,— писал Макаренко в статье «Проблемы воспитания в советской школе»