Планирование внеурочной деятельности на тему Секреты речи (1-4 класс)















Программа курса
«Секреты речи»










Пояснительная записка

Речь - это канал развития интеллекта...
Чем раньше будет усвоен язык,
тем легче и полнее будут усваиваться знания.
Н.И. Жинкин
Как открыть ребенку волшебный мир слова? Как увлечь его чтением? Как сделать так, чтобы ему самому захотелось придумывать сказки? Как заставить ученика полюбить русский язык? Как научить его играть со словом? Эти и многие другие вопросы волнуют многих педагогов начальной школы.
С самых первых дней обучения ребенка в школе необходимо пробуждать у него интерес к изучению русского языка и литературного чтения, вырабатывать чутье к языку, любовь к слову. Развитие не только устной, но и письменной правильной и красивой речи у младших школьников является одним из главных направлений работы в начальных классах. Научить младшего школьника ясно и грамматически правильно говорить, обладать хорошо поставленным голосом, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме, уметь выражать свои эмоции разнообразными интонационными средствами, соблюдать речевую культуру и развивать у него умение общаться – сложное и кропотливое дело, требующее от учителя напряженного труда, а главное – эффективно действующего подхода к развитию речи.
Уровень развития речи значительного числа младших школьников едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы детей он явно недостаточен. Образная, яркая, логично построенная речь – основной показатель интеллектуального уровня детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие. Поэтому работа над развитием речи младших школьников является важным и необходимым условием для успешного развития и обучения учащихся.
Проблеме становления речевой деятельности учащихся всегда уделялось большое внимание. В настоящее время установлены общие тенденции речевого развития школьников, обоснована идея развития речи на межпредметном уровне, вскрыты проблемы речевого общения. Определены возможные пути формирования языковой компетенции школьников, представлен анализ монологической и диалогической форм речевого высказывания, выявлены психологические особенности формирования устной и письменной речи младших школьников. В данном русле одной из актуальных и отвечающих современным требованиям проблем становится изучение речи, поиск соответствующих способов и приемов, форм и средств развития речевой деятельности у детей.
Однако, как показывает практика, несмотря на повышенный интерес к проблеме, уровень речевого развития детей младшего школьного возраста недостаточен. Думается, выход из этого положения в поисках форм и методов обучения, направленных на освоение речевых богатств родного языка. Поэтому мною разработана программа курса «Секреты речи» для учащихся начальных классов.
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством слов, их сочетаний, предложений. Главное – в развитии гибкости, точности, выразительности, разнообразия. Развитие речи – это последовательная, постоянная учебная работа. Для успешного овладения устной и письменной речью в школьных условиях необходимо целенаправленное обучение всем видам речевой деятельности: слушанию и говорению, чтению и письму. Но при этом обучение устной речи – слушанию и говорению, должно опережать письменную речь.
Одним из путей такой организации является работа по развитию речи во время дополнительных занятий. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников. Программа «Секреты речи» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников.
Своеобразие предлагаемой программы заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции занятий русского языка и литературного чтения, направленной на развитие устной и письменной речи учащихся. Учить хорошей речи, устной и письменной, - вот главная задача курса. Для этого нужно открыть те «секреты» родного языка, которые помогут научиться в устной и письменной форме наилучшим образом выражать свои мысли, доносить их до других. А открыть «секреты» языка – это понять, как он устроен, какие возможности предоставляет нам для полноценного использования в процессе общения.
Программа предполагает организацию активной речевой деятельности самих учащихся. Узнавая определенные речеведческие сведения, дети постоянно сами создают речевые произведения, применяя полученные знания на практике. В процессе реализации курса предусматривается выполнение учениками письменных и устных заданий.
Специфика изучения курса «Секреты речи» связана с отсутствием базового учебника по данной дисциплине. Представляется в связи с этим правомерным использование пособий, учебников, которые указаны в списках литературы и которые в определенной степени помогут преподавателю и ученику в осмыслении программного материала.
В программе живут «секреты». Только обычно «секреты» хотят, чтобы их хранили в тайне. Но в этой программе особые «секреты» - «секреты – наоборот». Они только и мечтают, чтобы их открыли. На каждом занятии, шаг за шагом дети будут постигать «секреты речи», запоминать их, бережно пользоваться ими.
В программе курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. Программа построена на дополнении и углублении базового образования.
Направленность курса практическая, развивающая. Программа курса рассчитана на 4 года (всего 136 часов) - на 34 учебных недели в год – 1 час в неделю.
Уровень образования школьников: 1 - 4 классы
Форма учебной работы: факультативная.
Программа данного курса позволит показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской речи. Программа «Секреты речи» должна пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку и литературному чтению, совершенствовать свою речь.
Цели и задачи программы
Цель:
Создание условий для формирования языковой компетенции младших
школьников; совершенствования у детей основных видов речевой деятельности:
говорения, слушания, письма и чтения; формирования умений правильно,
содержательно и убедительно высказывать собственные мысли и на этой основе
создание предпосылок для общего и речевого развития, реализации творческих
способностей.

Задачи:
Вооружить учащихся умением содержательно, грамматически и стилистически правильно выражать в устной и письменной форме свои и чужие мысли.
Развивать умения владением устной и письменной речью как средством отражения действительности и выражения отношения к ней.
Активизировать и закреплять программный материал, создавая для этого новые ситуации общения.
Обогащать словарный запас учащихся.
Постоянно поддерживать интерес к речи, используя для этого яркий, эмоциональный материал, разнообразные формы и приемы работы.
Успешность развития речи младших школьников зависит от комплексного использования разнообразных методов и приемов обучения.
Организация деятельности младших школьников на занятиях курса основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся;
принцип сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся;
принцип поощряемости творческих успехов каждого ученика;
взаимосвязь педагогического процесса с окружающей средой и социумом.
Основными принципами организации содержания курса стали следующие:
коммуникативный – ориентирующий на отбор сведений о языке и речи, которые необходимы для овладения основными видами речевой деятельности;
системно – функциональный – способствующий осмыслению предназначенности его основных языковых средств для решения речевых задач;
этико – эстетический – направленный на осознание детьми изобразительных средств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых ресурсов;
концентрический – соответствующий закономерностям понимания смысла речи при ее восприятии и передаче смысла при ее создании и способствующий более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Для достижения целей и задач развития речи наиболее перспективными представляются коммуникативно-ориентированный и деятельностный подходы.
Коммуникативно - ориентированный подход предполагает изучение средств языка в интересах речи, речевое развитие носителей языка, взаимосвязь языкового образования и речевого развития школьников. Кроме развития речи каждого ученика предполагается вооружение школьников коммуникативно-речевыми умениями умениями общаться, участвовать в диалоге, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи, передавать с помощью языковых средств свои мысли и чувства.
Связать в единое целое языковое и речевое содержание курса помогает деятельностный подход. Система языковых и речевых упражнений подбирается с учетом структуры любого вида сознательной деятельности:
- мотив;
- цель (сообщить, узнать, спросить, побудить, согласиться, отказать, попросить, поздравить
и т.д.);
- замысел (зачем говорю);
- ориентировка (с кем, кому говорю, при каких обстоятельствах);
- планирование (что и как скажу);
- реализация (что и зачем услышу);
- контроль (оценить соответствие замыслу, выявить и уточнить непонятное).
Методы и приемы
По источникам получения новых знаний (Е.И. Перовский, Д.О. Лорджкипанидзе):
словесные (устное или печатное слово) (+!);
наглядные (наблюдаемые предметы, явления, наглядные пособия) (+);
По уровню включения в продуктивную (творческую) деятельность (М.И. Скаткин, И.Я. Лернер)
репродуктивные (используется для приобретения умений и навыков) (+);
проблемно – поисковые (каждый шаг предполагает творческую деятельность) (+!);
Методы эмоционального стимулирования учебно-познавательной деятельности (Ю.К. Бабанский):
создание ситуации успеха в обучении (+!);
использование игр и игровых форм организации деятельности (+);
Методы развития творческих способностей и личностных качеств учащихся (Ю.К. Бабанский):
учебные дискуссии (+!);
творческие задания (+!);
постановка проблемы или создание проблемной ситуации (+);
Методы контроля и диагностики (Ю.К. Бабанский):
устный контроль (+!);
письменный контроль (+);
Условные обозначения: (+!) решает данную задачу успешнее, чем другие методы данной
группы; (+) решает данную задачу.
Методы и приемы обучения содействуют приобретению и закреплению учениками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка и литературного чтения, обеспечивают единство развития воспитания и обучения.
При организации занятий по развитию речи необходимо применять:
проведение правильной систематической работы по развитию речи детей;
упражнения, обучающие детей выделять элементы, допустимые лишь в устной речи, и находить им замену в речи письменной;
задания, направленные на активизацию словарного запаса младших школьников, овладение грамматическими нормами и совершенствование звуковой культуры речи, звукопроизношения и общих речевых навыков;
упражнения, где ученики находят и исправляют различные лексические и синтаксические ошибки;
вспомогательные упражнения на этапе подготовки детей к написанию сочинений;
развитие связной речи – диалогической (в общении) и монологической (в пересказе и составлении собственного рассказа);
своевременное развитие активного восприятия художественного слова;
воспитание поэтического слуха и совершенствование навыков выразительного чтения;
вовлечение детей в театрально-игровую деятельность, обучая их способам художественно-образной выразительности, развивая фантазию и воображение.

Для успешного проведения занятий курса используются разнообразные виды и формы работ: игровые элементы, игры, дидактический и раздаточный материал, пословицы и поговорки, рифмовки, считалки, ребусы, кроссворды, головоломки, сказки. Разнообразные творческие работы направлены на развитие воображения, мышления; пробуждают у учащихся наблюдательность; открывают для детей прекрасный мир слова; учат любить и чувствовать родной язык.

Содержание программы
1-й класс
Развитие речевых компетенций (устная форма)
Развитие фонематического слуха в звуковых играх и речевых ситуациях. Упражнения (хоровые и индивидуальные) в произношении отдельных звуков в словах и предложениях в определенном темпе с различной интонацией. Составление словосочетаний, предложений, текстов с помощью учителя. Наблюдение над особенностями устной народной речи.
Развитие речевых компетенций (письменная форма)
Написание предложений, небольших текстов, составление записки, письма. Сочинение рифмованных строк, стихотворений.
№ п/п
Тема занятий


Задачи
Кол-во
часов
Результат

1.
Для чего нужна речь.



Раскрыть перед учениками основные функции речи.

1
Узнали, для чего нужна речь.

2.
Волшебница речь.
Обратить внимание на воздействие художественной речи на чувства, мысли, воображение людей.
1
Получили представление о художественной речи.

3.
Устная речь.
Познакомить учеников с понятием «речь», определить главные требования к речи, выделить основные правила общения в школе, на уроке, на занятии спецкурса.
1
Узнали о главных требованиях речи.

4.
Устная речь или письменная.
Дать представления об особенностях устной речи и об ее отличиях от письменной.

1
Узнали об особенностях устной и письменной речи.

5.
Не говорим и не пишем.
Учить отличать устную речь от озвученной письменной, устную и письменную от внутренней речи.

1
Научились отличать устную речь от письменной.

6.
Какой окраски ваш голос. Медленно и быстро.
Учить определять темп устного высказывания, громкость речи, оценивать соответствие темпа и громкости речи определенной ситуации общения.
1
Научились определять соответствие темпа и громкости речи.

7.
Кто быстрее? Знакомство со скороговоркой.
Познакомить с фольклорным жанром – скороговоркой. Упражняться в произношении скороговорок.
1
Познакомились со скороговоркой.

8.
Раз, два, три, четыре, пять. Учись считалки сочинять.
Учить сочинять считалки.



1
Научились сочинять считалки.

9.
Помощники устного слова.
Познакомить с возможностью использования в речи мимики и жестов.

1
Познакомились с использованием мимики и жестов.

10.
Тихо и громко.
Познакомить учеников с громкостью речи, с тем, в каких случаях надо говорить тихо, громко и нормально.

1
Научились говорить громко, тихо и нормально.

11.
Загадаю я загадку.
Дать первоначальное представление о жанре и видах загадки.

1
Познакомились с жанром загадка.

12.
Работа с пословицами.
Познакомить учеников с фольклорным жанром – «пословица». Развивать речь учащихся, обогащать словарный запас.
1
Познакомились с жанром пословица.

13.
Сказки.
Познакомить учащихся с литературным жанром – сказка. Показать. Как можно изменять сюжеты известных сказок, придумывать свои сказки.
1
Познакомились с жанром сказка.

14.
Сколько слов вы знаете?
Вызвать интерес к слову. Проверить знание и понимание учениками слов. Обогатить словарный запас.
1
Обогатили словарный запас.

15.
Чудесные превращения слов.
Учить играть со словом. Предупредить некоторые ошибки младших школьников.

1
Научились играть со словом.

16.
Тематические группы слов.
Познакомить с различными тематическими группами слов.


1
Познакомились с тематическими группами слов.

17.
Знакомые незнакомцы.
Научить замечать непонятные слова, пробудить стремление употреблять слова в точном соответствии с их значением.
1
Научились употреблять слова в соответствии с их значением.

18.
Об одном и том же по-разному.
Познакомить со стилистическим многообразием речи: разговорная, научная, официально – деловая, художественная.
1
Познакомились со стилистическим многообразием речи.

19.
Вы и ваш собеседник.
Показать ученикам, как меняется наша речь в зависимости от адресата.

1
Научились вести беседу, дискуссию.

20.
Весело и грустно.
Познакомить с тоном высказывания – одним из главных интонационных средств выразительности.
1
Познакомились с тоном высказывания.

21.
Что вы знаете о пересказе? Учитесь пересказывать кратко.
Закрепить умения подробно и кратко пересказывать текст.


1
Закрепили умения пересказывать текст.

22.
Словосочетание и предложение.
Познакомить со словосочетанием и предложением.


1
Познакомились со словосочетанием и предложением

23.
Текст. Что это такое?
Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом.
1
Познакомились с понятием текст.

24.
О чем говорит заглавие? Основная мысль, опорные слова.
Познакомить учеников с понятием «заглавие». Дать представление о том, что такое «опорные слова». Потренировать учащихся в определении основной мысли высказывания.
1
Познакомились с понятием заглавие.

25.
Какие бывают тексты.
Дать понятие о трех типах текстов: повествование, описание, рассуждение.

1
Узнали, какие бывают тексты.

26.
Как строится текст.
Дать понятие о структуре текста.



1
Узнали, как строится текст.

27.
Что такое план?
Дать понятие о том, что план отражает содержание, помогает вспомнить то основное, о чем говорится в тексте.
1
Узнали что такое план.

28.
Сочинение стихов по заданной рифме.
Познакомить с понятием «рифма». Учить сочинять стихи по заданной рифме.

1
Приложение № 7

29.
Объясняем и доказываем.
Познакомить учеников с рассуждением.


1
Познакомились с рассуждением.

30.
Опиши животное. Сравни и опиши. Сравнительное описание.
Познакомить учащихся с описанием. Научить находить признаки предмета. Развивать умение сравнивать.
1
Познакомились с описанием предмета.

31.
Невыдуманный рассказ.
Познакомить учеников с элементарными сведениями о том, как строится рассказ.

1
Узнали, как строится рассказ.

32.
Составление рассказов по серии картинок.
Учить сочинять рассказы по серии картинок.
1
Научились составлять рассказы по серии картинок.

33.
Методика выявления уровня речевого развития младших школьников.

Оценить эффективность обучения.

1
Приложение № 1

34.
Подведение итогов. Выставка лучших работ.
Подвести итоги работы за год.



1
Подвели итоги работы за год.


Всего

34





Основные требования к знаниям и умениям учащихся
к концу 1-го класса
Обучающиеся должны знать:
Для чего нужна речь.
Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки.
Что такое текст, заголовок, основная мысль текста.
Какие бывают тексты.
Как строится текст.
Что такое план.
Обучающиеся должны уметь:
Различать устную и письменную речь.
Соблюдать правила вежливого поведения и речевого общения на уроках, занятиях и вне них.
Уметь слушать, вступать в разговор, работать в паре и группе с товарищами.
Четко и правильно произносить все звуки, в том числе в чистоговорках и скороговорках.
Распознавать деловые и изобразительные тексты, определять, о чем и что в них говорится.
Замечать слова, значения которых неизвестны, спрашивать о них, находить их в толковом словаре.
Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты, записки, письма с помощью учителя.
Составлять рассказы по серии картинок.
Сочинять рифмованные строки, стихотворения.
Отгадывать загадки.
2-й класс
Развитие речевых компетенций (устная форма)
Обогащение и активизация словаря. Работа со словом и словарями. Составление тематических и орфографических словарей. Составление словосочетаний, предложений, текстов. Наблюдение над особенностями устной народной речи, формирование умений правильно интонировать предложения в устной речи.

Развитие речевых компетенций (письменная форма)
Написание предложений и небольших текстов, сочинений-миниатюр. Сочинения по пословице, сочинение считалок, загадок, скороговорки, сказки по опорным словам и по серии картинок. Обучение грамотному оформлению письменной речи. Развитие умения отражать свое настроение в письменных работах, чувствовать образность поэтического слова.
№ п/п
Тема занятий


Задачи
Кол-во
часов
Результат

1.
Зачем нужны звуки языка? Звуковая культура речи. Загадки, скороговорки.
Раскрыть значение звуков в языке. Познакомить с фольклорными жанрами: загадками, скороговорками.
1
Формируется звуковая культура речи.

2.
Играем в загадки. Сочинение загадок.


Познакомить с приемами конструирования загадки.

1
Приложение № 5

3.
Сочинение скороговорки.



Учить сочинять скороговорку.

1
Научились сочинять скороговорку.

4.
Сочиняем считалку. Два секрета считалки.


Познакомить с рифмой и ритмом как особенностями стихотворной речи.
1
Узнали секреты считалки.

5.
Сколько слов вы знаете? Рассказ – беседа о словарном богатстве русского языка.

Обогатить словарный запас учащихся.
1
Обогащается словарный запас.

6.
Происхождение слов. Как нужно говорить.


Рассказать о происхождении слов и о том, как нужно говорить.
1
Узнали о происхождении слов.

7.
Крылатые слова и выражения.



Познакомить с крылатыми словами и выражениями.

1
Обогащается словарный запас.

8.
Родное слово в пословицах и поговорках. Иллюстрирование пословиц и поговорок.
Познакомить с фольклорными жанрами: пословицей и поговоркой. Учить иллюстрировать их.
1
Научились иллюстрировать пословицы.

9.
Сочинение стихов по заданной рифме.
Сочинить стихи по заданной рифме.

1
Приложение № 7

10.
Работа со сказками. Направления и методы при работе над сочинением сказок.

Познакомить с методами и направлениями при работе над сочинением сказок.
1
Приложение № 6

11.
Сочинение сказки по серии картинок.


Сочинить сказку по серии картинок.

1
Приложение № 6

12.
Что такое речь? Речь устная и письменная.
Познакомить учеников с понятием «речь», определить главные требования к речи. Рассказать об отличиях устной речи от письменной.
1
Познакомились с понятием речь.

13.
Составление предложений из отдельных слов.


Научить составлять предложения из отдельных слов.
1
Научились составлять предложения.

14.
Выделение признаков предложения в устной речи и на письме.
Выделить признаки предложения.
1
Научились выделять признаки предложения.

15.
Признаки текста. Основная мысль. Опорные слова.
Познакомить учеников с признаками текста. Учить детей находить опорные слова в тексте.
1
Познакомились с признаками текста.

16.
Текст. Тема текста.
Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом.
1
Узнали что такое тема текста.

17.
Сочинение по плану «Моя бабушка».


Написать сочинение на заданную тему.
1
Приложение № 8

18.
Сочинение рассказа по серии картинок и по вопросам.


Написать рассказ по заданной теме.
1
Приложение № 8

19.
Сочинение «Мой друг. Моя подруга».


Написать сочинение на заданную тему.

1
Приложение № 8

20.
Сочинение рассказа по данной теме и опорным словам.
Написать рассказ по заданной теме.
1



Научатся
сочинять рассказы.

21.
Деление сплошного текста на предложения.


Учить делить сплошной текст на предложения.

1
Научатся делить текст на предложения.

22.
Восстановление деформированного текста.
Учить восстанавливать деформированный текст.
1
Научатся восстанавливать деформированный текст.

23.
Редактирование текста.



Учить редактировать текст.

1
Научатся редактировать текст.

24.
Сочинение «Мое любимое домашнее животное».


Написать сочинение на заданную тему.

1
Приложение № 8


25.
Слова – близнецы (омонимы).



Познакомить учащихся с группой таких слов.
1
Обогащается словарный запас.

26.
Слова – друзья – (синонимы).
Дать возможность не только воспроизвести знакомые синонимические ряды. Но и расширить их перечень за счет новых.
1
Обогащается словарный запас.

27.
Антонимы.



Расширить представление учеников об антонимах.
1
Обогащается словарный запас.

28.
Работа со словом и словарями.



Учить работать со словарями.

1
Обогащается словарный запас.

29.
Ознакомление с понятием «изложение».


Познакомить с понятием «изложение». Учить писать изложения.
1
Познакомятся с понятием изложение.

30.
Обучение написанию изложения по вопросам и опорным словам.

Научить написанию изложения по вопросам и опорным словам.
1
Научатся писать изложения.

31.
Обучающее изложение.



Учить писать изложения.

1
Научатся писать изложения.

32.
Творческое изложение.



Учить писать творческое изложение.

1
Научатся писать изложения.

33.
Олимпиада.



Оценить эффективность обучения.
1
Приложение № 1, проверят свои знания.

34.
Подведение итогов. Выставка лучших работ.


Подвести итоги работы за год.
1
Подведут итоги за год.


Всего

34





Основные требования к знаниям и умениям учащихся
к концу 2-го класса
Обучающиеся должны знать:
Зачем нужны звуки языка.
Происхождение слов.
Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.
Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки.
Методы при работе над сочинением сказок.
Что такое текст, заголовок, основная мысль текста.
Признаки текста.
Что такое план.
Что такое изложение, сочинение.
Как писать изложение, сочинение.
Обучающиеся должны уметь:
Строить собственные устные высказывания.
Выполнять правила речевого поведения, следить за ясностью, четкостью устной речи.
Замечать в речи незнакомые слова, спрашивать о них, самостоятельно пользоваться толковым словарем.
Отличать текст от группы предложений, объяснять различие.
Формулировать тему небольшого текста.
Выделять опорные (наиболее важные для понимания читаемого) слова.
Работать с заголовками: выбирать наиболее точный из предложенных, озаглавливать текст, прогнозировать содержание по заголовку.
Находить главную мысль, сформулированную в тексте.
Определять характер произведения (тему, жанр, эмоциональную окраску).
Определять речевую цель создания произведения: сообщение информации, выражение переживаний, поучения и др.
Составлять пробный и творческий пересказ по плану.
Составлять текст по вопросам учителя.
Редактировать текст.
Отгадывать загадки.
Создавать речевые произведения определенных жанров: записку, письмо, загадку, считалку, стихотворение; обдумывать их содержание и языковые средства, а после написания проверять и совершенствовать.
Составлять словосочетания, предложения, небольшие тексты.
Составлять рассказы по серии картинок.
Уметь писать изложения, сочинения.
Сочинять загадки, стихи, сказки.
3-й класс
Развитие речевых компетенций (устная форма)
Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков «орфоэпически» правильного чтения: развитие четкой дикции на основе введения специальных упражнений для разминки и тренировки речевого аппарата. Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков. Составление орфографического словаря, словаря антонимов, синонимов, омонимов, настроений. Работа по воспитанию культуры речи.
Развитие речевых компетенций (письменная форма)
Сочинения по пословице, сочинение небылицы, считалки, потешки, скороговорки. Составление текстов поздравительной открытки, письма. Иллюстрирование текстов, пересказ. Сочинения-миниатюры на заданные темы. Воспитание эмоционально-эстетической отзывчивости на тематику сочинений, на события, описываемые в сочинениях-миниатюрах.

№ п\п
Тема занятий

Задачи
Кол-во
часов
Результат

1.
Умеешь ли ты правильно и точно говорить? (Составление рассказа по картинке).
Учить составлять рассказ по картинке.
1
Научатся составлять рассказ по картинке.

2.
Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка.
Побеседовать о сокровищах русского языка.
1




Узнают о сокровищах родного языка.

3.
Игра «Знаешь ли ты пословицы».
Проверить знания учащихся.


1
Проверят свои знания.

4.
Сочинение по пословице.
Написать сочинение по пословице.
1




Научатся писать сочинение.

5.
Структура жанра «небылица». Сочинение небылицы.
Учить сочинять небылицы.


1
Познакомятся с жанром небылица.

6.
Слово и образ или поговорим о словарях. Составление словарей на разнообразную тематику.
Научить детей подбирать тематический словарик, готовясь к высказываниям.
1
Обогащается словарный запас.

7.
Сочинение словарных сказок.
Сочинить сказку, используя словарные слова.

1
Научатся сочинять сказки.

8.
Сочинение «Золотая осень».
Написать сочинение на заданную тему.


1
Научатся писать сочинения.

9.
Слово или не слово?
Познакомить учеников с тем, как можно определить значение слова и как его толковать.

1
Обогащается словарный запас.

10.
Слово одно, а значений несколько.
Познакомить учащихся с многозначностью слов.


1
Обогащается словарный запас.

11.
Слова: синонимы, омонимы, антонимы.
Продолжить знакомство с синонимами, омонимами, антонимами.

1
Обогащается словарный запас.

12.
Смеемся, грустим, задумываемся.
Показать учащимся, что художественная речь способна пробуждать различные чувства.
1
Познакомятся с художественной речью.

13.
Речь, предложение, текст. Признаки текста.
Повторить и обобщить знания о речи, предложении, тексте.

1
Повторят и обобщат знания о речи.

14.
Текст. Тема текста. Основная мысль текста.
Познакомить с понятием «текст». Показать разницу между отдельными предложениями и текстом.
1
Познакомятся с понятием текст.

15.
Деление сплошного текста на предложения.
Учить делить сплошной текст на части.


1
Научатся делить текст на части.

16.
Редактирование текста.
Учить редактировать текст.


1
Научатся редактировать текст.

17.
Текст – поздравление к празднику.
Научить сочинять поздравление к празднику


1
Научатся сочинять поздравление.

18.
Письмо – текст. Письмо другу, подруге.
Научить писать письма.



1
Научатся писать письма.

19.
О чем рассказывает план. Составляем план своего рассказа.
Показать, что по хорошему плану можно узнать, о чем будет говориться в тексте.
1
Научатся составлять план.

20.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение.
Продолжить знакомство с типами текста.


1
Продолжат знакомство с типами текста.

21.
Сочинение – миниатюра на тему «Моя снежинка».
Написать сочинение на заданную тему.


1
Научатся писать сочинения.

22.
Сочинение по картине А. Пластова «Первый снег».
Учить писать сочинение по картине.


1
Научатся писать сочинения.

23.
Обучающее изложение по плану, вопросам.
Учить писать изложения по плану и вопросам.


1
Научатся писать изложения.

24.
Обучающее изложение с изменением лица рассказчика.
Учить писать изложения с изменением лица рассказчика.

1
Научатся писать изложения.

25.
Сжатое изложение по готовому плану.
Учить писать сжатое изложение.


1
Научатся писать изложения.

26.
Изложение с элементами описания и рассуждения.
Учить писать изложения с элементами описания и рассуждения.

1
Научатся писать изложения.

27.
Будем сказки сочинять.
Учить детей сочинять сказки. Развивать их творческое воображение.

1
Научатся сочинять сказки.

28.
Занятия в веселой академии «Складно да ладно».
Познакомить учащихся со стихотворной речью.


1
Познакомятся со стихотворной речью.

29.
Игры на умение находить рифму.
Познакомить с рифмой как особенностью стихотворной речи.

1
Познакомятся с рифмой.

30.
Стихотворный размер. Ритм.
Познакомить со стихотворным размером и ритмом как особенностями стихотворной речи.
1
Познакомятся со стихотворным размером, ритмом.

31.
Сочинение стихотворений.
Учить сочинять стихотворения.


1
Научатся сочинять стихи.

32.
Сочинение «Моя мечта».
Написать сочинение на заданную тему.


1
Научатся писать сочинения.

33.
Олимпиада.
Оценить эффективность обучения.


1
Приложение № 1, проверят свои знания.

34.
Подведение итогов. Выставка лучших работ.
Подвести итоги работы за год.


1
Подведут итоги за год.


Всего

34





Основные требования к знаниям и умениям учащихся
к концу 3-го класса
Обучающиеся должны знать:
Фольклорные произведения: скороговорки, считалки, загадки, пословицы, сказки, небылицы.
Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.
Что такое речь, предложение, текст.
Типы текста: повествование, описание, рассуждение.
Признаки текста.
Что такое изложение, сочинение.
Как писать изложение, сочинение.
Понятия рифма, ритм, стихотворный размер.
Обучающиеся должны уметь:
Озаглавливать иллюстрации, тексты.
Составлять простой план произведения.
Определять тему текста, выделять предложение, содержащее основную мысль, обоснованно озаглавливать текст.
Использовать слова текста для называния его частей.
Различать повествования и описания предмета.
Письменно подробно пересказывать тексты повествовательного характера.
Создавать (устно и письменно) тексты – повествования, обдумывать их содержание и выбор средств языка.
Различать синонимы, антонимы, омонимы.
Самостоятельно работать со словарями.
Составлять словари антонимов, синонимов, омонимов, настроений.
Составлять текст – поздравление к празднику.
Писать сочинения, письма.
Уметь писать изложения: по плану, вопросам с изменением лица рассказчика, по готовому плану, с элементами описания и рассуждения.
Сочинять небылицы, сказки, стихи.
Редактировать текст.
4-й класс
Развитие речевых компетенций (устная форма)
Обучение правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении. Убыстрение и замедление темпа речи и чтения, увеличение и уменьшение силы голоса (от громкой речи и, наоборот) в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания. Упражнения в решении речевых задач (выразить удивление, восхищение, сомнение) при чтении текста. Обогащение словарного запаса новыми словами, словами с эмоционально – экспрессивной окраской, уточнение значений знакомых слов, выявление истинного значения слова, умение пользоваться этимологическим и толковым словарями. Работа по воспитанию культуры речи (овладение нормами русского литературного языка, очищение словаря школьников от слов – паразитов, жаргонизмов, трафаретных слов, иноязычной лексики 9при наличии русских слов с этим же значением).
Развитие речевых компетенций (письменная форма)
Сочинение собственных стихов, сказок, загадок. Отзыв о любимых стихах. Знакомство с терминами: сравнение, эпитеты, метафора, олицетворение. Сочинения с включением образных выражений, сочинение в рисунках, сочинения-миниатюры по заданным темам. Изменение позиции учащегося: роль автора, слушателя-критика. Создание своих мини-произведений на определенную тему с элементами художественного и научного описания. Умение эмоционально откликаться на прекрасное в жизни и произведениях искусства. Умение образно воспринимать внешний мир, изображать его в рисунках. После написания сочинения-миниатюры систематически проводятся уроки редактирования.
№ п/п
Тема занятий


Задачи
Кол-во
часов
Результат

1.
Сокровища родного языка. Беседа о богатстве русского языка.
Побеседовать о сокровищах русского языка.


1
Обогащается словарный запас.

2.
Почему их так называют?
(Происхождение слов).

Познакомить с наукой этимологией.


1
Обогащается словарный запас.

3.
Слово одно, а значений несколько. О многозначных словах.

Познакомить учащихся с многозначностью слов.
1
Обогащается словарный запас.

4.
Слова – тезки. (Омонимы).


Продолжить знакомство с омонимами.


1
Обогащается словарный запас.

5.
Одно и то же, но по-разному. (Синонимы). О различиях слов синонимов.
Продолжить знакомство с омонимами.


1
Обогащается словарный запас.

6.
Слова с противоположным значением. (Антонимы).

Продолжить знакомство с антонимами.


1
Обогащается словарный запас.

7.
Устаревшие слова.


Познакомить со словами – архаизмами.


1
Обогащается словарный запас.

8.
Новые слова.


Познакомить со словами – неологизмами.


1
Обогащается словарный запас.

9.
Слова – пришельцы.


Познакомить с заимствованными словами.


1
Обогащается словарный запас.

10.
Крылатые слова и
выражения.

Познакомить с крылатыми выражениями.


1
Обогащается словарный запас.

11.
Фразеологизмы.
Продолжить знакомство с фразеологическими оборотами.


1
Обогащается словарный запас.


12.
Словарное богатство родного языка.

Обогащение словаря и развитие речи учащихся.


1
Обогащается словарный запас.

13.
Сочинение – миниатюра «Осенний листок».

Написать сочинение на заданную тему.


1
Научатся писать сочинения.

14.
Сочинение в рисунках. (Пиктография).

Познакомить с пиктографией. Учить сочинять рассказ в рисунках.
1
Научатся составлять рассказ в рисунках.

15.
Средства выразительности языка (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).
Продолжить знакомство с выразительными средствами языка.
1
Познакомятся с выразительными средствами.

16.
Обучение сочинению стихов.


Учить сочинять стихи.



1
Приложение № 7

17.
Письмо – текст. Поздравление к Новому году.

Научить писать письмо – поздравление.


1
Научатся писать письмо – текст.

18.
Речь, предложение, текст. Признаки предложения, текста.
Повторить и обобщить знания о речи, предложении, тексте.

1
Обобщат знания о речи.

19.
Составление текстов разного типа (описание, рассуждение, повествование).

Учить составлять тексты разного типа.
1
Научатся составлять тексты разного типа.

20.
Редактирование текста.


Учить редактировать текст.



1
Научатся редактировать текст.

21.
Сочинение – отзыв по любимым стихотворениям, рассказу.
Научить писать сочинение – отзыв.


1
Научатся писать сочинения.

22.
Изложение текста по готовому плану.

Учить писать изложение по готовому плану.


1
Научатся писать изложения.

23.
Подробное изложение по измененному плану.
Учить писать подробное изложение по готовому плану.

1
Научатся писать изложения.

24.
Изложение текста – повествования.

Учить писать изложение текста – повествования.


1
Научатся писать изложения.

25.
Работа над сокращением текста.

Учить умению сокращать текст.


1
Научатся писать изложения.

26.
Сжатое изложение текста по готовому или коллективно составленному плану.
Учить писать сжатое изложение.


1
Научатся писать изложения.

27.
Сочинение по картине В.Перова «Тройка».
Написать сочинение на заданную тему.


1
Научатся писать сочинения

28.
Сочинение загадки наоборот.


Учить сочинять загадки наоборот.


1
Научатся сочинять загадку наоборот.

29.
Сочинение сказок: цветная сказка, белая, желтая, зеленая и т.д.
Учить сочинять сказки на
заданную тему.


1
Научатся сочинять сказки.

30.
Оформление классной газеты. Реклама.

Учить оформлять классную газету, сочинять рекламу.


1
Научатся оформлять газету.

31.
Заметка в газету.


Учить писать заметку в газету.


1
Научатся писать заметку в газету.

32.
Репортаж в газету.


Учить писать репортаж в газету.


1
Научатся писать репортаж в газету.

33.
Олимпиада.
Оценить эффективность обучения.


1
Приложение № 1, проверят свои знания.

34.
Подведение итогов. Выставка лучших работ.

Подвести итоги работы за год.
1
Подведут итоги за год.


Всего

34





Основные требования к знаниям и умениям учащихся
к концу 4-го класса
Обучающиеся должны знать:
Основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, литературные и народные сказки, стихотворения, познавательные статьи, очерки и др.)
Крылатые слова и выражения, многозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы.
Основные средства языковой выразительности (рифма, эпитет, олицетворение, сравнение и др.).
Что такое речь, предложение, текст.
Как писать изложение, сочинение.
Обучающиеся должны уметь:
Пользоваться основными средствами интонационной выразительности (сила голоса, мелодика, темпоритм, пауза, эмоциональный тон) для передачи в форме устной речи характера произведения.
Соблюдать правила произношения, образования и изменения слов, зафиксированные в словарях.
Самостоятельно пользоваться этими словарями для решения возникающих языковых и речевых вопросов.
Различать омонимы, синонимы, антонимы.
Понимать тему и основную мысль текста, передавать их в заголовке, выделять части текста и составлять план.
Пользоваться планом при пересказе, изложении текста.
Составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица.
Озаглавливать текст с точки зрения темы или основной мысли, составлять план готового и создаваемого текста.
Письменно пересказывать тексты повествовательного характера с элементами описания предмета, тексты – рассуждения, сохраняя особенности оригинала.
Создавать тексты освоенных жанров.
Письменно воспроизводить текст в соответствии с заданием: подробно, выборочно, от другого лица.
Создавать тексты освоенных жанров (рассказ, сказку, объяснение чего-либо и т.д.).
Использовать языковые средства с учетом жанра, а также требований правильности, точности, богатства, выразительности письменной речи.
Создавать небольшие устные и письменные сочинения на основе литературных впечатлений.
Создавать небольшие сочинения разных типов (повествование, описание, рассуждение).
Контрольная часть
Контроль и учет речевых компетентностей учащихся будет осуществляться в форме смотра творческих работ (приложения №№ 5,6,7,8), олимпиадных заданий (2, 3, 4 классы), конкурсов («Русский медвежонок», интернет – марафон «ЭМУ»), заполнение таблиц «Речевых компетенций» и карт речевой активности.
Целей этих работ несколько:
стимулировать личностное развитие каждого ребенка;
создать и поддерживать развивающую образовательную среду для младших школьников;
формировать ключевые компетентности младших школьников.
Для этого предлагаются интересные компетентностно - ориентированные задания. Выполнение ребятами таких заданий поможет им проявить себя в новых ситуациях с одной стороны, а с другой – послужит толчком для осознания потребности лучшего усвоения учебного материала.
Контрольно – измерительные материалы:
1 класс: Методика выявления уровня речевого развития младших школьников.
Методика проводится в конце учебного года в форме индивидуального занятия – собеседования. Продолжительность занятия – 25 – 30 минут.
2 – 4 класс: Олимпиадные задания.
Олимпиады проводятся в конце учебного года. Продолжительность45 минут.
Диагностические методики:
1 -2 класс: Таблицы «Речевые компетенции».
Учитель заполняет таблицу, в которой фиксируется сформированные компетенции за определенный период изучения тем спецкурса. Такие таблицы заполняются на группу обучающихся по результатам 1 и 2 полугодия каждого класса начальной школы. Таким образом, можно проследить уровень развития, как каждого учащегося, так и коллектива в целом.
Таблицы «Речевые компетенции»

п/п
Ф.И.
ученика
Формируемые компетенции



Развитие речи
Понимание прочитанного
Пересказ




Говорит
Ясно, правильно
Говорит
Законченными
предложениями
Говорит
выразительно
Участвует в
дискуссии
Умеет подробно
пересказывать
Выборочный
пересказ
Краткий
пересказ
Творческий пересказ
Умеет составлять
Творческие рассказы
С опорой на помощь
учителя
Без опоры на помощь
учителя
Составляет собственный
рассказ

1
..
+
+











2
..
-












3
и т.д.















Обозначения: + - хорошо развит, + - -недостаточно развит, - - не развит.
1 -2 класс: Работа с картами речевой активности
Важно учитывать речевую активность детей, чтобы направлять ее развитие. Одни дети разговорчивы, общительны. Другие предпочитают слушать и молчать. Речевая активность этих детей различна и на занятиях. Одни ребята постоянно тянут руки, выражая свое желание отвечать, даже когда не знают или не очень хорошо знают изученный материал. Другие поднимают руки изредка, когда учитель ставит действительно интересный вопрос. Иногда можно использовать для фиксирования речевой активности детей, следующие карты, которые заполняются педагогом по результатам изучения определенной темы (либо занятия). Приведенная ниже заполненная карта, позволяющая конкретно и в целом представить речевую активность класса, одна из возможных форм фиксации наблюдений.
Римскими цифрами обозначены ряды парт, арабскими - ученики;
х - краткий ответ, * - развернутый ответ.
Карта речевой активности учащихся
I
II
III

1

·
·
·
2
ХХХ
1
Х
2

·
·
1
Х
2
ХХ

3
Х
4

·
3
ХХ
4

3

4

·
·
·

5

·
·
·
6
ХХ
5

·
·
·
·
6

·
·
5
Х
6
ХХ

7
Х
8
ХХХ
7

·
·
·
8

·
·
7

·
·
8
-

9

·
·
10

·
·
·
9
Х
10
ХХ
9
-
10
ХХХ


2 класс: Методы оценки уровня развития речи младших школьников (Методика «Выяснение пассивного словарного запаса», Методика «Определение активного словарного запаса»).
Ожидаемые результаты
а) конкретные ожидаемые результаты:
повышение уровня развития устной и письменной речи учащихся, основных ее параметров;
психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности;
оформление методических рекомендаций по теме программы.
б) результаты детской продуктивной деятельности:
словотворчество учащихся;
издание сборников литературного творчества учащихся (уровень школы, уровень города).
Дальнейшее развитие программы
В дальнейшем идеи программы будут реализовываться, и развиваться в направлении наработки опыта социального партнерства и опыта программ и методик по развитию речи
учащихся.

Предполагаемое использование результатов реализации программы
Распространение опыта работы по реализации программы на методических объединениях педагогических работников.
Включение программы «Секреты речи» в Программу развития общеобразовательного учреждения.
Программа «Секреты речи» формирует основы художественных и речевых знаний, вдохновляет на собственное творчество, способствует развитию мышления, образной, эмоциональной речи, помогает осмыслению значения языка как орудия общения и понимания окружающего мира.


















Литература
Учебник для ученика:
Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. Под. ред. Л.А. Чешко. Изд.
3 – е, стереотип. М: Сов. Энциклопедия, 1971.
Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – 3 – е изд., стереотип. М: Рус.
яз., 1986.
Быстрова Е.А. и др. Учебный фразеологический словарь русского языка: пособие для учащихся нац. Школ/ Е.А. Быстрова, А.П. Окунева, Н.М. Шацкий.- Л.: Просвещение, 1984.
Грушников П.А. Орфографический словарик: Пособие для учащихся нач. классов. – М.: Просвещение, 1981.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: Избранные статьи. Под. Ред. Л.Ф. Беловинского – М.: ОЛМА – ПРЕСС; ОАО ПФ «Красный пролетарий», 2004 .
Джежелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей. – М.: АО «Столетие», 1994.
Ладыженская Т.А. , Ладыженская Н.В. , Ладыженская Т.М. . Марысева О.В. Детская риторика в рассказах и рисунках: Учебник-тетрадь для 4-го класса. – М.: Издательский дом «С-инфо», Издательство «Баласс», 1997.
Литература и фантазия. Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992.
Львов М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка: Пособие для учащихся. М.: Просвещение, 1980.
Язовицкий Е.В. Говорите правильно. Книга для учащихся. Изд. 2 – е дополненное. Ленинград: Просвещение, 1969.
«Методичка» для учителя:
Архипова Е.В. Русский язык и развитие речи. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005.
Баранников И.В., Варковицкая Л.А. Русский язык в картинках. Ч. 1, Ч. 2. – 9-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1981.
Белицкая Н.Г. Школьные олимпиады. Начальная школа. 2-4 классы. / Н.Г. Белицкая, А.О. Орг. – 3-е изд. – М.: Айрис – пресс, 2007.
Введенская Л.А. и Саакьян Р.Я. Наш родной язык. Пособие для учителя начальных классов. М.: Просвещение, 1971.
Введенская Л.А. пословицы и поговорки в начальной школе. Пособие для учителя. М.:, 1963.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991.
Волина В.В. Учимся играя. - М.: Новая школа, 1994.
Голуб И.Б. Моя самая первая книжка о словах. Путешествия в Страну Слов. – М.: Дрофа, 1995.
Горбушина Л.А. и Николаичева А.П. Выразительное чтение. Учеб. Пособие для учащихся пед. Училищ. – М.: «Просвещение», 1978.
Горбушина Л.А. Обучение выразительному чтению младших школьников: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1980.
Джежелей О.В. Помогайка. Книга для взрослых и детей. – М.: АО Столетие, 1994.
Есенина С.А. Как научить Вашего ребенка писать сочинение. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс. (Пособие для начальных классов). – М.: Грамотей, 2004 .
Журналы: «Веселые картинки», «Мурзилка», «Начальная школа».
Илларионова Ю.Г. Учите детей отгадывать загадки: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1985.
Литература и фантазия. Сост. Л.Е. Стрельцова. – М.: Просвещение, 1992.
Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975.
Матвеева Е.И. Учим младшего школьника понимать текст: Практикум для учащихся 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2007.
Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под. ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.
Родари Дж. Грамматика фантазии. Введение в искусство придумывания историй. М., 1990.
Русские народные загадки, пословицы, поговорки. / Сост. Ю.Г. Круглов. – М.: Просвещение, 1990.
Русский язык в 4 классе. ( Метод. указания к учебнику.) М.: Просвещение, 1970.
Сахарова С.Р. О культуре речи и общения. Методические рекомендации к урокам культуры речи и общения в начальных классах. Арзамасский государственный педагогический институт им. А.П. Гайдара. – Арзамас, 1995.
Страхова Л.Л. Сочинение по картине для младших школьников. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2007.
Сухин И.Г. Занимательные материалы: Начальная школа. – М.: ВАКО, 2005.
Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1971.
Фелицына В.П. , Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: Лингвострановедческий словарь / Ин-т рус. яз. им. А.С. Пушкина; Под. ред. Е.М. Верещагина, В.Г. Костомарова. – М.: рус. яз., 1979.
Фольклор и родное слово: Учебное пособие. / Авторы-составители Г.М. Грехнева, К.Е. Корепова. – 2-е изд., с измен. и допол. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1994.
Ходова Т.В. Подготовка к олимпиадам по русскому языку, Начальная школа. 2-4 классы / Т.В. Ходова. – М.: Айрис-пресс, 2007.
Шанский Н.М. и др. Краткий этимологический словарь русского языка. Пособие для учителя. Изд. 2 – е, испр. и доп. Под. ред. чл. – кор. АН СССР С.Г. Бархударова. М.: Просвещение, 1971.
Использованная при составлении данной программы:
Евтушевская С. Компетентностный подход при разработке учебных программ. // Народное образование, 2008, № 6. – с. 191 – 197.
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. – М., 1991.
Кубасова О.В. Программа к курсу «Литературное чтение» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. / О.В. Кубасова. – 2-е изд. – Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
Львов М.Р. Речь младших школьников и пути ее развития. Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1975.
Речь. Речь. Речь. Книга для учителя начальных классов по развитию речи учащихся / Под. ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 1983.
Романовская З.И. Чтение и развитие младших школьников: Приобщение детей к художественной литературе как к искусству; Науч. исслед. ин-т общей педагогики Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1982.
Соловейчик М.С. Программа к курсу «Русский язык» для 1-4 классов общеобразовательных учреждений. / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. – 2-е изд. - Смоленск: Ассоциация 21 век, 2006.
















13PAGE 15


13PAGE 142215