КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМНАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ И НЕРВНУЮ СИСТЕМУ ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ


КОМПЛЕКСНОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ КОМНАТЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАЗГРУЗКИ НА ОРГАНЫ ЧУВСТВ И НЕРВНУЮ СИСТЕМУ
ОБУЧАЮЩИХСЯ И ПЕДАГОГОВ
Чубарова Е.Н.,
педагог-психолог
ОКУСО «Курский СПРЦ»
Комната психологической разгрузки, или же сенсорная комната, является уникальным местом, которое способно повлиять на психологическое и физиологическое состояние человека. Сейчас каждый испытывает огромное количество стрессов, которые негативно сказываются на его здоровье. Учитывая современные темпы жизни, мы склонны к тому, чтобы подавлять в себе неприятные чувства, потому что на них нет ни времени, ни сил. Накопление эмоций вызывает разнообразные неврологические симптомы, а также способно ухудшать работу внутренних органов. В связи с чем, специалисты в сфере образования пришли к разумному выводу, что невозможно требовать продуктивности учебного процесса и максимальной интеллектуальной отдачи обучающихся, если силы, затраченные на все это, негде восстановить.
Сенсорная комната – это специально оборудованное пространство, организованное таким образом, что находящийся в ней, вне зависимости от возраста и состояния здоровья, ощущает полный покой, комфорт и безопасность. Как установлено английскими учеными, за короткий промежуток времени пребывания в такой комнате снимается стресс, наступает полное расслабление, значительно улучшается эмоциональное и физическое самочувствие, улучшается  психофизическое состояние и повышается работоспособность.
Каков же принцип работы данной комнаты? Воздействие на человека осуществляется через сенсорные каналы (один или все сразу). Например, он может наблюдать зрительные образы, слушать расслабляющую музыку, лежать на мягком массажном кресле и вдыхать ароматы эфирных масел одновременно.
Цели комнаты психологической разгрузки:
Улучшение эмоционального состояния обучающихся и педагогов.
Восстановление психического равновесия.
Снятие нервного напряжения путем «разблокировки» мышечных зажимов.
Помощь обучающимся.
Не только стресс, нехватка времени, напряжение и усталость являются причинами пойти к педагогу-психологу. Есть множество больших и маленьких проблем, с которыми обучающиеся сталкиваются в образовательном процессе. Увидеть проблему воспитанника, уверить его в том, что помощь реальна и он не один, найти способы разрешения – это основные задачи психолога. Застенчивость, агрессия, повышение учебной мотивации являются поводами для работы в комнате психологической разгрузки.
Различных упражнений и методик для снятия психологического напряжения множество: они предназначены для релаксации и отдыха нервной системы. Есть методики, основанные на визуальном восприятии, когда глазу обучающегося предстают картинки с неким эффектом. Есть приемы арт-терапии (творчество), ароматерапии, аудиальные методики. Самое главное, нет такой задачи лекционно объяснить воспитаннику суть его проблемы, важно дать ему почувствовать, что в образовательном учреждении может расслабиться, восстановить свои силы.
Сенсорная комната — это своего рода окружение, призванное дать обучающемуся спокойствие, ощущение безопасности. Эта комната комплексно воздействует на органы чувств и нервную систему человека. Она жизненно необходима для тех, у которых наблюдаются проблемы в развитии, в процессе поведенческо-социальной адаптации, без сенсорной комнаты трудно обойтись обучающимся, чье психоэмоциальное равновесие нарушено.
Разгрузка для педагогов.
Преподаватели как никто подвержены так называемому синдрому эмоционального выгорания, а, следовательно, часто не умеют работать над своими психологическими ресурсами и эмоциями.
Исходя из этого, психолог может сделать подборку актуальных рекомендаций, упражнений, приемов, которые подходят именно педагогу. Как получить эмоциональный запас? Как наладить взаимоотношения с коллегами? Как противостоять стрессам и агрессии? Как добиться дисциплины в группе? Как научиться быстро переключаться с одного вида деятельности на другой? Как распределять время на все аспекты педагогического труда? Все эти вопросы поможет решить психолог.
Из всего выше сказанного, можно сделать вывод о том, что психолог в учебном заведении строит свою систему работы с обучающимися и педагогическим коллективом. Он не только помогает решать возникающие в ходе обучения вопросы, но и работать над собой, учит основам психологической культуры. Поэтому наличие комнаты психологической разгрузки способствует более эффективной работе педагога-психолога и осуществлению немедикаментозного воздействия на всех членов образовательного процесса. Это позволяет уравновесить, гармонизировать психоэмоциональное состояние обучающихся и педагогов, корректировать психосоматическое здоровье.