Развитие навыков разговорной речи


«Развитие навыков разговорной речи через систему упражнений»
Уважаемые коллеги! Сегодня мне бы хотелось поделиться с вами опытом своей работы по теме «Развитие навыков разговорной речи через систему упражнений». Несколько слов о себе: меня зовут Шихова Ольга Геннадьевна, стаж работы в качестве учителя английского языка 24 года, I категория. Я работаю по УМК Верещагиной И.Н., Афанасьевой О.В., а также Михеевой И.В. в классах углубленного изучения иностранного языка. Несколько слов о том, как я пришла к этой теме.
1.Актуальность опыта.
Школа может и должна развивать познавательные интересы и способности ученика, прививать ему ключевые компетентности (социально-политическую, информационную, социокультурную, коммуникативную, готовность к образованию на протяжении всей жизни), необходимые для дальнейшего самообразования. Не будет преувеличением утверждать, что коммуникативная компетенция в широком смысле лежит в основе всей человеческой деятельности. Иностранный язык- едва ли не единственный предмет в школьной программе, ставящий своей целью формирование коммуникативной компетенции, обучение общению, и в этом смысле его значение трудно переоценить.
В наши дни владение иностранным языком становится одной из важнейших ключевых компетентностей современного человека. И от того, насколько он умеет общаться, выразить себя, свои эмоции, чувства, свое отношение, зависит, насколько он будет успешным, насколько успешным будет его бизнес, насколько успешными будут его отношения с другими людьми.
Специфика нашего предмета как раз и состоит в том, что общение на иностранном языке является не только целью, но и средством и условием обучения языку.
Признавая существование различных методов в современном процессе обучения иностранному языку, я выбираю методы и технологии, помогающие учащимся овладеть основными видами речевой деятельности: говорением, аудированием, чтением и письмом для того, чтобы свободно ориентироваться в иноязычной среде и уметь адекватно реагировать в различных ситуациях. Поэтому я стараюсь творчески подойти к решению этих проблем и создать учащимся условия для активной учебной и совместной деятельности в разных учебных ситуациях. Я считаю очень важным поддерживать положительный эмоциональный настрой в классе, атмосферу доверия. К тому же взаимопонимание и сотрудничество оживляет процесс обучения и вызывает интерес к изучению иностранного языка. На своих уроках, основанных на личностно- ориентированном подходе, я стараюсь:
-создать атмосферу, в которой ученик чувствует себя психологически комфортно и свободно, вовлекать в учебный процесс его чувства, эмоции, ощущения;
-стимулировать интересы обучаемого, стимулировать его речевые, творческие способности, развивать у него желание практически использовать иностранный язык;
Активизировать ученика, делая его равноправным действующим лицом в учебном процессе, активно взаимодействующим с другими его участниками;
-создавать ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой, учащийся должен осознать, что изучение иностранного языка в большей степени связано с его личностью и интересами;
-учить ребенка работать над языком самостоятельно, использую современные возможности информационно-коммуникационных технологий;
-предусматривать различные формы работы в классе: индивидуальную, коллективную, групповую, делая тем самым реальным достижение успеха в овладении иностранным языком.
Опыт показывает, что большинство учащихся не готовы к общению на иностранном языке. Но в школе можно сформировать практические умения, которые могут служить основой для дальнейшего образования, если четко представлять себе конечные результаты в изучении предмета и целенаправленно к ним вести. Практика показывает, что из всех умений, предусмотренных программой, хуже всего учащиеся овладевают именно разговорной речью. Недостаток усвоения разговорной речи особенно ощущается в старшем звене, когда от учащихся требуется не только задавать вопросы и уметь на них отвечать, но и умения вести беседу. А естественная беседа, как правило, включает в себя не только вопросы, но и предложения, стимулирующие к выполнению действия, выражающие согласие или несогласие, поясняющие причины отказа и т.д. В условиях отсутствия языковой среды (что является главной причиной недостаточного усвоения учащимися разговорной речи) достаточно трудно сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию. Считаю, что развитие навыков разговорной речи в полной мере способствует этому.
2.Основная педагогическая идея.
Основная педагогическая идея сложилась из противоречия.
Рассматривая трудности в решении вопроса о развитии навыков и умений разговорной речи я увидела следующие противоречия:
1)между задачами современного образовательного процесса и низким уровнем развития речевых умений и навыков;
2)между требованиями общества к овладению английским языком как средством общения и низкой мотивации учащихся к его изучению.
Практика работы в общеобразовательной школе показывает, что у детей не сформирована культура реального общения. Одни - боятся вступать в беседу, не могут выразить свое мнение, не умеют задать вопрос. Другие, наоборот, не умеют слушать собеседника. Мне, как учителю английского языка, стало понятно, что недостаточно научить детей читать, составлять рассказы, вложить в их память какое-то количество лексики. Переосмыслив цели своей педагогической деятельности, я осознала, что посредством своего предмета могу не только повысить общую культуру общения, но и научить их пользоваться английским языком более непринужденно и естественно. В поисках решения возникших противоречий я пришла к выводу, что необходимо менять подход к обучению учащихся, а именно, разбавить традиционное обучение новыми идеями, которые способны повысить мотивацию учащихся к изучению английского языка, а также привести к наиболее эффективному развитию речевых умений и навыков.
3.Цели и задачи.
Цель моей практической деятельности - создать условия для формирования у учащихся коммуникативной компетенции через использование упражнений по развитию навыков разговорной речи в рамках личностно- ориентированного обучения.
В своей деятельности выделяю следующие задачи:
создавать условия для развития у учащихся способности к выбору выражений, адекватных ситуации общения;
для развития способности осуществлять продуктивные речевые действия;
для проявления творческих способностей учащихся на уроках английского языка;
для развития таких качеств, как ответственность и самостоятельность в приобретении необходимых знаний по английскому языку;
для развития способности детей к самостоятельной постановке целей и поиску путей их достижения, способности к рефлексии;
для создания на уроке эмоционально-комфортных условий для каждого ребенка;
для организации осознанной и продуктивной совместной деятельности учеников и учителя;
для развития интереса к предмету, а на его основе- познавательной потребности.
4.Новизна опыта.
Свой опыт едва ли я могу назвать инновационным: содержание, технологии, организация работы, методы, которые я использую в работе, достаточно хорошо изучены и активно применяются многими педагогами. Новизна заключается, на мой взгляд, в оптимальном сочетании методических приемов, преобразованного предметного содержания, что позволяет эффективно достигать поставленных задач и цели рамках личностно – ориентированного обучения.
5.Теоретичесое обоснование.
1) коммуникативный подход в обучении иностранным языкам по Е.И.Пассову;
2) концепции Е.С.Полат и Н.Д.Гальсковой.
Приемы и формы работы.
В условиях коммуникативно-ориентированного обучения, говорению уделяется много внимания, хотя мы все понимаем, что без чтения, письма, аудирования обучить говорению невозможно. Самым важным для обучения говорению в начальных классах является формирование мотивации говорения, чтобы продуктивный вид речевой деятельности был, как говорят англичане, meaningful. Важно, чтобы ученики говорили по принципу «USE TO SAY».
Язык для коммуникативных целей, а не для того чтобы продемонстрировать заученные тексты, поэтому сделать говорение осмысленным – это важнейшая задача для учителя иностранного языка.
Для этого я использую: коммуникативную методику обучения иностранному языку.
Коммуникативный подход основан на утверждении о том, что для успешного овладения иностранным языком учащиеся должны знать не только языковые формы (грамматику, лексику, произношение), но также иметь представление о том, как их правильно использовать для целей реальной коммуникации. Другими словами, современное коммуникативно-ориентированное обучение готовит учащихся к использованию языка в реальной жизни.
Я стараюсь спланировать на уроке как можно больше ситуаций общения и поощряю попытки учащихся принять в них участие.
Основные принципы коммуникативного подхода обучения английскому языку следующие:
В процессе познания учащиеся включаются в познание окружающего мира. Это означает, что учащиеся выполняют проблемные задания, развивающие мышление.
Учащиеся принимают активное участие в процессе обучения и познания (т.е. уч-ся задают вопросы в процессе обучения и исследуют закономерности изучаемого языка).
Учащихся просят выразить собственное мнение, чувства, поделиться опытом. Для создания мотивации на уроке я даю учащимся возможность сообщить своим одноклассникам и учителю что-то значимое для себя, реальное.
Учащиеся принимают участие в деятельности, имитирующей реальные ситуации.
Поощряется совместная работа учащихся. Когда учащиеся общаются по-английски друг с другом, общая продолжительность речи каждого ученика больше, чем в ситуации, когда дети говорят только с учителем. Парная работа также позволяет поговорить на английском языке в неформальной обстановке. Работа в группах повышает мотивацию учащихся, давая им возможность обмениваться идеями и помогать друг другу.
Учащиеся несут ответственность за результаты обучения и развивают у себя умение учиться.
Роль учителя различна и зависит от задачи на каждом этапе урока (носитель информации, наблюдатель, консультант).
Коммуникативно-ориентированное обучение предполагает наличие аутентичного материала, аутентичного в том смысле, что речь идёт о существующих в действительности людях и взятых из жизни ситуациях, что должно побудить учащихся высказываться на реальные темы.
Для того, чтобы учащиеся как можно больше говорили по-английски, язык должен стать основным средством общения на уроке. С самого начала обучения я даю по-английски простые команды. Использование невербальных средств – мимики и жестов – является испытанным способом объяснения значений новых слов для начинающих. Это позволяет избежать как постоянного перевода на русский язык, так и пространных, но непонятных объяснений на английском. У нас разработана своя система жестикуляции, я пользуясь ею для организации эффективной работы на уроке.
По коммуникативной методике обучения, чтобы достичь оптимальной продолжительности речи учителя и учащихся, следует регулярно проводить работу парами и группами. Работа на уроке проводится или, в так называемых открытых парах (когда общаются 2 уч-ся, выбранные учителем, а остальные слушают), или в закрытых парах, когда весь класс работает
Для того, чтобы ввести учащихся в иноязычную деятельность на уроке я использую приёмы активизации, с помощью которых можно вызвать у учащихся желание выразить своё мнение или идею без дополнительных указаний учителя. Преимущество этих приёмов в том, что учащиеся, активно участвуя в процессе обучения, начинают обдумывать, вспоминать, использовать изученный языковой материал. Таким образом, становится понятно, какой объём материала учащиеся действительно усвоили и как они могут использовать его в речи.
Говорение неразрывно связано с аудированием, чтением. Ведь на основе прочитанного и услышанного можно построить высказывания. Задания на говорение очень различны: от тех, что проходят под руководством учителя (повторение слов и фраз, и т. д.), до более свободных форм выражения (дополнение высказывания, трансформация или личностно ориентированные задания). Существуют и творческие задания (открытые обсуждения, мини-диалоги).
У малышей говорение занимает значительную часть урока. Под контролем учителя они выполняют тренировочные упражнения (нр., упражнения по цепочке и т.д.)
Следующий этап – это личностно ориентированные вопросы. Очень полезно спрашивать учащихся о них самих, используя вопросы из учебника и давать им возможность самим задавать вопросы. Это способствует дополнительному закреплению конструкций и поддерживает интерес к обучению посредством индивидуализации.