Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивно — оздоровительного направления. Кружок Весёлые ребята

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Ахтырская основная общеобразовательная школа»
Колпнянского района Орловской области


Утверждаю.
Директор МБОУ «Ахтырская ООШ»
_____________Мосичук Т.В.
«__»_______________2014 г.






Рабочая программа
по внеурочной деятельности
спортивно – оздоровительного направления
кружок «Веселые ребята»
для учащихся 4 класса




Составитель программы:
Жидких Л. А., учитель физической культуры






с. Ахтырка
2014 г.
Пояснительная записка
Программа разработана на основе методических рекомендаций и примерной программы по организации внеурочной деятельности учащихся начальной школы (М., Просвещение, 2011 г.), Д.В. Григорьев, Б.В. Куприянов.
Образовательный процесс в современной школе постоянно усложняется, и это требует от учащихся значительного умственного и нервно-психического напряжения. Доказано, что успешность адаптации к новым условиям обеспечивается, помимо других важных факторов, определенным уровнем физиологической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, определенный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это дает возможность выдерживать достаточно серьезные психофизические нагрузки, связанные со школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.
Однако невысокий уровень здоровья и общего физического развития многих детей дальнейшее его снижение в процессе обучения представляют сегодня серьезную проблему.
У многих детей наблюдается низкая двигательная активность, широкий спектр функциональных отклонений в развитии опорно-двигательного аппарата, дыхательной, сердечно - сосудистой, эндокринной и нервной систем, желудочно-кишечного тракта и др.
Детский организм по своим анатомо-физиологическим особенностям более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, а потому нуждается в таких внешних условиях обучения и воспитания, которые исключили бы возможность вредных влияний и способствовали бы укреплению здоровья, улучшению физического развития, повышению успешности учебной деятельности и общей работоспособности.
В связи с этим обязательная оздоровительная направленность коррекционно-развивающего образовательного процесса должна быть напрямую связана с возможностями игры, которыми она располагает как средством адаптации младших школьников к новому режиму. Игра способна в значительной степени обогатить и закрепить двигательный опыт детей и минимизировать те негативные моменты, которые имелись в их предшествующем физическом развитии и/или продолжают существовать. Результативно это может происходить только в том случае, если педагог хорошо знает индивидуальные особенности и потребности физического развития своих учеников, владеет рациональной технологией «встраивания» разнообразных подвижных, спортивных игр в режим жизнедеятельности младшего школьника и обладает широким арсеналом приемов использования их адаптационного, оздоровительно-развивающего и коррекционного потенциала.
Общая характеристика кружка

Кружок «Веселые ребята» входит во внеурочную деятельность по направлению спортивно-оздоровительное развитие личности.
Программа предусматривает задания, упражнения, игры на формирование коммуникативных, двигательных навыков, развитие физических навыков. Это способствует появлению желания общению с другими людьми, занятиями спортом, интеллектуальными видами деятельности. Формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности.
В процессе игры дети учатся выполнять определенный алгоритм заданий, игровых ситуаций, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем выполнение алгоритма – это возможность научить ученика автоматически выполнять действия, подчиненные какому-то алгоритму.
Игры – это не только важное средство воспитания, значение их шире – это неотъемлемая часть любой национальной культуры. В факультативный курс вошли народные игры, распространенные в России в последнее столетие, интеллектуальные игры, игры на развитие психических процессов, таких как: внимание, память, мышление, восприятие и т.д. Они помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм.
Кружок «Веселые ребята» учитывает возрастные особенности младших школьников и поэтому предусматривает организацию подвижной деятельности учащихся, которая не мешает умственной работе. С этой целью включены подвижные игры, настольные игры, викторины разной тематики. Некоторые игры и задания могут принимать форму состязаний, соревнований между командами.





Место кружка в учебном плане.

Программа рассчитана на 68 часов в год с проведением занятий 2 раза в неделю, продолжительность занятия 45 минут.
Содержание кружка отвечает требованию к организации внеурочной деятельности. Подбор игр и заданий отражает реальную физическую, умственную подготовку детей, содержит полезную и любопытную информацию, способную дать простор воображению.
Ценностными ориентирами содержания данного факультативного курса
являются:
формирование умения рассуждать как компонента логической грамотности;
формирование физических, интеллектуальных умений, связанных с выбором алгоритма действия;
развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся;
привлечение учащихся к обмену информацией в ходе свободного общения на занятиях.
Цель программы: удовлетворить потребность младших школьников в движении, стабилизировать эмоции, научить владеть своим телом, развить физические, умственные и творческие способности, нравственные качества.
Основными задачами данного курса являются:
укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств;
развитие двигательных реакций, точности движения, ловкости;
развитие сообразительности, творческого воображения;
развитие коммуникативных умений;
воспитание внимания, культуры поведения;
создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к себе;
обучить умению работать индивидуально и в группе,
развить природные задатки и способности детей;
развитие доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказание помощи тем, кто в ней нуждается.
развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;


Личностные, метапредметные и предметные результаты кружка «Веселые ребята»

Личностными результатами кружка
являются следующие умения:
– оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
– умение выражать свои эмоции;
– понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

Метапредметными результатами кружка является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
определять и формировать цель деятельности с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий во время занятия;
– учиться работать по определенному алгоритму
Познавательные УУД:

– умение делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Коммуникативные УУД:
–умение оформлять свои мысли в устной форме
– слушать и понимать речь других;
– договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли
(лидера исполнителя).




Формы занятий:
Занятия полностью построены на игровых обучающих ситуациях с использованием спортивного инвентаря и без него.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнёра контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;






Содержание курса
Подвижные игры на материале гимнастики, акробатики, лёгкой атлетики, лыжных гонок. Простейшие технические действия из спортивных игр в футбол и баскетбол, игры – поиски, простые и усложненные игры, зимние игры, игры – хороводы, интеллектуальные и настольные игры.
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»: «У медведя во бору», «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салка-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей»; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись - разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «Лёгкая атлетика»: «Не оступись», «Пятнашки», «Волк во рву», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень».
На материале раздела «Спортивные игры»:
Футбол: удар внутренней стороны («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящему навстречу; подвижные игры типа «Точная передача».
Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне  головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».

Простые и усложненные игры-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и, кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила. Игра «Салки-приседалки», «Салки с домом», «У медведя на бору», «Дедушка Мазай», «Рыбачок», «Уголки», «Узелок», «Третий лишний», «Волк во рву», «Два Мороза», «День и ночь».

Игры-поиски. Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игр способствует отдыху участников игр после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают утомленные центры. Игра «Чего нет?». Поиск исчезнувшего предмета, «Отгадай, кто подходил?», «Яша и Маша», «Слепой и зрячий», «Холодно – горячо».


Игры с быстрым нахождением своего места. В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве.

Игры-хороводы. Многие игры-хороводы с изображением трудовых процессов («Уж мы сеяли лен, приговаривали» и др.), с традициями быта, обряда и ритуалами, устарели и остались как фольклорные игры тех времен. Но совсем хороводы не исчезли: они приняли другие, более современную форму и содержание, более близкие современным условиям жизни, остались и старые хороводы с несколько измененным содержанием. Игра «Ходим кругом», «Золотые ворота».


Зимние игры на снеговой площадке. В этот раздел вошли игры на свежем воздухе в зимнее время. Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др. Игра в снежки, лепка снежных баб.

Настольные игры. Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности, настойчивости, развитию речи. Лото, шахматы, детское домино.


Интеллектуальные игры. Игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей, скорости реакции, развитию речи, умению найти свое место в коллективе. Викторина «Собери пословицу», «Наши любимые сказки». Конкурс пословиц и поговорок. Математическая эстафета.

Игры с сопротивлением и борьбой. Игры, направленные на развитие силовых качеств, умение следовать алгоритму действий. Игра «Пригибание руки», «Коршун и наседка», «Цепи», «Поймай последнего».



























Тематическое планирование

Содержание курса
Тематическое планирование
Количество часов
Характеристика деятельности обучающихся

Игры с элементами легкой атлетики: «Не оступись», «Пятнашки», «Кто быстрее», «Горелки», «Рыбки», «Салки на болоте», «Пингвины с мячом», «Быстро по местам», «К своим флажкам», «Точно в мишень».
На материале раздела «Лёгкая атлетика»
9
Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов


Простые и усложненные-догонялки, в которых одним приходится убегать, а другим догонять убегающих. Догонялки имеют много разновидностей, начиная от простых салок, в которых один ловит всех, и кончая сложными салками, в которых одна команда догоняет другую, разные условия и разные правила. Игра «Салки-приседалки», «Салки с домом», «У медведя во бору», «Дедушка Мазай», «Рыбачок», «Уголки», «Узелок», «Третий лишний», «Волк во рву», «Два Мороза», «День и ночь».
Игры-догонялки

6
Воспроизводить заданный учителем образец выполнения алгоритма
Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила. Эмоциональный тонус игр способствует отдыху участников игр после работы не только интеллектуальной, но и физической, поскольку в процессе игры активизируются иные центры нервной системы и отдыхают утомленные центры. Игра «Чего нет?». Поиск исчезнувшего предмета, «Отгадай, кто подходил?», «Яша и Маша», «Слепой и зрячий», «Холодно-горячо».
Игры - поиски
4
Осознавать внутреннюю позицию на уровне положительного отношения к школе.
Слушать и понимать речь других людей.
Совместно договариваться о правилах общения с одноклассниками и сотрудниками школы


В этот раздел входят игры, в которых играющие по сигналу разбегаются и затем по новому сигналу должны быстро найти себе место (старое или новое). Эти игры развивают быстроту реакции, сообразительность, вырабатывают способность ориентироваться в пространстве. Игра «Море волнуется!», «Птицы, на гнезда!», «Гусек»
Игры с быстрым нахождением своего места

4
Моделировать: использовать готовую модель (пример учителя) в целях умения применять алгоритм предложенных действий

Игры с элементами гимнастики и основами акробатики: «Раки», «Тройка», «Бой петухов», «Совушка», «Салка-догонялки», «Альпинисты», «Змейка», «Не урони мешочек», «Петрушка на скамейке», «Пройди бесшумно», «Через холодный ручей»; игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись - разойдись», «Смена мест».
На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики»
11
Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

В этот раздел вошли игры на свежем воздухе в зимнее время. Игры помогают всестороннему развитию подрастающего поколения, способствуют развитию физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки, выработке таких свойств, как быстрота реакции, ловкость, сообразительность и выносливость, внимание, память, смелость, коллективизм и др. Игра в снежки, лепка снежных баб.
Зимние игры на снеговой площадке
7
Соотносить заданное задание с возможными вариантами его исполнения, выбирая из предложенных способов


Многие игры-хороводы с изображением трудовых процессов («Уж мы сеяли лен, приговаривали» и др.), с традициями быта, обряда и ритуалами, устарели и остались как фольклорные игры тех времен. Но совсем хороводы не исчезли: они приняли другие, более современную форму и содержание, более близкие современным условиям жизни, остались и старые хороводы с несколько измененным содержанием. Игра «Ходим кругом», «Золотые ворота»
Игры-хороводы

3
Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения

Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности, настойчивости, развитию речи. Лото, шахматы, детское домино.
Настольные игры

6
Моделировать соответствующую ситуацию с помощью предложенных видов игр

Игры, направленные на развитие интеллектуальных способностей, скорости реакции, развитию речи, умению найти свое место в коллективе. Викторина «Собери пословицу», «Наши любимые сказки». Конкурс пословиц и поговорок. Математическая эстафета.

Интеллектуальные игры

6
Воспроизводить способы выполнения действий с опорой на модели
Слушать и понимать речь других людей.


Игры, направленные на развитие силовых качеств, умение следовать алгоритму действий. Игра «Пригибание руки», «Коршун и наседка», «Цепи», «Поймай последнего».
Игры с сопротивлением и борьбой

4
Слушать и понимать речь других людей.
Совместно договариваться о правилах общения с одноклассниками



Футбол: удар внутренней стороны («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов; по мячу, катящему навстречу; подвижные игры типа «Точная передача».
Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы; броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой); передача мяча (снизу, от груди, от плеча); подвижные игры: «Брось поймай», «Выстрел в небо», «Охотники и утки».
На материале раздела «Спортивные игры»
8
Моделировать соответствующую ситуацию с помощью предложенных видов игр.
Устанавливать взаимосвязь между установленными правилами и способами их выполнения


Календарно-тематическое планирование
кружка «Весёлые ребята»
№п/п
Тема занятия
Дата
Примечание



планир
фактич



На материале раздела
«Лёгкая атлетика» (9ч).




1.
Игры с элементами легкой атлетики «Не оступись».




2.
«Пятнашки»




3.
«Кто быстрее»




4.
«Горелки», «Рыбки»




5.
«Салки на болоте»




6.
«Пингвины с мячом»




7.
«Быстро по местам»




8.
«К своим флажкам»




9.
«Точно в мишень»





Игры-догонялки (6 ч)





10.
Игра «Салки-приседалки», «Салки с домом».




11.
«Рыбачок», «Уголки»




12.
«У медведя во бору», «Дедушка Мазай»




13.
«Узелок», «Третий лишний»




14.
«Волк во рву»




15.
«Два Мороза», «День и ночь»





Игры – поиски (4ч)




16.
Игры, направленные на развитие координации, скорости движения, умения соблюдать правила.
Игра «Чего нет?»




17.
Поиск исчезнувшего предмета, «Отгадай, кто подходил?»




18.
«Яша и Маша»




19.
«Слепой и зрячий», «Холодно-горячо».






Игры с быстрым нахождением своего места (4ч)




20.
Игры на развитие быстроты реакции, сообразительность, способность ориентироваться в пространстве.
Игра «Море волнуется!»




21.
«Птицы, на гнезда!»




22.
«Гусек»




23.
Закрепление изученных игр.





На материале раздела «Гимнастика с основами акробатики» (11ч)




24.
Игры с элементами гимнастики и основами акробатики: «Раки»




25.
«Тройка», «Бой петухов»




26.
«Совушка»




27.
«Салка-догонялки»




28.
«Альпинисты»




29.
«Змейка»




30.
«Не урони мешочек»




31.
«Петрушка на скамейке»




32.
«Пройди бесшумно», «Через холодный ручей»




33.
Игровые задания с использованием строевых упражнений типа: «Становись - разойдись», «Смена мест».





Зимние игры на снеговой площадке (7ч)





34.
Игры на развитие физических сил и психологической, эмоциональной разгрузки.




35.
Выработка быстрота реакции в играх.




36.
Выработка ловкости.




37.
Выработка сообразительности и выносливости.




38.
Выработка внимания и памяти.




39.
Развитие смелости и коллективизма.




40.
Игра в снежки, лепка снежных баб.






Игры-хороводы (3ч)




41.
Игра «Ходим кругом»




42.
«Золотые ворота»




43.
Закрепление правил изученных игр.





Настольные игры (6ч)




44.
Игры, помогающие всестороннему развитию детей, способствующие развитию памяти, внимания, мышления, сообразительности, настойчивости, развитию речи: лото.




45.
Лото.




46.
Шахматы.




47.
Шахматы.




48.
Детское домино.




49.
Детское домино.





Интеллектуальные игры (6ч)





50.
Викторина «Собери пословицу»





51.
Викторина «Наши любимые сказки».




52.
Конкурс пословиц и поговорок.




53.
Математическая эстафета.




54.
Ребусы и шарады.




55.
Кроссворды.





Игры с сопротивлением и борьбой (4ч)




56.
Игра «Пригибание руки»




57.
«Коршун и наседка»




58.
«Цепи»




59.
«Поймай последнего».





На материале раздела «Спортивные игры» (8ч)




60.
Футбол: удар внутренней стороны («щечкой») по неподвижному мячу с места, с одного-двух шагов.




61.
Удар по мячу, катящему навстречу.




62.
Подвижные игры типа «Точная передача».





63.
Баскетбол: ловля мяча на месте и в движении: низко летящего и летящего на уровне головы;




64.
Броски мяча двумя руками стоя на месте (мяч снизу, мяч у груди, мяч сзади над головой).




65.
Передача мяча (снизу, от груди, от плеча).




66.
Подвижные игры: «Брось поймай»




67.
«Выстрел в небо», «Охотники и утки».




68.
Подведение итогов работы кружка






























Материально-техническое обеспечение
образовательного процесса.
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения
Количество
Примечание

Библиотечный фонд

Спортивный инвентарь:
Мячи
Скакалки
Настольные игры:
Шахматы
Шашки
Домино




2
2

5
5
5



Демонстрационные пособия

Демонстрационный материал к викторинам, конкурсам
По1 к каждой викторине


Экранно-звуковые пособия

Презентации
По1 к каждому конкурсу











Литература
Лях В.И и Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов, авторы   - М.:Просвещение, 2007 г.,
ФГОС. Планируемые результаты начального общего образования. «Просвещение», Москва. 2009.
Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. «Просвещение», Москва, 2010.
Сценарии праздников для детей и взрослых. Подвижные игры. Мир Книги, Москва. 2003.
Формирование здорового образа жизни у младших школьников. Волгоград, «Учитель», 2007.
Здоровьесберегающая деятельность. Волгоград, «Учитель», 2011.
Глязер С. Ларчик с играми М.: Детская литература, 1975
Минскин Е.М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М. Просвещение. 1983г.
Шурухина В.К. Физкультурно-оздоровительная работа в режиме учебного дня школы. М. Просвещение.1980г.
Яковлев  В. Г.  Ратников В.П. Подвижные игры. М. Просвещение, 1977г.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]











‹ђ Заголовок 1Бђ Заголовок 315