Олимпиада по истории для 7 класса школьный этап


ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ПО ИСТОРИИ
ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 КЛАСС ( 46 баллов)
2015-2016 г.
I. Соотнесите понятия и их значения. Ответы впишите в таблицу (6 баллов).
1) средние века А. место пребывания монахов
2) монастырь Б. эпоха в истории человечества с V по XV век.
3) халиф В. роспись, выполненная на стене по сырой
штукатурке
4) бриты Г. система власти католической церкви
5) фреска Д. глава государства у арабов
6) папство Е. кельтские племена, населявшие Британию
1 2 3 4 5 6

II. Впишите правильную букву(ы) вместо пропусков и дайте определения данным понятиям. (всего 9 баллов: за вставленную букву – 1 балл, пояснение - 2 балла).
1. Ве…е __________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. П…люд…е______________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Д…с…тина______________________________________________________
__________________________________________________________________
III. Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам (всего 15 баллов: 2 - определение термина, 3 - составление определения).
1. От, хан, покорённый Батый, Русь, система, Орда, зависимость, Золотая.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2. Великий, совет, князь, высший, царь, роды, представители, знатные,VIX-XVI вв., состоявший.______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3. Подвиги, сказание, русский, герои, народный.
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
IV. Установите соответствие между цифрами и буквами (всего 10 баллов: за каждое правильное соответствие 2 балла).
1. Объединение Новгорода и Киева под властью одного князя
2. По его приказу был ослеплен его родственник – один из претендентов на московский престол
3. Перестал платить дань орде
4. Были установлены «погосты» и «уроки»
5. Руководил войсками на Куликовом поле
А) Андрей Боголюбский Б) Василий II Темный В) Дмитрий Донской
Г) Иван III Д) Княгиня Ольга Е) Олег Вещий
1 2 3 4 5
V. Прочитайте отрывок из летописи и ответьте на вопросы (5 баллов)
Прочитайте отрывок из летописи и ответьте на вопросы.
«И была здесь злая и великая сеча для немцев и чуди, и слышан был треск ломающихся копий и звук от ударов мечей, так что и лед на замерзшем озере подломился, и не видно было льда, потому что он покрылся кровью. И обратились немцы в бегство, и гнали их русские боем как по воздуху и пало немцев 500, а чуди бесчисленное множество, а в плен взяли 50 лучших немецких воевод и привели их в Новгород, а другие немцы утонули в озере, потому что была весна. А другие убежали тяжело раненными».
1. О каком событии идет речь в отрывке?
2. Когда оно произошло?
3. Как звали полководца, одержавшего победу в этом сражении?
4. В чем вы видите причины победы?
 Ответ: 
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание VI (1балл) Однажды английский король Георг II лег спать вечером 4 октября и проснулся только утром 15 октября. Его врачей и никого из его окружения это не беспокоило, возможно потому, что всем был известен подобный случай с французским королем Генрихом III, который заснул 9 декабря, а проснулся 20 декабря. Что произошло со спящими королями?__________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы
I. Соотнесите понятия и их значения.1 б 2 а 3 д4 е 5 в 6 г
II. Впишите правильную букву(ы) вместо пропусков и дайте определения данным понятиям (всего 9 баллов: за вставленную букву – 1 балл, пояснение - 2 балла).
1. ВеЧе - народное собрание в древней и средневековой Руси.
2. ПОлюдЬе - в Древней Руси первоначально ежегодный объезд князем и дружиной подвластного населения ("людей") для сбора дани.
3. ДЕсЯтина - налог собираемый в пользу церкви, обычно 1/10 от дохода.
III. Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам (всего 15 баллов: 2 - определение термина, 3 - составление определения).
1. Иго – система зависимости покорённой Батыем Руси от ханов Золотой Орды.
2. Боярская дума – высший совет при великом князе (царе), состоявший из представителей знатных родов (XIV-XVI вв.)
3. Былина – русское народное сказание о подвигах героев.
IV. Установите соответствие между цифрами и буквами (всего 10 баллов: за каждое правильное соответствие 2 балла).
1 2 3 4 5
Е Б Г Д В
V. 1242. Ледовое побоище - Русские войска под предводительством 22-летнего новгородского князя Александра Ярославовича (НЕВСКОГО) разбивают немецких рыцарей Тевтонского ордена на льду Чудского озера.
VI. С королями ничего не произошло. В 1582 году во Франции, а в 1752 в Англии – введение нового григорианского календаря Папой Григорием. До этих дат использовался юлианский календарь, отстававший от астрономического времени на 10 и соответственно на 11 дней.