Адаптационное занятие для первоклассников Волшебная полянка


муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 36
имени А.М. Городнянского» города Смоленска
Адаптационное занятие для первоклассников
«Волшебная полянка»
Разработала педагог-психолог
Недачина Наталья Валерьевна
Цель: ускорение адаптации к школе- создание положительного эмоционального фона, снятие напряжения, создание условий для выражения своих эмоций; создание ситуации эмоциональной поддержки учителем каждого ребенка в классе, диагностика эмоционального состояния детей в школе и дома (цвет настроения) и самооценки (расположение цветка на плакате).
Оборудование: на доске висит ватман, на котором нарисованы или сделаны в виде аппликации небо и трава; заготовки цветов из бумаги (количество соответствует количеству детей в классе); бумажное солнце с написанным на нём именем учителя; клей; желтая гуашь; 2-3 кисточки, баночка с водой; магнитофон и кассета со спокойной музыкой (н-р, Э. Григ «Восход солнца» из сюиты «Пер Гюнт»); у детей – ножницы, цветные карандаши, клей.
Примечание: занятие проводится на первой неделе после осенних каникул. Требуется подготовительная подготовка: необходимо заранее предупредить учителя, что необходимо продумать, что хорошего он может сказать каждому ученику. Особенно важно найти такие слова для детей, у которых возникл проблемы с адаптацией к школе.
Ход занятия.
Добрый день, ребята. Пока в школе были каникулы, в ней было пусто и тоскливо прямо как на этой полянке. В школе не хватало вас – учеников. Вы пришли – и школа ожила, заговорила сотнями звонких голосов, засияла вашими улыбками.
А чего не хватает на этой полянке, что бы её могло украсить? (Цветы)
Давайте мы украсим нашу полянку. Я вам раздаю заготовки цветочков, а вы их вырезаете. (Повторить правила работы с ножницами)
А теперь возьмите цветные карандаши и раскрасьте лепесточки цветка тем цветом, какое у вас настроение чаще всего бывает в школе, а в серединке напишите своё имя и раскрасьте серединку тем цветом, какое настроение у вас чаще всего бывает дома. А тому, кто не умеет писать, я обязательно помогу.
Теперь мы эти цветочки приклеим на полянку.
Какая нарядная получилась наша полянка. Такой же яркий, интересный стал ваш класс, когда в нём появились вы, ребята.
Давайте мы сейчас ненадолго превратимся в цветочки. Встаньте рядом со своей партой, так чтобы не мешать другому. Слушайте внимательно музыку и мои слова, делайте то, о чем я вас прошу. Присядьте на корточки, обхватите свои коленочки. Вы - маленькое зернышко, лежащее в земле. Здесь так тихо, так спокойно. Но вот что-то произошло. Это выглянуло солнышко. Его лучи начали согревать вас, и вы почувствовали в себе новые силы. Вот над земле показался небольшой росточек, он все выше и выше, все сильнее. И вот наконец-то начал распускаться бутон. Закройте глазки. Представьте, в какой цветок вы превратились. Кто- то стал скромной ромашкой или васильком, кто-то ярким тюльпаном или розой. Теплый ветерок легко раскачивает вас, солнышко согревает вас. Вам хорошо и спокойно. У вас много сил. Открываем глазки.
Кто каким цветочком себя представил?
Скажите , а на нашей полянке чего не хватает? Конечно же солнышка. Если вы были у нас цветочками, то кто же в классе у нас будет солнышком. Кто вас согреет теплым словом, кто даст вам сил справиться с трудностями, кто вас поддержит? Конечно же ваш учитель - …(имя). Она вас будет учить и оберегать, чтобы вам в школе всегда было уютно. (Солнышко приклеивается на плакат)
Скажите, а от кого зависит, будет ли у вас в классе всегда светить солнце, звучать теплые слова или же солнышко будет прятаться за тучки. (Ответы детей) Да, многое зависит от вас самих: от вашего поведения, от вашего старания, от вашего трудолюбия, от вашего дружелюбия.
Вы уже отучились целую четверть, кто- то старался больше, кто-то меньше. Ваш учитель уже хорошо вас знает. И сейчас те, кому учитель скажет свои теплые, добрые слова подойдут к доске и нарисуют лучик.
В классе от добрых слов стало теплее. Всем достался свой лучик. Смотрите, как засияло наше солнышко. А это произошло потому, что каждый из вас старался быть хорошим учеником. У кого-то это получалось лучше, у кого-то были какие-то трудности. Может быть вы хотели бы что-то изменить, исправить, может даже попросить прощение. А может кто-то хочет сказать что-то доброе своему учителю. (Высказывания детей.)
До свидания, ребята! И помните, что от каждого из вас зависит, как часто в вашем классе будет светить солнце.