Конспект урока литературы М.И.Цветаева — жизнь и творчество



Цели урока:
- знакомство с очерком жизни и творчества поэта Марины Цветаевой;
- развитие коммуникативной компетенции обучающихся;
- воспитание эстетики чувств посредством изучения жизни и творчества М. И. Цветаевой;
- постижение нравственных ценностей лирики Цветаевой.

Оборудование: импровизированная гостиная, ниспадающая штора, портрет М. Цветаевой, свечи, томики стихов поэта на письменном столе, интерактивная доска с демонстрацией слайдов, фотографий М. Цветаевой и её окружения, записи произведений Шопена, романса на стихи Марины Цветаевой «Я тебя отвоюю» в исполнении И. Аллегровой, реквием «Уж сколько их упало в эту бездну» в исполнении А. Пугачёвой.
















Ход урока
(на интерактивной доске тема урока и эпиграф)

Сообщение учителем темы и целей урока

Кто создан из камня, кто создан из глины, -
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская

Так когда-то сказала о себе поэтесса М.И. Цветаева, которая родилась 26 сентября 1882 года в семье Ивана Владимировича Цветаева и Марии Александровны Мейн.
Сегодня мы встретимся с её поэтическим миром. Ключом к жизни и творчеству М.И. Цветаевой являются её слова: «Я не люблю жизни как таковой, для меня она начинает значить, т.е. обретать смысл и вес, - только преображённая, - т.е в искусстве».

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась.

2. Беседа с классом
- Ребята, кто знает, в какой день недели родилась Цветаева? Какой праздник отмечает в этот день православная церковь?
- Как вы считаете, почему второе четверостишие стихотворения «Красною кистью»
начинается словом спорили, а не, скажем, звонили?
- А как вы понимаете строки:

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

Экскурс в мир жизни и поэзии М. Цветаевой

Слово учителя. Итак, мы отправляемся в поэтический мир Марины Цветаевой.
В один из осенних московских дней 1910 года из Трёхпрудного переулка, что близ Патриарших прудов, вышла невысокая круглолицая гимназистка, пересекла у Никитских ворот Тверской бульвар и направилась к типографии Мамонтова. В руках у неё была внушительная стопка стихов, а в душе «Гордость и Робость», что пронизали всю её последующую жизнь и поступки. В этот знаменательный день М. Цветаева, которой исполнилось 18 лет, постучалась в двери русской литературы
Ребята, а какие ранние стихи Цветаевой вам особенно запомнились?

(Учащиеся читают 1-2 стихотворения.)

- Семья, детство Марины. Поговорим об этом.
Есть версия, что первое слово, которое она произнесла, было слово «гамма». Мать её – пианистка, которая «на рояле могла всё», привила дочери любовь к Шуману, Бетховену, Верди, Шопену. «Музыка обернулась лирикой», - писала впоследствии поэтесса, с благодарностью вспоминая музыкальные вечера в родительском доме.
(В импровизированной гостиной - чтецы. Проза сопровождается демонстрацией на интерактивной доске фотографий семьи М. Цветаевой)

Чтец 1. М. Цветаева – дочь замечательного учёного- филолога И.В. Цветаева, основателя знаменитого музея изобразительных искусств на Волхонке. Будучи уже немолодым человеком, он похоронил горячо любимую жену, от которой остались дочь и сын, и женился вторично, продолжая любить ушедшую. Этого не знали, но чувствовали, а потом поняли его дочери от второго брака – Марина и Анастасия. Впрочем, отец был нежно привязан к их матери – Марии Александровне, урождённой Мейн, женщине романтической, одарённой и самоотверженной, расставшейся в юности с любимым человеком.
«Счастливая, невозвратимая пора детства» была связана с рождественскими ёлками, с первыми книгами и рассказами матери. Летние «золотые деньки», протекавшие в старинном городке Тарусе на Оке, нашли своё отражение в стихах М. Цветаевой.
(Ученик читает ст-ние «Ах, золотые деньки!..)
(На доске – фото сестёр Цветаевых)
Чтец 2. Но И.В. Цветаеву суждено было вторично овдоветь: Мария Александровна умерла в 1906 году, заболев чахоткой. Она успела многим наполнить души детей, «открыть им глаза на никогда не изменяющее человеку вечное чудо природы», одарила их многими радостями детства, дала им в руки лучшие в мире книги – те, что прочитываются первыми.

Всё, чем в лучший вечер мы богаты,
Нам с тобою вложено в сердца

Всё бледней лазурный остров – детство,
Мы одни на палубе стоим.
Видно, грусть оставила в наследство
Ты, о мама, девочкам своим!

Чтец 3. И вот Марина собрала стопку стихов – исповедь души за последние 2 года, отнесла в типографию, заплатила за печатание пятисот экземпляров и через месяц уже держала в руках довольно неказистую книгу в сине-зелёной картонной обложке под названием «Вечерний альбом».
Она послала свою книгу Брюсову, Волошину. Это была большая смелость: отправить полудетские стихи Брюсову с просьбой посмотреть.
Бесстрашная и безоглядная правдивость, искренность во всём были всю жизнь её радостью и горем, её крыльями и путами, её волей и пленом, её небесами и преисподней Эта наивная первозданность, создавая особое обаяние непосредственности, подкупила читателей «Вечернего альбома». На книгу последовали отклики Волошина, Гумилёва, Брюсова и других – отклики одобрительные и ожидающие дальнейшего. Самым красноречивым стихотворением альбома была «Молитва» (чтение стихотворения).

Слово учителя. Стихотворения Цветаевой напоминают маленькие музыкальные пьесы, завораживают потоком гибких, постоянно меняющихся ритмов. Интонационный строй передают всю сложную, порой трагическую гамму чувств поэтессы.
Всё это в полной мере можно сказать о стихотворении «Бабушке». Анастасия, сестра Марины, вспоминает: «В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы польки Марии Лукиничны Бернацкой, умершей очень рано – в 27 лет. Увеличенная фотография, темноокое, с тяжёлыми веками, печальное лицо с точно кистью проведёнными бровями, правильными, милыми чертами, добрым, «горечью тронутым ртом»
(Демонстрация портрета на доске)
Работа со словом
Слово учителя. Перед вами лежит отрывок из стихотворения «Бабушке», но в нём пропущены эпитеты. Попытайтесь их восстановить.
(Ученики выполняют задание, затем сверяют свои работы с подлинным текстом.)
- Итак, легко ли подобрать эпитет, такой отточенный, как у Цветаевой?

- Теперь обратимся к любовной теме в лирике М.И. Цветаевой.
Сергей Эфрон и Марина Цветаева. Их любовь была сильнее двух войн, двух революций, двух контрразведок и сотен разлук. Она его отвоевала – у всех

(Звучит романс «Я тебя отвоюю» в исполнении И. Аллегровой.)

- Какие чувства, мысли вызвали у вас эти прекрасные стихи о любви, обрамлённые музыкой?
- Так как же начиналась их любовь? Кто-нибудь из вас знает историю о сердоликовой бусинке?
( Сергей и Марина встретились в 1911 году на пустынном, усеянном мелкой галькой, коктебельском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый грустной, кроткой красотой юноша с поразительными, огромными, в пол-лица глазами. Марина загадала: если он подойдёт и подарит ей сердолик, то она выйдет за него замуж. И он нашёл сердолик тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от её зелёных, - и вложил ей его в ладонь, изнутри освещённый крупный камень, который она хранила всю жизнь)

Чтец 4. Цветаева не стала кончать гимназию и весной 1911 года уехала в Крым. В Коктебеле, живя у Волошина, благословившего её на путь поэзии, она встретилась с Сергеем Эфроном; он был круглым сиротой, сыном революционных деятелей. Они родились в один день с разницей в один год. Она – старше, он – моложе. Она была Поэтом. Кем был он?
Долгие годы во всём, что писали о ней, его и вовсе не было и впору было подумать: а был ли он на свете, не придумала ли она его себе таким – с такими огромными глазами?
Марина и Сергей. Он был. С момента их знакомства кончилось «трагическое отрочество» и началась «блаженная юность».
В январе 1912 года Цветаева вышла за Эфрона замуж и тогда же выпустила второй сборник стихов – «Волшебный фонарь».
В сентябре 1912 года у Цветаевой родилась дочь Ариадна, а в 1913 году умер отец. Несмотря на эту утрату, в целом жизнь Цветаевой в течение этих 5-6 лет была, вероятно, самой счастливой по сравнению со всеми предыдущими и всеми последующими годами. Она писала стихи, вдохновлённые людьми, которые вызывали в ней «тайный жар»: Сергеем Эфроном, Байроном и Пушкиным, Петром Эфроном (братом мужа). Она была переполнена радостью бытия
Слово учителя. Какие стихотворения, посвящённые С. Эфрону, произвели на вас наибольшее впечатление?
(Ученики читают 1-2 ст-ния, например, «Я с вызовом ношу его кольцо» )
- Сергей женился на Марине будучи гимназистом, уже родилась дочь, а он сдавал экстерном экзамены за 8 класс. «Муж – гимназист!» А жена в мае 1913 года в Крыму пишет стихотворение без названия «Моим стихам, написанным так рано». (Учитель читает это стихотворение.)
Скажите, каким мотивом пронизано это стихотворение?
Что это: бахвальство или провидение?
Какие изобразительно-выразительные средства языка помогают донести до нас идею стихотворения?

Чтец 5. Да, Цветаева уже начинала сознавать себе цену и притом предвидела, что её «звёздный час» пробьёт не скоро, но пробьёт непременно.
После возвращения в Петербург в 1916 году она стала писать по-иному, чем прежде. В её стихах появились фольклорные интонации, напевность и удаль русской песни, заговора, частушки.
(Чтение ст-ния «Отмыкала ларец железный)

Чтец 6. С весны 1917 года для Цветаевой наступил трудный период. Она хотела жить исключительно личной, частной жизнью, а время неустанно вторгалось в эту жизнь.
В апреле 1917 года Цветаева родила вторую дочь. Она собиралась назвать её в честь Ахматовой Анной, но передумала: «ведь судьбы не повторяются», - и назвала Ириной. Размышляла, какой будет Ирина (девочке было всего 2 недели), и писала о себе так, словно вокруг ничего не происходило: «Множество всяких планов – чисто внутренних (стихов, писем, прозы) – и полное безразличие, где и как жить. Моё – теперь – убеждение: главное – это родиться, дальше всё устроится».
Но ничего не устроилось. В связи с революционными событиями началась долгая разлука с мужем. Белый офицер, он отныне превратился для Цветаевой в мечту, в прекрасного «белого лебедя», героического и обречённого.

Слово учителя. Чувства Сергея Эфрона и Марины Цветаевой хранят не только стихи, воспоминания, но и их письма друг другу. Давайте вспомним некоторые из них.

Чтец 7. Из письма Марины – Сергею. 11 декабря 1917 года.
« Я думаю, Вам уже скоро можно будет возвращаться в Москву, переждите ещё несколько времени, это вернее. Конечно, я знаю, как это скучно – и хуже! – но я очень, очень прошу Вас.
Я не преуменьшаю Вашего душевного состояния, я всё знаю, но я так боюсь за Вас, тем более, что в моём доме сейчас находится одна мерзость Очень люблю Вас».
Вот так, на «Вы», они были всю жизнь. Сквозь войны, чужие кухни, нищий быт, в лохмотьях – но на «Вы!»

Чтец 8. Марина стойко переносила разлуку и беспомощно – разруху и лишения, ездила осенью 1918 года за продуктами под Тамбов, потом поступила на работу в Наркомнац, где продержалась около полугода и откуда ушла, будучи не в силах постигнуть то, что ей надлежало делать, и поклявшись впредь больше «не служить» (и клятву сдержала).
Осенью 1919 года – в самое тяжёлое время – Марина Ивановна отдала своих девочек в подмосковный приют; вскоре забрала оттуда тяжело заболевшую Алю, а в феврале 1920 года потеряла маленькую Ирину, погибшую в приюте от истощения и тоски. Таковы её хождения по мукам за эти 4 года.

Слово учителя. События этих лет прослеживаются во многих стихотворениях Цветаевой. Какие из них вы знаете?
(Например, ст-ние «Две руки, легко опущенные»)

Чтец 9. Из переписки Сергея и Марины, июнь 1922 года.
«Мой милый друг, Мариночка, сегодня получил письмо от Ильи Григорьевича (Эренбурга), что Вы живы и здоровы. Прочитав письмо, я пробродил весь день по городу, обезумев от радости
Что мне писать Вам? С чего начать? Нужно сказать много, а я разучился не только писать, но и говорить. Я живу верой в нашу встречу. Без Вас для меня не будет жизни, живите! Я ничего от Вас не буду требовать – мне ничего не нужно, кроме того, чтобы Вы были живы
Берегите себя, заклинаю Вас
Храни Вас Бог.
Ваш С.».

Чтец 10. Марина – Сергею: «Мой Серёженька!.. Не знаю, с чего начать: то, чем и кончу: моя любовь к Вам».
А чаще это были стихи, стихи тоскующей женщины.
(Читает ст-ние «Писала я на аспидной доске)

Слово учителя. В мае 1922 года Цветаева вместе с дочерью покинула Москву, направившись в Прагу, где находился С. Эфрон, порвавший с белым движением. Начались долгие годы эмиграции. Берлин, Прага, Париж

Чтец 11. Из воспоминаний Ариадны Эфрон.
«И тут мы услышали Серёжин голос: «Марина! Мариночка!» Откуда-то с другого конца площади бежал, махая нам рукой, высокий, худой человек Серёжа обнял Марину, медленно раскрывшую ему навстречу руки, словно оцепеневшие.
Долго, долго, долго стояли они, намертво обнявшись, и только потом стали медленно вытирать друг другу ладонями щёки, мокрые от слёз».
Так они встретились на берлинской привокзальной площади в майский день 1922 года – как 11 лет назад в Коктебеле. Но Берлин не был долгим пристанищем Цветаевой; решили ехать в Чехию, где учился муж и, главное, правительство выплачивало некоторым русским эмигрантам стипендию – пособие за счёт золотого запаса, вывезенного в гражданскую войну из России.
Чехия для Цветаевой – Болдино. Здесь рождены вершины её творчества – «Поэма Горы» и «Поэма Конца». Чехия, куда она приехала 30-летней, чтобы после сокрушительных толчков постреволюционного бытия, разметавшего всю упорядоченность жизни, начинать всё сначала. Чехия, где она прожила ровно три года и три месяца, где были написаны лучшие её стихи, где появился на свет сын Георгий – в семье его будут называть Мур – где был встречен герой её поэм – о не прожитой с которым жизни она сожалела всю жизнь, - Константин Родзевич. И вечность её стихов
(Чтение ст-ния «Ты, меня любивший фальшью»; на доске – портрет К. Родзевича)

Чтец 12. Время между тем шло, и в марте 1937 года дочь Цветаевой Ариадна, исполненная радостных надежд, уехала в Москву. Всё лето Цветаева напряжённо работала: писала очерк «Пушкин и Пугачёв». В сентябре 1937 года в Швейцарии был убит чекист-невозвращенец Игнатий Рейс, а в Париже похищен генерал Е. Миллер. Расследование этих преступлений было умело направлено в выгодную для НКВД сторону. Парижская пресса объявила евразийцев преступниками. В октябре-ноябре эмигрантскую прессу заполнили статьи, порочащие евразийцев, и особенно Эфрона. И он решил вернуться на родину в 1937 году после 17 лет эмиграции – с полным сознанием своей обречённости, но с таким же спокойным сознанием своей правоты.

Слово учителя. Этот период в жизни Цветаевой был самым трагическим. Ностальгия по родине, частичная, а потом практически полная духовная изоляция, последовавшая за разоблачением и отъездом в СССР Эфрона, неопределённость положения, желание уехать в СССР, чтобы быть рядом с мужем и дочерью.
(На доске – фотография М. Цветаевой с сыном)
Чтец 13. В Москву Цветаева с сыном приехала 18 июня. Её семья наконец воссоединилась; все вместе жили в подмосковном посёлке Болшево. Но это последнее счастье длилось недолго: в августе арестовали дочь, в октябре – мужа. Цветаева с сыном скиталась по чужим углам, ездила с передачами Але и Сергею Яковлевичу, тряслась над хрупким здоровьем Мура, занималась переводами, немного писала.
Осенью 1940 года Гослитиздат вознамерился издать маленький сборник цветаевских стихов; Марина Ивановна, старательно и волнуясь, составляла его Сборник был зарезан Зелинским. В апреле 1941 года Цветаеву приняли в профком литераторов при Гослитиздате. С фотографии на удостоверении смотрит старая женщина (а ей было всего 45) с остриженными не к лицу завитыми волосами и вымученной, слабой улыбкой
(На доске – фотография М. Цветаевой)
Чтец 14. С началом Великой Отечественной войны Цветаева с Муром уехала в эвакуацию, в городок Елабугу на Каме. Навис ужас остаться без работы. Но она получила согласие на прописку и оставила заявление в Чистополе: «В Совет Литфонда. Прошу принять меня на работу в качестве судомойки в открывшуюся столовую Литфонда, 26 августа 1941 года».
Она вернулась домой и покончила с собой. Сын и хозяева нашли её висящей в сенях на крюке. И три записки: Асеевым в Чистополь – чтобы взяли к себе Мура («Я для него больше ничего не могу и только его гублю У меня в сумке 150 рублей, и если постараться распродать все мои вещи А меня – простите – не вынесла»), людям, которых просила помочь ему уехать («Я хочу, чтобы Мур жил и учился. Со мной он пропадёт») – и сыну: «Мурлыга! Прости меня, но дальше было бы хуже. Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить. Передай папе и Але – если увидишь – что любила их до последней минуты, и объясни, что попала в тупик».

Чтец 15. Через три года Муру суждено было погибнуть на войне. Сергея Эфрона расстреляли в Орловском централе 16 октября 1941 года. Перед смертью ему слышались стихи, может быть эти?..
Над синевою подмосковных рощ
Накрапывает колокольный дождь.
Бредут слепцы калужскою дорогой, -
Калужской – песенной – прекрасной, и она
Смывает и смывает имена

Слово учителя. Чувство обречённости, беды – вот составляющие трагедии, которая произошла в семье Цветаевой.
Знаете ли вы, какую эпитафию задолго до смерти придумала себе Цветаева? Что вам известно о её могиле?

Знаю, умру на заре! На которой из двух,
Вместе с которой из двух – не решить по заказу
Ах, если б можно, чтобы дважды мой факел потух,
Чтоб на вечерней заре и на утренней сразу!

(Звучит реквием Цветаевой «Уж сколько их упало в эту бездну» в исполнении А.Пугачёвой.)

Через два года после гибели М.И. Цветаевой Борис Пастернак напишет:
В молчанье твоего ухода
Упрёк невысказанный есть.

Лицом повёрнутая к Богу,
Ты тянешься к нему с земли,
Как в дни, когда тебе итоги
Ещё на ней не подвели

Итог не подведён. Его и не будет. Цветаева неисчерпаема. Новые и новые поколения будут разгадывать её тайны.

4. Итоги урока.

5. Домашнее задание. Когда-то М. Цветаева написала эссе «Мой Пушкин», а теперь «настал черёд» и её стихам. Постарайтесь и вы создать своё эссе об этом замечательном Поэте под названием «Моя Цветаева».














Литература

Серия «Школа классики», Марина Ивановна Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Драматургия. Эссе. М., 2001 г.
Гарин И.И. Серебряный век: в 3 томах. Т. З – М.: ТЕРРА, 1999 г.








13PAGE 15


13PAGE 141415




Заголовок 115