Конспект урока по истории на тему: В городе богини Афины (5 класс)


Тема: «В городе богини Афины»


Цели: Образовательная: осмыслить вклад древних греков в мировую культуру и её значимость для современного мира;
Развивающая: развитие памяти, логического мышления и воображения;
Воспитательная: воспитание любви к прекрасному.

Задачи:
1.Расширить представление о городе античного времени; познакомить уч-ся с историческими памятниками древней Греции на основе подобранной иллюстрации; 2.Учиться читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов; уметь анализировать исторический источник, учиться воспроизводить информацию;
3. Формировать у уч-ся умения преодолевать трудности в учении, обеспечить ситуацию эмоциональных переживаний.

Тип урока: Изучение нового материала.

Форма урока: Урок – экскурсия.

Методы:
1. Словесный
2.) Практические (работа с картой, с картинными, с текстами и тестами). 3) Проблемно-поисковый (работа в парах, тестирование и заполнение контурной карты).
4). Наглядные (иллюстрации, карта)

Оборудование: учебники, компьютер, мультимедиа - установка, настенная карта, тесты, контурная карта, тексты, шкала самооценки.






Эпиграф к уроку: Настоящая архитектура
прекрасна даже в развалинах.
Корбюзье.

Ход урока:
Деятельность учителя деятельность уч-ся Методическое обоснование
1. Орг. момент
- Здравствуйте, ребята. Посмотрите, друг на друга и улыбнитесь. Мы начинаем самый интересный урок – урок истории. А сейчас все тихо сели.

2. Первичное введение материала.
а). Вступительное слово учителя.
- В течение многих уроков мы изучали историю Древней Греции: занятия греков, их религию, политическую систему, участие в войнах. Вы узнали очень многое. А сегодня у нас есть возможность побывать в одном из городов Эллады. Итак, тема сегодняшнего урока: «В городе богини Афины». (Слайд №1 См Приложение №9 – CD диск) Его мы проведем в форме заочной экскурсии. Но прежде нам предстоит ответить на несколько вопросов:
- А почему его так назвали - город богини Афины?
Кто вспомнит миф об этом. (Слайд №2)



























-Молодцы!
- А где находится город Афины?

-Правильно.

б). Работа с настенной картой.
- Давайте обратимся к карте и вспомним географическое местонахождение Греции. Покажите, где находится Греция?





-Молодец! А на какие части делится Греция?




-Правильно. Греция не была единым государством. В Элладе было много полисов. А что такое полис?

-Два из них считались самыми главными и соперничали между собой. Что это за полисы? Кто покажет их на карте?

-Правильно. В 5-4 в до н.э. Афины стали главным городом др. Греции. Его правители, особенно Перикл, решили украсить город новыми постройками. Конечно, сейчас от этих построек остались развалины, но настоящая архитектура прекрасна даже в развалинах. (Обратиться к эпиграфу)
(Слайд №3)

3.Целеполагание и мотивация.
- Итак, мы начинаем нашу экскурсию. Я надеюсь, что вы будете любознательными. В конце нашего путешествия нам предстоит заполнить шкалу самооценки и выполнить ряд заданий. А так же сегодняшний материал нам пригодится при повторительно-обобщающем уроке. Экскурсоводом сегодня на уроке буду не только я, но и Додонова Наташа, Коровайкин Александр и Лопатин Сергей.
Итак, ребята, в добрый путь!

4. Изучение новой темы.
а). Рассказ учителя.
(Слайд №4)
- На самом высоком холме Афин был возведён ансамбль из нескольких сооружений – афинский Акрополь. Зритель знакомится с Акрополем постепенно, поднимаясь от подножья к вершине холма.
Во время персидских войн он был разрушен. Вершину Акрополя украшала огромная (17м) бронзовая статуя Афины, которую создал гениальный скульптор Фидий.
- Ребята, какой её изобразил архитектор?



- Да. Эта статуя была хорошо видна со всех сторон города, и даже с моря путешественники замечали сверкавшие на солнце конец копья и гребень шлема. Статую уничтожили в 13 веке.

(Слайд №5) - А сейчас посмотрите на план Акрополя. Здесь вы видите все сооружения, как на ладони.



б). Сообщение уч-ся.
-Продолжаем нашу экскурсию. Следующим экскурсоводом будет Додонова Н.
(Слайд №6)





















в). Работа с текстом учебника.

-Ребята, давайте зачитаем этот миф из учебника страница 168.


(Слайд №7)
-Центром Парфенона была колоссальная 12- метровая статуя Афины работы Фидия. Посмотрите, как она выглядела, и прочитайте.











-А сейчас продолжаем нашу экскурсию. (Слайд №8)

г). Сообщения ребят:
-Следующий экскурсовод Коровайкин А.







(Слайд №9)















- На этом ребята давайте не надолго прервем нашу экскурсию и запишем новые слова. (Слайд № 10)
д). Словарная работа.
Акрополь – холм с крутыми и обрывистыми склонами.
Парфенон – храм богини Афины.
Фронтон – треугольное пространство между двумя скатами крышей и карнизом.
Эрехтейон – храм посвящен Афине, Посейдону.
Кариатиды – каменная фигура юных девушек.
е). Сообщения ребят.
- Ребята посмотрите на план города Афины. (Слайд № 11)
(Показывает, где находится Акрополь, площадь-Агора и район Керамик).
-Следующим экскурсоводом будет Додонова Н.
(Слайд № 12)












(Слайды под №№ 13, 14)






















(Слайд № 15)








(Слайды под №№ 16, 17)

















ж). Разминка.
- Ребята, давайте сделаем привал. Встали все на зарядку.

-Сделать столько приседаний, сколько в слове-отгадке букв.
В афинском государстве
Построен главный порт.
Туда со всех земель везут
Товары - лучший сорт!
От Афин он не далече.
Можно в миг туда попасть,
Когда враг решит напасть.
Потому что вся дорога
Стенами защищена.
«Корабельной чернью»
Дружно строилась она.
Назови-ка порт быстрей-
Ну конечно же ….(Пирей)


-Сделать прыжков столько, сколько в слове-отгадке букв.
Когда-то в Греции в отдельных
областях
Они возникли типа мини- государства
И сочиняли песни там о богачах,
Что вкруг его селенья и поля располагали.
На городок с предместьем они похожи были
И по своим законам там весь люд судили. (Полис).


- Сделать столько наклонов вперёд, сколько в слове-отгадке гласных букв.
Как область Греции назвали,
Где нет нигде большой реки.
И хлеба всем там не хватало.
Оливы на горах росли.
Там главный город греков был –
Он знаменитостью прослыл?
(Аттика).



з). Словарная работа.
(Раздать листы со словами).
- Прочитайте, какие вам встретились новые слова.


















5.Первичное закрепление материала под руководством учителя посредством прямого повторения, частичных выводов.
(Слайд № 18)
-Ребята, сейчас я каждому для вас раздам листы с текстом и рисунком. Вы должны рассмотреть рисунок и постараться заполнить пропуски в тексте. Если возникнут затруднения, поднимайте руку, а так же можно пользоваться словарями.
-А сейчас давайте прочитаем весь текст. Молодцы!
6.Контроль результатов первичного запоминания.
а). Работа в парах.
(Слайд № 19)
- А сейчас поработаем парами. Ребята, у вас на столе контурная карта «Город Афины в 5 веке до н. э.». Нам предстоит выполнить предложенные задания на это вам отводится 3 минуты. Все записи на карте делаем карандашами. Если возникнут затруднения при заполнении контурной карты, то вы можете обратиться на страницу 166 учебника.

-Молодцы!
б). Тестирование.
-А сейчас тестирование по вариантам. Я вам каждому раздам листы с тестом, а вы должны ответить на вопросы и выбрать правильный вариант ответа.
в). Взаимопроверка.
-А сейчас поменяйтесь тестами и проверьте работу своего соседа по парте. Ответы вы видите сейчас на экране. Оценки ставить строго по результатам, которые вы видите на экране.
(Слайд № 20)
(Заключительный слайд №21)
7. Оценки.
-Сегодня вы хорошо поработали, попробуйте объективно оценить свою работу с помощью шкалы самооценки.
(Оценки за урок выставляются с помощью оценочного листа).
Приложение № 8.
8. Домашнее задание.
- Для Насти, Миши, Славы и Толика: прочитать параграф и ответить на вопрос какими постройками гордились афиняне, и знать новые слова.
- А для Наташи, Саши и Серёжи: прочитать параграф и придумать рассказ от имени путешественника, посетившего Афины переписать слова в словарики выучить. Для Наташи ещё подготовить 3 загадки для зарядки.







Уч-ся слушают.












Рожденный самой Землей получеловек - полузмей Кекроп основал в Аттике город. И сразу заспорили между собой дочь Зевса Афина и брат его Посейдон. Кому из двоих стать покровителем города?... Решили боги так: кто сделает жителям лучший подарок, тот и победит в споре. Ударил трезубцами по скале Посейдон – забил источник. Вот это подарок! Все знают, что мало воды в Аттике. Но попробовали её и усмехнулись: была она горько-соленой. Воткнула в землю своё копьё Афина, зазеленело оно и превратилось в оливу. Никто прежде не видел в Аттике таких деревьев. Все признали дар Афины лучшим… Вот почему греки считали Афину покровительницей Аттики, а название города Афины связали с её именем.


-В Греции.








-Греция - европейская страна, расположена на Балканском полуострове. Омывается на Западе - Ионическим морем, на юге – Средиземном, на востоке – Эгейским морем.

-Греция делилась на три части: Северная Греция, Средняя Греция, Южная Греция или Пелопоннес.




Полис- это мини государство.




-Это Спарта и Афины.








(Уч-ся рассматривают слайд №3).









(Ребята получают листы со шкалой самооценки, приложение № 1)













(Рассматривают слайд №4 - Акрополь).





-Суровая и грозная богиня правой рукой опирается на копьё, а левой держала щит.







(Рассматривают план Акрополя на слайде №5).




(Рассматривают храм Парфенон на слайде № 6).

(Додонова Н.)
- В центре Акрополя стоял храм Парфенон, посвященный богине Афине. Он был одним из прекраснейших эллинских храмов. Огромный и могучий, стоял он на возвышающемся участке голой серой скалы. Он построен из золотисто- розового мрамора, окруженный колоннами, вызывал всеобщее восхищение. Его фронтоны (треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом) заполняли статуи. На западном фронтоне изображен спор Афины и Посейдона. А восточный фронтон представлял миф о рождении Афины из головы Зевса.



(Зачитывают миф. Приложение №2)






(Рассматривают рисунок на слайде и зачитывают описание).
-Внутри храма стояла статуя Афины, работы Фидия. Основа статуи была сделана из дерева, одежда, щит, шлем из золота, а лицо и руки из слоновой кости.




(Рассматривают Храм Эрехтейон на слайде № 8).
Коровайкин А.
-Напротив Парфенона возвели храм Эрехтейон, он посвящен Афине и Посейдону. Вместо обычных колонн стояли кариатиды – каменные фигуры юных девушек.
(Рассматривают храм богини Ники на слайде №9)
Лопатин С.
-Посмотрите вот на этот крошечный, изящный, лёгкий храм. Это храм богини победы Ники. Внутри храма находилась её бескрылая статуя. Известна легенда, согласно которой эта богиня принесла грекам победу над персами. А потому жителям города не хотелось с ней расставаться. Изобразив Нику бескрылой, они посчитали, что богиня уже никогда не сможет покинуть их город.






(Дети записывают слова в словарики и проверяют с написанным текстом на слайде № 10).







(Рассматривают план города)

(Рассматривают рисунок – площадь Агора на слайде №12)
Додонова Наташа.

- Главной площадью Афин была Агора. Здесь располагался Афинский рынок, где можно было купить всё. На другой стороне площади находились правительственные здания.


(Рассматривают керамические вазы на слайдах №№ 13, 14).
Коровайкин Алекс-др.

-Афины были гордостью всей Греции. Но в городе был район, имевший неприглядный вид – Керамик. Он находился за крепостной стеной, чтобы не раздражать свободных горожан узкими, кривыми улочками, грязью и запахом дыма.
День и ночь в этой части Афин коптили печи. Гончары – рабы и свободные ремесленники лепили, обжигали и расписывали посуду. Продукция Керамика, благодаря своей красоте была известна далеко за пределами Греции.

Лопатин С.
-Гончары изготавливали посуду разнообразной формы. Простую посуду делали рабы, а сложные изделия свободные люди.

Додонова Н.

- Сначала гончары применяли так называемую чернолаковую технику. По красной глине рисовали черным лаком. Однако в период Греко-персидских войн секрет изготовления черного лака был утерян. В 5 веке до нашей эры появляется краснофигурная техника. При этой технике, для фигур сохраняли более естественный красновато-коричневый цвет, а остальную часть покрывали черной краской и затем бесцветным лаком.


















Делают 5 приседаний.














Делают 5 прыжков.











Делают 3 наклона.



Приложение № 3.
(Дети получают листы со словами)
Керамик – район гончарных мастерских.
Пифос – глиняная бочка для хранения зерна.
Амфора – сосуд для вина и масла.
Агора – главная площадь Афин.
Портик – полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Совет пятисот – избирался по жребию из Афинских граждан. Он следил за строительством кораблей, городских водопроводов, храмов.









(Дети заполняют пропуски в тексте. Приложение №4).



(Зачитывают весь текст).








Дети совещаются, отвечают на вопросы и заполняют контурную карту. Приложение №5.







(Работают с тестами. Приложение №6)






Приложение №7.
(Получают ключ к тесту, меняются работами и проверяют)




Дети оценивают себя.






Дети записывают домашнее задание в дневник.
Организация рабочей обстановки на уроке.




Данный этап урока психологически настраивает
уч-ся на последующую работу.

Этот урок проводится в форме экскурсии для того, чтобы познакомить учащихся с историческими памятниками древней Греции на основе подобранных иллюстраций.






























На данном этапе урока дети учатся читать историческую карту, определять местоположение историко-географических объектов. А также повторяется пройденный материал в течение предыдущих уроков. Данное повторение способствует планомерному переходу к изучению нового материала.
















На данном этапе урока дается общее представление о предстоящей работе.



Работа со шкалой самооценки неоднократно проводилась на предыдущих уроках истории. Эта работа позволяет настроить детей на активность в течение всего урока.






Учитывая то, что у детей этого возраста развита зрительная память, изучение нового материала излагается с помощью иллюстрации (презентации).















Учащиеся получили опережающее задание. Данная работа способствует активизации познавательной деятельности уч-ся, развитию речи и формированию навыка публичного выступления.




































.

































При изучении новых слов-терминов применяются различные методы, опирающиеся на различные виды памяти (сенсорную – запись, зрительную – чтение с листа, слуховую – прослушивание и проговаривание).





































































Физ. пауза повышает двигательную активность, снимает общее утомление, повышает умственную работоспособность. А так же на этом этапе происходит закрепление словарных слов и развитие памяти





































Этот вид деятельности направлен на расширение словарного запаса.






















Заполняя пропуски в тексте, дети учатся анализировать и воспроизводить информацию.




Работа в парах направлена на воспитание у учащихся ответственности перед другими, сотрудничества между собой и учителем.
Данные задания, направленные на развитие памяти, навыков коллективной работы, а также дети учатся заполнять историческую карту.





Взаимопроверка направлена на рациональное использование времени.















Задания на дом задается с учетом способностей детей.




Приложение №1.



ШКАЛА САМООЦЕНКИ.

Понял
10


5


0
Интересно
10


5


0 Моя работа на уроке
10


5


0

Приложение №2.

Миф о рождении богини Афины
Однажды у Зевса страшно разболелась голова. Позвал он своего сына бога Гефеста, прося избавить его от невыносимой боли. Взмахнул Гефест острым топором, раскололась на миг голова Зевса, и из нее в полном вооружении появилась богиня мудрости и справедливой войны Афина. Такой и изобразил ее скульптор Фидий (см. с. 171). В правой руке Афина держала крылатую богиню победы Нику, левой опиралась на щит, внутри которого извивался священный змей. Плечи и грудь Афины прикрывала эгида. Так называлась козья шкура с прикрепленной к ней головой сказочной Медузы. У этого страшилища вместо волос были змеи, от одного ее взгляда все живое превращалось в камень. Афина почиталась покровительницей гончаров, ткачих, вообще всего рабочего люда.























Приложение №3.
Словарная работа.
Керамик - район гончарных мастерских.
Пифос - глиняная бочка для хранения зерна.
Амфора - сосуд для вина и масла.
Агора - главная площадь Афин.
Портик — полуоткрытое помещение, крышу которого поддерживают колонны.
Совет пятисот — избирался по жребию из состава всех граждан сроком на год.
Акрополь - холм с крутыми и обрывистыми склонами.
Парфенон - храм богини Афины.
Фронтон - треугольное пространство между двумя скатами крыши и карнизом.
Эрехтейон - храм посвящен Афине, Посейдону и мифическому афинскому царю Эрехтею.
Кариатиды - каменные фигуры юных девушек.








Приложение №4.
Текст с пропусками.




1. Лишь одна дорога ведет на холм с крутыми обрывистыми склонами. Холм называется _____________.
2. При входе на холм справа на уступе скалы стоит небольшой храм богини ____. Обычно её изображали ______________________. Желая удержать богиню в своем городе, афиняне воздвигли храм в честь _____ ________________.
3. Вершину холма украшает бронзовая статуя ___________. Статую создал скульптор __________. Моряки, подплывая к Пирею, могли заметить, как блестят на солнце позолоченные шлем и наконечник копья.
4. Самым прекрасным творением греческих строителей был _____________.
5. На том месте, где согласно мифу спорили между собой Афина и Посейдон, находится храм. В одном из его портиков вместо обычных колонн стоят ________________.
















Приложение №5.
Контурная карта.


Обведите холм в центре Афин с крутыми обрывистыми склонами и надпишите его название.
Впишите недостающие слова:
Район гончарных мастерских назывался __________________.
Главная площадь Афин назывался ___________________ .
Найдите на карте эти места и подпишите их.


















Приложение №6.
Тест по теме: «Древняя Греция. Афины».

1 вариант.

1. Район гончарных мастерских в Афинах:
а) Агора;
б) Керамик;
в) Пирей.
2. Холм в Афинах, где находились главные храмы города?
а) Агора;
б) Академия;
в) Акрополь.
3. Скульптор, создавший знаменитую статую богини Афины на Акрополе:
а) Фидий;
б) Перикл;
в) Гомер.
4. Кто отменил долговое рабство в Афинах?
а) Солон;
б) Перикл;
в) Платон.
5. Главная торговая площадь в Афинах?
а) Агора;
б) Акрополь;
в) Керамик.

2 вариант.
1. Вход на Акрополь шел через:
а) портик;
б) колоннаду;
в) ворота.
2. Главный храм на Акрополе это:
а) храм победы Ники;
б) Парфенон;
в) храм Артемиды.
3. На фронтоне главного храма была изображена сцена:
а) беседы Зевса и Аида;
б) битвы;
в) спора Афины с Посейдоном.
4. Статую Афины создал:
а) Мирон;
б) Фидий;
в) Поликлет.
5. Название главной площади в Афинах:
а) Агора;
б) Акрополь;
в) Керамик



Приложение №7.




Ключ к тесту:
1 вариант 1 – б; 2 – в; 3 – а; 4 – а; 5 – а.
2 вариант 1 – а; 2 – б; 3 – в; 4 – б; 5 – а.
Оценка «5» за 5 правильных ответа,
«4» за 4 правильных ответа.






Приложение №8.


Оценочный лист для учителя.

Ф.И. уч-ся работа с картой сообщения работа с текстом работа с контурной картой тест