Урок русского языка по теме «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»

Урок русского языка.
Учитель: Кусля Наталья Николаевна.
Дата проведения: 16 октября .2013 г. Класс: 11«б»
Тема: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами»
Тип урока: комбинированный
Цель урока:
повторить ранее изученный материал по теме урока, однородное подчинение придаточных предложений;
отработать умение правильно ставить знаки препинания в предложениях, осложнённых однородными членами;
закрепить навыки пунктуационного анализа предложений.

Ход урока.
Пунктуационный анализ предложений (подготовка к ЕГЭ)

Как ставятся знаки препинания при однородном подчинении?
[ Работу не прекращали] и (когда лил дождь), и (когда трещали морозы).
[ Я спал и не слышал] ни (как пришёл отец), ни (как он ушел).
Построить схемы, достаточные для объяснения пунктуации.


Правило: если перед подчинительным союзом или относительным местоимением стоит повторяющийся далее сочинительный союз и, или, либо и т.п., то придаточное предложение не отделяется от главного запятой. (А 11)

[о, да о] (о ком)
[о и о] (зачем)

[Тужит Пахом, да не знает] (о ком?)
[Он ушёл и не сказал] (зачем?)

Правило: не отделяется также запятой и придаточное предложение, состоящее из одного только союзного слова (относительного местоимения или наречия). (А 26)

На стр. 2
5. (Будь у него время), (будь у него желание), [он занимался бы спортом]

Правило: условное значение имеют придаточные, сказуемое которых выражено глаголом в форме повелительного наклонения, употребленного наклонения, употребленного в значении условного.


6. А ёж полежит, потом развернётся, оглядится, принюхается – нет ли кого? – и укатит в кусты.
7. [Дорога становилась всё хуже], и [мы решительно не знали], (где мы) и (куда ехать).


Роль эпитетов, градации, бессоюзия, многосоюзия, парцелляции в предложениях с однородными членами (подготовка к В2).
Он с трудом передвигал свинцовые, тяжёлые ноги. (Одн. опр-я явл-ся эпитетами и худож. Определениями, вид тропа).
Печальное, мрачное, гнетущее состояние души подавляло. (Образ. смысловую градацию: каждое последующее усиливает выражаемый определениями признак, благодаря чему создаётся нарастание производимого или впечатления).
А 26. Я зачитался до того (1) что (2) когда услыхал звонок колокольчика на парадном крыльце (3) не сразу понял (4) кто это звонит (5) и зачем.
1) 1, 2, 3, 4
2) 1, 2, 3, 4, 5
3) 1, 3, 4, 5
4) 2, 3, 4, 5



Бессоюзие и многосоюзие.
Прочитайте вслух: Силы природы поистине неисчерпаемы. Она помогает нам пережить горе, разлуку, бороться с хандрой, одиночеством, преодолевать отчаяние, депрессию, забывать зависть, вражду.
Сколько здесь рядов однородных членов? Как связаны однородные члены в каждом из них? Почему? Можно ли продолжить ряды однородных членов? (Допустим: ...помогает прощать обиды; забывать зависть, вражду, измену) Как изменится смысл предложения, если последнюю пару однородных членов соединить союзом и (преодолевать и забывать; зависть и вражду)?
Бессоюзное соединение однородных членов говорит о незаконченности, неисчерпанности перечисляемого ряда. (В нашем примере бессоюзие помогает ярче выразить мысль о неисчерпаемости сил природы, о её благотворном влиянии на человека.)
Одиночный союз и, соединяющий два последних однородных члена, придаёт
перечислению характер законченности. (В нашем примере силы природы от этого беднеют.)
Прочитайте вслух: Природа одарила человека счастливой возможностью чувствовать и сокровенность рассвета, и нежную красоту заката, и таинство звёздного неба. (По Ю. Бондареву.)
Как связаны здесь однородные члены? Прочитайте предложение, опустив повторяющийся союз и. Что изменилось?
Повторяющийся союз и подчёркивает однородные члены и придает предложению большую выразительность. Искусное соединение бессоюзия и многосоюзия в одном тексте создает особый стилистический эффект.
Бессоюзная связь однородных членов простого предложения или частей сложного нередко используется как стилистический приём.
Многосоюзие. Стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему
подчёркивается роль каждого из них, создаётся единство перечисления, усиливается выразительность речи.
Понаблюдайте, как бессоюзие и
многосоюзие использованы в миниатюре
Ю. В. Бондарева.
ПРИРОДА.
Всякое определение, подобно тесному панцирю, ограничивает наши понятия. Только природа не имеет границ.
Она, природа, одаряет человека счастливой возможностью чувствовать и сокровенность рассвета, и нежную красоту заката, таинство ночи и звёздное неистовство августовского неба. Она помогает переживать неотвратимость смерти, скорбь потерь, бороться с одиночеством, преодолевать отчаяние, ревность, бессилие, забывать вражду, зависть, коварство друзей, предательство. И, призывая прощать многое, благодарно поражаться вдруг открывшемуся милосердию.
В конце концов природа наивысший авторитет всего
сущего.
Я уверен, что для полного овладения русским языком , <> нужно <> общение с пажитями и лесами, водами,
старыми ивами, с пересвистом птиц и скаждым цветком, что кивает головой из- под куста лещины.
(К. Паустовский)
Пажити – пастбища, лещина – орех.
Какие качества, по вашему мнению, нужно воспитывать в себе, чтобы по-настоящему чувствовать красоту родной природы? Почему? (Чтение стихотворения н. Рыленкова «Всё в тающей дымке»

Прочитайте стихотворение А. Т. Твардовского. МАТЕРИ.
И первый шум листвы ещё неполной,
И след зелёный по росе зернистой,
И одинокий стук валька на речке,
И грустный запах молодого сена,
И отголосок поздней бабьей песни,
И просто небо, голубое небо
Мне всякий раз тебя напоминает.

Образ Матери был для поэта незабвенным. Какое синтаксическое средство помогло ему сказать об этом наиболее ярко? (Многосоюзие)

ПРИМЕЧАНИЕ 2.
Если союз ы имеет присоединительное значение и притом, то перед ним ставится запятая или тире:
Я прочитал книгу, и очень интересную.
Мы хотели посетить все залы музея - и не
осмотрели даже половины представленной
экспозиции.
ПРИМЕЧАНИЕ 3.
Стоящая в середине предложения группа однородных членов может выделяться тире с двух сторон:
Чудесные бабочки - и в ситцевых пёстреньких платьицах, ив японских нарядах, и в черно-лиловых бархатных шалях -залетали в гостиную. (И. Бунин.)
ПРИМЕЧАНИЕ 4.
После каждого однородного члена предложения для обозначения эмоциональности и прерывистости речи может ставиться восклицательный знак. В этом случае слово, следующее после восклицательного знака, может начинаться со строчной (маленькой) буквы:
Когда избавит нас творец от шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок! (А.Грибоедов.)
(Такие конструкции принято называть парцеллированными, то есть разделёнными на части с помощью знаков препинания.)
ПРИМЕЧАНИЕ 5.
В вопросительных предложениях с однородными членами после каждого однородного члена для расчленения вопроса может ставиться вопросительный знак. В этом случае слово, следующее после вопросительного знака, может начинаться со строчной (маленькой) буквы: Случалось ли, чтоб вы, смеясь? или в печали? ошибкою? добро о ком-нибудь сказали?

(А. Грибоедов.)
Парцелляция - такое членение предложения, при котором содержание высказывания реализуется не в одной, а в двух или нескольких интонационно-смысловых речевых единицах, следующих одна за другой после разделительной паузы. Это средство выразительности, особый стилистический приём.

III. Обобщение материала.
Задание на дом: п. 84, упр. 377.