Рабочая программа внеурочной деятельности по технологии Настольные игры


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Техническое творчество. Настольные игры» рассчитана на обучающихся 6 класса (юноши). Составлена на основе авторской программы по технологии для 5-8 класса под редакцией Тищенко А.Т., Синица Н.В., Симоненко В.Д. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год 1 час в неделю.
Цели программы:
Активизация работы по формированию у обучающихся ценностных ориентаций через возрождение интереса к народным традициям, декоративно – прикладному творчеству.
Создание условий для самореализации и самовыражения каждому ребенку, как в области материальной культуры, так и в социуме.
Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.
Ценности, на  которых построена программа:
самоопределение учащихся;
творческое развитие личности, совершенствование взаимоотношений с самим собой и миром;
нахождение каждым ребенком своего места в этом мире.
Освоение программы предполагает решение множества разноплановых задач:
1. Обучающие задачи:
приобретение общих представлений о  материалах и проектной работе;
усвоение элементарных знаний  в области материаловедения, технологии обработки материалов;
изготовление поделок и сувениров из различного материала;
правильное использование цветовой гаммы;
формирование у учащихся способности к планированию.
 2. Воспитывающие задачи:
выработка адекватной самооценки;
приобщение к общечеловеческим ценностям;
помощь в осознании себя частью и носителем культуры своего народа;
воспитание качеств (аккуратности, трудолюбия, терпения, стремления к красоте и желания ее создавать);
воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
3. Развивающие задачи:
развитие моторных навыков, глазомера и точности движений;
совершенствование интеллектуального потенциала личности;
развитие образного мышления, художественного вкуса и чувства прекрасного;
помощь в выборе возможных профессий, связанных с производством,  и их популяризацией.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Личностные результаты.
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; проявление познавательной активности в области предметной технологической деятельности; Развитие трудолюбия и ответственности за результаты своей деятельности; выражение желания учиться для удовлетворения перспективных потребностей; Становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности, планирование образовательной и профессиональной карьеры, осознание необходимости общественно-полезного труда, как условия безопасной и эффективной социализации; Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками; умение общаться при коллективном выполнении работ или проектов с учётом общности интересов и возможностей членов трудового коллектива; Самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технологий, к рациональному ведению домашнего хозяйства; Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности, эстетического характера; формирование индивидуально-личностных позиций учащихся.
Метапредметные результаты
Самостоятельное определение цели своего обучения, постановка и формулировка для себя новых задач в учёбе и познавательной деятельности; Выявление потребностей, проектирования и создания объектов, имеющих потребительную стоимость; самостоятельная организация и выполнение различных творческих работ по созданию изделий и продуктов; Осознанное использование речевых средств в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; подбор аргументов, формулирование выводов по обоснованию технико-технологического и организационного решения; отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности; Формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ); выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информаций, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных; Организация учебного сотрудничества и совместной деятельности с учителем и сверстниками; согласование и координация совместной познавательно- трудовой деятельности с другими её участниками; объективное оценивание вклада своей познавательно-трудовой деятельности в решении общих задач коллектива; Соблюдение норм и правил безопасности познавательно-трудовой деятельности и созидательного труда; соблюдение норм и правил культуры труда в соответствии с технологической культурой производства; Оценивание своей познавательно-трудовой деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей по принятым в обществе и коллективе требованиям и принципам;
Предметные результаты
Осознание роли техники и технологий для прогрессивного развития общества; формирование целостного представления о техносфере, сущности технологической культуры и культуры труда; классификация видов и назначения методов получения и преобразования материалов, энергий, информаций, природных объектов, а также соответствующих технологийпромышленного производства; ориентация в имеющихся и возможных средствах и технологиях создания объектов труда; Практическое освоение обучающимися основ проектно-исследовательской деятельности; проведение наблюдение наблюдений и экспериментов под руководством учителя; объяснение явлений, процессов и связей, выявляемых в ходе исследования; Развитие умений применять технологии представления, преобразования и использования информации, оценивать возможности и области применения средств и инструментов ИКТ в современном производстве или сфере обслуживания, рациональное использование учебной и дополнительно, технической и технологической информаций для проектирования и создания объектов труда; Овладение средствами и формами графического отображения объектов или процессов, правилами выполнения графической документации, овладение методами чтения технической, технологической и инструктивной информацией; Формирование умений устанавливать взаимосвязь знаний по разным учебным предметам для решения прикладных учебных задач; применение общенаучных знаний по предметам естественно-математического цикла в процессе подготовки и осуществления технологических процессов для обоснования и аргументаций рациональности деятельности;СОДЕРЖАНИЕ КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.Выпиливание лобзиком. 11 часов.
Художественно-эстетические основы выпиливания лобзиком. - Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаментальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент.
Работа над конструкцией изделия.
- Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
Плоские, объёмные изделия;
- изделия округлой формы;
- изделия со сложным орнаментом.
2. Художественное выжигание . 11 часов.
Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева.
Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания.
Технология декорирования художественных изделий выжиганием.
- Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка.
Форма и конструкция изделия;
- назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- изделия со сложным орнаментом
3. Навыки резьбы по дереву.
Охрана труда, производственная санитария, электро и пожарная безопасность при производстве художественных изделий из дерева.
Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- основные направления работы;
Теория: технология выполнения плосковыемчатой, плоскорельефной, рельефной, прорезной, домовой, скульптурной резьбы.
- виды резьбы по дереву;
- их характерные особенности и разновидности;
- правила безопасности труда при работе режущими инструментами
Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему;
- технология изготовления;
- подготовка к работе.
Технико-технологические сведения:
- история возникновения и развития;
- особенности;
- элементы геометрической резьбы;
- сочетание различных элементов;
- способы вычерчивания орнамента;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЙ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п. Тема раздела Запланировано часов Основные вопросы
рассматриваемые на занятии Дата по плану Дата фактическая
1. Вводное занятие
Охрана труда при производстве художественых изделий. 1 Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром. санитарии и личной гигиены;
- задачи на год. 2. Основы материаловедения. 1 Древесина:
- основные свойства и пороки;
- характеристика пород;
- фанера, шпон, нетрадиционные и отделочные материалы, клеи. 3. Виды резьбы по дереву. 1 - народные художественные традиции;
- виды и особенности резьбы;
- источники орнаментальных узоров. 4. Выпиливание лобзиком – разновидность оформления изделия. 1 - Особенности работы лобзиком;
- источники и осбенности узоров для выпиливания. 5. Материалы, инструменты
и приспособления. 1 - Основные свойства материалов;
- характеристики инструмента и приспособлений. 6. Технические приёмы выпиливания орнамнета. 1 - Подготовка материалов, рисунков;
- перевод рисунка на заготовку;
- приёмы выпиливания;
- способы соединения деталей. 7. Сборочные и отделочные работы. 1 -Облицовывание шпоном;
- циклевание и шливование;
- устранение дефектов;
- сборка изделия;
- прозрачная отделка. 8. Художественно-эстетические
Основы выпиливания лобзиком. 1 - Конструкция, форма изделия;
- фурнитура;
- виды орнамента применяемые в работах лобзиком. 9. Работа над конструкцией изделия. 1 - Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия;
- работа над проектом;
- фурнитура, её изготовление, установка. 10. Построение орнамента. 11 - Назначение и виды орнамента;
- симметрия;
- орнаметальные розетты и полосы;
- сетчатый орнамент. 11. Презентация настольной игры «Лабиринт» 1 12. Художественное выжигание 1 Правила:
- поведения и техники безопасности;
- пожарной и электробезопасности;
- пром.санитарии и личной гигиены при производстве художественных изделий из дерева. 13 Основы материаловедения для художественных работ из дерева. 1 - Основные свойства и пороки древесины;
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы. 14 Декорирование художественных изделий выжиганием. 1 - Подготовка материалов;
- перевод рисунка;
- приёмы выжигания. 15 Инструменты, приспособления для выполнения работ. 1 - Инструменты и приспособления для выжигания. 16 Основы композиции. 1 - Основные принципы композиции;
- форма и конструкция изделия. 17 Подготовка инструмента к работе. 1 - Основные требования к инструменту;
- уход за инструментом. 18
Технология декорирования художественных изделий выжиганием. 1 - Подготовка материалов;
- первеод рисунка;
- приёмы выжигания;
- способы соединения деталей;
- сборка изделия;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка. 19 Основные приёмы выжигания. 1 - Освоение приёмов выжигания. 20 Техника выполнения выжигания различных изделий. 1 - Совершенствование приёмов выжигания. 21 Отделка изделия. 1 - Отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка. 22 Презентация настольной игры «Джунгли» 1 23 Резьба по дереву 1 Технико-технологические сведения:
- правила поведения в мастерских;
- основные направления работы;
- задачи на год. 24 Основные сведения о предприятиях и видах художественных промыслов. 1 Технико-технологические сведения:
- возникновение и развитие;
- роль художественной традиции;
- основные сведения о предприятиях;
- перспективы развития;
- организация творческого процесса;
- ассортимент изделий. 25 Основы материаловедения. 1 Технико-технологические сведения:
- требования ОТ и ТБ при работе;
- причины травматизма;
- производственная санитария;
- причины пожаров;
- правила пользования первичными средствами пожаротушения. 26 Ручная обработка дерева. 1 Технико-технологические сведения:
- декоративные свойства дерева;
- клеи, сколеивание, облицовывание художественных изделий;
- отделочные материалы и отделка;
- способы предупреждения и устранения дефектов. 27 Ручная обработка дерева. 1 Технико-технологические сведения:
- виды ручного инструмента;
- требования к нему;
- технология изготовления;
- подготовка к работе. 28 Виды художественной резьбы. 1 Технико-технологические сведения:
- виды столярных соединений;
- технологическая карта;
- способы раскроя материала по заданным размерам;
- сборка изделия;
- подготовка поверхности изделия для резьбы;
- виды резьбы по дереву;
- их характерные особенности и разновидности;
- правила безопасности труда при работе режущими инструментами. 29 Геометрическая резьба 1 Технико-технологические сведения:
- история возникновения и развития;
- особенности;
- элементы геометрической резьбы;
- сочетание различных элементов;
- способы вычерчивания орнамента;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе. 30 Отделка изделия. 2 Технико-технологические сведения:
- отделочные материалы;
- нетрадиционные материалы;
- устранение дефектов;
- прозрачная отделка. 31 Нанесение элементов рисунка не заготовку. 2 Технико-технологические сведения:
- нанесение элементов резьбы;
- составление сложных элементов;
- способы вычерчивания;
- материалы, инструменты;
- способы выполнения резьбы;
- безопасность труда при резьбе. 32 Презентация настольной игры «Шахматы» 1 Технико-технологические сведения:
Сочетание треугольников:
- с прямыми и кривыми сторонами;
- со сторонами разной длины;
- с миндалевидными углублениями;
- морщинистая резьба;
- безопасность труда при резьбе.