Рабочая программа по биологии 8 класс Колесов , Маш.


Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 8 класса составлена в полном соответствии с Федеральным компонентом Государственного стандарта общего образования на основе:
Сборникнормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии, - М.: Дрофа, 2009
Программы для ОУ Биология. Программа к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника. 5-11классы. - М.: Дрофа, 2011
Методические рекомендации « О преподавании учебного предмета «Биология» в ОУ в 2014- 2015 уч г.»
Цель: формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Задачи:
освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания человека; овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за своим организмом, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, физического, трудового, санитарно-гигиенического и полового воспитания школьников.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные работы, которые являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя. Формы промежуточной и итоговой аттестации: тесты.
Результаты изучения курса «Биология. Человек. 8 класс» приведены в содержании программы для каждой темы, а также в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: узнавать, сравнивать, объяснять, описывать, приводить примеры.В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Данная программа реализуется в учебниках «Биология. Человек. 8 класс» авторов Колесова Д.В., Маша Р.Д., Беляева И.Н. - М.: Дрофа, 2009 - 2014.
3. Учебно-тематическое планирование.

П/П Наименование разделов и тем Всего часов В том числе на:
Уроки Лабораторно-практические или творческие работы Контрольные работы
1. ВВЕДЕНИЕ 2 2
2. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА 57 57 КЛЕТОЧНОЕ СТРОЕНИЕ ОРГАНИЗМА 3 3 РЕФЛЕКТОРНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ 1 1 1 ОПОРНО - ДВИГАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 7 5 3 2
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА 3 3 КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФОТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ 7 6 2 1
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 4 4 1 ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 7 6 1 1
ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА 1 1 ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ 3 3 1 ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ 4 3 1
НЕРВНАЯ СИСТЕМА 5 5 2 АНАЛИЗАТОРЫ 5 5 внд5 5 1 Железы внутренней секреции 2 2 3 Индивидуальное развитие организма 4 4 обобщение 3 3 ИТОГО 70 65 12 5
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа.
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление.
Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина К в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацилло-и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика. Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус-фактор. Пересадка органов и тканей.
КРОВЕНОСНАЯ И ЛИМФАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗМА
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца
Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимации. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
ПИЩЕВАРИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях.
ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров,
углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и режим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
ПОКРОВНЫЕ ОРГАНЫ. ТЕПЛОРЕГУЛЯЦИЯ
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функция. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
НЕРВНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕКА
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нервные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полушарий головного мозга. Аналитикосинтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
АНАЛИЗАТОРЫ
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корковая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор.
Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов.
ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ПОВЕДЕНИЕ. ПСИХИКА
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдательности и мышления.
ЖЕЛЕЗЫ ВНУТРЕННЕЙ СЕКРЕЦИИ (ЭНДОКРИННАЯ СИСТЕМА)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, парко гиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика.
Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная зрелость. Предранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер. Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения биологии ученик должен знать
признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона; сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах; особенности строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения человека;
уметь
находить:
в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп;
в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов;
в различных источниках (в том числе с использованием информационных и коммуникационных технологий) необходимую информацию о живых организмах; избирательно относиться к биологической информации, содержащейся в средствах массовой информации;
объяснять:
роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика;
родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;
родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
проводить простые биологические исследования:
ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах, и описывать биологические объекты;
по результатам наблюдений распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные; выявлять изменчивость организмов, приспособление организмов к среде обитания, типы взаимодействия популяций разных видов в экосистеме;
сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения; определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
анализировать и оценивать влияние факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; профилактики травматизма, стрессов, ВИЧ- инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Дополнительной литературы для учителя:
Бирилло Т.А. Тесты по биологии. 8 класс. - М. «ЭКЗАМЕН», 2008.
КсенофонтоваВ.В., Евстафьева В.В., Машанова О.Г. Учебно-методическое пособие по биологии. Анатомия и физиология человека. - М.:»Московский лицей», 1997.
Колосов Д.В.,. Маш Р.Д , Беляев И.Н.. Биология. Человек. 8 класс. Поурочные планы. - М.: Дрофа, 2003.
ПугалН.А., Козлова Т.А..Лабораторные и практические занятия по биологии. Человек и его здоровье: 8 кл. -. М.: ВЛАДОС, 2003.
ПепеляеваО.А., СунцоваИ.В.Универсальные поурочные разработки по биологии. Человек. 8(9)класс. - М.: ВАКО,2007.
СонинН.И., ДагаевА.М. . Дидактический карточки -задания. Челове. 8 класс. - М.: Дрофа, 2004.

п/п Тема урока Элементы содержание Виды учебной деятельности Вид
контроля Дата П Ф
ВВЕДЕНИЕ (2 часа) 1
(1) Анатомия, физиология, психология и гигиена человека Предметы изучения наук о человеке: анатомия, физиология, гигиена, психология.
Методы изучения: самонаблюдение, наблюдение, лабораторный анализ, описание строения Участие в беседе
Поиск в тексте учебника информации для составления таблицы Анализ содержания определений наук о человеке Тестирова-
ние2
(2) Становление наук о человеке. Развитие анатомии, физиологии и гигиены с начала XIX века до наших дней (Луи Пастер, И. И. Мечников). Зарождение наук о человеке в античное время (Гераклит, Аристотель). Изучение организма человека в эпоху Возрождения (Гарвей, Везалий). Лауреаты Нобелевской премии в области медицины Участие в беседе. Заполнение таблицы Текущий
контроль 1 Поиск информации на основе анализа рисунков Подготовка сообщений по данной теме Индивиду-
альный опрос I. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА (3 часа) 3 Систематическое положение человека. Основные понятия
Рудименты. Атавизмы. Факты Доказательство животного происхождения человека Систематическое положение Поиск информации на основе анализа рисунка учебника Обсуждение вопросов 1 и 2 нас. 17 3 Текущий контроль Человека разумного в царстве Животные: тип, класс, отряд, семейство, род, вид Участие в беседе Выполнение упр. 6 на с. 7 Беседа по таблице Анализ содержания рисунков учебника 2
(4) Историческое прошлое людей. Факты
Влияние биологических и социальных факторов на эволюцию человека (использование одежды, переход от присваивающего хозяйства к производящему). Экологические факторы, способствующие развитию прямохождения. Объекты Предшественники человека - австралопитеки. Древнейшие люди. Древние люди. Первые современные люди Обсуждение вопроса 1 на с. 21 после § 4
Биологический диктант Выполнение упр. 7 Участие в беседе Индивиду-
альныйопрос
Текущий
контроль Обсуждение вопроса 5 нас. 21 после §4 Текст
учебника § 4 3
(5) Расы человека. Основные понятия Антропология. Этнография. Объекты Негроидная, европеоидная и монголоидная расы человека Выполнение упр. 1 1 на с. 8 Участие в эвристической беседе Задание со свободным ответом 1 2 3 4 5 6 7 8 9
II. СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИИ ОРГАНИЗМА (57 часов) Общий обзор организма (1час) 4
(6) Общий обзор организма. Основные понятия Внешняя среда Внутренние органы. Внутренняя среда. Гормоны. Органы. Система органов. Объекты Уровни организации. Полости тела организма: брюшная и грудная. Факты Значение постоянства внутренней среды организма и факторы его сохранения Участие в беседе Анализ содержания рис. 4 учебника
Выполнение задания после § 6 на с. 27
Участие в беседе Обсуждение вопроса 1 на с. 27 Анализ текста учебника Текущий
контроль Клеточное строение организма. Ткани (3 часа)
1
(7) Строение и жизнедеятельность клетки.
Основные понятия
Возбудимость. Органоиды. Развитие. Рост. Субстрат. Фермент. Объекты Органоиды клетки: клеточная мембрана, эндоплазматическая сеть, рибосомы, митохондрии, клеточный Беседа по демонстрационной таблице Беседа на основе демонстрационного материала » Задание со свободным ответом 1 2 3 5 6 7 8 9
Выполнение задания 2 после § 7 на с. 33 Анализ текста учебника тестирование центр, лизосомы. Строение и функции ядра Процессы Обмен веществ в клетке. Механизм действия фермента. Рост и развитие клетки. Деление клетки. Покой и возбуждение клетки. Факты Свойства клеточной мембраны Участие в беседе по итогам демонстрации опыта Индивидуальный
опрос Участие в беседе 2
(8) Покровные и соединительные ткани. Основные понятия Ткань. Нервное волокно. Объекты Строение тканей. Основные виды тканей: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело клетки, дендрит, аксон. Строение синапса. Факты Свойства нервной ткани: возбудимость, проводимость. Свойства мышечной ткани: возбудимость и сократимость Обсуждение вопроса 1 на с. 39 после § 8
Текущий
контроль Выполнение заданий 1 и 4 на с. 39 Обсуждение вопросов 5-7 на с. 39 после § 8 3
(9) Мышечная и нервная ткани. Анализ текста учебника Задание со свободным ответом 1 2 3 5 6 7 8 9
Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника Индивиду-
альныйопрос Обсуждение вопроса 8 на с. 39 после § 8 Участие в беседе по рисунку учебника Выполнение лабораторной работы Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1час)
1(10)
(10) Рефлекторная регуляция Лабораторная работа лабораторной работы «Проявление мигательного рефлекса»я Выполнение лабораторной работы «Проявление мигательного рефлекса»Выполнение лабораторной работы «Проявление мигательного рефлекса»
регуляция. Основные понятия
Рефлекс: • безусловный, • условный. Участие во вводной беседе Задание со свободным ответом Проявление мигательного рефлекса» работы «Проявление мигательного рефлекса» Рефлекторная дуга. Рефлекторный центр. Рецепторы. Объект Компоненты рефлекторной Обсуждение вопроса 2 на с. 43 после § 9 рефлекса дуги безусловного рефлекса. Факты Виды безусловных рефлексов: пищевые, оборонительные, ориентировочные. Типы нейронов: чувствительные, вставочные, исполнительные. Прямые и обратные НС. Рефлекторная зона Обсуждение вопроса 4 на с. 43 после § 9 тестирование Лаб раб « Проявление мигательного рефлекса» Участие в беседе Индивиду-
альныйопрос Решение учебно-познаватель- ных задач Обсуждение вопроса 6 на с. 43 после § 9 1 2 3 5 6 7 8 9
Выполнение лабораторной работы «Проявление мигательного рефлекса» Опорно-двигательная система (7 часов) 1
(П) Значение опорно- двигательной системы. Строение костей. Соединения костей.
Лаб раб «Микроскопическое строение кости»
Объекты
Макроскопическое строение кости: надкостница, красный костный мозг, желтый костный мозг. Компактное и губчатое строение костей. Микроскопическое строение кости. Факты Функции опорно-двигательной системы. Химический состав костей. Типы костей. Соединения костей: неподвижные, полуподвижные , подвижные. Строение сустава. Зависимость характера повреждения костей от химического состава Обсуждение вопроса 3 на с. 49 после § 10 Текущий
контроль Обсуждение вопроса 2 нас. 49 после § 10
Обсуждение вопроса 4 на с. 49 после § 10 Тести-
рованиеПоиск информации о строении костей
Участие в беседе по рисункам учебника Задание со свободным ответом Обсуждение вопроса 1 нас. 49 после § 10 Выполнение лабораторной работы «Микроскопическое строение кости»
Индиви-дуальныйопрос 1 2 3 5 7 8 9
2
(12) Скелет человека Основные понятия Скелет. Объект Осевой и добавочный скелет. Факты Строение черепа: мозговой отдел, лицевой отдел черепа. Строение скелета туловища: грудная клетка, позвоночник. Строение позвонка: тело позвонка, дуги, отростки: задний и боковые. Межпозвоночные диски. Скелет поясов конечностей и свободных конечностей Выполнение задания на с. 62 после § 12 Участие во вводной беседе Задание со свободным ответом Обсуждение вопроса 1 на с. 55 после § 1 1
Участие в беседе тестирование Обсуждение вопроса 1 нас. 61 после § 12 Индивидуаль-
ный опрос Поиск информации о строении черепа, позвоночника тестирование 1 2 3 5 6 7 8 9
3
(13) Контрольная
работа по теме «Скелет человека» 4
(14) Строение мышц. Работа
скелетных мыши и их регуляция Основные понятия Гиподинамия. Двигательная единица. Тренировочный эффект. Объект Мотонейрон. Участие в беседе. Текущий
контроль 1 2 3 5 6 7 8 9
Процессы
Динамическая и статическая работа. Утомление. Регуляция работы мышц- антагонистов.
Факты
Энергетика мышечного сокращения Поиск информации для описания в тексте учебника Обсуждение вопроса 3 на с. 72 после § 14 Обсуждение вопроса 1 на с. 72 после § 14 Индивидуаль-
ный опрос Участие в беседе по рисунку учебника Лаб раб «Утомление при статической работе» Поиск информации для заполнения таблицы тестирование Выполнение лабораторной работы «Утомление при статической работе» 5
(15) Осанка. Предупреждение плоскостопия. Лаб раб ««Осанка и плоскостопие»
Основные понятия
Осанка Плоскостопие. Остеохондроз. Факты Степени и факторы нарушения осанки. Корригирующая гимнастика. Причины искривления позвоночника. Предупреждение и лечение плоскостопия Обсуждение вопр. 1 и 2 нас. 75 после § 15 Задание со свободным ответом 1 2 3 5 6 7 8 9
Анализ содержания рисунка Участие в беседе
Выполнение лабораторной работы «Осанка и плоскостопие» Индивидуаль-
ный опрос 6
(16) Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов. Объекты
Повреждения опорно-двигательной системы: ушиб, перелом, синяк, шина, растяжение связок, вывих. Факты Приемы первой доврачебной помощи
_ _ Участие в беседе Текущий
контроль Анализ содержания рисунка учебника, Поиск информации о приемах первой доврачебной помощи Задание со свободным ответом 7
(17) Зачет по теме«Опорно- двигательная система» Разноуровневое тестирование по теме «Опорно-двигательная система» 30 Внутренняя среда организма (3 часа)
1
(18) Компоненты
внутренней
среды Основные понятия
Антиген. Антитело. Обсуждение вопр. 3 на с. 89 после § 17 Индивидуальный опрос 1 2 3 5 6 7 8 9
Объекты
Компоненты внутренней среды: кровь, лимфа, тканевая жидкость. Процесс Свертывание крови. Факты Состав крови: плазма и форменные элементы. Состав плазмы. Фибриноген. Условия для образования тромба: витамин К, соли кальция. Значение тканевой жидкости и лимфы. Лимфатические сосуды и лимфатические узлы. Относительное постоянство внутренней среды. Подвижное равновесие Обсуждение вопр. 2 на с. 89 после § 17.
Обсуждение вопр. 4 на с. 89 после § 17
Поиск информации об этапах свертывания крови Индиви-
дуаль-
ныйопрос 2
(19) Кровь.
Основные понятия Фагоцитоз. Малокровие (анемия). Объекты Строение и функции эритроцитов и лейкоцитов. Гемоглобин. Группы лейкоцитов: фагоциты, лимфоциты. Процессы Созревание эритроцитов.
Кроветворение. Факты Транспортная функция эритроцитов, оксигемоглобин, карбоксигемоглобин. Открытие фагоцитоза И. И. Мечниковым. Обсуждение вопр. 5 на с. 89 после § 17 Обсуждение вопр. 5 на с. 99 после § 19 Участие в беседе
Обсуждение вопр. 5 на с. 89 после § 17 Задание со свободным ответом 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Анализ крови. Скорость оседания эритроцитов. Группы крови человека. Правила переливания крови Анализ текста учебника на с. 86 и с. 88 Индивидуаль-
ный опрос тестирование Комментарий к рисунку учебника Участие в эвристической беседе 3
(20) Борьба организма с инфекцией. Основные понятия Иммунитет. Антиген. Интерферон. Объект Иммунная система: костный мозг, вилочковая железа, лимфатические узлы, Т- лимфоциты, В-лимфо- циты. Свойства Специфичность. Факты Неспецифический и специфический иммунитет. Инфекционные и паразитарные болезни. Проявления иммунитета. Аллергия. СПИД, тканевая совместимость. Нарушения механизма иммунитета. Вакцины и лечебные сыворотки.
Естественный и искусственный иммунитет. Резус-фактор и резус-конфликт. Участие в беседе Текущий
контроль Участие в беседе Обсуждение вопросов 2,3,4, 5 после § 19 нас. 93 Индивидуаль-
ный опрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Процесс
Клеточный и гуморальный механизмы иммунитета. Воспаление Поиск информации для участия в беседе по вопросам задания на с. 93 после § 18 Кровеносная и лимфатическая системы организма (7 часов)
1 Транспортные Основные понятия Участие во вводной беседе Задание со свободным ответом (21) системы организма Замкнутая система Артерии. Вены. Объекты Органы кровеносной системы. Строение кровеносных Обсуждение вопросов на с. 102 перед § 20 тестирование сосудов. Лимфатическая система: лимфатические капилляры, лимфатические сосуды, лимфатические узлы. Процесс Образование тканевой жидкости и лимфы Обсуждение вопр. 2 на с. 105 после § 20. Анализ текста учебника Индивидуаль-
ный опрос Выявление параметров сравнения в ходе беседы по рисунку. Поиск информации для составления таблицы. Обсуждение содержания таб лицыПоиск информации об органах лимфатической системы 1 2 3 5 6 7 8 9
2
(22) Круги кровообращения.
Основные понятия Артериальная кровь. Венозная кровь. Оксигемоглобин Объект Большой и малый круги кро Описание рисунка учебника Участие во вводной беседе Текущий
контроль вообращения. Процессы Кровообращение. Отток лимфы. Факты Изменение состава крови в большом и Обсуждение вопр. 2 на с. 108 после § 21. Индивидуаль-
ный опрос Лабораторная работа: малом кругах кровообращения Поиск информации для объяснения результатов лабораторной работы тестирование «Функции венозных клапанов»
Выполнение лабораторной работы «Функции венозных клапанов»
3
(23) Строение и работа сердца. Основные понятия Автоматизм. Объект Строение сердца: наружный слой, миокард, эпителиальный слой. Участие в беседе Задание со свободным ответом Околосердечная сумка. Четырехкамерное строение.1 Факты Положение сердца в грудной полости. Особенности строения сердечной поперечно-полосатой мышечной ткани. Роль парасимпатического и симпатического отделов НС. Обсуждение вопр. 1 и 2 нас. 114 после §22 Обсуждение содержания заполненной таблицы Индивидуаль-
ный опрос 1 2 3 5 Оживление сердца по А. А. Кулябко. Процесс Сердечный цикл: сокращение предсердий, сокращение желудочков, пауза. Регуляция сердечных сокращений. Гуморальная регуляция. Гормон адреналин. Свойства Свойства сердечной мышцы: возбудимость и сократимость Обсуждение вопр. 5 на с. 114 после § 22 тестирование Поиск информации для характеристики сердечного цикла 2444

Движение
крови по
сосудам.
Регуляция
крово-
обращения Лаб раб «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»; «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови».. Факты
Причины движения крови по сосудам: работа сердца, артериальное давление. Факторы, влияющие на движение крови: диаметр сосуда, вязкость крови. Нарушения артериального давления. Скорость движения крови. Особенности артериального давления. Процесс Поддерживание постоянства артериального давления Участие в беседе Описание рисунка учебника
Обсуждение вопр. 2 на с. 120 Участие в беседе
Поиск информации для объяснения результатов опыта МоссоВыполнение лабораторных работ: «Измерение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»; «Опыт, доказывающий, что пульс связан с колебаниями стенок артерий, а не с толчками, возникающими при движении крови». Текущий контроль Индивидуальный опрос 1 2 3 5 6 7 8 9
5
(25) Гигиена сердечно-сосудистых заболеваний. Первая помощь при заболеваниях сердца и сосудов. Основные понятия Ударный объем.
Гипертония. Гипотония. Некроз. Инфаркт миокарда. Факты Юношеская гипертония. Первая помощь при стенокардии, гипертоническом кризе Участие в беседе
Анализ текста учебника Участие в беседе Индиви-
дуальный опрос 6
(26) Первая помощь при кровотечениях. Основные понятия Гематома. Объект Внутренние кровотечения. Внешние кровотечения: артериальные, венозные, капиллярные. Носовые кровотечения. Процесс Лечение раны. Факты . Признаки и первая помощь Участие в беседе
Решение учебно-познавательных задач практического содержания
Обсуждение вопр. 1,3 на с.
129 после § 25 Задание со
свободным
ответом
тестированы
е Выполнение упр. 99 и 100 на с. 42
Поиск информации для заполнения таблицы Индиви-
дуальный опрос 1 2 3 5 6 7 8 9
7
(27) Зачет № 2 Разноуровневое тестирование по темам «Внутренняя среда организма», «Кровеносная и лимфатическая Дыхательная система (4 часа) 1
(28) Значение дыхания. Органы дыхательной системы.
Заболевания органов дыхания. Основные понятия Дыхание. Артикуляция. Объект Органы дыхания: дыхательный путь и органы газообмена. Строение и функции. Факты Особенности строения носовой полости, гортани, трахеи, бронхов и легких. Верхние и нижние дыхательные пути Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с учебником Обсуждение вопр. 2 на с. 138 после § 26 Текущий
контроль Индивидуаль- ный опрос Обсуждение вопр. 3 нас. 139 после § 26 Поиск информации о строении и функциях голосовых связок Индивидуальный опрос Индивидуаль- ный опрос 2
(29) Значение и механизм дыхания. Основные понятия
Дыхание. Канцерогены. Факты Значение дыхания. Диффузия газов. Обсуждение вопр. 4 на с. 146 после § 28 I 2 3 4 5 6 7 8 9
Защитные рефлексы - кашель и чихание.
Процессы
Легочное и тканевое дыхание.
Образование оксигемоглобина. Участие в беседе Тестирование Вентиляция легких. Механизмы вдоха и выдоха. Нервная регуляция. Гуморальная регуляция.
Канцерогены. Факторы, влияющие на дыхание: состояние окружающей среды, пыль, никотин, наркогенные вещества, физическая нагрузка Решение учебно-познавательных задач 3
(30) Регуляция дыхания Обсуждение вопр. 4 на с. 141 после § 27 Индивидуаль- ный опрос Обсуждение вопр. 7, 10, 11 на с. 146 после § 28 Обсуждение вопр. 6 на с. 146 после § 28 4
(31) Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья Болезни и травмы органов дыхания., Лаб раб«Измерение обхвата грудной клетки в состоян вдоха и выдоха»
Основные понятия
Флюорография. Факты Жизненная емкость легких. Приемы оказания первой помощи утопающему, пострадавшему от отравления угарным газом. Инфекционные и хронические заболевания дыхательных путей: гайморит, фронтит, тонзиллит, дифтерия Описание содержания рисунков Текущий
контроль Участие в беседе Отбор информации для составления таблицы Обсуждение данных таблицы тестироване1 2 3 5 6 7 8 9
Поиск информации о показателях состояния дыхательной системы Выполнение лабораторной работы «Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» Пищеварительная система (7 часов) 1
(32) Питание и пищеварение. Основные понятия Пищеварение. Факты Значение питания. Функции пищи: пластическая и энергетическая. Состав пищи. Растительная и животная пища. Продукты питания.
Питательные и балластные вещества Значение кулинарной обработки пищи. Процессы Изменение пищи в процессе пищеварения. Этапы пищеварения Участие в беседе Индивидуаль- ный опрос Обсуждение вопр. 2 после § 30 * Описывать этапы пищеварения Обсуждение вопр. 4 и вопр. 5 после § 30 2
(33) Органы пищеварения. Пищеварение в ротовойполости. Объект
Органы пищеварения. Процесс Механическая и химическая обработка пищи в ротовой полости. Индивиду-
альный опрос Факты Функции языка, слюнных желез. Строение зубов и уход за ними. Обсуждение вопр. 3 и вопр. 4 после § 30 Выполнение задания 2 на с. 165 1 2 3 4 5
6
7 8 9
Расположение слюнных желез и их работа. Рецепторы вкуса. Заболевания зубов Обсуждение вопр. 6 Выполнение задания 3 нас. 165 (34) Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке Лаб раб «Действие слюны на крахмал» Основные понятия Сфинктер. Факты Расположение и строение желудка и двенадцатиперстной кишки. Пищеварительные ферменты: пепсин, трипсин, желчь. Состав желудочного сока. Процесс Механизм действия ферментов. Свойства и условия Участие в беседе Обсуждение вопр. 2 на с. 169 Текущий
контроль Выполнение лабораторной работы «Действие слюны на крахмал» Обсуждение вопр. 3,4, 5, 7, 8 нас. 169-170 тестирование Поиск информации о расположении пищеварительных желез 35) Функция тонкого и толстого кишечника. Всасывание. .Основные понятия Дисбактериоз. Объекты Строение тонкого и толстого кишечника Строение кишечной ворсинки. Микроорганизмы кишечника. Процессы Механизм всасывания. Образование гликогена Факты Роль печени в организме: синтез аминокислот, выработка желчи, барьерная функция, поддерживание постоянства состава Значение толстого кишечника Аппендицит и перитонит Обсуждение вопр. 1 нас. 174 Задание со свободным ответом Индивидуальный опрос Участие в беседе по таблице Выполнение задания после §33 на с. 174. Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника 1 2 3 5 6 7 8 9
Анализ текста учебника 5
(36) Регуляция пищеварения.
Основные понятия Рефлекс. Безусловный рефлекс. Условный рефлекс. Фистула. Свойства Беседа по рисунку учебника Задание со свободным ответом Проводимость. Процессы Нервная регуляция пищеварения. Гуморальная регуляция пищеварения. Факты Методы изучения пищеварения. Работы И. П. Павлова Описание рисунка учебника Участие в беседе Индивидуальный опрос Обсуждение вопр. 2 на с. 177 Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника. тестирование Отбор информации для составления таблицы и выделения параметров для сравнения Участие в беседе Поиск информации в энциклопедии 6
(37) Гигиена органов пищеварения. Предупреждение желудочно- кишечных инфекций Объект
Возбудители желудочно-кишечных инфекционных заболеваний. Факты Правила приема пиши. Обсуждение вопр. 1 нас. 181 после § 35 Обсуждение вопр. 2 на с. 181 после § 35 Текущий
контроль 1 2 3 5 6 7 8 9
Условия, способствующие и затрудняющие пищеварение. Признаки недоброкачественности пищевых продуктов. Источники заражения желудочно-кишечными инфекциями Обсуждение вопр. б, 7, 8 нас. 181 после §35 Обсуждение вопр. 3 на с. 79 после § 17 Написание мини-сочинения по желанию учащихся Индивидуальный опрос 7
(38) Зачет
«Пищеварительная система», «Дыхательная система Многоуровневое тестирование по темам: «Пищеварительная система», «Дыхательная система» Выделительная система (1 час)
8
(39) Выделение.
Объекты
Органы мочевыделения: почки, мочеточники, мочеиспускательный канал. Почки. Ворота почек. Корковое и мозговое вещество. Почечные пирамиды. Нефрон: капсула, канальцы. Собирательные канальцы. Процессы Фильтрация. Образование мочи (первичной и вторичной). Факты Функции выделения. Предупреждение почечных заболеваний. Строение и функции нефрона. Факторы, влияющие на работу почек Обсуждение вопр. 1 на с. 217 после § 42 Задание со свободным ответом Обсуждение вопр. 3 на с. 217 после § 42 Обсуждение вопр. 2 на с. 217 после § 42 Индивидуальный опрос Поиск информации на основе анализа рисунка учебника тестирование
Обсуждение вопр. 4 на с. 217 после § 42 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Обмен веществ и энергии (3 часа) 1
(40) Обмен веществ и энергии - основное свойство жизни.
Основные понятия Обмен веществ. Пластический обмен. Энергетический обмен. Макроэлементы. Микроэлементы. Процессы Этапы обмена веществ: подготовительный, основной, заключительный. Обмен белков, жиров, углеводов, минеральных веществ и воды. Факты Заменимые и незаменимые аминокислоты. Функции белков, жиров и углеводов Обсуждение вопр. 3,4,5 нас. 187
после § 36 Текущий
контроль Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника Индиви-
дуальный
опрос Анализ текста учебника § 36 нас. 184-185 Тестирова-
ние2
(41) Витамины. Основные понятия Витамины. Гиповитаминоз. Авитаминоз. Объекты Основные группы витаминов: витамин С; витамин Вг; витаминА; витамин А; вита- мин О; витамин Е. Факты Роль витаминов. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Основные гиповитаминозы: цинга, бери-бери, слепота, рахит куриная Обсуждение вопр. 1 нас. 192 после § 37 Задание со свободным ответом Анализ содержания основных понятий Поиск информации на основе анализа содержания рисунка Поиск информации для составления таблицы Тестирова-
ние3
(42Энерготраты человека и пищевой рацион. Основные понятия Основной обмен. Общий обмен. Рациональное питание. Культура питания. Обсуждение вопр. 3 на с. 196 после § 38 Выполнение лабораторной работы «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического баланса по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» Факты
Условия основного обмена. Нормы питания и режим питания. Диеты Обсуждение вопр. 4 на с. 196 после § 38 Индивидуальный опрос Обсуждение вопр. 1 на с. 196 после § 38 Выполнение лабораторной работы «Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического баланса по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки» Анализ самонаблюдений и расчета дневного рациона питания
Покровные органы. Теплорегуляция (4 часа)
1
(43) Кожа - наружный покровный
орган. Объекты
Кожа. Строение эпидермиса,
дермы, гиподермы. Производные кожи - ногти и волосы. Факты Трехслойное строение кожи. Функции
кожи: защитная, выделительная, дыхательная, рецепторная, участие в обмене веществ
Описание рисунка учебника Задание со свободным Обсуждение вопр. 1, 3, 4 на с. 204 после § 39. Индивидуальный
опрос Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника Поиск информации на основе анализа рисунка учебника Тестирование 1 2 3 5 7 8 9
2
(44) Терморегуляция. Закаливание. Основные понятия Терморегуляция. Закаливание. Процессы Теплопроведение, теплоизлучение. Способы закаливания. Факты Приемы оказания первой помощи себе и окружающим при ожогах, обморожениях Обсуждение вопр. 1,3,4 на с. 212 после § 41 Текущий
контроль Заполнение таблицы на с. 213 учебника Поиск информации на основе анализа рисунка учебника 3
(45) Уход за кожей.
Гигиена одежды и обуви. Болезни кожи. Объекты
Травмы. Ожоги и обморожения. Грибковые и паразитарные заболевания кожи. Гормональные и гиповитаминозные нарушения кожи. Угревая сыпь. Факты Уход за кожей, волосами, ногтями. Причины кожных заболеваний Обсуждение вопр. 6,8 на с. 208 после § 40 Индивидуальный опрос Обсуждение задания № 2 на с. 209 после § 40 Обсуждение вопр. 4 на с. 208 после § 40 тестирование Выполнение практических заданий 2,3 на с. 209 Участие в имитационной игре Индивидуальный опрос 4
(46) Зачет «Обмен
веществ и
энергии»,
«Выделительная
система».
«Покровные
органы». Многоуровневое тестирование по темам:
«Обмен веществ и энергии»,
«Выделительная
система». «Покровные органы.
Теплорегуляция» 1 2 3 4 5 6 7 8
Нервная система человека (5 часов)
1
(47) Значение и строение нервной системы. Основные понятия Психика Гомеостаз. Объекты Части нервной системы: центральная и периферическая. Факты Значение нервной системы Составление опорной схемы по ходу беседы.
Поиск информации на основе анализа рисунка
Обсуждение задания № 1 нас.
221 после §41 Обсуждение вопр. 1-5 на с. 208 после § 40 Задание со свободным ответом 2 Спинной мозг.
Описание рисунка учебника Текущий
контроль 3
(49) Строение головного мозга. Продолговатый и средний мозг, мост и мозжечок. Основные понятия
Борозды. Извилины. Объект Головной мозг. Факты Отделы головного мозга. Функции отделов. Описание рисунка учебника Индивидуальный опрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9
4
(50) Передний мозг. Лабораторная работа «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка» Расположение серого и белого вещества. Доли коры больших полушарий: лобная, теменная, затылочная, височная. Функциональные зоны больших полушарий: двигательная, кожно-мышечной
чувствительности, зрительная, слуховая, обонятельная и вкусовая. Строение переднего
мозга. Промежуточный мозг: таламус, гипоталамус. Большие полушария. Мозолистое тело. Старая кора (гиппокамп, миндалевидное тело). Новая кора. Временные связи
Обсуждение вопр. 5-6 на с. 234 Тестирование Обсуждение вопр. 7 на с. 234. Задание со свободным ответом Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника Индивидуальый опрос Поиск информации на основе анализа содержания рисунка Выполнение задания № 1 нас. 235 после §46 Выполнение лабораторной работы «Пальценосовая проба и особенности движения, связанные с функцией мозжечка» 5
(51) Соматический и автономный отделы нервной системы Лабораторная работыа«Развитие утомления». Объект
Отделы автономной нервной системы: симпатический и парасимпатический. Факты Функциональное разделение нервной системы на соматическую и автономную (вегетативную). Принцип дополнительности Описание рисунка учебника
Задание со свободным ответом Тестирование Участие в беседе по рисунку учебника Поиск информации на основе анализа содержания рисунка. 1 3
4
5
7 8 9
Участие в беседе с элементами беседы Индивидуальны й опрос Выполнение лабораторной работы «Развитие утомления». Анализаторы (5 часа)
1
(52) Анализаторы. Основные понятия Анализаторы. Рецепторы.
Галлюцинации. Иллюзии. Объект Структура анализаторов. Свойства Обсуждение вопр. 2 на с. 244 Текущий
контроль Модальность анализаторов. Процесс Восприятие. Ощущение. Факты Значение Участие в беседе анализаторов.
Чувствительные зоны коры больших полушарий: первичные, вторичные, третичные. Природа возбуждения - поток нервных импульсов. Виды иллюзий: физические и психические (перспективы, контраста) Участие в беседе тестирование Анализ -текста учебника 2
(53) Зрительный анализатор.
Предупреждение глазных болезней. Основные понятия Бинокулярное зрение. Близорукость. Дальнозоркость. Объект Глаз человека. Положение и строение глаза. Описание содержания рисунка Задание со свободным ответом 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Процессы
Механизм прохождения лучей света через прозрачную среду глаза; при близорукости и дальнозоркости. Факты Значение зрения. Строение сетчатки: палочки и колбочки, желтое пятно, слепое пятно. Корковая часть зрительного анализатора. Нарушения зрения: близорукость и дальнозоркость и их профилактика. Предупреждение глазных инфекций, косоглазия. Травмы глаз Обсуждение вопр. 1-3 нас. 248 тестирование Участие в беседе Обсуждение вопр. 1-3 нас. 252 после § 50 Индивидуальны й опрос Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника Поиск информации о фокусировке лучей света при дальнозоркости и близорукости тестирование 3
(54) Слуховой анализатор. Основные понятия Анализатор. Объемное звучание. Объект Слуховой анализатор. Наружное ухо: ушная раковина, наружный слуховой проход, барабанная перепонка. Среднее ухо: слуховые косточки. Внутреннее ухо: костный
и перепончатый лабиринт, вестибулярный аппарат, улитка Процесс Механизм передачи звука. Факты Значение слуха Обсуждение вопр. 1 на с. 257 после § 51 Обсуждение вопр. 3 на с. 257 после § 51.
Задание со свободным ответом
Индивидуальны й опрос Участие в беседе с элементами самостоятельной работы с текстом учебника
Обсуждение вопр. 2 на с. 257 после §51. 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Нарушения слуха и их профилактика Поиск информации об источниках шума различной интенсивности Индивидуальный опрос Обсуждение вопр. 4 на с. 257 после § 51 Выполнение задания 1 на с. 257 после § 51 Тестирование 4
(55) Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса Основные понятия Анализатор. Объекты Строение вестибулярного аппарата: преддверие с мешочками, полукружные каналы. Строение органа вкуса: вкусовые сосочки. Кожная чувствительность: тактильное чувство, вибрационное чувство, осязание. Процесс Компенсация анализаторов. Факты Значение органов равновесия, мышечного чувства, кожной чувствительности, обоняния, вкуса. Расположение зон чувствительности в коре больших полушарий Участие в беседе Текущий контроль Описание содержание рисунка учебника Обсуждение вопр. 6 на с. 263 после § 52 5
(56) Урок обобщения темы «Нервная система». «Анализаторы». Индивидуальный опрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (5 часов)
1
(57) Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. Основные понятия Высшая нервная деятельность. Доминанта. Объект Приобретенные рефлексы: положительные и отрицательные. Процесс Торможение (внешнее и внутреннее) условного рефлекса Выполнение задания№ 1 и № 2 на с. 273 после § 53 Поиск информации о проявлении индукции Задание со свободным ответом 2
(58) Врожденные и приобретенные программы поведения. Лаб раб«Выработка навыка зеркального письма»
Основные понятия Рефлекс. Этология. Динамический стереотип. Факты Безусловные рефлексы и инстинкты - врожденные программы поведения человека. Участие в беседе
Выполнение задания на с. 278 после § 54 Тестирование Рассудочная деятельность - приобретенная программа поведения. Условия Поиск информации на основе анализа содержания рисунка формирования динамического стереотипа Анализ текста учебника Задание со свободным ответом Выполнение лабораторной работы «Выработка навыка зеркального письма» 3
(59) Сон и сновидения. Основные понятия Сон. Объект Стадии сна: быстрый и медленный сон. Описание рисунка учебника 1 2 3 4 5 6 7 8 9
4
(60) Речь и сознание. Познавательные процессы. Факты
Значение сна для человека. Правила гигиены сна.
Факторы, определяющие продолжительность сна. Правила гигиены сна.
Основные понятия Мышление. Память. Объект Познавательные процессы человека. Свойства мышления: самостоятельность и критичность. Процесс Механизм запоминания. Факты Роль речи в познании и труде. Логическая и механическая память. Приемы запоминания. Длительная и оперативная память. Базовые и вторичные потребности человека. Активное и пассивное воображение Обсуждение вопр. 6,14 на с. 287 после § 56 Текущий
контроль Участие в беседе Обсуждение вопр. 1 на с. 287 после § 56 Индивидуальный опрос Обсуждение вопр. 10,12 на с. 287 после § 56 Анализ текста учебника тестирование Выполнение задания № 2 на с. 278 после § 54 5
(61) Воля, эмоции, внимание. Основные понятия Аффект. Внимание. Воля. Рассеянность. Объекты Волевые действия человека.
Виды эмоций: эмоциональные реакции, состояния, чувства. Непроизвольное и произвольное внимание.
Обсуждение вопр. 2, 5 на с. 292 после § 57 Задание со свободным ответом Обсуждение вопр. 8,9 на с. 293 после § 57 Анализ текста учебника § 57 Индивидуальный опрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Свойства
Свойства внимания: устойчивое и колеблющееся. Процесс Выработка умения переключать внимание. Факты Функции волевого действия. Отклонения в развитии воли: внушаемость и негативизм. Физиологические основы внимания Выполнение задания № 1 на с. 293 после § 57 Выполнение задания № 2 на с. 293 после § 57 Индивидуальный
опрос Участие в беседе Тестирование Железы внутренней секреции (2 часа)
1
(62) Роль эндокринной регуляции. Основные понятия
Гормон. Объект
Органы эндокринной системы.
Процесс Гуморальная регуляция работы органов.
Факт Единство нервной и гуморальной регуляций Обсуждение вопр. 1 нас. 301 после § 58 Задание со свободным ответом Участие в беседе по таблице Поиск информации об источниках шума различной интенсивности 1 2 3 4 5 6 7 8 9
2
(63) Функции желез внутренней секреции. Объект
Железы внутренней и смешанной секреции. Процесс Действие гормонов на внутренние органы. Факты Нарушения функций щитовидной железы, поджелудочной железы: избыточная функция, недостаточная функция Обсуждение вопр. 9 на с. 306 после § 59 Задание со свободным ответом Обсуждение вопр. 11 на с. 306 после § 59 Обсуждение вопр. 2-3 нас. 305. после §59 тестирование III. ИНДИВИДУАЛЬНЮЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМА (4 часов)
1
(64) Жизненные циклы. Размножение. Основные понятия Оплодотворение. Объект Органы размножения человека. Процесс Бесполое л половое размножение. Менструальный цикл. Поллюции. Стадии оплодотворения. Факт Половинный набор хромосом. Этапы жизненного цикла особи Обсуждение вопр. 3 на с. 312 после § 60 Текущий
контроль тестирование
2
(65) Развитие зародыша и плода Основные понятия Онтогенез. Филогенез. Плацента. Процесс Развитие плода. Факты Беременность. Режим беременной. Обсуждение вопр. 3 на с. 317 после § 61 Задание со свободным ответом Обсуждение задания на с. 317 после § 61 Обсуждение вопр. 3 на с. 312 после § 60 Индивидуальный
опрос 1 2 3 4 5 6 7 8 9
Закономерность
Закон индивидуального развития Анализ текста учебника
Поиск информации о строении зародыша человека 3
(66) Наследственные и врожденные заболевания. Основные понятия Наследственные заболевания. Врожденные заболевания. Факты Проявления Обсуждение вопр. 5 на с. 320 после § 62 Задание со свободным ответом алкогольного синдрома плода. Меры профилактики заболе- Обсуждение вопр. 3 на с. 319 после § 62 ваний, передаваемых половым путем Обсуждение вопр. 4 на с. 319 после § 62 Обсуждение вопр. 1 на с. 319 после §-62. тестирование 4
(67) Развитие ребенка после рождения. Интересы и склонности.
Основные понятия Индивид. Личность. Интраверт. Экстраверт. Процесс Развитие человека. Стадии: новорожденный, грудной ребенок, половое созревание. Факты Типы темперамента: меланхолик, холерик, сангвиник, флегматик. Тип психической деятельности: художественный, мыслительный, смешанный. Характер. Волевые качества Обсуждение вопр. 3 на с. 324 после § 63 Задание со свободным ответом Обсуждение вопр. 2 на с. 324 после § 63 Анализ текста § 63.
Обсуждение вопр. 5 на с. 327 после § 63 1
(68-70) Урок обобщения повторения по курсу биологии 8 класса. тестирование 7 Перечень учебно-методического обеспечения
1)Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. Биология. Человек. 8 класс: Методическое пособие для учителя. - М.: Вентана-Граф, 2004
2)Пепеляева О. А., Сунцова И.В Поурочные разработки по биологии. Методическое пособие.- «ВАКО» Москва, 2005.
дополнительной литературы для учителя:
1)РохловВ. С. Дидактический материал по биологии. Человек: Пособие для учителя. - М.: «РАУБ» «Тропикал», 1995.;
2)Семенцова В.Н., Сивоглазов В. И. Тетрадь для оценки качества знаний по биологии. 8 класс. «Биология. Человек». - М.: Дрофа, 2006. -144с.
3)Фросин В. И., Сивоглазов В. И. Готовимся к единому государственному экзамену; Биология, Человек. - М.: Дрофа, 2004. - 224с;
для учащихся:
1) Драгомилов А.Г., Маш Р. Д. Биология. Человек. 8 кл,: Рабочая тетрадь. Часть 1, 2,— М.: Вентана-Граф, 2009г.;
Рабочая программа не исключает возможности использования другой литературы в рамках требований Государственного стандарта по биологии.
MULTIMEDIA- поддержка курса «Биология, Человек»
•Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
•Интернет-ресурсы Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТ
http://bio.lseptember.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education -Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий» Специальные обозначения
Знаком * отмечены требования высокого уровня сложности (предъявляются на выбор учащихся)