Технологическая карта урока технологии по теме: «Изделие, деталь изделия. Конструкция изделия. Изготовление «пряника» из пластилина. Игра «Однодетальные и многодетальные предметы»


Технологическая карта урока технологии по теме: «Изделие, деталь изделия. Конструкция изделия. Изготовление «пряника» из пластилина. Игра «Однодетальные и многодетальные предметы»
Педагогические
цели Создать на уроке ситуацию, в ходе которой изготовить картину в технике пластилиновой живописи «Медвежонок»; способствовать развитию образного мышления
Тип урока Урок-мастерская
Планируемые результаты (предметные) Знают о детали как составной части изделия; рассказывают по картинке о порядке изготовления медвежонка; конструируют изделие из пластилина по рисунку; обслуживают себя во время работы: поддерживают порядок на рабочем месте, ухаживают за инструментами и правильно хранят их; соблюдают правила гигиены труда; качественно выполняют работу
Личностные результаты Оценивают свою работу, принимают и осваивают роль ученика
Универсальные учебные действия
(метапредметные) Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, умеют оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; логические – умеют строить рассуждения в форме простых суждений об объекте, исследуя свойства пластилина, в том числе физические свойства (цвет, фактура, форма).
Коммуникативные: умеют договариваться, находить общее решение проблемы; формулируют свое мнение и позицию
Основное содержание темы, понятия и термины Что такое конструкция? Простые и сложные конструкции. Неразъемные (нельзя разобрать на отдельные детали) и разъемные (можно разобрать на отдельные детали) конструкции. Представление об устройстве и назначении изделий (изделие, деталь изделия); изделия простые (неразъемные) и сложные (разъемные). Из каких материалов изготовлены изделия? Соединение деталей в изделии (нитками, клеем, пластилином). Технология изготовления медвежонка из пластилина
Образовательные ресурсы и оборудование Учебник, с. 35–37. Рабочая тетрадь, с. 10, 18. Картон, пластилин
Сценарий урока
Этапы урока Формы, методы, методические приемы Деятельность учителя Деятельность учащихся Форма контроля
осуществляемые действия формируемые умения 1. Мотивирование учебной деятельности. (Организационный момент) Фронтальная. Словесный. Слово учителя Приветствие учащихся.
Звенит звонок, зовет звонок,
Пора нам начинать урок Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на парте Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя Наблюдение учителя
2. Актуализация опорных знаний Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа, рисунки-загадки – О чем мы говорили на прошлом уроке?
– Как устроены разные предметы, изделия?
– Какие изделия называют простыми (неразъемными)? Приведите свои примеры.
– Какие изделия называют сложными (разъемными)? Приведите примеры.
– Как вы думаете, что можно соединить нитками? Скрепками? Гвоздями? Шурупами?
– А проволокой, зубочисткой?
– Зачем нужно соединять детали?
– Может ли материал подсказать, как соединить детали изделия? Приведите примеры.
– Чем можно соединить мебель, книги, одежду, изделия из природного материала?
– Кто из вас нарисовал рисунки-загадки? Рассматривают предметы, изделия, детали предметов на рисунках; называют их, рассказывают, кто их создал (природа или человек); определяют материал, называют детали
и их количество Умеют исследовать предметы, делать обобщения. Рассуждают и обсуждают
с опорой на реальные предметы. Развивают образное мышление и пространственное представление Беседа по вопросам
3. Постановка учебной задачи Фронтальная.
Словесный.
Слово учителя Называет тему урока и предлагает сформулировать учебную задачу Слушают учителя, выполняют задание Принимают учебную задачу, сформулированную под руководством учителя Наблюдение учителя
4. Усвоение новых знаний и способов действий.
Детали как составные части изделия Фронтальная. Словесный,
наглядный. Работа
по учебнику, работа
с рисунком, беседа – Откройте учебники на странице 35. Перечислите изделия, изображенные на рисунке. Кто их сделал?
– Из каких материалов изготовлены нарисованные изделия?
– Как они устроены: из каких деталей состоят?
– Что необходимо сделать, чтобы изготовить изделие?
– Догадайтесь, как соединены детали в каждом изделии?
– Рассмотрите изделия на странице 37 учебника.
– Из каких материалов изготовлено каждое изделие?
– Эти изделия разъемные или неразъемные?
– Как соединены их детали между собой?
– В каком из предложенных изделий детали соединены без применения дополнительных материалов? Докажите свое мнение Рассматривают рисунки в учебнике, выполняют задания.
– Разобраться в его устройстве.
Рассматривают предметы, более сложные по конструкции, чем на предыдущем уроке, отвечают на вопросы Извлекают необходимую информацию
из иллюстраций. Умеют исследовать предметы, делать обобщения. Составляют небольшие
монологические высказывания, «удерживают» логику повествования, приводят убедительные доказательства Беседа по рисунку
Физкультминутка Коллективная. Практический Мишка, лапки подними,
Мишка, лапки опусти,
Покружись, покружись,
А теперь земли коснись.
Две ладошки – два домишка,
Там живут малышки-мишки.
Рассердились – подрались.
А теперь – давай, мирись Выполняют движения по тексту под руководством учителя
Стук кулачками Осуществляют профилактику утомления Правильное выполнение движений
5. Практическая работа.
Пластилин – материал для лепки
и рисунка.
Анализ этапов изготовления изделия – картины «Медвежонок».
Самостоятельная работа Фронтальная, индивидуальная. Словесный, наглядный, практический. Рассказ учителя, беседа, работа с картинками, составление плана, практическая работа – Что такое пластилин, знает каждый. Каждый из нас хотя бы раз в жизни лепил из пластилина зверей, машинки, человечков и многое другое. Но, оказывается, из пластилина можно не только лепить, но и рисовать им.
– Эта техника называется «Рисование пластилином, или пластилиновая живопись». Итак, что же необходимо для создания пластилинового рисунка?
– Сегодня предлагаю вам изготовить изделие-картину «Медвежонок».
– Какое это изделие: простое или сложное? Докажите.
– Рассмотрите предложенные картинки по изготовлению медвежонка на странице 37 учебника и расскажите о порядке выполнения данной работы.
План работы:
1. Взять основу для картины (картон), выбрать цвет пластилина.
2. Отрезать необходимое количество пластилина стекой.
3. Тщательно размять пластилин в руках и «закрасить» картон.
4. Приготовить детали для медвежонка в виде шариков разных размеров: глазки, носик, туловище, ручки, ножки.
5. Собрать все детали так, чтобы получился медвежонок.
6. Оформить край картины.
– Приступайте к работе.
Помогает ученикам, советует, как лучше закрепить ту или иную деталь Слушают рассказ учителя, беседуют
с учителем по вопросам. Рассматривают картину. Знакомятся с планом работы. Изготавливают самостоятельно картину «Медвежонок» Строят рассуждения
в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Принимают и сохраняют учебную задачу; планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане. Используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Анализируют этапы изготовления изделия из пластилина. Умеют применять полученные знания о способах соединения деталей на практике Практическая работа. Изделие-картина «Медвежонок»
6. Рефлексия учебной деятельности (итог) Коллективная, фронтальная.
Словесный, наглядный. Беседа, выставка работ Организует выставку работ и их анализ.
– С какой новой техникой вы познакомились сегодня?
– Вам понравился этот вид работы?
– Какой материал мы использовали?
– Как вы понимаете фразу «опыт – путь к открытию»?
– Какую цель поставим себе на следующий урок? Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свою деятельность на уроке Анализируют свои работы, оценивают их качество, обращают внимание на аккуратность. Высказывают свое мнение Беседа по вопросам