Урок по обучению грамоте в 1 классе на тему: Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л. Звонкие и глухие согласные.


Русский язык и литературное чтение (обучение грамоте), 1 класс.
Тема урока: Согласные звуки [л], [л’], буквы Л, л. Звонкие и глухие согласные.
Цель урока: Формировать представления о звуках [л], [л’] и букве, которая их обозначает, научиться различать звуки [л], [л’], букву «л» в словах в устной и письменной речи, давать характеристику новых звуков; развивать речь, умение логически мыслить, анализировать, делать выводы; воспитывать интерес к чтению.Оборудование: звуковые схемы, таблица с образцом письма буквы л, рисунки «на что похожа буква л», рисунок дерева, сигнальные карточки.
Ход урока.
І. Рефлексия.
-Прозвенел и смолк звонок,Начинается урок.
-Какое сегодня число? Месяц? Время года?
-Какое очень красивое явление в природе мы наблюдаем осенью?
-Если мы хорошо поработаем на уроке, то осень в последние свои дни подарит нам сюрприз в конце урока.
-Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки. А теперь настроимся на работу. Давайте улыбнёмся и пожелаем друг другу удач и успехов на уроке.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
1. Мозговой штурм.
-Из чего состоит наша речь?
-Из чего состоят предложения?
-Из чего состоят слова?
-Как отличить звук от буквы?
-Какие бывают звуки?
-Какие это звонкие, глухие согласные?
-Какие бывают согласные?
-Назовите гласные, которые вы уже знаете.
-Какие согласные вы знаете?
-Прочитайте слоги на доске.
2. Проблемное задание.
-Какие согласные звуки произносятся чаще в стихотворении?
Лисицы лают. Глухомань.
Лежит в листве под липой лань.
Линь в глубине холодных вод
Лениво, но легко плывёт.
Луна. Лучится как латунь,
Лягушкой лакомится лунь.
Летит заблудшая пчела.
Легла на лес ночная мгла.
-Какие звуки звучат чаще?
ІІІ. Сообщение темы и задач урока.
-Сегодня на уроке будем учиться определять звуки [л], [л’] в слогах и словах.
ІV. Работа над новым материалом.
1. Словарная работа. Назвать как можно больше слов, которые начинаются на данные звуки.
2. Артикуляция звука в словах луна, лес.
-Произнесите звук [л], дайте ему характеристику.
-Произнесите звук [л’] в слове лес, дайте ему характеристику.
-Звуки [л], [л’] на письме будем обозначать буквой «эль».
3. Работа с сигнальными карточками. Определение твёрдости и мягкости звука [л]. Если твёрдый звук, показываем синюю карточку, а если мягкий, то зелёную (луна, лиса, полка, ландыш, люк, лебедь, лук, зелень, столик, малыши, стул, лимон, стол).4. Работа в парах.
-Составьте слова из слогов, которые находятся у вас на парте, охарактеризуйте звук, который встречается в данных словах.
-Дети читают слова (клюква, малина, липа, тополь, листок, калина, ландыш, полка, клёны, голубика, волна).-Какие звуки встречаются чаще, твёрдые или мягкие?
-Назовите слова, в которых согласный звук [л] твёрдый.
-Какие звуки смягчают согласные?
-Назовите лишние слова. Почему?
-К какой группе они относятся?
-Как растения изменяются с приходом осени?
-Составьте предложения к схемам.
5. Работа с учебником.
Чтение слов, предложений «цепочкой».
-Рассмотрите иллюстрации на с.29.
-Что изображено? Прочитайте слова. Произнесите в каждом слове первый звук. Дайте характеристику этим звукам. Объясните, что обозначают слова лук, люк.
-Составьте предложения со словом лук. Составьте схемы предложений:
Соревнования по стрельбе из лука. Мама режет зелёный лук в салат.
6. Работа в тетради. Запись схем предложений в тетради.
-Конструирование большой и маленькой букв Л, Л.
Алфавит продолжит наш
Буква л – лесной шалаш.
Письмо печатных букв в тетради.
7. Физминутка.
8. Чтение слогов хором и индивидуально.
ла ал
лоолли ил
лууллыыл-С данными слогами придумайте слова.
1 ряд со слогом ла
2 ряд со слогом лу3 ряд со слогом ли
9. Звуковой анализ слов (у доски и в тетрадях)
Лиана, лось, белка, лама, волк, лимон, олень.
-Назовите односложные слова, двусложные, трёхсложные.
10. Первичное закрепление материала.
Игра «Кто больше запомнит слов»
Осенний лес. Лепечут ласковые листья липы. Лучи легонько ласкают лицо. Лопоухие лопухи латают лужайку. Лиловеют лепестками лютики. Лениво лает лисица.
V. Итог урока.-Ребята, вы успешно справились со всеми заданиями, и наш урок подошёл к концу.
-Расскажите, чему научились на уроке? Что нового узнали? Охарактеризуйте новые звуки.
-Какой это звук звонкий, глухой?
-Как они произносятся?
VІ. Рефлексия. Самооценка.
-Как я и обещала, за хорошую работу осень приготовила для вас сюрприз. Перед вами дерево. Оно вам нравится? Чего не хватает на нём? Давайте его украсим осенними листочками. Но листочки не простые, а с их помощью вы оцените свою работу на уроке. Если вы считаете, что у вас всё получилось на уроке, то прикрепите на дерево красный листочек. Если что-то не получилось, были затруднения – жёлтый. Если было очень сложно – зелёный.