Рабочая программа по географии (Пояснительная записка) ОПД ФГОС. Тема: Как влияет погода на самочувствие людей 5 кл.


Муниципальное казённое образовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа № 4
городского округа – город Нововоронеж»





РАССМОТРЕНО И СОГЛАСОВАНО
НА ЗАСЕДАНИИ ШМО УЧИТЕЛЕЙ
истории и географии
№ протокола «1 » «27» августа 2012 г.


__________ __ _Нелезина Г.И.________
подпись Ф.И.О. руководителя ШМО















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по основам проектной деятельности
по географии
«Как влияет погода на самочувствие людей»

Ступень обучения: 5 классы (А Б В) – ФГОС ООО
Количество часов: 9
Автор программы: учитель географии Ковалева Галина Валентиновна










2012 - 2013 уч. год





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Структура программы:
Метод проектов не является принципиально новым в педагогической практике, но вместе с тем его относят к педагогическим технологиям XXI века. Специфической особенностью занятий проектной деятельностью является их направленность на обучение детей приёмам совместной деятельности в ходе разработки проекта. Следует учитывать не сформированные у пятиклассников навыки совместной деятельности, а также возрастные особенности учеников. В связи с этим занятия составлены с учётом постепенного возрастания степени самостоятельности детей, повышения их творческой активности. 
Назначение программы:
Учебно-познавательный проект – это ограниченное во времени, целенаправленное изменение определённой системы знаний на основе конкретных требований к качеству результатов, четкой организации, самостоятельного поиска решения проблемы учащимися.
Структура программы:
Рабочая программа по проектной деятельности представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительная записка; календарно-тематический план; содержание занятий; перечень учебно-методического обеспечения, перечень литературы.
Данный курс является актуальным и необходимым для изучения, так как позволяет подготовить ученика, способного гибко адаптироваться в меняющихся жизненных условиях, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применять их на практике для решения возникающих проблем. В ходе изучения данного курса учащиеся знакомятся с методикой ведения проектной деятельности, овладевают практическими умениями исследовательской работы 
Погода имеет очень важное значение в человеческой жизни, то радуя нас ясными, солнечными днями, то принося много неприятностей. С развитием цивилизации зависимость человека от погоды не уменьшается, а наоборот увеличивается. Человек, стал не только материально очень зависим от неё, но и более чувствителен физически к её изменениям.
Несмотря на значительные усилия метеорологов по доведению до населения знаний о погодных и климатических условиях, эта информация все еще недостаточна, часто игнорируется и слабо применяется на практике.
Практически каждый человек принимает относящиеся к погоде решения ежедневно, иногда такие незначительные, брать или нет на работу зонтик, иногда огромной важности в вопросах бизнеса или сохранности жизни.
Объект изучения: погодные условия.
Цель: изучение метеозависимости людей, формирование умений вести наблюдения за изменениями погоды, развивать навыки самостоятельной работы, воспитывать ответственность, умение работать в группе.
Задачи:
1.Провести наблюдения за элементами и явлениями погоды.
2.Провести анкетирование с целью выявления влияния изменений погоды на человека.
3.Сделать вывод по результатам исследования.
4. Подготовить продукт с рекомендациями для метеозависимых людей и фотоальбом «Погода за наблюдаемый период».
Методы: Эмпирические: наблюдение, анкетирование, анализ результатов.
Проект рассчитан на полный 2012-2013 учебный год.
В течение 1,2.3 четверти проводятся наблюдения за погодой, а в 4 четверти идет обработка результатов и подготовка продукта, защита проекта и рефлексия.


Формы организации учебного процесса.
Программа предусматривает проведение работы детей в группах, индивидуальную работу, работу с привлечением родителей.
Технологии, методики:
1. уровневая дифференциация;
2. проблемное обучение;
3. моделирующая деятельность;
4. поисковая деятельность;
5. информационно-коммуникационные технологии;
6. здоровьесберегающие технологии;
Учащиеся должны знать:
- этапы работы над проектом;
- формы представления проектов;
Учащиеся должны уметь (называть, показывать):
- работать с различными источниками географической информации;
- свободно пользоваться барометром, термометром и др. приборами;
Формы контроля: защита выполненных проектов.

РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОЕКТА
Личностными результатами обучения проекта является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных, гуманистических и этических принципов и норм поведения.
В процессе работы над проектом учащиеся достигнут следующих результатов личностного развития:
1)формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
3) формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;
4) формирование толерантности, как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку. его мнению, мировоззрению.
5) освоение социальных норм и правил поведения в группах и сообществах, соответственно возрастному статусу обучающихся, формирование основ социально-критического мышления.
6) развитие морального сознания и формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
9) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметными результатами освоения основной образовательной программы основного общего образования являются формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.
Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Составлять план решения проблемы (выполнения проекта).
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического исследовательского проекта познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.
Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.
Преобразовывать информацию из одного вида в другой (самостоятельно добытую информацию в таблицу в текст и пр.).
Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Коммуникативные УУД:
Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Предметными результатами исследовательского проекта являются:
1) овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для измерения элементов погоды.
2) овладение основными навыками нахождения, вычисления, обработки полученной информации
3) вести дневник наблюдения; (составлять график хода температуры, розу ветров и читать его).
4)формирование умения вычислять среднюю месячную, годовую температуры воздуха, годовую амплитуду температуры и выявлять причины изменения температуры воздуха в течение года.
5)умение анализировать погоду, используя данные дневника наблюдения, местные признаки предсказания погоды; представить полученные данные в виде проекта и предоставления в виде презентации.
6) формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
7) формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Функции УУД
обеспечение возможностей учащегося САМОСТОЯТЕЛЬНО осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
создание условий для развития личности и ее САМОРЕАЛИЗАЦИИ на основе готовности к непрерывному образованию;
обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира и компетентностей в любой предметной области
Оборудование и приборы:
Школьная метеорологическая станция
Фотоаппарат
Компьютер
Мультимедийный проектор
Анкеты для социологического опроса

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Этап подготовительный.
В ходе подготовительного этапа проводится беседа.
Проведя беседу в классе по вопросу: оказывает ли погода влияние на нас, выяснилось, что практически у каждого учащегося в пасмурную погоду портится настроение, понижается работоспособность. И у нас возник вопрос: А оказывает ли влияние погода на самочувствие других людей? Изменяется ли их работоспособность? Зависит ли здоровье от состояния погоды? Мы решили провести наблюдение за погодой в течение трех четвертей 2012-2013 учебного года, и выяснить, как в эти дни погода оказывала влияние на родных и друзей. Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы:
-что такое погода?
-какие элементы погоды вы знаете? (температура воздуха, относительная влажность воздуха, атмосферное давление, и др.).
-какие явления погоды вы знаете? (облачность, ветер, атмосферные осадки).
Учащиеся формулируют вывод:
необходимо изучать элементы и явления погоды, чтобы определить степень их влияния на здоровье людей.

Этап выполнения задач
На этапе планирования учащиеся определяют ряд задач, которые необходимо решить в ходе выполнения проектной работы:
-в течение трех четвертей измерять температуру воздуха, облачность и типы облаков, осадки, атмосферное давление, направление ветра, относительную влажность воздуха;
-вычислить среднемесячную температуру воздуха
-составить розу ветров
-провести анкетирование родных и близких с целью выявления их уровня здоровья и настроения;
-сделать вывод о влиянии изменений погоды на самочувствие людей.
Поставленные задачи определяют направление работы для будущих групп. Определяем состав групп: в каждую группу входят учащиеся разного уровня сформированности общеучебных умений, по 5-6 человек. В каждой группе происходит распределение обязанностей: каждый член группы отвечает за подбор сведений по своим показателям.
Первая группа - измеряет температуру воздуха.
Вторая группа - направление ветра.
Третья группа - облачность и облака.
Четвертая группа - атмосферное давление и осадки.
Пятая группа - фотографирует и распечатывает фотографии (изменения природы в течении года)
Итогом обсуждения становится лист оценки работы группы, который заполняется по итогам проектной деятельности. В качестве критериев могут быть: полнота исследования, раскрытия темы; качество оформления; самостоятельность, степень активности и сотрудничества.

Реализация проекта
Обсуждение промежуточных результатов и обсуждение результатов в классе
Учитель может предложить литературные источники, план исследования, некоторые виды работ. Например:
1.Изучив учебную и хрестоматийную литературу, подготовьте сообщение о изменении погоды в данное время года.
2.Сфотографировать одно и то же место несколько раз в течении года с целью выявления визуальных изменений погоды.
3.Собрать информацию о погоде в изучаемый период времени.
4. Провести анкетирование населения и сделать вывод: как погода влияет на самочувствие людей.

Заключительный этап
Оформление результатов работы
Учащиеся сами выбирают способы представления: плакаты, фотографии, газеты, компьютерные презентации. Группы оформляют материалы своих исследований в одну работу. От каждой группы поочередно выступает один из участников, он представляет результаты исследования группы.

Защита проекта
Выступление по защите проекта проходит на школьной научно-практической конференции.
Во время выступлений демонстрируется иллюстративный материал, подготовленный и выполненный группами. Защита в презентации.

Рефлексия.
По итогам выступлений составляется общая программа исследований, заполня. На этом этапе учитель предлагает группам дать самооценку качества проекта, его соответствия цели и задачам. Проводится обсуждение результатов проекта по плану:
1.Сопоставление первоначальных целей и результатов.
2.Подведение итогов.

ЛИТЕРАТУРА
1.Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
2.В.Крылова “Проектная деятельность учащихся по географии” “География” Приложение к 1 сентября №22, 2007 г.
3.Павлова Н.О. “Научно-исследовательская деятельность учащихся общеобразовательной школы” Фестиваль "Открытый урок"2006/2007