Доклад на тему Культурные ценности семьи и их значения для ребенка (5-6 класс)


«Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро»(В. А. Сухомлинский)
Представления ребенка о добре и зле, хорошем и плохом складываются именно в семейной атмосфере, то есть складываются нравственные основы личности. Кроме того, в семье закладываются основы духовной культуры человека.
Семья и семейные ценности являются необходимым и значимым для человека, являются важными элементами культуры.
Культура семьи, накладывающая свой отпечаток на все сферы ее деятельности – одна из важнейших предпосылок полноценного воспитания детей.
Учитывая широкий диапазон понятия «культура», можно предположить, что качество семейного воспитания будет во многом обусловлено культурными ценностями, которых придерживаются члены семьи, и умениями использовать различные виды, жанры искусства во благо развития ребенка. Семьи исповедуют разные культурные ценности и, соответственно, получают различные результаты воспитания.
Тип поведения ребенка формируется на основе ценностных представлений семьи о том, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Ценностные ориентации в разных семьях существенно отличаются.
Словом и делом родители одобряют, поощряют, стимулируют то поведение ребенка, которое соответствует их представлению о «хорошем» человеке. А если ребёнок поступает в разрез с этими представлениями, то его наказывают, стыдят, порицают. Так изо дня в день в сознание ребенка внедряют систему норм, правил, формируют представления, какие из них допустимы, а каких следует избегать. Пропуская через призму личного опыта, ребёнок «создает» свои правила поведения, взаимоотношений, деятельности и следует им в силу привычки, а потом – внутренней потребности.
Ценности семьи, которые определяют смысл традиционного поведения, лежат в основе традиций семейного воспитания. Семья, как и другие социальные институты, существует, воспроизводя традиции, исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколения обычаи, порядки, правила поведения.
В одной семье, например, традиция празднования дня рождения ребенка реализуется в детском празднике с поздравлениями, пожеланиями, подарками, веселыми играми, пением, танцами, радостное воспоминание о котором сохранится на долгие годы не только для виновника торжества, но и для всех присутствующих. А в других – это повод встречи для взрослых, повод для застолья, во время которого ребенок остается забытым. После такого праздника «теплые» воспоминания отсутсвуют.
В книге «Мир детства: Подросток» ее авторы, рассматривающие данную проблему, предлагают выделить в качестве главных признаков, характеризующих семью, следующие:
-гармоничность отношений в семье;
-особенности воспитательных усилий родителей.
Таким образом, родители должны всегда помнить, что моральный облик ребенка — его взгляды, его отношение к людям — в огромной степени зависят от того, какими подросток видит своих родителей дома, в семье. Ребенок — зеркало, в котором его родители могут увидеть себя.
Неизменным остаётся назначение в обществе семейных традиций и ценностей: они призваны служить упрочению семейно-родственных связей и отношений, которые функционируют в качестве механизмов передачи таких личностно и социально ценных качеств человека, как любовь, сострадание, взаимопонимание, готовность прийти на помощь близкому человеку.