Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий «Чудеса своими руками». 4 класс.


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа «Чудеса своими руками» разработана для занятий с учащимися 1-4 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС начального общего образования второго поколения на основе программы Просняковой Т.Н. «Художественное творчество».
В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду. Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно-деятельностного подхода в начальном обучении, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Работа с комплектом учебных пособий представит детям широкую картину мира прикладного творчества, поможет освоить разнообразные технологии в соответствии с индивидуальными предпочтениями. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Системно-деятельностный и личностный подходы в начальном обучении предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Чудеса своими руками» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Раскрытие личностного потенциала младшего школьника реализуется путём индивидуализации учебных заданий. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами.
Важное направление в содержании программы «Чудеса своими руками» уделяется духовно-нравственному воспитанию младшего школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни.Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка циркулем, линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), окружающий мир (создание образов животного и растительного мира).  В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения). Включены задания, направленные на активный поиск новой информации – в книгах, словарях, справочниках.
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка. Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект, инсценировки, презентации своих работ, коллективные игры и праздники.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей. У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность. Произведения, возникающие в этот момент в руках детей, невозможно сравнить с результатом рутинной работы. Для того чтобы вызвать у ребят устойчивое желание работать над данной поделкой, учебные пособия дополнены разного рода информационным содержанием для того чтобы расширять представления об изображаемых объектах, анализировать целевое назначение поделки. На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение поделки, пытается понять, как она выполнена, из каких материалов. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях в виде схем и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы, учиться применять их на других материалах. Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной в пособии. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания. Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел. Следует организовывать работу по поиску альтернативных возможностей, подбирать другие материалы вместо заданных, анализируя при этом существенные и несущественные признаки для данной работы.
Место курса в учебном плане
Содержание программы представлено на 34 учебных часа в 4 классе. Программа имеет блочный принцип и состоит из отдельных разделов. 
Результаты изучения курса
Программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.
У четвероклассника продолжится формирование личностных результатов обучения. Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков.
У четвероклассника продолжится формирование метапредметных результатов обучения. Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Чудеса своими руками» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
познавательные
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий; использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
- формирование информационной грамотности современного школьника;
регулятивные
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
коммуникативные
- развитие коммуникативной компетентности
У четвероклассника продолжится формирование предметных результатов обучения:
- привития младшим школьникам технологических знаний, трудовых умений и навыков.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№темы К-во часов Тема Материалы
Раздел 1. Работа с бумагой. 16 часов. По книгам серии «Любимый образ»
1 1 Аппликация с раздвижкой Журнальная бумага
2 2 Оригами из окрашенной бумаги Белая бумага, краски
3 2 Симметричное силуэтное вырезание Цветная бумага
4 2 Транспарантное вырезание Цветная бумага
5 1 Коллаж из различных материалов Разные виды бумаги, картон, тесьма.
6 2 Объёмное моделирование из бумаги Цветная бумага
7 2 Веерное гофрирование Цветная бумага, картон
8 2 Трубочки из гофрированной бумаги Гофрированная бумага
9 2 Конструирование игрушки с подвижными деталями Бумага, картон
Раздел 2. Текстильные материалы. 9 часов. По книгам серии «Любимый образ»
1 4 Вязание крючком Пряжа
2 4 Шитье мягкой игрушки Ткань, синтепон3 1 Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров http://stranamasterov.ru
Раздел 3. Пластические материалы. 9 часов. По книгам серии «Любимый образ»
1 3 Разрезание многослойной пластилиновой заготовки сложной формы Пластилин, картон, проволока
2 3 Лепка из пластилина на проволочном каркасе Пластилин, проволока
3 2 Резьба по пластилину Пластилин, картон
4 1 Дополнительные материалы по выбору с сайта Страна Мастеров http://stranamasterov.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Технические средства обученияКлассная доска.
Магнитная доска.
Персональный компьютер с принтером.
Ксерокс.
- Мультимедийный проектор.
Экспозиционный экран размером 150 X 150 см.
Экранно-звуковые пособияВидеофильмы, соответствующие содержанию обучения (по возможности).
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Учебные пособия автора Т.Н. Просняковой: Книги серии «Любимый образ»: «Бабочки», «Собачки», «Кошки», «Цветы», «Деревья»;Книга «Забавные фигурки. Модульное оригами».
Календарно-тематическое планирование внеурочных занятий «Чудеса своими руками» 4 класс
№ Дата Тема занятия Планируемые результаты
План Факт Предметные
УУД (метапредметные) Личностные
Раздел 1. Работа с бумагой (16 часов)
1 Аппликация с раздвижкой.
Стилизованный цветок.
Получат возможность
узнать о таких видах
конструирования, как
оригами, аппликации с раздвижкой, истории их развития;
расширить свой кругозор;
для чего мы учимся
складывать бумагу;
для чего нужно оригами. Регулятивные принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя; планировать свои действия с инструкцией учителя и замыслом художественной работы;
Познавательные расширять свои представления об искусстве;
Коммуникативные обучающийся научится:
формулировать собственное мнение;
воспринимать и учитывать настроения других людей, их эмоции от восприятия
произведений искусства. У учащихся будут сформированы
интерес к художественно-творческой деятельности; понимание чувств других людей; осознание роли прекрасного в
жизни человека.
2-3 Оригами из окрашенной бумаги.
Курочка и петушок.
Сказочные птицы.
Научатся подбирать
бумагу нужного цвета.
Получат возможность
узнать основные приемы работы, способ складывания базового треугольника;
необходимые правила
техники безопасности в
процессе всех этапов работы; название, назначение, правила пользования ручными инструментами для обработки бумаги, картона и других
материалов Регулятивные целеполагание; прогнозирование;
Познавательные формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные построение речевых
высказываний; контроль, оценка, коррекция действий партнёра. Мотивация учения.
4-5 Симметричное силуэтное вырезание.
Бабочки.
Клоун. Научатся выполнять
разметку листа бумаги.
Получат возможность
узнать название, приемы
складывания модулей
необходимые правила
техники безопасности в
процессе всех этапов
работы уметь красиво,
выразительно эстетически грамотно оформить работу. Регулятивные целеполагание; контроль и коррекция; волевая саморегуляция Познавательные формулирование познавательной цели поиск и выделение информации; моделирование;
знаково-символические;
Коммуникативные построение речевых
высказываний контроль, оценка, коррекция
действий партнёра.
Мотивация учения, нравственно-этическое оценивание.
6-7 Транспарантное вырезание.
Знакомство с базовой формой «Катамаран».
Модульное оригами.
Закладки. Орнамент из модулей.
Научатся подбирать
бумагу нужного вида,
выполнять разметку листа
бумаги; пользоваться чертежными
инструментами, ножницами, уметь красиво,
выразительно, эстетически
грамотно оформить работу.
Получат возможность
узнать необходимые правила
техники безопасности в
процессе всех этапов
работы. Регулятивные целеполагание; планирование; 20
прогнозирование
Познавательные формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера; анализ и синтез;
Коммуникативные построение речевых
высказываний, вопросов; контроль, оценка, коррекция действий партнёра.
Мотивация
учения.
8 Коллаж из различных материалов. Композиция
«На лесной полянке». Научатся подбирать
бумагу нужного вида и цвета;
выполнять разметку листа
бумаги,
Получат возможность
узнать необходимые
правила техники
выполнения в процессе
всех этапов работы. Регулятивные целеполагание; планирование; 20
прогнозирование
Познавательные формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера; анализ и синтез;
Коммуникативные построение речевых
высказываний, вопросов; контроль, оценка, коррекция действий партнёра. Нравственно- этическое оценивание
9-10 Объёмное моделирование из бумаги.
Гвоздика. Роза.
Цветок в уголок.
Китайская ваза. Научатся подбирать
бумагу нужного вида;
пользоваться чертежными
инструментами, ножницами
Получат возможность
узнать основные приемы
работы, название,
назначение, правила
пользования ручными
инструментами для
обработки бумаги, картона, и других материалов Регулятивные целеполагание; планирование; 20
прогнозирование
Познавательные формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера; анализ и синтез;
Коммуникативные построение речевых
высказываний, вопросов; контроль, оценка, коррекция действий партнёра. Нравственно-этическое оценивание
11-12 Веерное гофрирование.
Игольчатая астра.
Объемный нарцисс. Высокая ваза для цветов. Научатся подбирать бумагу нужного цвета выполнять разметку листа бумаги пользоваться
схемой, технологической и пооперационной картой
Получат возможность
узнать основные приемы
работы, способ
складывания базового
треугольника Регулятивные целеполагание; прогнозирование; контроль и коррекция;
Познавательные формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные постановка вопросов;
оценка действий партнера.
Нравственно- этическое оценивание
13-14 Трубочки из гофрированной бумаги. Звезда из 8 модулей.
Двухцветная звезда из 8 модулей. Объемная ёлка. Научатся подбирать бумагу нужного вида и цвета; выполнять разметку листа бумаги.
Получат возможность узнать способ складывания
новой базовой формы. Регулятивные целеполагание; прогнозирование; контроль и коррекция;
Познавательные формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные постановка вопросов;
оценка действий партнера. Нравственно- этическое оценивание
15-16 Конструирование игрушки с подвижными деталями. Собака. Научатся пользоваться схемой, технологической и пооперационной картой; анализировать образец, свою работу.
Получат возможность узнать способ складывания моделей с подвижными деталями.
Регулятивные целеполагание; прогнозирование; контроль и коррекция;
Познавательные формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений;
Коммуникативные постановка вопросов;
оценка действий партнера. Нравственно- этическое оценивание
Раздел 11. Текстильные материалы ( 9 часов).
17-20 Вязание крючком. Цветок. Научатся подбирать нитки нужного качества, вязать простейшие образцы.
Получат возможность узнать способ вязания крючком, способы обработки изделий.
Регулятивные целеполагание; оценка;
Познавательные формулирование познавательной цели; построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Самоопределение; нравственно- этическое оценивание
21-24 Шитье мягкой игрушки.
Зайчик.
Кукла. Научатся шить мягкую игрушку, подбирать нитки и материал нужного вида. Регулятивные целеполагание; прогнозирование;
Познавательные формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные построение речевых
высказываний; контроль, оценка, коррекция действий партнёра. Самоопределение; нравственно- этическое оценивание
25. Дополнительные материалы по выбору с сайта. Научатся находить интересную информацию по заданной теме в интернете, получат возможность посмотреть на сайте Екатерины и Юрия Шумаковых «Путешествие по стране оригами» компьютерные презентации. Регулятивные целеполагание; прогнозирование; волевая саморегуляция;
Познавательные формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные постановка вопросов, планирование.
Самоопределение; нравственно- этическое оценивание.
Раздел 111. Пластические материалы ( 9 часов).
26-28 Разрезание многослойной пластилиновой заготовки сложной формы.
Шкатулка. Научатся новому виду лепки.
Получат возможность
узнать о таком виде лепки, как многослойная.
Регулятивные целеполагание; прогнозирование;
Познавательные формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные построение речевых
высказываний; контроль, оценка, коррекция действий партнёра. 29-31 Лепка из пластилина на проволочном каркасе.
Рыбка. Птица. Животное.
Научатся новому виду лепки.
Получат возможность
узнать о таком виде лепки, как лепка на каркасе.
Регулятивные целеполагание; прогнозирование;
Познавательные формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные построение речевых
высказываний; контроль, оценка, коррекция действий партнёра. 32-34 Резьба по пластилину.
Изготовление композиции «В деревне». Научатся новому виду лепки, уметь красиво,
выразительно, эстетически
грамотно оформить работу.
Получат возможность
узнать о таком виде лепки, как резьба по пластилину.
Регулятивные целеполагание; прогнозирование;
Познавательные формулирование познавательной цели, поиск и выделение информации; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера;
Коммуникативные построение речевых
высказываний; контроль, оценка, коррекция действий партнёра. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Личностные универсальные учебные действия.У учащегося будут сформированы:- интерес к художественно-творческой деятельности;
- понимание чувств других людей;
- первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
- выражение в собственном творчестве своих чувств и настроений.
Регулятивные универсальные учебные действия.
Обучающийся научится:- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия с инструкцией учителя и замыслом художественной работы;
Познавательные универсальные учебные действия.Обучающийся научится:- расширять свои представления об искусстве;
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- читать простое схематическое изображение;
- различать условные обозначения;
- соотносить схематическое изображение с содержанием заданий.
Коммуникативные универсальные учебные действия.  Обучающийся научится:- формулировать собственное мнение;
- выполнять работу со сверстниками;
- воспринимать и учитывать настроения других людей, их эмоции от восприятия произведений искусства;
договариваться, приходить к общему решению;
проявлять инициативу, участвуя в создании коллективных художественных работ.