Разработка программы элективного курса «Химия в задачах»

Разработка программы элективного курса «Химия в задачах»
Автор: Учитель химии высшей категории МБОУ СОШ №9 г.Конаково Тверской области Разумова Галина Владимировна
Класс: 11 класс.

Пояснительная записка
Предлагаемый элективный курс развивает содержание базисного курса химии, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне. Курс рассчитан на учащихся 11 классов, которые выбрали химико-биологическое направление в обучении и проявляют определенный интерес к химии. В школьной программе химии на решение задач отведено мало времени и данный курс компенсирует этот недостаток. Данный курс поможет учащимся развить химическую логику, научиться решать задачи разного уровня сложности, позволит школьникам удовлетворить свои познавательные потребности, развить способности к самостоятельной работе и подготовиться к сдаче ЕГЭ по химии.

Цель: создать условия для расширения и углубления знаний по курсу химии 11 класса, формирование умений и навыков у учащихся по решению задачи разного типа и уровня сложности, способствовать развитию познавательной активности и самостоятельности учащихся.

Задачи:
Образовательные:
углубить и расширить знания учащихся по химии,
познакомить учащихся с приемами решения задач различных типов и уровней сложности и творчески применять их в новой ситуации;
Развивающие:
сформировать умение сравнивать, выявлять существенное, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать знания;
развить познавательный интерес учащихся к химии;
развить самостоятельную поисковую деятельность школьников;
совершенствовать умения работать с литературой и средствами мультимедиа;
Воспитательные:
способствовать развитию трудолюбия;
развить учебно-коммуникативные умения;
подготовить учащихся к сдаче экзамена.

Элективный курс предполагает расширение и углубление знаний по теме: «Газовые законы» и представлен в виде практикума, который позволит восполнить пробелы в знаниях учащихся по вопросам решения расчетных задач разных типов и позволит начать целенаправленную подготовку к сдаче итогового экзамена по химии.
Каждый раздел включает краткий теоретический материал и систему заданий, способствующих формированию и развитию таких умений и навыков как: работа с дополнительной литературой, умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать, делать выводы, осуществлять самоконтроль. Система заданий разнообразна по форме, содержанию и степени сложности и требует от учащихся активной познавательной деятельности.
Для успешной работы необходимо, чтобы учащиеся владели базовыми знаниями в рамках школьной программы по химии, вычислительными навыками, алгоритмами решения типовых задач.
Продолжительность курса 51 час и предполагает изучение его в течение учебного года (2 часа в неделю в первом полугодии и 1 час в неделю во втором полугодии).
Ожидаемый результат:
учащиеся должны знать:
основные формулы и законы, по которым проводятся расчеты;
стандартные алгоритмы решения задач.
способы решения различных типов задач;

учащиеся должны уметь:
представлять сущность описанных в задаче процессов;
грамотно анализировать текст задачи, предлагать различные варианты ее решения;
решать расчетные задачи различных типов и различных уровней сложности;
работать самостоятельно и в группе;
пользоваться справочной литературой по химии для выбора количественных величин, необходимых для решения задач.

Содержание программы
Введение (1 час)
Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Основные законы и понятия химии. Общие требования к решению химических задач. Использование знаний физики и математики при решении задач по химии.

Тема 1. Задачи на газовые законы (8 час)
Нормальные условия и условия отличные от нормальных. Международная система единиц (СИ). Газовые законы: закон Авогадро и его следствия; объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака. Уравнение Менделеева-Клайперона. Плотность газа, относительная плотность газа. Массовая, объёмная и мольная доли газов. Средняя молярная масса смеси газов.

Тема 2. Задачи на растворы (12 часов)
Массовая и объемная доли вещества в растворе, молярная концентрация. Вычисление массы растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией. Правило смешения и его использование. Расчеты по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду.
Растворимость. Вычисление растворимости вещества. Вычисление рН растворов.

Тема 3. Вывод химических формул (7 часов)
Простейшая или эмпирическая формула. Истинная или молекулярная формула. Уравнения реакций в общем виде. Задачи на нахождение формул, если известны массовые доли элементов, массы (объемы) продуктов сгорания. Вычисления с использованием общих формул гомологического ряда органических веществ.

Тема 4. Расчеты по уравнениям химических реакций (16 часов)
Химическое уравнение, термохимическое уравнение, тепловой эффект химической реакции, закон Гесса.
Стехиометрические расчеты. Расчеты по уравнениям реакций, если одно из веществ взято в избытке, определение состава соли (кислая, основная или средняя). Расчёты по уравнениям реакций двух-трех компонентной смеси. Массовая и объемная доли выхода продукта реакции. Скорость химической реакции. Задачи на электролиз.

Тема 5. Решение задач по материалам ЕГЭ (7 часов)
Решение задач по материалам ЕГЭ. Решение олимпиадных задач.

Тематическое планирование

Название темы
Всего часов





Введение

1

Тема 1
Задачи на газовые законы
8

Тема 2
Задачи на растворы
12

Тема 3
Вывод химических формул
7

Тема 4
Расчеты по уравнениям химических реакций
16

Тема 5
Решение олимпиадных задач и задач по материалам ЕГЭ
7


Поурочное планирование

Наименование темы
Всего часов


1
Введение
Знакомство с целями и задачами курса, его структурой. Основные законы и понятия химии. Общие требования к решению химических задач. Использование знаний физики и математики при решении задач по химии.


1


Тема 1. Задачи на газовые законы
8


2
Нормальные условия и условия отличные от нормальных. Международная система единиц (СИ). Закон Авогадро. Решение задач с использованием закона Авогадро.
1


3
Следствия закона Авогадро ; объединенный газовый закон Бойля-Мариотта и Гей-Люссака. Уравнение Менделеева-Клайперона.
1

4
Решение задач с использованием газовых законов. Вычисление количеств газов, содержащихся в газовой смеси в зависимости от температуры и давления.
1

5
Плотность газа, относительная плотность газа. Массовая, объёмная и мольная доли газов. Средняя молярная масса смеси газов.
1

6
Задачи на нахождение молярной массы смеси газов.
Задачи на нахождение состава смеси газов по молярной массе.
1

7
Задачи на определение массовой, объёмной доли (%), мольной доли (%) компонентов газовой смеси.
1

8
Компьютерный тренинг и контроль.
1

9
Итоговое занятие по теме: «Расчеты по химическим формулам»
1


Тема 2. Задачи на растворы
12

10
Массовая и объемная доли вещества в растворе, молярная концентрация.
1

11
Вычисление массы растворенного вещества и растворителя для приготовления определенной массы (или объёма) раствора с заданной концентрацией.
1

12
Решение задач на молярную концентрацию.
1

13
Правило смешения и его использование. Задачи на разбавление и смешивание растворов.
1

14
Расчеты по формулам веществ, содержащих кристаллизационную воду.

1

15
Задачи, на растворение веществ, реагирующих с водой.
1

16-17
Растворимость. Вычисление растворимости вещества. Задачи на насыщенные растворы.
2

18
Вычисление рН растворов.
1

19
Комбинированные задачи.
1

20
Компьютерный тренинг и контроль.
1

21
Итоговое занятие по теме: «Задачи на растворы»
1


Тема 3. Вывод химических формул
7

22
Простейшая или эмпирическая формула. Истинная или молекулярная формула. Уравнения реакций в общем виде.

1

23
Задачи на нахождение формул, если известны массовые доли элементов.
1

24-25
Задачи на определение формул, если известны массы или объемы продуктов сгорания.
2

26
Задачи на определение молекулярных формул органических веществ известного гомологического ряда на основе реакций с их участием.
1

27
Компьютерный тренинг и контроль.
1

28
Итоговое занятие по теме: «Вывод химических формул»
1


Тема 4. Расчеты по уравнениям химических реакций
16

29
Химическое уравнение. Стехиометрические расчеты. Закон объемного соотношения газов, участвующих в реакции. Расчёты по уравнениям реакций с участием газов.

1

30
Задачи на нахождение состава газовой смеси после реакции.
1

31
Задачи на изменение объёма газовой смеси после реакции.
1

32
Термохимическое уравнение, тепловой эффект химической реакции, закон Гесса. Расчёты по термохимическим уравнениям.
1

33
Расчеты по уравнениям реакций, если одно из реагирующих веществ взято в избытке.
1

34-35
Решение задач, на определение состава образующихся солей (кислых, средних и основных)
2

36
Задачи на металлические пластинки.
1

37-38
Расчёты по уравнениям реакций двух-трех компонентной смеси.
2

39
Массовая и объемная доли выхода продукта реакции. Вычисление выхода продукта (в %) реакции от теоретически возможного (и обратная задача)
1

40
Вычисление массы (объема) продукта реакции по известной массе (объему) исходного вещества, содержащего определенную долю примесей
1

41
Расчёты по теме: «Скорость химической реакции. Химическое равновесие».
1

42
Решение задач на электролиз расплавов и растворов солей.
1

43
Компьютерный тренинг и контроль.
1

44
Итоговое занятие по теме: «Расчеты по уравнениям химических реакций»
1


Тема 5. Решение задач по материалам ЕГЭ
7

45-48
Решение задач по материалам ЕГЭ
4

49-50
Решение олимпиадных задач
2

51
Итоговая контрольная работа по материалам ЕГЭ
1


Методические рекомендации
Элективный курс предназначен для учащихся 11 класса. К этому времени учащимися пройдена программа неорганической и органической химии, учащиеся ознакомлены с типовыми задачами и их решением. Это дает возможность на занятиях элективного курса обратить внимание на наиболее сложные и мало встречающиеся в основной программе направления решения задач. Данный курс может быть использован для обучения учащихся 10 класса при корректировке поурочного планирования.
При использовании программы данного курса рекомендуется применять дифференцированный подход и разноуровневые задания.
Очень важно, чтобы учащиеся научились не только решать задачи по образцу, но и искать возможные пути решения в группах и самостоятельно. Для интенсификации учебной деятельности и повышения мотивации учащихся следует применять современные образовательные технологии (Технология развития критического мышления, информационно-коммуникационные технологии).
Для лучшего усвоения программы рекомендуется использовать разнообразные формы проведения занятий (лекция, семинар, конференция, практическая работа) и организации работы учащихся (индивидуальная, фронтальная, групповая, парная), методы обучения (репродуктивный, реконструктивный, частично-поисковый, творческий). Формы промежуточного контроля: тестовые задания, расчетные задачи, а также наблюдение активности учащихся на занятии, анализ творческих работ и беседы с учащимися. Промежуточный контроль позволит провести своевременную коррекцию работы учащихся и учителя (итоговое занятие по решению наиболее сложных для учащихся задач или углубление темы). Итоговую аттестацию по результатам изучения курса целесообразно проводить в виде итоговой контрольной работе по материалам ЕГЭ.
Литература для учителя:
Л. Г. Гузей, В. В. Сорокин. Основные законы химии: Стехиометрия. М.: Изд-во МГУ, 1992.
Л. Г. Гузей, В. В. Сорокин. Растворы. М.: Изд-во МГУ, 1992.
Л. С. Гузей, В. В. Сорокин. Энергетика и кинетика химических реакций. М.: Изд-во УМГУ, 1992.
Николаенко В.К. Сборник задач по химии повышенной трудности. - М.: РОСТ, МИРОС, 1996
Протасов П.Н., Цитович И.К. Методика решения расчетных задач по химии. – М.: Просвещение, 1978.
Сборник конкурсных задач по химии с решениями / Под ред. М. А. Володиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983.
Свитанько И.В. Нестандартные задачи по химии. - М.: МИРОС, 1995.
Штремплер Г.И., Хохлов А.И. Методика расчетных задач по химии 8-11 классов. – М.: Просвещение, 2001.

Литература для учащихся:
Врублевский А.И., Барковский Е.В. Задачи по органической химии с примерами решений для школьников и абитуриентов.- Мн.: ООО «Юнипресс», 2003.
Врублевский А.И.,Химия, 6000 новых текстов для старшеклассников и абитуриентов. – Минск: Юнипресс, 2007.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. «Начала химии»Современный курс для поступающих в ВУЗы. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1997.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 2000 задач и упражнений по химии. Для школьников и абитуриентов. – М.: 1 Федеративная Книготорговая Компания, 1998.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. 1000 вопросов и ответов. Химия: Учебное пособие для поступающих в вузы. – М.: Книжный дом «Университет», 1999.
Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. задачи, вопросы и упражнения по химии, 8-11 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.- М: Просвещение, 2002.
Сорокин В.В., Загорский В.В., Свитанько И.В. Задачи химических олимпиад/ Под ред.Е.М.Соколовской. – М.: Изд-во МГУ, 1989.
Хомченко Г.П., Хомченко И.Г. Задачи по химии для поступающих в вузы. – М.: «Высшая школа», 1994
15