Урок математики 3 класс Деление двузначного числа на двузначное


 Тема урока: «Деление двузначного числа на двузначное способом подбора» Цель: формирование умения делить двузначное число на двузначное способом подбора Задачи урока: 1. Образовательная: • учить делить двузначное число на двузначное методом подбора; 2. Развивающая: • развивать вычислительные навыки, познавательный интерес, умение рассуждать и анализировать, логически мыслить, обогащать математическую речь; • творческие способности посредством заданий на приемы умственных действий; 3. Воспитательная: • воспитывать эстетический вкус, аккуратность при работе в тетради, толерантность. Ход урока I Настраивание на урок. Девиз урока. Давайте, ребята, учиться считать, Делить, умножать, прибавлять, вычитать, Запомните все, что без точного счёта, Не сдвинется с места любая работа. Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь глазками, пожелайте друг другу удачи, хорошего настроения на весь учебный день. (Минутка создания настроения). Сегодняшний урок я начну словами французского философа Ж.Ж. Руссо (1712—1778) "Вы талантливые дети!" Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…” Я желаю вам уже сегодня на уроке убедиться в словах Ж.Ж. Руссо. Удачи! В добрый путь за знаниями! - Ребята, посмотрите, кто у нас сегодня в гостях? (Знайка) – Знайка снова у нас на уроке. Знайка с нетерпением встречи с вами ждёт. II Устный счёт. Но любая в математике работа, Не обходится без устного счёта. 1. Зашифрованное слово. - Угадайте зашифрованное слово. На доске: 13 х 3 = 84 : 2 = 8 х 6 = 4 х 20 = 6 * 8= 80 39 4 42 48 Х С У П Е Расположите ответы в порядке возрастания. Какое слово у вас получилось? (успех) Я и Знайка желаем вам успеха на уроке! 2. Задачи в стихах. В поле бабочки летали, Лепестки цветов считали. На одном цветке их пять. Сможете вы сосчитать, Сколько будет лепестков, Если шесть всего цветков? (5 х 6 = 30) Принесла коза для деток Со двора шестнадцать веток, Положила на пол Х. Как делить на четверых? (16 : 4 = 4) Три весёлые мартышки Покупать ходили книжки. И купили книг по пять, Чтобы было что читать. Только глупые мартышки Сосчитать не могут книжки. Ты мартышкам помоги, Сколько книг у них, скажи. (5 х 3 = 15) К трём зайчатам в час обеда Прискакали три соседа. В огороде зайцы сели И по семь морковок съели. Кто считать, ребята, ловок, Сколько съедено морковок? (7 х (3 + 3) = 42) 3.Работа в группе. Кроссворд. Как называется выражение 30 – 8? На какое число надо умножить 45, чтобы получилось 90? Чему равно произведение чисел 20 и 2? Сколько получится, если 90 : 30? Сколько минут в 1 часе? Сколько получится, если 96 уменьшить на 91? Делитель умножу на частное, получу…? Что нужно найти в этом уравнении 30 – Х = 18? Как называются числа 2, 4, 6, 8,…? Делимое разделю на частное, получу…? Сколько месяцев в году? Выступление у доски - Какое главное слово у нас получилось?(закрепление) -Пока вы разгадывали кроссворд вы закрепили знания, полученные на прошлых уроках. 
III. Сообщение темы и целей урока. Постановка проблемы -Я вам предлагаю посмотреть на следующие задания 42:14 87:13 - можете ли вы сразу найти значение данных выражений? Нет -почему? (мы не умеем делить двузначные числа на двузначные) Значит чем мы сегодня будем заниматься? Какую цель поставим для себя? (будем учиться делить двузначные числа на двузначное) - сформулируйте тему нашего урока - Какая же тема нашего урока? Наша тема урока: «Деление двузначного числа на двузначное способом подбора»- вывешивается тема Сегодня тема новая у нас. И Знайка пришел в наш класс, Чтоб научить нас быстро вычислять, Делить, в ответе цифру подбирать. -А теперь давайте сформулируем цель для себя. Чему мы должны научиться на уроке? • учиться делить двузначное число на двузначное методом подбора; Развивать логическое мышление, речь - Открываем тетради. Записываем число, классная работа. Изучение нового материала 42:14 Комментирование: Чтобы 42 разделить на 14, нужно подобрать такое число, которое при умножении на 14 даст 42. Беру число 1. Один умножить на 14 будет 14. Не подходит. Беру число 2. Два умножить на 14 будет 28. Не подходит. Беру число 3. 3 умножить на 14 будет 42. Подходит. Значит, 42 разделить на 12 будет 3. Записываю ответ. Решение у доски учениками 84:28 88:22 Знакомство со вторым способом вычисления Попробуем сделать это по-другому, но также используя метод подбора. Например, 72 : 24. Посмотрю на цифру 4, обозначающие единицы в делителе, и подумаю, на сколько надо умножить 4, чтобы в делимом в разряде единиц было 2. 72 : 24 это может быть 3 - 4 х 3 = 12 3; 8 это может быть 8 - 4 х 8 = 32 Итак, надо проверить всего две цифры, начну с цифры 3: 24 х 3 = 72, получилось 72, значит ответ примера 3. Решение вторым способом у доски 72:36 51:17(знакомство с алгоритмом – карточка) IV. Физкультминутка. Под музыку дети выполняют разминку. Дружно все ребятки встали, (дети встают из-за парт), На носочки поднялись, (поднимаются на носочки), И подняли ручки ввысь, (руки поднимают над головой) Мы до солнышка достанем, И совсем большими станем. (пытаются дотянуться выше, шевелят пальчиками) Пусть нам светит солнышко, (делают круговое движение руками, опуская руки вниз) Луч стремится вниз, (дети наклоняются, руки расслаблены) Детки очень умные в классе собрались! (дети распрямляют спинки, плечи, гладят себя по голове) V. Решение задачи. - Знайка – математик принес вам очередное задание. Срочно отгадайте ребус. (задача). - Правильно! Сейчас мы будем решать задачу. Прочитайте задачу В цветочный магазин привезли 63 розы и сделали 21 букет. По сколько роз получилось в каждом букете? Разбор задачи Оформление задачи в тетрадях и на доске VI. Минутка отдыха. Разминка: Кто был ростом с пальчик? Последний месяц зимы? Сколько лет было двадцатилетнему человеку четыре года назад? (16) Шёл человек в город и по дороге встретил трёх своих знакомых. Сколько человек шло в город? (1) Время года перед зимой? (осень) Наибольшее двузначное число? (99) Какой день следует за вторником? (среда) В семье двое детей. Саша – брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли так быть? Кто Женя? (сестра) Во дворе куры. У всех кур 10 ног. Сколько кур во дворе? (5) Названия компонентов при сложении? (1-е слагаемое, 2-е слагаемое, сумма) VII. Закрепление Знайка вам принес карточки и предлагает поиграть вам с ним в игру. Игра «Кто быстрее?» Учащиеся решают пример, через определенное время по звонку колокольчика начинается передача карточки по часовой стрелке. Дети берут другую карточку, на одной стороне которого ответ предыдущего примера (он проверяет и ставит себе + или -) , а на второй стороне новый пример, который ему предстоит решить. Доп. мат. Логическая задача. Зина, Лиза и Лариса вышивают. Одна девочка – листочки, другая – птичек, третья – цветочки. Скажите, что вышивает каждая, если Лиза не вышивает листочки и птичек, а Лариса не вышивает листочки. VIII. Самостоятельная работа. (работа по карточкам по уровням, а потом заполняется общая табличка). – Найдите значение выражений и под ответами вставьте букву Какое слово у вас получилось? 1 уровень: 48 : 24 = д 36 : 12 = ы 52 : 13 =ц 2 уровень: 96 : 12 + 85 : 17 = м 85 : 17 + 57 : 19 =л 3 уровень: О 13 20 8 20 2 4 3 м о л о д ц ы -Посмотрите, ребята, как Знайка за вас рад. Он очень доволен вашей работой! IX. Итог урока. Действительно вы молодцы, хорошо работали. — Какую цель ставили себе на урок? - Каким способом мы их решали?(способом подбора) - Что было интересного на уроке? -Какие задания вам понравились? — Довольны вы своей работой на уроке? — Как бы вы оценили свою работу? Выберите себе медальку на столе. - Я вам раздам солнышки, а вы нарисуйте улыбку, так на сколько вам понравился сегодняшний урок. Судя по улыбкам на ваших солнышках я могу сказать… Я благодарю вас всех за работу. Оценивание. -Вернёмся к словам Ж.Ж. Руссо. Поразились, убедились ли вы, сегодня на уроке, как много и хорошо умеете, если постоянно работаете над собой. Я желаю вам удачи, успехов, ставить перед собой новые цели и стремиться к их достижению! Дом.зад. стр.216 зад №8, 10