Куратор сагаты. Баяндама ж?мысы


Воспитание поликультурной личности ребенка начинается с формирования высших чувств.
Формирование поликультурной личности – это сложный и длительный процесс, который необходимо начинать с раннего девства. Поликультурная личность должна обладать следующими видами сознания: правое, географическое, лингвистическое, историческое, художественно-эстетическое и религиозное. Каждому виду сознания соответствуют определенные чувства. Чтобы в будущем сформировалась поликультурная личность необходимо сформировать следующие чувства: - историческое сознание – чувство прекрасного, чувство долга, патриотизм, гордость за историческое прошлое, чувство Родины, чувство ответственности, чувство симпатии к другим народом; - географическое создание – любовь к природе, наслаждение красотой природы, чувство прекрасного, сочувствие всему живому, гуманность, бескорыстие, доброжелательность; - религиозное сознание – любовь к родным и близким, доброта, сопереживание, сочувствие, терпимость, правдивость, чувство удовлетворенности от совершенного доброго поступка; - лингвистическое сознание – чувство удовлетворенности от понимания другого языка; - правовое сознание – ответственность, чувства долга, доброжелательность, способность сопереживать; - художественно-эстетическое сознание – чувства прекрасного, эстетические переживания.
В формировании поликультурности личности наиболее важным является учет аспектов чувственной сферы ребенка. Формирование поликультурности личности должна лежать в основе образовательной системы. На данный момент существует много разных программ воспитания и обучения учащихся. В них подробно рассмотрен обучающий и воспитательный процесс, но воспитанию поликультурности уделяется мало внимания. Во всех мероприятиях, проводимых в нашем детском саду, школах, колледжах и т.д. мы уделяем внимание развитию поликультурности. Как уже отмечалось, для формирования поликультурности личности, необходимо развитие различных видов сознания. Проводя различные мероприятия, мы отмечаем, какие чувства, и какой вид сознания затрагивает та или иная тема. И готовая следующее занятие или мероприятие, учитываем это. Любое проведенное мероприятие имеет определенную воспитательную задачу. Коллективная деятельность на занятиях способствует становлению и развитию коммуникативной культуры ученика, что также очень важно в воспитании поликультурности.
Этапы поликультурного воспитания в соответствии с возрастными особенностями воспитанников.
Поликультурное воспитание осуществляется на всех этапах развития личности, так как многокультурное пространство окружает личность постоянно и независимо от её желания. Но чем раньше личность попадает в сферу целенаправленного воспитательного воздействия, тем больше оснований надеяться на него результативность и избежать негативных культурных или этнических стереотипов. Считаем возможным выделить следующие этапы: 1 этап – дошкольный и младший школьный возраст. На этом этапе наиболее эффективным является этнокультурное воспитания в рамках семьи, дошкольных учреждений, начальной школы. Этнокультурное воспитание происходит через устное народное творчество с привлечением средств народной педагогики, элементов народного художественного творчества. Происходит этническая самоидентификация, зарождается любовь к своему народу, к родной земле. Осознается факт, что рядом на этой земле живут представители разных народов, они могут быть соседями, друзьями и родственниками. Воспитывается толораитность к представителям иной культурной традиции. 2 этап – подростковый возраст. Именно в этот период наиболее эффективным является поликультурное воспитание. Оно осуществляется в рамках общего образовательного процесса, реализуется в условиях школьного и дополнительного образования в национально-культурных центрах, эстетических школах, кружках, секциях и т.п. Обязательное условие поликультурного воспитания – возможность реального соприкосновения с культурой другого народа путем изучения его языка, истории и культуры, общения с представителями различных культурных традиций. Основная направленность поликультурного воспитания – государственная интеграция, основанная не национальном сознании, а на культурной общности путем усвоения интеграционной национальной культуры. Поэтому содержание поликультурного воспитания подростка предполагает воспитание, уважение, интереса, восприятия и переживания ценностей народов, проживающих на территории его родины. Следует уделять внимание тому, что объединят народы, является общим для разных культур, т.е. общечеловеческим ценностям. Именно на их основе многонациональное государство может создать свою неповторимую интеграционную культуру, принадлежность к которой сделает гражданское общество стабильным, неподверженным национальным конфликтом. Воспитание гордости за свою страну, чувства патриотизма также является содержанием поликультурного содержания. Моя семья – моя Родина - моя Земля. Этим трем этапам соответствует этнокультурное, поликультурное, глобальное воспитание. Если эти этапы пройдены с опорой на возрастные особенности школьника, выпускник школы, колледжа найдет своё место в современном сложном многополярном мире, став достойным представителем своего народа и своей страны, не теряющим культурной самоидентификации при постоянном кросскультурном взаимодействии на протяжении своей жизни.