Эстетическое воспитание детей средствами окружающей среды


Эстетическое воспитание детей средствами окружающей среды
Кошелева Татьяна Сергеевна
Учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №34»
Характер ребёнка развивается не просто под влиянием среды, а в зависимости от того, как сложились отношения ребёнка со средой, как он действует в своей среде, чем он в ней интересуется…
Г.А. Фортунатов
Воспитание начинается с создания для растущего человека воспитывающей среды. Именно воспитывающей, то есть целенаправленно позитивно влияющей на процесс развития личности. Свою лепту в формировании личности растущего человека вносит такой фактор как внешнее оформление помещения. Интерьер несёт определённую информацию, способствует развитию и воспитанию детей, обеспечивает им необходимый комфорт. Психологами установлено, что неинтересный безвкусный интерьер не только не воспитывает у живущих в нём детей вкус, но и способствует проявлению агрессивных наклонностей. И наоборот, красивая обстановка развивает и вкус, и доброту, и даже жажду к знаниям.
Будучи учителем начальных классов для меня в воспитании детей важную роль имеет оформление моего кабинета: цветовая гамма, эстетически продуманное предметно-пространственное окружение, информационно-стендовое пространство, комплектность и внешний вид мебели, учебно-наглядных пособий, технических устройств, доступность всех компонентов для каждого ребёнка и для всего коллектива в целом.
В нашем классе мы окрасили стены в зелёный цвет, так как этот цвет успокаивает, нормализует кровяное давление, способствует подъёму внутренней работоспособности.
Повесили красивые голубые шторы с ламбрикеном, так как голубой цвет способствует нежности и мечтательности, добавили жёлтые тона, которые гасят отрицательные эмоции.
В этой же цветовой гамме мы оформили стенды в виде солнца, облаков, забора и огромного ветвистого дерева.
На стенды мы разместили ту информацию, которая не только способствует обучению, но и воспитанию тоже. Это материалы, отражающие символику государства, края и города, способствующие начальному патриотическому воспитанию; материалы по родной речи, которые учат младщих школьников любить и уважать родной язык; материалы про здоровый образ жизни. Есть и классный уголок, который отражает все события внутренней жизни нашего коллектива.
Зелёная зона – это то место, где мы учимся ухаживать за растениями, которые радуют нас своей красотой.
В школе дети не только овладевают знаниями, но и учатся общаться. Для этого у нас есть зона детства, включающая в себя развивающие игры, куклы в национальных костюмах, игровые модули. Здесь дети могут отдохнуть, найти себе занятие по душе.
С первого класса мы формируем читательский интерес учащихся. В этом нам помогает наша маленькая библиотечка.
В классе имеется стеллаж с теле-видео аппаратурой, ноутбук с проектором, фотоаппарат, которыми дети пользуются как с помощью взрослого, так и самостоятельно.
В классе новая мебель: современная стенка, парты и стулья, конторки, учительский стол, стеллаж для аппаратуры, шкафы для таблиц. Используем разные способы расстановки парт и стульев: «круглый стол» - расположение столов по кругу, «большой круг» - расположение стульев по кругу, «пресс-бой» - расположение напротив… Это немаловажная деталь воспитательного процесса.
Кабинет включает в себя учебно-наглядные демонстрационные пособия, иллюстрированные плакаты и таблицы, гербарии и природные материалы, яркие муляжи и раздаточные пособия по предметам, энциклопедии, словари, CD и DVD диски с познавательной информацией, и многое другое. Доля разных видов средств обучения, имеет принципиально важное значение для воспитания подрастающего поколения.
Ребята нашего класса и сами украшают наш кабинет своими рисунками и поделками к каждому празднику. Это для нас добрая традиция.
Эстетика быта – это и внешний вид человека. Поэтому мы остановились на единой школьной форме, которая нравится детям, создаёт психологический фон, внешне объединяет наш классный коллектив и является фактором воспитания личности.
Красивая обстановка радует глаз, вызывает положительные эмоции, желание сохранять эту красоту. Но важно привлекать внимание детей к красоте: «Как стало красиво». Подобные реплики могут звучать постоянно. И постепенно они формируют эстетическое сознание.
Нельзя забывать и про красивую речь педагога, являющейся примером для учащихся. Слышат учащиеся красивую речь и невольно сами начинают ей подражать.
Так, три правила: жить в красоте, замечать красоту, поддерживать и создавать красоту вокруг себя – являются средствами эстетического воспитания. Мы надеемся, что наша работа будет давать желаемые результаты.
Список литературы
И.А. Зимняя, Б.Н. Боденко, Н.А. Морозова. Воспитание – проблема современного образования в России (состояние, пути, решения). – М.: Издательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2003
Воспитательное пространство как объект педагогического исследования/ Под ред. Н.Л. Селивановой. Калуга: Институт усовершенствования учителей, 2005
Л.И. Новикова. Школа и среда. М.: Знание, 2009