Конспект урока «Знакомство с именами собственными. Отличие имён собственных от нарицательных» 2 класс.


Урок русского языка во 2 классе УМК «Школа России»
Учитель: Байкова Винера Шавкятовна.
Тема урока: «Знакомство с именами собственными. Отличие имён собственных от нарицательных»
Цель урока. Научить школьников употреблять в речи, правильно писать имена собственные.
Планируемые результаты данного урока.
Новые понятия и термины, которые будут введены (или закреплены) в ходе урока:
правописание имён собственных на примерах имён и фамилий людей, кличек животных. Имя существительное (без определения); имя собственное; имя нарицательное; правила правописания имён собственных.
Предметные знания и  умения,  которыми овладеют уч-ся в результате проведенного урока:
будут знать: понятия имена собственные и нарицательные. На основе знаний будут уметь: различать и правильно писать имена собственные и нарицательные.
Метапредметные умения (УУД), которые будут формироваться  в  ходе урока:
Предметные умения: формирование умения различать и правильно писать имена собственные и нарицательные.
Личностные: осознание алгоритма своего действия.
Регулятивные: освоение способа написания имён собственных.
Познавательные: осмысление различия между именами собственными и нарицательными.
Коммуникативные: формирование умения аргументировать.
Формы работы на уроке: фронтальная, в малых группах, в парах, индивидуальная.
Ресурсы: учебник «Русский язык», рабочая тетрадь, методическое пособие, наглядный и раздаточный материал, презентация.
Орг. момент
Учитель: Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.Сядьте тихо и неслышно,И скорей начнем урок.
Пора за дело браться Придется постараться,Чтобы грамотными стать,Надо много правил знать.
Актуализация знаний.
1.На доске: кот, гусь, Барсик, Гоша, щенок, корова, Волчок, Бурёнка.
- Ребята, прочитайте слова, записанные на доске.
-Что общего у всех слов. (Пред.отв.- сущ.)
- На какие группы можно разделить эти слова?(собственные и нарицательные)
- Что обозначают эти имена собственные. (клички животных) Слайд 1.
- С какой буквы пишутся имена собственные? С заглавной.
- Определите тему урока. ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ.
- Давайте определим значение слова собственный.
(Собственное – это значит, находится в собственности.
- А я думаю, что это слово обозначает – моё. Например, моя рука, моя нога.)
- Что обозначают эти имена собственные (клички животных)
Сегодня на уроке мы продолжим изучение имён собственных.
2. Минутка чистописания.Слайд 2.
Учитель.
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
- Начинаем наш урок с чистописания.
- Посмотрите, какое необычное дерево.
 (Рисунок волшебного дерева.)— На дереве вырос волшебный урожай. Какие необычные «плоды». Что это? (Это буквы.)— Назовите их. (Буквы- А, Б, В, Г.) Дайте характеристику. Определите закономерность.— Какая буква лишняя и почему? (Буква А. Она обозначает гласный звук, а остальные буквы обозначают согласные звуки.)— Что общего у этих букв? (Они все заглавные.)
- Как вы думаете, почему на минутке чистописания мы пишем сегодня заглавные буквы? (Имена собственные пишутся с заглавной буквы).
Аф Ба Во Вл Га
Африка, Баку, Волга, Гагарин.
- Почему все эти слова пишутся с заглавной буквы?
Какое слово лишнее?
3.Орф.минутка.
На доске записаны слова с пропущенными буквами.
Р.ка, оз.ро, г.ра, м.рской,,горо.,
Учитель.
- Назовите слова с непроверяемой безударной гласной.
- Назовите орфограммы и вставьте пропущенные буквы.
– Кто хочет одну минутку побыть учителем? Незнайка прислал нам свою работу. Проверим её.
Наш шарик поймал воздушный шарик. Восемь горшков принес петя горшков.
Выдели грамм. основу. Назови части речи.
4.Словарная работа. Слайд 3
Словарные слова.
Задание.Какое слово лишнее? Почему?
Работа над новым словом.
- Представьте, что вы разведчики, и вам необходимо по шифру узнать буквы для нового словарного слова. Тренируем внимание. 22, 1, 14, 10, 13, 10, 33. (фамилия)
- Назовите буквы, которые вы нашли?
Соберите из букв новое словарное слово.
- Поставьте ударение, правописание какой гласной необходимо запомнить?
- Как же запомнить правописание буквы «а» в слове?
Составление кластера.
Ребята, какие же имена существительные относятся к имени собственному?
Гимнастика для глаз Слайд 4.
Работа по теме урока.
1.  Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.— Ребята, вы слышите? Нас кто-то зовет. Слайд 5. (Учитель знакомит детей со сказочным героем.)— Посмотрите, кто это. Давай знакомиться. Как твое имя? Что? Ребята он говорит, что у него нет имени, и он не знает, что это такое. Надо срочно помочь нашему герою. Наш герой помнит, что значение его имени «победитель». Карточка 2.Текст на карточке.
В русском языке есть русские имена и имена, пришедшие из других языков. Имена людей имеют свою историю. Почти каждое имя когда-то было обычным словом и что-то обозначало. Если это было русское слово, то значит это имя. Владимир – владеет миром. Людмила – милая людям. Светлана – светлая. А еще в русском языке есть имена, пришедшие к нам из других языков: греческого, латинского, древнееврейского. В этих языках у имен тоже есть значения.
3.А вот, что значат наши имена, мы узнаем, выполнив задание по карточке.
Возьмите карточку, найдите свое имя, прочитайте, что обозначает ваше имя. Подчеркните заглавную букву своего имени. — Читай значение своего имени. Запишите свое имя.— Теперь вы знаете значение своего имени. Имя дано каждому из вас, и оно имеет свое значение. Имена людей пишутся с заглавной буквы (проверка).
— Ребята, наш герой теперь знает как его зовут.  (Сказочный герой показывает табличку со своим именем.)/Никита/Слайд5.— Запишите в тетради свое имя и имя нашего сказочного героя. Подчеркните заглавную букву в  именах. (Дети пишут.)
4. Викторина.
-Давайте поиграем.Слайд 6.
Я читаю отрывки из знакомых вам сказок, а вы, ребята, записываете имя персонажа на листочек.
1) В чашечке тюльпана на зеленом листике сидела девочка. Она была маленькая-маленькая, всего в один дюйм. Ее так и прозвали … (Дюймовочка).
2) Девочка, беленькая, как снежок, и кругленькая, как комок, говорит старикам: «Я из вешнего снегу скатана, вешним солнышком пригрета и нарумянена. Зовут меня … (Снегурочка).
3) Как зовут доброго доктора, который лечил зверей, птиц и насекомых в сказке К.И. Чуковского? (Айболит).
- Почему их так зовут? Посмотрите, какие выразительные имена авторы сказок дали своим персонажам. И не нужно долго разгадывать, что они означают. Все понятно.
- Дома вас родители называют по-разному. Как? (коротко, полным именем, ласково)
Работа с учебником.с.53, № 91.
- Ласковая форма имени выражает доброжелательное отношение к именуемому. Однако нередко слышишь не имена, а клички; в этих формах звучит пренебрежение к человеку, умаление его достоинства перед тем, кто к нему обращается.
V.Физкультминутка.
 Собираем детвору
Поиграть в одну игру.
Покажите мне, ребята,
Как в лесу живут зверята,
Как лисёнок просыпается,
Как бельчонок умывается,
Как зайчонок поскакал,
Как волчонок пробежал,
Как ежонок и ежиха
Собирает ежевику.
Только медвежонок спит,
Просыпаться не спешит.
VI.Работа по теме урока.
1. - Не всегда достаточно одного имени, чтобы позвать человека.
- Вот какая история может произойти.
(читает ученик)
В первом классе восемь Тань –Это прямо наказанье!Ведь у них, куда ни глянь,Всюду Таня, Таня, Таня!Если скажут: "Таня, встань!" –Встанут сразу восемь Тань.А ведь можно очень простоРазобраться в новичках....
- Ребята, а как называют людей с одинаковыми именами? (тёзки)
У. А в нашем классе есть тезки?
У. Как можно различить этих девочек?
Д. По фамилии.
У. А вы знаете, что слово фамилия обозначает семья?
(на доске проектные работы учащихся «Семейное древо»)
2. Учитель. Ребята, в1 классе мы работали над проектом «Семейное древо», родословное дерево своей семьи. Для этого вы провели исследование своей семьи. Вот у нас перед глазами результаты вашего труда. В этом году вы продолжили работу и описали обычаи и интересы членов вашей семьи.
Что объединяет членов семьи? (ответы детей.)
- У вас на столах находятся карточки со справочным материалом. Найдите информацию о возникновении фамилий. Читаем.
3. Карточка 2. Слайд 6.
— Ребята, у каждого из нас есть фамилия. Фамилия – это то, что человеку передается по наследству, обычно от отца. А знаете ли вы, что еще лет 150-200 назад  у большинства людей фамилий не было. Были прозвища и отчества: Петров, Иванов, Александров – это были сыновья Петра, Ивана, Александра. У людей не было фамилий. А называли людей по-разному, например, так: Князь – князев, кузнец – кузнецов и т.д.
- Что нового узнали?— Давайте придумаем фамилию от имени Федя. (Федин, Федоров, Федухин…)— Фамилии возникали от каких-то внешних признаков человека. Например, если  у человека были белые волосы, его могли прозвать – Беляков. Или, если у человека была борода, его звали – Бородкин. Некоторые фамилии возникали от места жительства – Москвичев, Питерцев.
364617024765
(Читает ученик).— Фамилии людей пишутся с заглавной буквы.  Кем был твой прадед на Руси,  Свою фамилию спроси.  Есть в каждом классе Кузнецов.   Кто прадед Кузнецова?  Он был из рода кузнецов –  Отец отца отцова.  С пилою Пильщиков дружил.  Мял Кожемякин кожи.  В атаки Воинов ходил,  Стрельцов сражался тоже.  Звучат как музыка, как стих  Фамилии простые.   Вглядись – и ты увидишь в них  Историю России.
4. Запиши свою фамилию. Подчеркните заглавную букву в  фамилиях Слайд 7.
Теперь наш герой вспомнил свою фамилию.
Ребята, а почему у нашего героя фамилия Кожемяка?(Фотография из музея сказок)
Вы помните, что рассказывал экскурсовод об этом персонаже? (Собирательный образ всех защитников Отечества)
Сказочный герой очень доволен. Мы прощаемся с ним и отправляемся дальше.
6. Продолжение работы по теме урока.(каждой группе даётся по 1 строчке)- Поработайте в группах по карточкам и попытайтесь определить, как были образованы фамилии из каждого столбика.(в карточках: Иванов, Столяров, Ухов, Петров, Рыбаков, Носов,  Николаев, Плотников, Безруков Антонов, Кузнецов, Глазов).  -Сделайте вывод о том, как образованы некоторые фамилии. Запишите фамилии второго столбика и образуйте от них названия профессий. Например: Портнов – портной.
 (Дети пишут.)
— А теперь представьте такую ситуацию: у нас в школе два учителя с одинаковым именем и с одинаковой фамилией.  Например, Мария Петрова. Вас попросили позвать к телефону учителя Марию Петрову. Как же узнать, кого именно пригласить к телефону? Это можно сделать по отчеству. 
— Карточка 4.(Справочный материал) Слово отчество означает имя по отцу. Человек получает отчество от отца, то есть к имени ребенка добавляется имя отца, указывающее, чьим сыном или дочерью он является. Отчество всегда дается по полному имени. Отчество появилось позже имен и долгое время служило людям в качестве семейного прозвища. Близкие, знающие друг друга люди, особенно пожилые, и сейчас в разговоре имя опускают и обращаются друг к другу по отчеству: "Добрый вечер, Ильинична!"
Картина 3 богатыря. Слайд 8.
Назвать имена богатырей— Отчества людей пишутся с заглавной буквы.
Карточка 5 (работа в парах)
Образуй отчество от имени:
Борис –Иван –Олег –
– Бывают одинаковыми не только имена, но и фамилии, таких людей называют однофамильцами. Каких писателей-однофамильцев вы знаете?
Д. Лев Николаевич Толстой, Алексей Николаевич Толстой.
Поиграем в игру «Найди пару» Слайд 9
Учитель. К каждому слову из левого столбика подберите фамилию имя и отчество:
Космонавт Петр Ильич Чайковский
Ученый Александр Сергеевич Пушкин
Поэт Лев Николаевич Толстой
Композитор Юрий Алексеевич Гагарин
- Почему эти имена известны всем в нашей стране?
Как будут называть вас, когда вы станете взрослым? Представьтесь. Как будем писать эти слова? Почему? Запищите. Подчеркните орфограмму.
Списать текст. Вставить пропущенные буквы и слова. - Составьте и запишите предложение о себе: Меня зовут …..• Резервное задание
Я уч…сь во втором классе. Меня зовут________.Моя фамилия__________. В классе я сижу рядом с ________. Моя подруга (мой друг) по классу_________. Мою учительницу зовут____________.
Вывод: Имена, фамилии, отчества пишутся с заглавной буквы.
Имена собственные пиши с заглавной буквы. Слайд 10
(Стихи детей о заглавных буквах.)
Буква обычная выросла вдругВыросла выше всех букв-подруг.Буква расти не сама захотела,Букве поручено важное дело.Имя, фамилия пишутся с нею,Чтобы заметней им быть и виднееЧтобы звучали громко и гордоИмя твое, имя улицы, города.Буква большая – совсем не пустяк!В букве большой уважения знак!
Рефлексия
Я хочу узнать, с каким настроением вы заканчиваете урок?
Кому из вас на уроке: (Слайд 11.)
– было все понятно– было трудно– было интересно