Презентация по обществознанию на тему : Человек и общество в первых философских учениях.Платон


ПЛАТОН (428 или 427 до н. э. — 348 или 347 до н. э.)

Биография Сведения о жизни Платона скудны, неполны и противоречивы. Платон родился в знатной и богатой семье на острове Эгина, неподалеку от Афин. Родственником матери Платона был также известный афинский политический деятель, впоследствии тиран, Критий. Афины. Парфенон.r
fill.onrrrrr Биография(продолжение)По-видимому, именно Критий ввел Платона в круг Сократа и его учеников. Еще до вступления в число учеников Сократа Платон учился философии у Кратила (последователь Гераклита).С годом гибели Сократа (336) заканчивается первое пребывание философа в Афинах. Платону было в это время двадцать восемь лет. Он покидает родину и возвращается в Афины только через двенадцать лет. За это время Платон побывал в Египте, Кирене, Южной Италии и Сицилии.Кирена
Биография(продолжение)В 387 г. до н.э., в сорокалетнем возрасте – в том самом, какой греки считали временем расцвета, или «акмэ», человека, – Платон вернулся в Афины. По прибытии он основал школу, получившую название Академии. Вскоре вокруг Платона собрались ученики. Часть из них пришла в Академию для изучения наук, и прежде всего математики. Уже для принятия в школу требовались определенные математические знания. Школа Платона – эпоха в истории античной математики.«Афинская школа», фреска, Рафаэль СантиФрагмент фрески: Аристотель и Платон СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНАХронологияРанний период (приблизительно 90-е гг. IV века до н. э.)«Апология Сократа»«Критон»«Евтифрон»«Лахет»«Лисид»«Хармид»«Протагор»1-я книга «Государства»




СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНА(продолжение)Переходный период (80-е гг.)«Горгий»«Менон»«Эвтидем»«Кратил»«Гиппий меньший»и др.Зрелый период (70—60-е гг.)«Федон»«Пир»«Федр»Пергамент с одним из «Диалогов» Платона





СОЧИНЕНИЯ ПЛАТОНА(продолжение)II—X книги «Государства» (учение об идеях)«Теэтет»«Парменид»«Софист»«Политик»«Филеб»«Тимей»«Критий»Поздний период«Законы» (50-е гг.)Послезаконие (редактор — Филипп Опунтский)





УЧЕНИЕ О ДУШЕПлатон выделяет три начала души:1. Разумное начало, обращённое на познание и всецело сознательную деятельность.2. Яростное начало, стремящееся к порядку и преодолению трудностей. 3.Страстное начало, выражающееся в бесчисленных вожделениях человека.

ЧЕЛОВЕК по ПлатонуЧеловек отличается от животного своими внешними особенностями. На основе этих отличий Платон сформулировал одно из первых определений сущности человека: «Человек существо бескрылое, двуногое, с плоскими ногтями, восприимчивое к знанию, основанному на рассуждениях». Диалектика ПлатонаГлавным методом познания Платон называет диалектику, которую он определяет как познание самих сущностей вещей. В диалоге «Государство» собеседники приходят к выводу, что занимается диалектикой лишь тот, кто, «делает попытку рассуждать, он, минуя ощущения, посредством одного лишь разума, устремляется к сущности любого предмета и не отступает, пока при помощи самого мышления не постигнет сущности блага.».
fill.onrrrrr Политико-правовое учение ПлатонаОсновными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик».Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм. Идеальная форма государства по ПлатонуПлатон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, хотя бы потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.
Идеальная форма государства по Платону(продолжение)Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.
Виды власти по ПлатонуВласть одного: законная – монархия, незаконная – тирания.Власть немногих: законная – аристократия, незаконная – олигархия.Власть большинства: законная – демократия, незаконная – охлократия.Наихудшей формой он считает демократию.


Государственный устрой в «Законах»Позже Платон в «Законах» опишет иную утопию и другой государственный строй — аристократическая республика или аристократическая монархия.Над всеми стоят правители.Все подчиняются законам.На страже законов стоит система правосудия. И без истинного правосудия государство перестает быть государством.