Изучение и анализ исторических условий и факторов становления и развития идеи и опыта воспитания национального идеала ,как цели системы на¬родного воспитания, через традиции адыгов.


Тема: Изучение и анализ исторических условий и факторов становления и развития идеи и опыта воспитания национального идеала ,как цели системы народного воспитания, через традиции адыгов.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………………………… 1-3
1.Традиции, место традиций в воспитании адыгов……………………………………………... 3-4
2 Связь различных направлений воспитаний с адыгским этикетом…………………………... 4-6
3. Семейный уклад………………………………………………………………………………... 6-10
4.Обычаи…………………………………………………………………………………………… 10
Гостеприимство ……………………………………………………………………………………. 11-12
Прикладное искусство……………………………………………………………………………… 12-13
Золотое шитье……………………………………………………………………. 14
Аталычество………………………………………………………………………………………… 14-15
Национальная одежда……………………………………………………………………………… 15-18
Традиционная еда……………………………………………………………………………………. 18-20
5.Культура адыгов……………………………………………………………………………… … 20-23
6. Обряды адыгов………………………………………………………………………………….. 23-24
7. Роль школы в возрождении и внедрении национальных традиций адыгов……………….. 24-27
8. Выводы…………………………………………………………………………………………... 27-28
9. Заключение………………………………………………………………………………………. 28-29
10.Литература………………………………………………………………………………………. 30
Введение
В современном российском обществе наблюдаются негативные тенденции падения духовности народа. Кризис в какой-либо отдельной области жизни общества не наступает обособленно, как правило, он затрагивает и другие стороны. Государством в настоящее время уделяется должное внимание развитию этнически ориентированных программ воспитания и развития подрастающего поколения. В этом контексте представляется уместным использование народного опыта воспитания. В самом начале своего возникновения оно осуществлялось в самых примитивных формах: уход за детьми, обучение их приемам и способам добывания продуктов питания, изготовления предметов одежды, строительства жилища. Вместе с развитием производительных сил и производственных отношений, развивалось и осложнялось воспитание, усложнялось то, чему надо было учить и то, как надо было учить, т. е. содержание, а также методы и средства образования и воспитания. Таким образом, со времени появления воспитания до наших дней человеческие общества накопили огромный опыт воспитания и выработали свои взгляды, убеждения, идеи относительно этой важнейшей сферы человеческой деятельности. Иначе говоря, у народов сложились определенные системы воспитания подрастающих поколений. Эту народную систему воспитания деятели педагогической науки назвали народной педагогикой.
В последнее десятилетие мы наблюдаем со стороны общества буквально взрыв к этнопедагогическим исследованиям, в том числе и касающихся вопросов формирования традиций и обычай своего народа связанных с воспитанием подрастающего поколения.
Этот интерес вполне закономерен, так как, во – первых, отвечает тенденциям современных демократических преобразований, а во вторых, связан с осознанием обществом преемственности национальной и общечеловеческой культуры: « Человек, оторванный от национальных культур, корней, - будь он русским или осетином, армянином или тувинцем ,узбеком или адыгом, - теряет многие духовные и нравственные качества личности, как и человек, замкнувшийся в своей национальной скорлупе. Издавна бытующие в народе экономические ценности формируют строгие национальные нормы, воплощенные в педагогические идеи, традиции и обычаи.
Народная педагогика располагает огромным количеством материала, не исчерпавшего своих воспитательных возможностей. Республика Карачаево – Черкесия является составной частью экономической территориальной системы «Кавказ». Адыгский народ стремиться воспитать у своих детей чувство ответственности за то, что нас окружает: людей, животных, птиц, деревьев, познакомить их с национальными, экологическими проблемами своего края. Воспитание бережного отношения к природе и умение ценить ее красоту явилось и частью таких начинаний, как « Вот мой дом, вот мой двор», Мира не узнаешь, не зная края своего « и др. Уважением к старшим, трепетному и одновременно и к строгому отношению к женщинам своего народа, воспитанию младшего поколения.
С учетом вышеизложенного был сделан выбор темы исследования, проблема которого состоит в выявлении и анализе исторических условий и факторов становления и развития идеи и опыта воспитания национального идеала всесторонне развитой, совершенной личности как цели системы народного воспитания адыгских народов.
Целью данной исследовательской работы является выявление использования народных традиций адыгов, и обосновать возможности национальных традиций среди подрастающего поколения по средствам детских образовательных учреждений.
Объект исследования: использования национальных традиций в адыгской традиционной педагогике.
Предмет исследования: специфика содержания национальных традиций у адыгов.
Отсюда вытекают следующие задачи:
Дать представление о национальных традициях в воспитании адыгов;
Познакомиться с традициями адыгского народа;
Выявить методы, приемы и средства воспитания высокосознательной, всесторонне развитой личности;
Показать взаимосвязь основных моральных принципов адыгов с идеей «совершенной личности»;
Обосновать, что традиции адыгского народа может оказать положительное влияние на общее воспитание;
Показать актуальность традиций адыгского народа в воспитании для современной педагогической науки и практики;
Методологические основы исследования:
Конкретно-исторический подход к изучению педагогических фактов и явлений, сравнительно-исторический и ретроспективный анализ.
Изучение первоисточников
Связь логического и исторического, объективного и субъективного, прошлого и современного;
Изучение и анализ адыгского этикета (адыгэ хабзэ);
Обобщение и систематизация полученных результатов, наблюдение, беседы, изучение;
Обобщение опыта национальных традиций и обычаев адыгского народа через школу.
Научная новизна исследования заключается в следующем:
-раскрыты цели, задачи, пути и средства воспитания адыгским народом всесторонне развитой личности
- охарактеризованы идеал, цель, средства и методы воспитания, нашедшие отражение в традиционной культуре и в устном народном творчестве адыгов;
- раскрыты основные факторы и принципы содержания воспитания детей по средством адыгских обычаев детей в адыгской народной педагогике;
- выявлены средства и методы воспитания адыгского народа.
1.Традиции, место народных традиций в воспитании адыгов.
Нельзя не придавать весьма важного
значения в деле истории так называемого
живым источником. Они ложатся
первым камнем в основании всякого народа
Адыль –Герий Кешев.
Известно что существуют различные традиции, в том числе и национальные, интернациональные, международные. Лучшие из них не только будут живы, но и будут успешно служить человечеству. Непреходящая актуальность вопроса о национальных традициях объясняется тем, что они в концентрированной форме сохраняют национальную культуру. А это всегда связанно с проблемой воспитания подрастающего поколения. Воспитания человека предполагает развитие в нем высших свойств национального характера, а это в свою очередь предполагает разумное использование многовекового сконцентрированного опыта предшествующих поколений. Известно, что в истории развития человечества новое закономерно базируется на старом и вырастает из него. Прогрессивное человечество обозначено тем, как сохранить для бузующих поколений здоровье, красоту и богатство, лучшие достижения науки и искусства, архитектурные и исторические памятники старины и прочее. Парадоксально, но факт, оно почти никаких тревог не испытывает по поводу сохранения и передачи следующим поколениям лучших национальных, интернациональных и международных традиций в сфере воспитания духовной культуры, межличностного общения. Неспособные и нерасположенные создавать новые идеалы в сфере духовной деятельности, многие живут запасами былого прошлого своего народа, не в меру гордятся его героическими и нравственными подвигами, его красотой и порядочностью. Говоря об адыгах, давно пора остановиться и поразмыслить те ли мы сегодня адыги, глядя на которых вспоминали « Адыгэ намыс», Адыгский этикет, чья национальная одежда распространялась на весь Северный Кавказ и Грузию, включая Терек, Кубань и Запорожье. Надо иметь смелость признаться: не те, к сожалению, далеко не те. Мы многое потеряли и продолжаем терять. Тому имеются объективные и субъективные причины. В связи с этим Инал – Ипа в « Очерках об абхазском этикете пишет: «Сохранять традиции можно путем, какой – нибудь их консервации, как это делается вещественными памятниками старины, а только через жизнь и поведение людей... Они могут жить и действовать только непрерывной жизнью в обществе людей. Стоит не соблюдать традиции хотя бы в течении жизни одного поколения, как последние отомрут навсегда без всякой гарантии на их «реставрацию» в дальнейшем».Сказанное как нельзя относится к предмету нашей национальной гордости «Адыгэ хабзэ»,адыгскому этикету, о котором мало кто знает по – настоящему в наши дни. Какие нравственные нормы им предписываются в различных сферах жизни и деятельности человека? А ведь национальные свойства, национальный характер теряются вместе с языком, культурой и историей. Какие мы адыги, если наше поколение особенно в городах, не пишут и не читают, а тем более не сочиняют на родном языке. С произведениями адыгских писателей, поэтов, критиков они могут познакомиться только в переводе на русский язык. В таких условиях совершенно очевидно, в каком состоянии, и на каком уровне может находиться адыгский этикет. Вызывает чувство умаления, смешанное с жалостью, то ,как многие молодые люди, неплохо начитанные, с гордостью рассказывают о национальных свойствах адыга – черкесов, описанных европейскими ученными, немало не печалясь о том, что сами они, увы, не обладают указанными свойствами.
Конечно, мы должны подойти к этому делу творчески, с учетом характера времени, социальных и нравственных запросов нашего общества. Мы понимаем: все, что составляет адыгский этикет, нельзя механически перенести на нашу жизнь. Да и нет, наверное, в этом надобности. Главное – глубоко его осмыслить, творчески проанализировать и выбрать самую суть, соответствующую общечеловеческим моральным ценностям.
2.Связь различных направлений воспитаний с адыгским этикетом
Живут адыги на земле моей,
Смеются солнцу, добрых ждут дождей.
Детей растят, и собирают в путь
Благославляют : Человеком будь!
Для адыгов воспитание являлось ведущим фактором развития общества, они руководствовались твердо установленными положениями и определили общее направление воспитательного процесса его методы и принципы:
1.Пристальное внимание к формирующемуся отношению у подрастающего поколения к социально-культурным ценностям (человеку, обществу, труду и т.д.) и ценностным основам жизни – добру, истине, красоте.
2. Признание ценности ребенка как личности, его неповторимость.
3. Содействовать развитию способности подрастающего поколения осознавать свое «Я», свое место в мире, осмысливать свои действия.
Адыгами исключался жесткий приказ в адрес детей, для них было необходимым, чтобы ребенок сам осмыслил: «Если ты сделаешь то-то, будет тебе …, другим то-то; Это будет правильно?» Б.Х. Бгажноков выделяет критерии нравственного сознания адыгов: «человечность, почтительность, разум, мужество, честь». В сознании адыгов человечность – людская любовь, не знающая национальных, расовых или сословных границ. Почтительность – это воспитанность, скромность, деликатность, хорошие манеры. Специально выделяется понятие гармоничного, аристократического поведения, т.е. знание этикета, отсюда и образ человека с хорошими манерами и тонким вкусом. Разум диктует нравственное мышление и поведение, самокритичность и чувство меры. Мужество – это, прежде всего, воинское мужество и храбрость, выдержка и упорство в достижении целей, сочетающееся со справедливостью, деликатностью и состраданием. Честь, совесть и стыд определяют должное, нравственно достойное поведение и предостерегают от безнравственных поступков. «Если ты человек чести, то тем самым оправдываешь высокое звание адыга, и это значит, что в тебе есть и человечность, и мужество, и адыгство». Человечность – основной принцип адыгства, подчиняющий себе действия всех других моральных критериев, принципов, норм. Адыгство обязывает быть благородным, отзывчивым, почтительным, деликатным, рассудительным, мужественным, честным, великодушным во имя одной высшей цели – человечности. В процессе воспитания национального идеала необходимо, считали адыги, побудить ребенка к осуществлению самовоспитания. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается высший образец, к которому он должен стремиться. Отношение человека к своим возможностям, правильность самооценки, умение видеть свои недостатки, постановка осознанных целей и задач самосозидания, решение и желание сформировать у себя те или иные положительные качества, осмысление собственного поведения. Формирование всесторонне развитой, совершенной личности – основная тема народной педагогики. Представления каждого народа о совершенстве личности развивались и обогащались исторически под влиянием условий труда, быта, своеобразие условий жизни народа отражается в его национальном идеале. Так, например, понятие «настоящий джигит» имеет некоторые отличия и в первую очередь, кодексом приличий и хорошего тона и т.п., а вот критерии оценки совершенной личности очень близки друг к другу. Всеми народами ценится ум, здоровье, трудолюбие, любовь к Родине, честность, храбрость, великодушие, доброта, скромность, совестливость и т.п. В личностном плане главное – общечеловеческие начала. Чувство национального достоинства предполагало осуждение поведения, порочащего весь народ, что способствовало воспитанию ответственно-сти перед родным народом за свое доброе имя, а перед другими народами – за доброе имя своего народа. «Будь таким, чтоб по тебе судили о твоем народе, будь достойным сыном (дочерью) своего народа. У адыгов любовь к Родине – одна из значимых черт личности – всегда проявлялась параллельно с чувством фамильного и национального достоинств. В самых трудных условиях от адыга требовалось сохранение доброго и честного имени своей семьи, рода, племени и народа. «Своему отцу и матери позор не приноси», «Смотри, старайся не снимать адыгское лицо», т.е. не позорь честь и достоинство адыга. Для адыга «Родина» – его родной народ с великой историей, это и тот клочок земли, где родился и вырос, где находятся могилы предков, где познаются первые неудачи и радости.
Адыгский народ стремился воспитывать человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство, на практике проявляющего свои нравственные качества, способного преодолевать трудности, встречающиеся на жизненном пути. Адыги утверждали, что взрослые должны постоянно помнить, что даже жесты, слова, манеры подсознательно влияют на формирование личности ребенка. Он становится как бы зеркалом семейных традиций и манер поведения, если в семье принят спокойный доброжелательный тон, то ребенок усвоит все это сам и станет поступать также. В каждой семье, говорят адыги, царит свой дух жизни. Выйдя из дома, вступая в контакт с людьми, человек приносит заложенные дома привычки, стиль общения, проявляя себя на определенном уровне культуры. Адыги считали, что если ребенка побуждать совершать хорошие поступки, то эти действия помогут началу формирования высоких нравственных черт его.
Огромную роль в воспитании играет личностное сознание, т.е. личные убеждения, мотивы и самооценка, которые позволяют человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им объяснение, вырабатывать свою линию поведения в обществе, в семье. Образ жизни ребенка определяется образом жизни родителей.
В воспитании адыги придавали большое значение авторитету – для них это мера достоинства, чести, совести. Понятие «имеет лицо» у адыгов означает, что человек, достойный уважения справедливый, честный, совестливый. Считалось, что эти качества человек получает генетически и в результате кропотливого, рационально организованного воспитания, начиная с его рождения. Приглядываясь к действиям, поступкам, прислушиваясь к словам и суждениям старших, дети избирают для подражания то, что в их глазах достойно и исходит от людей, авторитетных для них.
Воспитание нравственно-здоровой, культурной, свободной и ответственной личности, гражданина и патриота, иными словами национального идеала совершенной личности заключается в формировании у подрастающего поколения:
1. Убежденности в неповторимости, уникальности каждой личности и в том, что жизнь – высшая ценность.
2. Необходимых моральных ориентиров, почерпнутых из чистого родника народной мудрости и опыта, формировавшихся веками народных принципов и заповедей народной педагогики по воспитанию в соответствии с нормами морали и высших социально-нравственных качеств.
3. Гражданственности, любви к Родине, почитания и уважения народных традиций и обычаев, ощущения своих корней, преемственности поколений, ответственности за судьбу своего народа и его культуру.
4. Толерантности к иному образу жизни и стилю мышления.
5. Эстетических критериев и ценностей на примерах фольклора и эстетики народного быта.
6. Убеждения в необходимости сосуществования человека и природы в гармонии на примере наших предков. Чувство ответственности за судьбу родного края, его природы.
7. Усвоение накопленных нашими предками знаний, народного опыта и мудрости.
Таким образом, адыгское воспитание – это целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения высоких гражданских, морально-этических, психологических и физических качеств, привычек поведения и действий в соответствии с требованиями, предъявляемыми обществом.
3.Семейный уклад
Главной причиной сохранения большой семьи являлось господство натурального хозяйства, в условиях которого многоотраслевая деятельность была возможна только в рамках крупных семейных общин. Опасение перед возможным разорением в условиях малоземелья (особенно, в горной местности), также сдерживало разделы больших семей. Главой подобной общины являлся старший мужчина — отец или (после его смерти) старший из братьев, представлявший семью на уровне селения, регулировавший хозяйственную повседневную деятельность семьи, распоряжавшийся ее средствами, решавший все вопросы брачного характера членов семьи. Власть отца над сыновьями была исключительно велика — за серьезный проступок он мог изгнать или лишить наследства любого из них. В то же время беспричинный деспотизм главы семьи адыгами осуждался — авторитет отца должен был основываться не на страхе, а на уважении за мудрость, человечность, хозяйственную компетентность. Без согласия главы семьи ни один из сыновей не мог выделиться в отдельное домохозяйство. Чаще всего разделение большой семьи происходило уже после смерти отца. Однако еще какое-то время формально самостоятельные малые семьи продолжали вести совместное хозяйство, пока экономические возможности не позволяли им произвести реальный раздел. Столь же большим авторитетом, что и глава семьи, пользовалась старшая женщина (,ведавшая вопросами домашнего хозяйства. Другим типом семьи, существовавшим в это же время, была малая семья. Такие образования могли состоять из семейной пары и их неженатых детей, в других случаях могли включать и кого-нибудь из родственников мужа — одного или обоих родителей, неженатого брата, незамужнюю сестру и т.д. Между этими двумя типами семьи существовало своеобразное динамическое равновесие — малая семья через одно поколение, не будучи подвержена разделу, могла превратиться в большую. В свою очередь, большесемейные общины могли дробиться на малые, причем данная тенденция становится превалирующей на протяжении всего XIX века. К числу наиболее действенных причин, способствовавших увеличению доли малых семей, следует отнести факторы, прямо или косвенно связанные с Кавказской войной — регулярное уничтожение селений и постоянные миграции населения привели к дисперсному расселению фрагментов некогда больших семей по различным аулам не только Северо-Западного Кавказа, но и Османской империи. Окончательному распаду большая семья подверглась по мере вовлечения адыгов в товарно-денежные отношения, сопровождавшиеся расслоением сельской общины.
Браки у адыгов были строго экзогамными — запрещалось вступление в брак кровным родственникам вплоть до 7 колена, однофамильцам, а также представителям разных фамилий, возводивших себя к общему предку. Из брачной сферы исключались и родственники, приобретенные посредством искусственного родства — аталычества, усыновления, молочного родства, а также индивидуального и межродового побратимства (соприсяжное братство). Игнорирование подобных запретов всегда вызывало крайнее неприятие общины, приводившее к изгнанию, а нередко и к убийству нарушителей. Исключительно редкими были браки между представителями разных сословий. Средний возраст вступления в брак у адыгов составлял 18-25 лет для юношей и 17-18 — для девушек.
У адыгов существовало несколько форм заключения брака, основной из которых считался брак по сговору, то есть с обоюдного согласия сторон. Существование такого брака было обусловлено значительной свободой адыгской молодежи в выборе будущего спутника жизни. Юноши и девушки могли встречаться, знакомиться и оказывать друг другу знаки внимания на свадебных игрищах, вечеринках, сопровождавших обряд излечения раненого Местом времяпрепровождения молодежи были и особые девичьи комнаты выделявшиеся в каждом доме для девушек, достигших брачного возраста. Именно здесь, согласно требованиям института (сватовства — от адыг. “псэ” — душа, “лъыхъуэн” — искать; досл. — “поиск души”), в присутствии младшей сестры или подруги, и должно было происходить объяснение девушки с потенциальными женихами. Случалось, что к известной своими достоинствами девушке приезжали свататься юноши и из соседних селений, и даже из отдаленных уголков Черкесии. При этом в ситуации сватовства обеими сторонами активно использовался хъорыбз — образный, иносказательный язык игрового ухаживания.
Девушка, сделавшая свой выбор, через посредников ставила об этом в известность родителей. В случае их согласия на этот брак, молодые обменивались залогом верности и назначалась дата увоза невесты. Подобная разновидность сватовства становится у адыгов преобладающей в XIX — начале XX вв.
Свадьба у адыгов представляла целый комплекс обрядов и действий магического характера, призванных обеспечить благополучие молодой семье. Немало было и моментов, отражавших давно пройденные этапы общественных отношений (в частности — переход от матрилокальности к патрилокальности). Собственно свадебные торжества начинались у адыгов с поездки за невестой.
Основными элементами свадебного обряда являлись:
Привоз невесты и ее ввод в брачное помещение , где она находилась несколько дней до начала “большой свадьбы”. Здесь же совершался обряд мусульманского бракосочетания . Если вопрос с калымом был урегулирован, молодой супруг мог тайно навещать свою жену.
Ввод невестки в большой дом с обрядами приобщения к очагу, знакомства со старшими родственниками мужа и свекровью;
Ввод невестки в дома родственников мужа;
Ввод невестки в кухню (как правило, совершался на следующий день после большой свадьбы).



Еще большего внимания и заботы удостаивалась невестка, ожидающая ребенка. Она была обязана соблюдать пищевые ограничения и поведенческие запреты, чтобы не нанести вреда здоровью и внешности будущего ребенка. Роды принимала профессиональная повитуха, имевшаяся в каждом селении. Для облегчения родов она прибегала к имитативной магии, например, отпирала замки и развязывала узлы. В честь рождения ребенка (особенно — мальчика) устраивали праздник с угощением, обрядовыми играми (например, лазание за призами по гладкому столбу). Правом имянаречения у адыгов пользовались не родители, а старшие родственники, соседи, знакомые. Наряду с традиционными именами, адыгами использовались и иноязычные, со временем пополнявшие местный антропонимикон — с тюркскими, иранскими корнями (“бэч”, “мырзэ”, “джэрый”, “хьан”,“темыр”, “къан” и др.), по мере исламизации популярными становились мусульманские имена. Особыми ритуалами сопровождались и другие значимые события детского цикла — укладывание в колыбель, первое обрезание ногтей, первый шаг, прорезывание зубов, первое бритье головы, выпадение первого зуба.
415298952

Традиции и обряды, связанные с рождением и воспитанием ребёнка в семье.Ничто не может сравниться с радостью появления на свет ребёнка. Гущэхэпхэ в честь новорожденного ребенка устраивали через две недели после рождения ребенка, когда впервые укладывали его в колыбель.
Цыгъошъхьац – устраивали в честь первого бритья головы.

Большое значение имело трудовое воспитание детей, которых с 6-8 лет постепенно приучали помогать старшим по хозяйству. Особое внимание обращали на формирование полоролевых стереотипов — в мальчиках стремились развить активное начало, храбрость, мужество, в девочках — мягкость, скромность, толерантность. Для мальчиков немаловажным было и владение оружием, навыки верховой езды. Подростки из княжеско-дворянских семей занимались исключительно военной подготовкой под руководством своих аталыков. При этом, если у крестьян знаком вступления юноши во взрослую жизнь был его первый выход на пахоту, то для дворянской молодежи своеобразной возрастной инициацией было первое участие в походах.
Адыгская этика осуждала излишнюю эмоциональность, в силу чего демонстрация взаимной привязанности, родительской или сыновней любви должна была осуществляться не в словесной форме, не во внешнем проявлении чувств, а в рамках допустимого кодексом адыгэ шэнхабзэ. Проявление иных манер было равнозначно “потере лица”, утрате чести (напэ). В силу этого, при всей строгости воспитания, на детей воздействовали не запретом, не наказанием, а убеждением и собственным примером — ребенок должен был осознать, что его ненормативное поведение может нанести вред репутации родителей, семьи и рода в целом. Глубокое уважение и почитание отца и матери выражалось в беспрекословном им подчинении, в постоянной заботе о них, в строжайшем соблюдении поведенческих запретов.
4.Обычаи
Гостеприимство. К числу основополагающих принципов гостеприимства можно отнести:
Сакральный (божественный) характер гостеприимства. Гость считался посланником Бога, а дом, куда вошел гость, считался отмеченным высшими силами.
33949642082816598920828
2) Всеобщий характер гостеприимства, оказание которого, с одной стороны, являлось привилегией и обязанностью каждого адыга независимо от сословного статуса и материального достатка. Гостеприимство также распространялось на любого вошедшего в дом человека, невзирая на его национальность, вероисповедание, возраст, пол или степень знакомства с хозяином. Из сферы гостеприимства не были изъяты даже кровные враги. В последнем случае долг кровомщения отступал на второй план перед законами гостеприимства, и хозяин обязан был принимать убийцу как любого другого гостя, ничем не выдавая своего отношения к нему. Мстить такому человеку дозволялась только за пределами усадьбы, когда он добровольно покинет дом.
3) Безопасность священной персоны гостя полагалось отстаивать всеми возможными способами, даже ценой жизни хозяина. Знаком добровольного возложения на себя подобных обязанностей являлось символическое разоружение хозяином гостя, едва тот переступал порог кунацкой. Оружие при этом тут же развешивалось по стенам гостевого дома. Нанесение любого ущерба гостю — словами либо действием — считалось тягчайшим преступлением и воспринималось хозяином как личное оскорбление. При этом, согласно адыгским адатам, обидчик гостя обязан был ответить не только перед родом потерпевшего, но и заплатить особый штраф хозяину за бесчестье дома, в котором это преступление произошло. Данный принцип гостеприимства не раз демонстрировал свою крайнюю стабильность, в том числе и в эпоху реформирования судебной системы у «демократических» адыгов в 1840-1850-х гг. Так, адыги, в чьих домах укрывались нарушители закона, регулярно игнорировали право муртазаков (земской полиции) на задержание преступников, по-прежнему считая позорной выдачу своих гостей, даже явно уличенных в неблаговидных поступках. Гость размещался в особом гостевом доме .Это было отдельное строение на усадьбе или вне ее, нередко имевшее собственную ограду. К нему пристраивали конюшню или коновязь, гостевой дом являлся самым благоустроенным помещением усадьбы, в котором кроме предметов меблировки имелись постельные принадлежности, циновки, музыкальные инструменты.

Прикладное искусство адыгов говорило о больших творческих способностях, одаренности и высоком эстетическом вкусе адыгского народа .Истоки изобразительного искусства адыгов уходят в глубокую древность. Но орнаментальные формы и композиции сохранились и оставались неизменными в течение нескольких столетий. Поэтому они являются важными историко-этническими источниками.
К древнему искусству адыгов относится резьба по дереву, которая в XVIII веке получила дальнейшее развитие. Резьбой украшали карнизы домов, оконные рамы, ворота, деревянные спинки диванов, кроватей, кресла для старших в семье, некоторые предметы женского туалета, катушки для ниток и гребни для расчесывания. Музыкальные инструменты и деревянная посуда украшались несложной резьбой, носивший геометрический характер (прямые и косые линии, зигзаги, изредка мотивы спирали). На дверях кунацких , на некотрых вещах и даже на каменных скалах вырезались родовые знаки , являвшиеся не только знаком, но и украшением. Существовала также и архитектурная резьба.


Прикладному искусству были свойственны два типа: во-первых – стиль животного узора, во-вторых – линейно-геометрический стиль; и поэтому на искусстве адыгов отразились все этапы. Всеми видами прикладного искусства адыгов занимались в основном мужчины. Они были седельщиками, владели мастерством тиснения по коже с помощью специальных штампов, изготовленных из рога или металла и ряда других несложных инструментов.
У адыгов войлоки украшались аппликациями. Это был традиционный узор, основу которого составляют растительные элементы – трилистники, усики дикого винограда, несложные цветочные розетки, а также ромбы, треугольники и рогатые мотивы. На изделия из кости наносился геометрический узор, изображались лучи восходящего солнца, звезды. В адыгейских жилищах кровати, дивны, стены украшались изящными узорными циновками из болотного камыша. В плетении циновок из рогоза достигли наивысшего искусства.Широко применялась циновка в свадебном обряде. Девушка обязана была приготовить к свадьбе 3 циновки: большую циновку, (циновка для совершения молитвы) и прикроватный коврик. Она вкладывала все свое умение, так как по ней судили о ее способности чувствовать красоту, о ее трудолюбии.Циновка в жизни адыгов носила и функциональный характер. Она использовалась для подстилки на глиняный пол в сакле (жилище), на котором росли дети; служила украшением внутреннего убранства, на фоне которых развешивались шапки, ружья, пистолеты, кинжалы.

Золотое шитье.Золотошвейными узорами украшались адыгский мужской и женский костюм, подвески, парадные одеяла, настенные ковры, сумочки, кошельки, цепочки, шнурки и все, что можно было использовать для украшения одежды. Адыги знали несколько видов шитья: вприкреп, гладь. Приклад оружия отделывался слоновой костью, серебром и золотом. Чернь применяли для украшения мужских и женских поясов, нагрудников, колец, браслетов и металлических принадлежностей седла и оружия. На женских поясах встречались сердолики в высокой оправе, изредка – бирюза. Профессия ювелира передавалась по наследству, детей обучали златокузнечеству.


Для ювелирных украшений адыгов были характерны изящество, прочность, строгость, тонкая линия орнамента. Орнаментом украшались кинжалы, ружья, сабли. Для прикладного искусства адыгов характерна орнаментальность. Орнамент складывался в течение длительного времени, сохраняя многие древнейшие черты и обновляясь в процессе развития национальной культуры и расширения связей с другими народами. Древнейший геометрический прямоугольный орнамент использовался во внутреннем узоре золотого шитья. Значительная часть существовавших мотивов встречается в орнаменте сосудов и костяных изделий. Одним из орнаментальных мотивов является изображение родовых знаков , особенно развитое в золотом шитье.
Аталычество. Существовало несколько основных разновидностей аталычества:
1)Аталычество для установления и поддержания отношений зависимости.Подобным путем представители знати, отдававшие своих детей лицам, стоявшим ниже их на социальной лестнице, приобретали новых вассалов. Если же аталыком являлся один из дворян, уже подвластных отцу ребенка, его политический вес в обществе, в силу установления родства с могущественным сюзереном, значительно возрастал. Такие воспитатели становились наиболее доверенными лицами, входили в ближайшее окружение князей или родовитых дворян, им доверялось выполнение наиболее деликатных, ответственных поручений, в том числе и дипломатического характера. Частным случаем вассального союза, закрепляемого аталычеством, являлись отношения отдельных адыгских князей с крымскими ханами (и реже с османскими султанами), сыновья которых воспитывались в Черкесии.
2) Как видим, военно-политическая сторона всегда являлась неотъемлемой составляющей аталычества. Данная ипостась института воспитательства становилась доминирующей и при оформлении аталыческих отношений между представителями разных обществ, в том числе и тогда, когда о вассалитете говорить не приходилось. Подобные отношения могли оформляться в рамках адыгского мира, а также связывать представителей местной знати с социальными элитами соседних народов (что было более характерно для кабардинской аристократии). Тем самым аталычество служило эффективным средством установления политического союзничества, связывая партнеров как равных по статусу, так и при наличии некоторых элементов неравноправия.

Национальная одежда
-3556055118Женский костюм. Старинный адыгский костюм был богат украшениями, вышивкой, отделкой из тканей ярких расцветок. Женский костюм включал: верхнее платье -сае, нижнее платье, короткий кафтанчик , шапочку , к которой прикреплялся шарф, пояса , который надевался поверх платья, на ноги надевались чувяки . Сае шилась из парчи и бархата, летнее или праздничное – из шелка, с длинным рукавом, отрезное по талии, со сквозными разрезами впереди. Платье плотно облегало фигуру и застегивалось на талии 2 – 3 крючками. К длинным и узким рукавам пришивали широкие, длинные лопасти, которые были красиво орнаментированы. Платье было синего, темно-зеленого, черного, коричневого, темно-красного цветов. Нижняя часть платья состояла из семи клиньев. Шапочка изготавливалась из твердой прессованной ткани, покрытой бархатом. Она расшивалась замысловатыми рисунками, поверх нее набрасывался светлый шарф, который украшался орнаментом. Головным убором женщин являлись платки, шапочки. Девочки и замужние женщины носили платки, девушки – «золотые шапочки». Носили их и замужние женщины до рождения первого ребенка.
У адыгов существовало несколько видов шапочек. У одной шапочки нижняя часть обтягивалась широкими, а верх узкими галунами. Другая же изготавливалась из галуна, но имела сафьяновую подкладку и заостренный куполообразный верх. Шапочка, шитая из золота или серебра, считалась самой нарядной и переходила по наследству от матери к дочери.
8001022733


Обязательным элементом женского костюма служил пояс . Он делался из кожи (шириной в 3 – 4 см), расшивался и имел серебряную или металлическую пряжку с позолотой. Женские чувяки – традиционная обувь адыгейских женщин. Они изготавливались из мягкой кожи светлых тонов, иногда расшитой национальным орнаментом. Женская обувь мало отличалась от мужской обуви.. Она была только изящней и богаче украшенной. Также обувью были чувяки, башмаки, сафьяновые и войлочные носки-маист, ходули, туфли. У женщин высших сословий была распространена специальная обувь – деревянные ходули на двух ножках высотой 12 см, обтянутые бархатом с костяными, серебряными и позолоченными украшениями. Эта обувь была парадной, свадебной.

Мужской костюм. Мужской костюм был более строг: черкеска – це, бешмет, шаровары, шапка, папаха, башлык, пояс, кинжал, ноговицы, бурка.
Черкеска для праздников из тонкой плотной шерсти белого, светло-серого, голубого цвета. В быту преобладали черкески темного цвета. Верх черкески плотно облегает фигуру, на груди вырез со сквозным разрезом на полы, которые на талии имеют узелковые застежки. В быту, в походах рукава черкески, если они мешают движению, подворачивались. На груди пришивалось от 16 до 24 патронниц – газыри, которые обложены серебряным галуном. Ниже патронниц делаются два боковых кармана для натруски с порохом и еще таких два ниже талии.


Бешмет был из тонкой шерсти или плотного шелка. Высокий стоячий воротник застегивался на мелкие узелковые пуговицы или скрытые крючки. Верх бешмета плотно облегал фигуру, а низ не доходил до колена. Длинные рукава бешмета заканчиваются у запястья манжетом, застегивающимся на узелковые пуговицы. Бешмет надевался под черкеску, он длиннее черкески и виден был из под нее. О бешмете мало сведений, но о том, что под черкеску адыги носили одежду из шелка и другой ткани, украшенную золотом или серебряным шитьем и галуном, имеются сведения. Эти украшения говорят о том, что адыги могли его носить без черкески, как праздничную одежду. Шаровары шились из черной ткани (шерсти или тяжелого плотного шелка). Узкий кожаный пояс является необходимой деталью мужского костюма. Серебряный набор и позолота пояса украшают костюм адыга. К поясу прикрепляется кинжал, ножны и рукоять которого украшены позолотой и чеканкой. Кожаные ноговицы из черной, белой или цветной кожи завершали мужской костюм. У колена они опоясывались узким наборным ремешком.
Традиционная еда.
Пища являлась той составной частью культуры народа, которая больше всего связана с его бытом и более стойко сохраняет национальные и специфические черты. Основу питания адыгов составляли продукты животноводства и растениеводства. Повседневная пища отличалась от праздничной пищи. Для праздников и гостей пища была более изысканной, разнообразной. Престижность, как и обилие, пищи, подаваемой к столу, зависела от состоятельности хозяина, ранга и авторитета гостей, значимости отмечаемого события, времени года. Иногда в честь важных гостей число блюд достигало несколько десятков. Каждое из кушаний подавалось на отдельном круглом столике и этим объяснялось большое число столиков и блюд. Адыгская национальная кухня отличалась большим разнообразием, и особенностью для пищи адыгов была сезонность. Летом ели молочные продукты, растительную пищу, а зимой и осенью преобладала мясная пища. Она занимала ведущее место в повседневной, праздничной и ритуальной пище. В мясной рацион питания входило множество блюд, одно из которых мелкорубленое мясо ни по технологии приготовления, ни по составным компонентам не имеет аналогов в системе питания соседних с адыгами народов. Самыми распространенными блюдами у адыгов являются жареное мясо и вареное мясо.К одним из самых распространенных мясных блюд относится и шашлык, который служит как бы принадлежностью адыгской кухни. В приготовлении мясных блюд у адыгов участвуют мужчины. Они отвечают за разделку туши животного или курицы. Только мужчины режут курицу, они должны сварить отдельно от остального мяса голову и ноги животных.


Основными были круто сваренная каша, заменявшая печеный хлеб. Хлеба выпекали мало, его приготовляли из пшеничной и ячменной муки. Из пшена так же варили похлебку. Адыги пекли пироги с курицей, а также пирожки с мясом, сыром. Из муки приготовляли более пяти видов похлебки, довольно вкусные, более пятнадцати родов различных пирожных в состав поварского искусства черкес. Также они делали сыр. Самым любимым мясным блюдом была баранина, потребляли и говядину, козлятину, разную домашнюю птицу: курица, индейка. Любимым кушаньем были индейка с подливой, жареная курица , курица с подливой и др. Молочные продукты были также излюбленной едой. Из молока готовили сыр свежий и сушеный, который хранили долго, приготовляемый из молока, - выдержанная и прокипяченная сыворотка, заправленная молоком, прекрасно утоляющая жажду, способствующая регулированию пищеварения. Распространенным напитком являлась буза– род браги, приготовляемый черкесами из проса и меда. Мед использовали в качестве сахара и часто как лекарство. Но вместе с тем адыги были в еде, питье сдержаны, осуждали обжорство, жадность. Адыги не использовали вилок, хотя в то время были и деревянные вилки, ложки, а ели руками, если это позволяла пища.
4.Культура адыгов.
Танцы
В хореографии XIX в. большое место занимали танцы, являлись важнейшим компонентом музыкального творчества. Зародившись в глубокой древности, танцевальное искусство оттачивалось и обогащалось веками, вырабатывая новые исполнительские формы и приемы. В народных танцах отразились труд, быт, условия, образ жизни, хроника наездничества и войны, стойкость духа, чувство достоинство, гордость. Танцы в жанровом отношении также были разнообразны, но все же по пластике и ритмике делились на две категории: на танцы грациозно-плавные и пляски огненно-стремительные.
Самым распространенным танцем у адыгов был плавный танец парами с многочисленными вариантами. К типу относится и танец удальства, смелости и ловкости.



В танце парень и девушка в быстром темпе выделывали всевозможные фигуры. В этой пляске-лезгинке инициатива принадлежала мужчине. Значительную часть этого танца мужчины выполняли на носках. «Загатят» более живой и веселый танец парами иными движениями пар. И круговой хороводный танец. Этот танец особенно был любим молодежью.
Для наблюдения за порядком на танцах назначался распорядитель танцев, который следил за тем, чтобы все соблюдали этикет. На танцах нельзя было оставлять девушку в середине круга, произносить непристойные слова, громко смеяться, грубить. Распорядитель мог оштрафовать и удалить любого нарушителя. Таким образом, танцы стали неотъемлемой частью развития и воспитания адыгского этикета.

Музыка
Богатая народно-музыкальная культура издревле привлекала внимание ученых, музыкантов. Больше всего обращалось внимание на песни с описанием истории, быта, нравов, обычаев народа. Тексты и музыка, которые дошли до нас, свидетельствуют об этом.
Песни вырастали из труда и борьбы адыгов. На песни откладывали отпечаток окружающая природа, шум моря, рек, ветра.
Роль песни в жизни народа оставалась громадной, ее сила нередко равнялась общественному осуждению, приговору. Не было черкеса (адыга) большей чести, чем быть прославленным и воспетым в песне, и большого позора, чем быть осмеянным.
Песни и их мелодии были средством художественного и мировоззренческого воспитания детей.
В распространении музыки и песни большую роль играли странствующие певцы. Эта личность считалась неприкосновенной, даже для воров. Они не имели собственности и не вели хозяйства, не носили оружия и разъезжали по всей стране, присутствуя на собраниях, плясках, а также в битвах. Популярными оставались в народе песни о нартах, обрядовые, охотничьи, трудовые, историко-героические, шуточные, песни социального протеста, плачи, колыбельные и детские. Из них самыми древними были трудовые и обрядовые. Они отразили все виды трудовой деятельности и обрядов.
Изучая быт, нравы, обычаи адыгов, адыгский просветитель С. Хан-Гирей глубоко вникал в музыкально-песенную культуру. Впервые он в « Записках о Черкесии» провел классификацию адыгской народной песни. Он писал: «Песни черкесов (адыгов) сложены стихами тоническими, т.е. созвучие предыдущей рифмы с последующей составляет в них искусство словосложении, а потому песни не сказывают, а поют». Очень популярны были песни «Песнь о битве при Бзиюке», «Песня про Айдамиркан», «Песня о Коджебардыко Мыхамете» и многие другие.
Черкесы любят поэзию и песни. У них были поэты – слагатели народных песен. Они были в основном простолюдины, и редко знали язык священников – людей грамотных. Такие поэты были высоко чтимы князьями и дворянством, они ходили в бой и были впереди войск. Князья любили иметь при себе певцов и гордились ими. Ученье сочинить песню глубоко уважалось.
Каждое утро певцы составляли свое общее временное жилище и расходились в разные стороны леса, где в уединении слагали свои песни в честь героев. Вечером собирались вместе, и каждый представлял собранию все, что дало вдохновение дня.
Песни сопровождались оригинальным бессловесным припевом-подпевом. Имелось и большое количество инструментальных произведений.
30139645194323266470993
Существовали сообщество ,хасэ – совет старейшин. Для решения проблем, стоящих перед аулом, племенем или страной, избирался хасэ. Здесь решались важнейшие политические и юридические вопросы данной территории.

6.Обряды адыгов.
Епщэ– обряд врачевания у адыгов.«Епщэ» в переводе с адыгейского языка означает «дуй» от слова «дуть».Епщэ проводился для серьезных больных, раненых, людей со сложными переломами. Епщэпроводился в вечернее время, когда, как было замечено издавна, больному становилось хуже.

На обряде епщэ исполнялись «целебные» песни. Важное место в обряде епщэ играли различные забавы и игры.
Магический обряд «Дэелъэпсэщ1эк1» - прохождение под корнем орехового дерева. Обряд «Дэелъэпсэщ1эк1» - один из магических обрядов, который проводился при лечении различных массовых заболеваний, при эпидемиях.«Узи, бзэджэ – наджи и1эр пэрэз! Узи, бзэджэ – наджи и1эр отэт» «И болезни и нечистая сила, что в нем пусть уйдет! Болезни и нечистую силу, что в нем, мы тебе отдаем».
7. Роль школы в возрождении и внедрении национальных традиций адыгов.
До недавнего времени по понятым причинам не могли возлагать на школу такие жизненно важные обстоятельства, хотя давно осознали, что только школа и дошкольные учреждения могут сколько – нибудь системно продолжить и совершенствовать семейное воспитание, подрастающее поколения.
Теперь, когда на вполне государственном уровне установлено, и что школа неотрывна от национальной почвы. Она формирует и хранит национальную культуру, традиции, мы получаем возможность действительно использовать школу в воспитании и развитие учеников в духе лучших традиций и культуры.
Необходимо боле пристально присмотреться к сегодняшнему школьнику, и как объекту нашего внимания в учебно – воспитательном процессе, присмотреться, чтобы увидеть, каков сегодня на общем фоне коренной и глубокой логики привычных устоев, социальной психической, экономической структуры общества, как влияет внедрения компьютеризация, на формировании его этнической культура, этнического самосознания, экологической культуры, межнациональных отношений. Нам представляется необходимым, так же изучить современного учителя, от которой в немалой степени зависит успех формирования этнической культуры личности.
Академик Д.С пришел к выводу, что « воспитание подрастающего поколения должно быть национальным, природосообразным, логичным. Что национальные традиции следуют изучать и сохранять, что национальное своеобразие сближает нации, а не разъединяет».
Каковы же возможности школ в деле успешной организации национального воспитания подрастающего поколения?
В известной степени ограничителем служит базовый стандарт в содержании обучения, который ни как нельзя игнорировать. Базовый стандарт, допускает включение национального компонента, хотя это не дает широких возможностей, но необходимо использовать в максимальной степени. Важны варианты: Адыгский этикет, адыгская этнопедагогика, психология и этика адыгской (русской) семьи. А вот такие предметы как физвоспитание, начальная военная подготовка, труд, ИЗО, музыка полностью позволяет наполнить уроки национальным содержанием и соответствующей дифференцированной методикой обучения девочек и мальчиков.
Внеурочная деятельность школы представляет в интересующем плане неограниченные возможности. Содержание, формы и методы внеурочной деятельности следует полностью настроить на национальную культуру, национальный характер и нацелить на формирование стремления к постоянному самосовершенствованию.
Во время исследования и создания данной работы мы понаблюдали, провели тестирование за ходом работы учителей и учащихся в школе и были сделаны выводы, что учителя и ученики в полной мере принимают участие в возражении национальных традиций. Этот год в Хабезском районе объявлен годом черкешенки и связи с эти в нашей школе и по району проводятся множество различных мероприятий по внедрению и возражению адыгских традиций среди учащихся дошкольных и средне и общеобразовательных учреждений.
Каждый год по району во всех школах проводится мероприятие « Мой язык, моя душа, моя земля» - это мероприятие нацелена на формирование у учащихся школ патриотизма, сознания ответственности и преданности к родной земле, а так же созданию у детей духовно – нравственных качеств. Наша школа каждый год принимает участие в этом конкурсе и не раз присуждались призовые места по разным номинациям.
С 2009 года в нашей школе проводиться мероприятие под названием « Сатаней Гуащэ» - «Мисс Черекешенка». Учувствует в этом мероприятии все классы с 1 – го по 11 – ые классы. Конкурс проводится по звенья – первое звено – с 1 -4 классы, второе звено с 5 -8 классы, третье звено – с 9 -11 классы.
Цель данного конкурса: максимально затронуть традиции адыгов.
В конкурсную программу входят: исполнить песню старинную, показать старинную обрядовую сценку, исполнить танец – старую народную, ответить на вопросы викторины на знание адыгских традиций. Дети с интересом готовились, и руководитель в основном классные которые их готовили вместе с классом, получали грамоты и призы. Победительница получала шапку черкешенки и ленту с надписью « Сатаней Гуащэ».






Так же у нас в районе проводится ежегодно мероприятие под названием « Горянка года». В мероприятии учавствуют все школы района. Цель данного мероприятия развить у учащихся национализм, духовность, нравственность и возрождение древних традиций народа. С нашей школы в этом году учасвтвовала ученица 10 класса Джамбекова Залина, которая заняла 2 место.

Каждый народ, какой бы национальности он ни был, старается воспитать ребенка традициями своего народа. Россия является домом для жителей России, и мы прививаем своим детям любовь к родине, что бы каждый учащиеся нашей школы был патриотом своей родины и имел уважение к каждому человеку этой Великой страны. А чтобы каждый наш ученик был достоянным гражданином России, он первую очередь должен знать традиции своего родного народа.
Нравы, традиции, обычаи адыгского народа несут добро, свет и любовь к людям, стремление сохранить нашу национальную культуру.
Адыги на земле моей живут,
Их издавна черкесами зовут.
Смеются солнцу, добрых ждут дождей.
Живут адыги на земле моей.

Выводы.
Теоретические положения данного исследования позволили нам прийти к следующему выводу:
В содержание умственного воспитания адыги включали:
1) развитие ума посредством развития познавательных функций человека: ощущения, восприятия, памяти, мышления, воображения, речи;
2) развитие индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей;
3) развитие сознания и самосознания, самоорганизация умственной деятельности.
В содержание эстетического воспитания адыги включали:
1) развитие эстетического восприятия окружающего мира и способностей ценить и создавать прекрасное (песни, танцы и т.д.);
2) развитие эстетических чувств и эмоций, развитие воображения;
3)формирование эстетического отношения к искусству, культуре, объектом природы, восприятия ,чувств, вкуса и идеала.
В содержание нравственного воспитания:
1) формирование сознания, нравственных чувств и навыков нравственного поведения;
2) формирование правил хорошего тона, культуры поведения и отношений (адыгэ хабзэ);
3) формирование чувства любви к Родине и ответственности за нее; формирование готовности прийти на защиту Родины и своего народа;
4) формирование чувства национально-адыгского достоинства и уважения к другим народам и нациям; толерантности.
В содержание трудового воспитания:
1) формирование потребности в труде, воспитание человека-труженика, способного к созданию материальных и духовных ценностей для себя, своего народа и общества в целом;
2) формирование умений и навыков, положительного, сознательного и творческого отношения к труду;
В содержание физического воспитания:
1) формирование механизма физического самосозидания и самовоспитания воли, выносливости, закаливания, настойчивости и самодисциплины;
2) разностороннее развитие конкретных спортивных умений (джигитовка, стрельба, перетягивание каната и т.д.) и мастерства;
3) развитие значимых физических качеств, обеспечивающих повышение работоспособности (выносливость); индивидуальная работа с физически закаленными, развитыми детьми с учетом их склонностей.
Исходя из исследуемой проблемы об опыте и идеях народного воспитания адыгов, в нашем исследовании мы пришли к заключению о возможности выделить критерии здорового, всестороннего развития личности:
– отношение к другому человеку как самоценности;
– способность к самоотдаче и любви;
– творческий характер жизнедеятельности;
– потребность в позитивной свободе;
– способность к свободному волеизъявлению;
–вера в осуществление намеченного.
Заключение.
В народном опыте воспитания адыгов много ценных педагогических мыслей, форм, средств и методов формирования личности, которые еще не в полной мере получили теоретическое обобщение. Традиционные методики и средства нравственного воспитания молодежи способны внести много полезного в арсенал современного воспитательного процесса. Каждый человек - представитель какой-либо нации, народа, он несет какие-то национальные черты и особенности в своем характере. Без их учета невозможно организовать рационально его воспитание, в свою очередь без использования народного опыта этнопедагогики трудно оказать эффективное воздействие на сознание подрастающего поколения, его нравственный облик.
О традициях и обычаях адыгского народа можно рассказывать долго, но я хочу остановиться. В изученной мною литературе о традициях и обычаях адыгов написано многое, но не все, что написано и когда-то было продолжается сейчас. Давно угасли аталычество и совет мудрейших, но многие адыги помнят эти обычаи и традиции и стараются не забывать их, чтобы можно было рассказать новому поколению. А большинство обычаев и традиций остались, хотя не все адыги их знают полностью, но они уважают накопленные веками мудрость и опыт своих предков и стараются выполнять эти традиции и обычаи. Остались обычаи почитания старших, законы гостеприимства, почитание женщин, традиции взаимопомощи и многие другие. Накопленный веками опыт сыграл большую роль в жизни адыгского народа, им есть чем гордиться и все, кто когда-либо изучал традиции, и обычаи адыгов всегда говорили, что никогда не слышали о таком вежливом от природы народе. И все говорят, что ни в какой стране нет вежливее и спокойнее народа, чем адыги. Адыги могут гордиться славою своих предков, потому что их предки породили замечательный народ и дали им самые мудрые знания, которые переняли у своего поколения.

Литература:
Блягоз Н.Ш. Проблемы современной педагогики систем образования. Всероссийская научно – практическая конференция(2002). Майкоп. Разд.-2 –с.147-152
Увижева Б.Д. Мудрость народной педагогики. //Сб. научных трудов молодых ученых.- Нальчик: Каб.- Балк. ун-т, 2006. С. 156-162.
Проблемы воспитания и обучения в адыгской школе. Выпуск1,ред.; Н.Т.Тешев,М.К.Тутаришева,Ашоров. – Майкоп,1990 –с.146
Шеуджен К .У.традиции,культура и охрана окуружающей среды. Национальные традиции :генезис,сущность и проблемы воспитания.1994 –С.288 -295.
Интеренет ресурсы –www. adig.ru.
.