Рабочая программа по обществознанию по ФГОС, 5 класс по программе Боголюбова Л.Н.

Пояснительная записка
Введение
Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утверждённого приказом МОН РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года, предназначена для основной школы (5 – 9 классы) и обеспечивает преемственность обучения с подготовкой обучающихся в начальной школе.
По структуре рабочая программа включает 5 разделов
- Пояснительную записку, в которой в введении указано, для кого предназначена программа, её структура, на основе каких документов разработана данная программа, используемый УМК; конкретизируется общая характеристика учебного предмета, цели и задачи, краткое содержание основных разделов, тем; описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета; результаты изучения учебного предмета; описание места учебного предмета в учебном плане; система оценивания результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования.
- Содержание учебного предмета.
- Календарно-тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.
Описание материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
Приложение, в котором размещены КИМы, задания для творческих работ, проектов.
Рабочая программа разработана на основе следующих нормативно – правовых документов:
«Закон об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ в последней редакции. ст. 12, 13.
ФГОС ООО, утверждённый приказом МОН РФ от 17.12.2010 № 1897 с изменениями от 29.12.2014,
"Фундаментальное ядро содержания общего образования. ФГОС".
"Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. ФГОС".
Авторская программа по обществознанию для 5-9 классов под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой «Обществознание», допущенная (рекомендованная) Министерством образования и науки РФ, 2012 года издания, Москва, «Просвещение»; ФГОС
Федеральный перечень учебников рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования, утверждённый приказом Минобрнауки России № 253 от 31 марта 2014 года.
СанПин 2.4.2821 – 10. «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность», утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации 29.12.2010г.№189);
Устав ГБОУ СОШ с. Курумоч.
ООП ООО ГБОУ СОШ с. Курумоч, утверждённая приказом № 30-од от 28.03.2013
Положение ГБОУ СОШ с. Курумоч о рабочей программе по учебному предмету.
Положение о системе оценок, формах, порядке, периодичности промежуточной аттестации и переводе обучающихся, о проведении мониторинга качества образования в ГБОУ СОШ с. Курумоч.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, Москва, «Просвещение», 2012 года, рекомендованного МОН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2013 – 2014 учебный год и, содержание которых соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования:
Учебники:
«Обществознание. 5 класс» под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, Москва, «Просвещение», 2012 год.
Методическая литература: Е.Н.Сорокина «Поурочные разработки по обществознанию. 5 класс» к УМК Л. Н. Боголюбова,









Общая характеристика учебного предмета.
Данная программа основного общего образования по обществознанию составлена с опорой на фундаментальное ядро содержания общего образования (раздел «Обществознание») и задает перечень вопросов, которые подлежат обязательному изучению в основной школе. В примерной программе основного общего образования по обществознанию сохранена традиционная для российской школы ориентация на фундаментальный характер образования.
«Обществознание» - учебный предмет в основной школе, фундаментом которого являются научные знания о человеке и об обществе, о влиянии социальных факторов на жизнь каждого человека. Раскрытие, интерпретация, оценка которых базируются на результатах исследований, научном аппарате комплекса общественных наук . Такая комплексная научная база учебного предмета «Обществознание», многоаспектность изучения его предмета – общественной жизни – обусловливают интегративный характер обществознания, который сохраняется и в старшей школе. «Обществознание» как учебный предмет в основной школе акцентирует внимание учащихся на современных социальных явлениях.
«Обществознание» в основной школе опирается на пропедевтическую обществоведческую подготовку учащихся в начальных классах в рамках учебного предмета «Окружающий мир». Полнота и глубина раскрытия содержания курса по обществознанию на втором этапе обучения ограничены познавательными возможностями учащихся младшего и среднего подросткового возраста. Наиболее сложные аспекты общественного развития рассматриваются в курсе по обществознанию в старших классах.
Цели и задачи изучения предмета «Обществознания» в 5 классе.
Главная цель - развитие духовно- нравственной сферы личности, становление социального поведения, основанного на уважении к личности, обществу, на уважении закона и правопорядка, развитие политической и правовой культуры, интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
Задачи :
1) способствовать развитию:
- умения получать и критически осмысливать социальную информацию из разнообразных источников;
- умения анализировать и систематизировать получаемые данные;
- освоению способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства.
2) Научить обучающихся:
А) сознательно организовывать свою познавательную деятельность;
Б) логично выстраивать устные высказывания, монолог, вести дискуссию;
В) выполнять познавательные и практические задания;
Г) выполнять причинно-следственный анализ.






























Краткое содержание курса обществознание в 5 классе.

№ пп
Название темы
Кол-во ч
Содержание

1
Введение
1
Значение изучения общества для человека

2
Человек
4
Загадка человека, отличие человека от животного.
Отрочество как особая пора жизни

3
Семья
4
Семья и семейные отношения, семейное хозяйство, свободное время

4
Школа
6
Образование в жизни человека. Самообразование. Одноклассники, сверстники, друзья.

5
Труд
5
Труд – основа жизни, виды труда, творческий труд.

6
Родина
10
Наша Родина – Россия, государственные символы России, гражданин России.






















Ценностные ориентиры содержания учебного предмета.
Факторы общественного характера оказывают определяющее воздействие на жизнь современного человека. Поэтому социализация личности, т. е. ее интеграция в общество, протекающая наиболее активно в детские и юношеские годы, расценивается как одна из ведущих целей среднего образования. Школьное обществоведческое образование выступает важнейшим средством социализации личности. Именно на уроках обществознания школьники получают представления и основы научных знаний об устройстве современного общества, о его различных социокультурных моделях, механизмах социальной регуляции, способах взаимодействия личности и общества, типичных социальных ролях человека в современных общественных условиях.
Существен вклад школьного образования в гражданское становление личности, в развитие ее социально значимых черт. Оно приобщает учащихся к таким важным компонентам гражданской культуры, как научные представления об отношениях между гражданами, а также между гражданином и государством; оправдавшие себя в гражданских отношениях способы деятельности, практические умения, модели гражданского поведения, одобряемые обществом; гражданские ценностные ориентиры, и прежде всего ценности, представленные в Конституции Российской Федерации; опыт самостоятельного решения многообразных проблем, возникающих в частной и публичной жизни гражданина как субъекта гражданского общества. Все это позволяет формировать компетентность гражданина.
Обществознание содержит значительный потенциал для столь востребованного в современном обществе нравственного воспитания подрастающих поколений. В предмете заложена установка на постоянное обращение к личному духовному, нравственному опыту, рефлексия его оснований.
Изучение обществознания играет существенную роль в формировании социальной компетентности молодежи, включающей наряду со знаниями и с ценностными ориентирами также комплекс умений.
Раздел 2. Результаты изучения учебного предмета.
Личностными результатами обучающихся в 5-х классах, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
- мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
-заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
-ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются в:
- умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
- способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей.
- овладении различными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, диалог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
- умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике;
-умении давать оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
- определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения содержания программы по обществознанию являются в сфере:
познавательной
- относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и об областях общественной жизни, о механизмах и регуляторах деятельности людей;
-знание ряда ключевых понятий, отражающих наиболее важные социальные объекты, умение с их позиций оценивать явления социальной действительности;
-умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций, одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
ценностно-мотивационной - знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
- приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
Трудовой - знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; -понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
Эстетической - понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
Коммуникативной - понимание значения коммуникации в межличностном общении;- умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
- знакомство с отдельными приемами и способами преодоления конфликтов.
ИКТ- компетентности обучающихся в 5 классе.
Правильно включать и выключать устройства ИКТ, входить в операционную систему и завершать работу с ней, выполнять базовые действия с экранными объектами.
Создавать графические объекты проведением рукой произвольных линий с использованием специализированных компьютерных инструментов.
Создавать текст на русском языке с использованием десятипальцевого клавиатурного письма.
Осуществлять редактирование и структурирование текста в соответствии с его смыслом средствами текстового редактора.
Избирательно относится к информации в окружающем информационном пространстве, отказываться от потребления ненужной информации.
Искать информацию в различных базах данных, создавать и заполнять базы данных.
Использовать различные приемы поиска информации в Интернете в ходе учебной деятельности.
Взаимодействовать в социальных сетях.




Описание места предмета в учебном плане
Согласно учебному плану ГБОУ СОШ с. Курумоч на 2014 – 2015 учебный год на изучение предмета « Обществознание » в 5 классе отводится 1 учебный час в неделю, итого 34 часов в год.


п/п
Тема
Планируемое
количество часов


Введение
1


Человек
4


Семья
4


Школа
6


Труд
5


Родина
10


Учебный процесс в ГБОУ СОШ осуществляется по триместрам, поэтому изучение предмета «обществознания» в 5 классе будет проходить в следующем режиме:

Предмет
Количество часов в


неделю
триместр
год



I
II
III


обществознание 5 класс
1
10
11
13
34


Рабочая программа по предмету «обществознание» рассчитана на 34 учебных часа , в том числе для проведения:

Вид работы



триместр
год


I
II
III


Контрольные работы
1
1
1
3

Практикум
1
1
1
3

Творческие работы
1
1
1
3

Проекты
1
1
1
3













Содержание программы 5 класс (34 ч)

Организационный модуль (1 ч). Значение изучения общества для человека. Науки, изучающие развитие общества. Сферы жизни общества.
Тема 1. Человек. (4 ч). Цели и ценность человеческой жизни. Природа человека. Человек биологическое существо. Отличие человека от животного. Наследственность.
Отрочество особая пора жизни. Особенности подросткового возраста. Размышления подростка о будущем. Самостоятельность – показатель взрослости.
Вводная контрольная работа.
Тема 2. Семья. (4 ч). Семья и семейные отношения. Семья под защитой государства. Семейный кодекс. Виды семей. Отношения между поколениями. Семейные ценности и нормы. Семейное хозяйство. Забота и воспитание в семье. Распределение обязанностей. Обязанности подростка. Рациональное ведение хозяйства.
Свободное время. Занятия физкультурой и спортом. Телевизор и компьютер. Увлечения человека. Значимость здорового образа жизни.
Тема 3. Школа (6 ч). Роль образования в жизни человека. Значение образования для общества. Ступени школьного образования.
Образование и самообразование. Учёба – основной труд школьника. Учение вне стен школы. Умение учиться. Отношения младшего подростка с одноклассниками, сверстниками, друзьями. Дружный класс.
Тема 4. Труд (5 ч). Труд – основа жизни. Содержание и сложности труда. Результаты труда. Заработная плата. Труд – условие благополучия человека. Благотворительность и меценатство.
Труд и творчество. Ремесло. Признаки мастерства. Творческий труд. Творчество в искусстве.
Тема 5. Родина (10 ч). Наша Родина – Россия. РФ. Субъекты федерации. Многонациональное государство. Русский язык – государственный. Любовь к Родине. Что значит быть патриотом.
Государственные символы России. Герб, флаг, гимн, государственные праздники. История государственных символов. Москва – столица России.
Гражданин Отечества – достойный сын. Права граждан России. Обязанности граждан. Гражданственность. Юные граждане России: какие права человек получает от рождения.
Россия – многонациональное государство. национальность человека. Народы России – одна семья. Многонациональная культура России. Межнациональные отношения.
Итоговая контрольная работа. Резерв -4 ч
Материально- техническое обеспечение образовательного процесса.
Персональный компьютер
Видеопроектор
Экран

Учебные материалы
Обществознание 5 класс. Учебник под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. М: Просвещение 2012
Список литературы
1. Нормативные и программные документы.
- Закон «Об образовании РФ».
- проект государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013-2020 годы.
2. Примерные программы по учебным предметам. Обществознание 5 – 9 классы. Стандарты второго поколения. М: Просвещение 2011.
3. Учебно-методическое пособие. Рабочие программы к УМК под редакцией Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой «Обществознание. 5 – 9 классы» М: Просвещение 2012.
4. Учебно – методическое пособие. Рабочие программы. Обществознание. 5 – 9 классы. Сост. Т.И. Никитина М: Дрофа 2012.
Литература для учителя обществознания (основная школа):

Безбородое А. Б. Обществознание: учеб. / А. Б. Безбородов, М. Б. Буланова, В. Д. Губин. М., 2008.
Морозова С. А. Обществознание: учеб-метод, пособие / С. А. Морозова. - СПб., 2001.
Каверин Б. И. Обществознание /Б. И. Каверин, П. И. Чижик. - М., 2007.
Обществознание: пособие для поступающих в вузы / под ред. В. В. Барабанова. СПб., 2001.

Цифровые образовательные ресурсы:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Образовательные ресурсы Интернета обществознание. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Обществознание в школе (дистанционное обучение). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] актуальные новости общественной жизни. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Фонд общественного мнения (социологические исследования). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Экономика. Социология. Менеджмент. Федеральный образовательный портал. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Граждановедение. Приложение к «Учительской газете». [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] ru/encycl/index.html Энциклопедии, словари, справочники.








Планируемые результаты изучения учебного предмета обществознание в 5 классе.

Базовый уровень
Повышенный уровень

Обучающиеся научатся характеризовать общественные процессы и явления, использовать знания об обществе, человеке.
Обучающиеся получат возможность анализировать общественные явления и процессы, давать морально-нравственную оценку общественной жизни.

По разделу Человек. Называть отличие человека от животных, определять свое место среди сверстников и взрослых. Работать с текстом учебника.
По разделу Человек. Получат возможность научиться: анализировать схемы, таблицы, высказывать собственное мнение. Анализировать свои поступки, чувства, состояния. Работать в группах.

По разделу Семья. Научатся: изучать историю своей семьи, определять ее функции, характеризовать семейно-правовые отношения, организовывать свое свободное время.
По разделу Семья. Получат возможность научиться: анализировать признаки семьи, высказывать собственное мнение, суждения.

По разделу Школа. Научатся: определять мотивы обучения в школе, организовывать собственную учебную деятельность, выстраивать отношения с одноклассниками, организовывать свое свободное время.
По разделу Школа. Получат возможность научиться: работать с тестом учебника, сравнивать ступени образования, высказывать свое мнение о значении образования.


По разделу Труд. Научатся: определять значение труда в жизни человека, характеризовать виды профессий. Работать с текстом учебника.
По разделу Труд. Получат возможность научиться: сравнивать виды трудовой деятельности, выделять существенные признаки трудовой деятельности. Высказывать собственное мнение.

По разделу Родина. Научатся: определять понятие «федерация», объяснять, что значит быть патриотом, определять права и обязанности гражданина РФ.
По разделу Родина. Получат возможность научиться: анализировать текст учебника, высказывать собственное мнение.



Возможные темы проектов. Возможен стенд, плакат, компьютерная презентация, учебное пособие, справочник, подборка материалов прессы и т.п.

1. Социальный портрет моего сверстника.
2. Знай свои права (пособие для подростка).
3. Защита правопорядка.
4. Молодой человек на рынке труда (Как найти достойную работу?).
5. Бизнес (иллюстрированный словарь).
6. Как работает современный рынок.
7. Здоровый образ жизни.
8. Советы самому себе: как улучшить свою учебную деятельность.
9. Мой город город для всех.
10. Защита прав детей, оставшихся без попечения родителей.
11. Образовательная карта моего города (Куда пойти учиться?).
12. Человек долга кто он, каков он?
13. Свободное время школьника.






















15